Меню

Здоровье как ценность вожатого

Ценности вожатской работы

Кодекс чести вожатого

Общие положения

Данный Кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности вожатого.

Целью Кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности вожатого. Кодекс должен служить вожатому ориентиром при планировании и построении работы с детьми, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности вожатого.

Кодекс призван укрепить авторитет профессии вожатого.

Введение

В задачи Кодекса входит характеристика основных этических норм и правил, которыми руководствуются вожатые в своей деятельности.

Кодекс содержит директивы для педагогических работников (вожатых и воспитателей) детских учреждений.

Положения Кодекса ориентируют вожатых строить свою деятельность вокруг интересов ребенка.

Кодекс требует от вожатых исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами.

Согласие с Кодексом и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к работе вожатым.

Задачи вожатого в детском учреждении (ДУ).

Отвечать за благополучия детей в период работы в ДУ (благополучия: физическое, социальное, психологическое, эмоциональное, материальное).

· Следить за здоровьем и гигиеной воспитанников.

· Проводить с детьми инструктаж по технике безопасности, не создавать ситуации, в которых возможна травма детей, знать, где находятся все его дети в любой момент времени, всегда быть в доступном для ребят месте.

· Соблюдать дисциплину, составить четкий распорядок в отряде и следить за его выполнением, не быть безразличным к недисциплинированности детей, к оскорблениям по отношению к детям со стороны других детей.

· Не создавать ситуации, в которых возможна психологическая травма детей, не применять манипулятивные техники, агрессивные и жесткие методики, а также методики в которых вожатый некомпетентен (например, психологические, медицинские, парапсихологические и т.п.).

· Создавать для детей ситуацию успеха в индивидуальной и коллективной деятельности, создавать условия для развития чувства эмоционального комфорта.

Обеспечивать личностный рост каждого ребенка.

Вожатый не имеет право выделять «любимчиков» из отряда, каждый из детей заслуживает индивидуального внимания, каждый ребенок особенный по своему и не следует предполагать, что кто-то из детей самый лучший.

· Знать об индивидуальных особенностях каждого ребенка, развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей.

· Помогать ребенку строить собственные планы и давать ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

· Учить ребенка общаться с взрослыми любого возраста.

· Воспринимать вопросы и высказывания ребенка всерьез.

· Создавать условия, в которых учитывается мнение детей, давать возможность высказаться каждому.

· Хвалить ребенка только за конкретные успехи и поступки.

Сплачивать детский коллектив.

Вожатый обязан организовывать досуг детей, проводить мероприятия для сплочения отряда.

Вожатый должен знать межличностные отношения в отряде, решать детские конфликты.

Вожатому нельзя держаться изолированно, дистанционно от детей, отговариваясь тем, что вожатый должен давать свободу детям.

Содействовать успешной реализации программы.

· Проводить мероприятия во вверенной ему группе детей согласно утвержденной ДУ программе.

· Привлекать к участию детей и участвовать самому во всех мероприятиях, проводимых администрацией ДУ для детей.

Вожатому следует проявлять инициативу в подготовке мероприятий и выступлений детей.

Вожатый не имеет права критиковать программу, реализуемую в ДУ и отдельные мероприятия в присутствии детей.

Сплачивать педагогический коллектив.

Вожатый не должен создавать стрессовых и конфликтных ситуаций для детей и коллег.

Вожатому следует преследовать совместно поставленные общие цели, участвовать в общественной жизни педагогического коллектива ДУ.

Ценности вожатской работы

Человеческое достоинство и толерантность

Вожатый признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

· уважает основные права ребенка, указанные в Конвенции о правах ребенка;

· демонстрирует уважение и доброжелательное отношение ко всем детям и уважает их убеждения, ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения;

· защищает и поддерживает достоинство детей, учитывает индивидуальность, интересы и социальные потребности каждого ребенка;

· способствует достижению благополучия и самостоятельности ребенка, формирует и поддерживает в них уважительное отношение к правам и свободам других людей;

Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической деятельности.

· изучает, использует, распространяет и применяет знания, умения и навыки в вожатской практике;

· постоянно повышает уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяет свою компетентность в целях повышения качества своей деятельности;

· осознает рамки своей компетентности и не выходит за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы;

Социальная активность, мобильность и гибкость

Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью вожатской работы и предполагают взаимосвязанную деятельность вожатого и ребенка.

Вожатый занимает социально-активную позицию в обществе, владеет навыками быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и способами саморегуляции и саморелаксации.

Читайте также:  Здоровье нервы чем лечить

Источник

Программа «Наше здоровье — в наших руках» по формированию здорового образа жизни несовершеннолетних в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием с использованием здоровьесберегающих технологий
методическая разработка по зож по теме

Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил В.А. Сухомлинский — «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Здоровье — важнейшая составляющая правильного формирования характера, сильной воли, развития природных способностей, дарований. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки.

