Меню

Здоровье как высшая социальная цель

Здоровье и здоровый образ жизни как целевые параметры социальной работы

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового комфорта, удовлетворительного питания и предоставление достаточно-го набора услуг. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены — медицинской науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их ущербности и снижают их эффективность.

Любой аспект социальной работы касается сбережения здоровья и содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезировании, доставке продуктов, об отоплении, устранении вредных привычек, улучшении экологии, качества быта, установке телефона, восстановлении разорванных связей подопечного с семьей или обществом и т.п. — все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о здоровом образе жизни. Без таких представлений социальная работа неполноценна.

Существует немало определений понятия «здоровье». Однако все они характеризуют этот феномен односторонне либо поверхностно и не раскрывают его физиологической сущности. Поэтому целевой параметр, на который ориентируется вся система здравоохранения и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) населения, еще четко не определен. Однако неясность цели всегда порождает методические ошибки и обрекает усилия на недостаточную эффективность, что и наблюдается на протяжении текущего столетия. Медицина, государство в целом отдавали приоритет профилактике болезней, стремились создать здоровые условия быта и труда, привить населению здоровый образ жизни. Но эффективность была явно недостаточной. Ив значительной мере оттого, что усилия не имели четкой ориентации. Здоровый образ жизни трактовался как соблюдение набора правил, суть которых населением либо не понята, либо понята упрощенчески, поверхностно. Непонимание сути ЗОЖ сокращало осознанное стремление его исполнять.

Итак, здоровье суть состояние достаточно широких функциональных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влияния банальных факторов окружающей среды. Причем функциональные возможности рассматриваются как физиологические резервы, объем которых может сокращаться или увеличиваться в зависимости от степени их тренированности. Последняя создается образом жизни как комплексом режимных моментов и моментов, исключающих или усугубляющих истощение названных резервов.

Разъясним физиологическую сущность тренировки, адаптации и компенсации, что позволит лучше понять целесообразность исполнения компонентов ЗОЖ и поможет сформировать осознанное стремление практиковать именно этот образ жизни.

С формальной точки зрения, ЗОЖ— это комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку в юношеском или старшем возрастах едва ли рационально: мешают устоявшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве же при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется прочно, на всю жизнь. В дальнейшем только особо хаотичные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек.

Четкое понимание феноменов здоровья, ЗОЖ, предболезни, болезни и профилактики формирует у будущих социальных работников конкретные ориентиры, на которые и должна направляться социальная работа.

Здоровый образ жизни — единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

Читайте также:  Утренник день здоровья только

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.

За годы советской власти сделано многое в области формирования ЗОЖ у населения. Но массовым он не стал. Не является он таковым и теперь. Более того, к традиционным проблемам формирования ЗОЖ добавились еще и проблемы сохранения статус-кво. Ибо в условиях экономического кризиса и массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ, утрачиваются, становятся недоступными. Ведь на оплату водоснабжения, газификации, электроэнергии требуются немалые деньги, которых у многих просто нет.

Здоровый образ жизни — это выработка у людей цепочки взаимосвязанных навыков и привычек. Надо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками и всегда придерживаясь при этом рекомендаций гигиенической науки, т.е. действовал с пользой для здоровья.

Не следует прививать ЗОЖ с помощью назиданий и зазубривания — что полезно, а что нет (это подходит только для несмышленых детей). Для детей же старших возрастов и взрослых нужно объяснять работу санологических механизмов организма, которые включаются и поддерживаются элементами ЗОЖ

Например, следует объяснить, почему взбадривание утренней гимнастикой и водными процедурами рациональнее и предпочтительнее, чем химическое взбадривание — крепким чаем или кофе, почему для здоровья нужна физкультура, а не изматывающий спорт и т.д.

Особенно четко надо прояснить,что в основе нездорового образа жизни лежат такие пороки человека, как лень, лукавство и др.

В отличие от прежних лет сейчас всем ясно, что ЗОЖ включает в себя и культуру увеселения (культуру отдыха и разрядки). У человека есть физиологически обоснованная потребность отвлекаться на получение удовольствий. И надо, чтобы удовольствий было много. Но все они должны быть натуральными, естественными, а не искусственными (наркотическими). Нужны стереотипы сочетания пассивного, активного и праздничного видов отдыха.

Большое значение имеет-воспитание культуры межличностных отношений, здесь кроется залог успешной охраны психического здоровья населения, да и физического тоже (все знают, что и слово ранит, причем не только психику, но и сердце).