Данная программа по формированию здорового образа жизни подростков реализуется в рамках работы летнего лагеря с дневным пребыванием. Летние каникулы- это не только замечательная пора для отдыха детей, но и возможность для организации здоровых форм летнего досуга, создания благоприятных условий для сочетания оздоровительных мероприятий с творческими формами, позволяющими сформировать физическую, нравственную, культурную и духовную сторону личности ребенка.

Разработка данной программы была вызвана:

— необходимостью привлечь внимание подростков к вопросам формирования навыков здорового образа жизни;

— повышением спроса родителей на здоровьесберегающий отдых детей в летний период в условиях города;

-потребностью развития физической активности подростков, в ходе летнего отдыха.

Данная программа по продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение 21 дня. Цель программы: формирование представления ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

Вложение Размер
programma_nashe_zdorove_-_v_nashih_rukah.docx 242.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития Саратовской области

Государственное автономное учреждение Саратовской области

«Энгельсский центр социальной помощи семье и детям «Семья»

Директор ГАУ СО «Энгельсский

центр социальной помощи

семье и детям «Семья»

«Наше здоровье — в наших руках»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РАМКАХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ

(с использованием современных здоровьесберегающих технологий).

Валеева Юлия Александровна

Проблема сохранения здоровья, формирования здоровьесберегающей культуры, воспитания навыков здорового образа жизни у детей школьного возраста является самой актуальной на сегодняшний день. Как говорил В.А. Сухомлинский — «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Здоровье — важнейшая составляющая правильного формирования характера, сильной воли, развития природных способностей, дарований. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки.

Данная программа по формированию здорового образа жизни подростков будет реализовываться в рамках работы летнего лагеря с дневным пребыванием. Летние каникулы- это не только замечательная пора для отдыха детей, но и возможность для организации здоровых форм летнего досуга, создания благоприятных условий для сочетания оздоровительных мероприятий с творческими формами, позволяющими сформировать физическую, нравственную, культурную и духовную сторону личности ребенка.

Разработка данной программы была вызвана:

— необходимостью привлечь внимание подростков к вопросам формирования навыков здорового образа жизни;

— повышением спроса родителей на здоровьесберегающий отдых детей в летний период в условиях города;

-потребностью развития физической активности подростков, в ходе летнего отдыха.

Данная программа по продолжительности является краткосрочной, реализуется в течение 21 дня.

Цель и задачи программы

Цель : Формирование представления ребенка о самом себе, здоровом образе жизни через применение здоровьесберегающих технологий.

  1. Формирование здоровьесберегающей среды.
  2. Создание и поддержание положительного микроклимата в группе.
  3. Формирование у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности быть здоровыми.
  4. Развитие у детей потребности в двигательной активности.
  5. Укрепление психического и физического здоровья несовершеннолетних.
  6. Просвещение родителей в вопросах воспитания здорового ребенка.
  • индивидуальные и групповые занятия с детьми и подростками;
  • тематические беседы;
  • проведение с детьми спортивных занятий, соревнований, игр, мероприятий;
  • проведение конкурса рисунков (на тему здорового образа жизни);
  • сотрудничество со специалистами здравоохранения (центр медицинской профилактики), спортивными учреждениями (спортивно технический центр).

Направления деятельности программы:

«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу «.

Воспитание здорового образа жизни детей через просветительно – воспитательную работу.

1.Профилактические занятия с привлечением специалистов центра медицинской профилактики:

— «Безопасное лето. Профилактика травматизма подростков в летний период».

— «Личная гигиена – залог здоровья».

— «Секреты здоровья. Витамины и их польза».

2.Проведение тематических занятий:

Цикл: «Мы за здоровый образ жизни»

— «Твое здоровье» (знакомство детей с приемами точечного самомассажа);

— «Вся правда о курении»;

— «Похититель рассудка – алкоголь»;

— «Мы против наркотиков».

Цикл: «Мое здоровье»

— «Наше зрение — в наших руках» (знакомство с гимнастикой для глаз);

— «О правилах закаливания».

3. Конкурс рисунков «Мы против наркотиков».

Психолого – развивающие групповые занятия.

Создание благоприятных психологических условий пребывания несовершеннолетних в летнем лагере с дневным пребыванием.

Проведение психолого – развивающих групповых занятий педагогом – психологом (по подгруппам):

— «Я – хороший, ты – хороший!»;

— «Учимся владеть своими чувствами»;

— «Конфликты в нашей жизни».

Спортивно- оздоровительные мероприятия

«В здоровом теле – здоровый дух».

Укрепление физического здоровья детей,
развитие двигательной активности, ловкости, координации движений.
Воспитание любви к занятиям физической культурой.

1.Проведение оздоровительных мероприятий:

-ежедневная утренняя зарядка на свежем воздухе;

— подвижные игры на свежем воздухе.