С переходом на страховую медицину появился дефицит профилактического надзора. В перечень страховых видов медицинских услуг не вошли многие виды профилактической работы. Они не оплачиваются. Медицина еще больше стала медициной «пожарного» образца. Поэтому контроль над образом жизни в детских и трудовых коллективах значительно ослаблен. Здесь должны прийти на выручку социальные работники. Они должны взять на себя эту важную миссию.

В эпоху рыночных отношений, работая с населением, следует постоянно подчеркивать, что вести ЗОЖ и быть здоровым — выгодно. А вести нездоровый образ жизни и болеть — неразумно и разорительно.

Источник

Здоровье как социальная ценность

Проблема исследования: здоровья как социальной ценности.

Объект исследования: здоровье как универсальная ценность.

Предмет исследования: здоровье человека и общества как социальная ценность, взаимосвязь в ней витального и социального содержания как основания для формирования научной концепции здоровья человека в современных условиях.

Цель исследования: рассмотрение социально-философских проблем здоровья в их аксиологическом аспекте, исследовании сущности здоровья и тенденций в динамике его ценностных характеристик, анализе причин, приведших к «обесцениванию здоровья», и обосновании путей их устранения.

Методы исследования:принципы диалектической взаимосвязи общего и частного, целого и его части; использование системно-исторического подхода и его синергетических вариантов, применительно к анализу здоровья человека и социума как открытых систем. В исследовании ряда аксиологических проблем автор использовал «теорию социальных эстафет» М.А.Розова. В своей работе автор опирался также на методы и модели генерализации знания, приемы экспликации общетеоретических положений при анализе конкретных проблем. Особое место в исследовании занимает аксиологический подход как мировоззренческая ориентация на рассмотрение здоровья как высшей ценности.

Читайте также:  Практика здоровья анализы крови

Положения, вынесенные на защиту:

1. По своей социально-ценностной сущности здоровье — это универсальное благо, имеющее смысложизненное значение для людей, обеспечивающее жизнь как высшую ценность. Ценностное содержание здоровья выражается в отношении человека (общества) к своему состоянию, детерминирующему определенные ценностные ориентации и предпочтения. Особую актуальность ценностные характеристики приобретают в условиях возрастания угрозы здоровью на планетарном уровне, динамизма в развитии человеческой популяции, специфической ситуации со здоровьем, сложившейся в современной России.

2. Здоровье как индивидуальная ценность — это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий без ухудшения своего физического, духовного и социального состояния, без потерь в степени своей социализации.

3. Здоровье как социальная ценность — это значимость для социальной группы степени реализации смысложизненных возможностей ее членов. Социальность, как ценностная характеристика здоровья, выражает значение определенных социальных связей, места и роли человека в решении общественных задач, что обеспечивает личности достаточный уровень социальной адаптивности.

4. Существует закономерная зависимость между здоровьем общества и здоровьем индивида. В здоровом обществе гармонично формируется физическое, психическое и духовное здоровье индивидов, а наличие здоровых индивидов обеспечивает достаточный уровень общественного здоровья в экономической, социально-политической и духовной сферах.

5. На протяжении всей истории человечества здоровье рассматривалось как высшая универсальная ценность. Однако значимость физической, духовной и социальной составляющих этой ценности для общества и индивида в различные исторические эпохи была различна. Тенденция в динамике значимости названных составляющих здоровья такова: от физического через духовное к социальному.

6. В современных условиях переход от аспектного к целостному (интегральному) подходу к здоровью человека в значительной степени сдерживается преувеличением в существующих естественнонаучных и социобиоло-гических теориях какого-либо одного аспекта здоровья (физического или социокультурного), отсутствием социально-философских и методологических оснований его исследования. Преодоление фрагментарности в исследовании здоровья и его ценности возможно на пути использования философско — аксиологического метода — подхода и опоры на интегративные концепции. Такой путь формирует мировоззренческие и теоретические основы комплексной концепции ценности здоровья.

7. Гармоничность физического, психического и социального здоровья выступает одним из главных факторов личной и общественной жизни, создания высокой гуманистической культуры, рационального отношения человека к окружающей среде, формирования социальной политики государства в области сохранения и укрепления здоровья, усиления нацеленности общества на культивирование здоровья как высшей ценности.

8. Здоровье конкретного общества относительно, но степень его относительности ограничена определенными пределами: объективностью функций здоровья, его зависимостью от исторической эпохи, соотношением с другими ценностями, психической организацией человека. Основными принципами научной организации деятельности по укреплению здоровья выступают: целостность, историзм, преемственность, сочетание общечеловеческого и национального, принцип главного звена и др.

9. По показателю отношения общества к индивидуальному здоровью его членов, можно утверждать, что для современной России характерно противоречие между всё большим осознанием его как высшей ценности и фактическим «обесцениванием здоровья как ценности». Это является следствием снижения социальной нацеленности политики государства, уменьшения расходов на здравоохранение, имущественной дифференциации населения и других социокультурных факторов, доля и роль которых значительно возрастает по сравнению с природными факторами. Это свидетельствует о росте влияния социальных причин на ценностное отношение к здоровью и личности, и общества.

Теоретическая значимость: в диссертации представлена авторская концепция здоровья как социальной ценности. В рамках этой концепции: предложено аксиологически ориентированное понимание сущности здоровья как потенциальной совокупности биопсихосоциальных возможностей человека, реализуемых в конкретных условиях без потерь в адаптации к жизненной среде, как гармоничная совокупность физического, духовного и социального состояния человека, в которой утраты в адаптации к среде в физическом отношении могут быть компенсированы духовной и социальной его составляющими; в динамике ценности и оценке здоровья в развитии человечества выявлена закономерная тенденция последовательного перехода от доминирования физической составляющей здоровья к его социальной составляющей, зависимость этой тенденции от экономической, социально-политической и духовной жизни общества, уровня цивилизованности и социальной ориентации государства; на основе новейших достижений в области естественнонаучного знания уточнены ценностные характеристики здоровья человека, раскрыты новые аксиологические аспекты здоровья в связи с появлением современных биотехнологий, развитием геномных исследований, возможностью разных видов клонирования, свидетельствующие об актуализации социокультурных проблем ценности здоровья, его сохранения как на индивидном, социумном так и на планетарном уровнях; с позиции ценностного подхода проведен анализ существующих медицинских и социобиологических теорий (анамнестической, артритической, стрессорной, евгенической, валеологической). В качестве одной из последних рассмотрена соединительнотканная теория, показан ее интегра-тивно-синергетический характер, позволяющий с большей степенью комплексности рассматривать здоровье; выявлена и сформулирована закономерная взаимозависимость здоровья индивида и здоровья социума, при которой в здоровом обществе здоровье отдельного индивида является высшей ценностью, а уровень здоровья индивидов формирует устойчивые характеристики здоровья общества. Типологизирована система факторов, обусловливающих ценностное отношение к здоровью в физической, духовной и социальной сферах; обосновано и введено в научный оборот понятие «здоровье общества» как социальной ценности, выражающейся в таком состоянии (т.е. доминирующем способе его бытия), при котором социум наиболее полно обеспечивает реализацию биопсихосоциальных возможностей своих членов как принципа их жизнедеятельности; определены пределы относительности здоровья и факторы, обусловливающие его динамику от относительной ценности к ценности абсолютной. Эта динамика позволяет давать как сравнительные, так и прогностические оценки здоровью конкретной социальной системы, на основе которых можно определить меры по повышению его ценности; выявлены основные причины, обусловливающие отклонение современной России от тенденции повышения ценности здоровья в развитых странах (трудности в реализации социальной политики государства, социально-экономическое расслоение населения, механический перенос норм и ценностей других культур и др.) и сформулированы принципы деятельности по предотвращению его обесценивания.

Читайте также:  Умягчители вредны для здоровья

Практическая значимость:

Анализ проблемы здоровья в новых его аспектах позволил проследить методологическую роль социально-философских принципов в определении направлений теоретического исследования в науке и формировании новых научных концепций. Это позволило конкретизировать и подтвердить положение о плодотворном взаимодействии философии и естествознания, по-новому оценить идею создания единой науки о человеке.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается также в том, что оно определяет пути решения задач синтеза биологических, медицинских и социологических концепций в построении аксиологической теории здоровья, на которую можно опираться в практике организации здравоохранения. Сформулированная в диссертации концепция и вытекающие из нее принципы методологического и теоретического характера могут служить основой для разработки политических, социальных, медицинских, а также комплексных научно-исследовательских программ в медико-экологической, медико-культурологической, медико-социологических областях, и в этом смысле быть полезной для профилактики социальных патологий.

Представленная работа имеет определенное значение и как связуюmee звено между социально-философской теорией ценностей, с одной стороны, и философскими проблемами медицины, с другой.

Материалы диссертации могут быть использованы в образовательных программах по философии, социологии, биологии, медицине, социальной антррпологии, культурологии и многим другим дисциплинам, в первую очередь в медицинских и социальных учебных заведениях.

Источник

Adblock
detector