2.Проведение спортивных мероприятий, игр с привлечением специалистов спортивно технического центра:

— «Мой веселый, звонкий мяч» (спортивно — игровая программа);

— «Вместе весело играть» (спортивно – оздоровительное мероприятие).

Просветительно – воспитательная работа с родителями.

Воспитание здорового образа жизни детей через просветительную работу с родителями.

Просветительно – воспитательная работа с родителями проводится в форме консультаций индивидуально, а также через буклеты и листовки.

— Памятка для родителей по профилактике детского травматизма в летний период.

  • создание и поддержание положительного микроклимата в группе летнего лагеря с дневным пребыванием;
  • организация разностороннего оздоровительного активного отдыха детей в летний период;
  • осознание детьми в соответствии с возрастом смысла здорового образа жизни;
  • проведение с детьми 10 тематических занятий по программе «Наше здоровье – в наших руках» с привлечением специалистов центра медицинской профилактики;
  • проведение с детьми ежедневных спортивных занятий (утренняя зарядка);
  • знакомство детей с гимнастикой для глаз;
  • знакомство детей с приемами самомассажа;
  • проведение спортивных соревнований, игр с привлечением специалистов спортивно технического центра;
  • проведение подвижных игр на свежем воздухе;
  • проведение конкурса рисунков «Мы против наркотиков»

Раздел 1. Уроки здоровья «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

Профилактические занятия с привлечением специалистов центра медицинской профилактики.

Тема: «Безопасное лето.

Профилактика травматизма подростков в летний период».

Цель: — формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью;

-знакомство с видами травм и их последствиями с целью предупреждения травматизма.
Содержание беседы:

— Возрастная специфика детского травматизма.

— Виды травм (бытовые, т. е. полученные во дворе во время игр и развлечений; несчастные случаи на воде; дорожный травматизм).

— Правила поведения детей на дорогах.

— Правила поведения детей на воде.

— Правила поведения на улице и во время игр.

В завершении беседы детям выдается информационная листовка «Памятка для детей по профилактике травматизма в летний период» (приложение 1).
С целью профилактики детского травматизма в летний период, проводится беседа с родителями, выдается информационный материал – «Памятка для родителей по профилактике детского травматизма в летний период» (приложение 2)

Тема: «Личная гигиена – залог здоровья».

Цель: — дать определение понятию «гигиена», убедить ребят в необходимости соблюдать правила личной гигиены, чистоты в доме, на улице, в природе.

— способствовать воспитанию у детей потребности к здоровому образу жизни;

— формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

— определение понятия «гигиена»;

— определение понятия «здоровый образ жизни»;

— знакомство детей с правилами ухода за ногтями, волосами, зубами, кожей.

-подведение итогов беседы, выработка правил личной гигиены. Каждому ребенку выдается Памятка «Правила личной гигиены» (приложение 3).

Тема: «Секреты здоровья. Витамины и их польза».

Цель: — формирование у детей представления о здоровом питании,

— воспитание в детях навыков здорового образа жизни.

— определение понятия «здоровое питание»;

— опрос детей «Правильно ли ты питаешься»;

— знакомство с режимом питания;

— проведение игры «Полезные продукты»;

— рассказ детям о витаминах, необходимых для нормальной работы организма;

— определение, что такое «вредные продукты»;

-подведение итогов беседы, выработка правил «здорового питания».

Проведение тематических занятий. Цикл: «Мы за здоровый образ жизни».

Тема: «Твое здоровье».

Цель: — Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни;

— Сформулировать понятие “Здоровье человека”;

— Познакомить с приемами самомассажа;

-Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.

— определение понятия «здоровье человека»;

— определение факторов, определяющих здоровье человека, и кто несет ответственность за сохранение здоровья человека;

— обсуждение признаков физического, психического и нравственного здоровья;

— проведение ролевой игры “Специалист ”;

— знакомство детей с приемами самомассажа (Приложение 4.)

Тема: «Вся правда о курении»

Цель : — Формирование отрицательного отношения к курению.

— Информирование о причинах и последствиях табакокурения.

— Развитие навыков уверенного отказа от предложений попробовать курить.

— рассказ о химическом составе сигарет, о содержании ядов и отравляющих веществ;

-рассказ о болезнях, которые вызывает курение.

2.Практический блок: Умей сказать «Нет- курению!»

3.Творческое задание «Путь к здоровью»

Тема: «Похититель рассудка – алкоголь».

Цель : — Формирование отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

— Информирование о причинах и последствиях алкогольной зависимости.

— Развитие навыков уверенного отказа от предложений попробовать алкогольные напитки.

— рассказ о влиянии алкоголя на организм подростка, о болезнях, которые вызывают алкогольные напитки.

2. Проведение самодиагностики «Сможешь ли ты устоять?».

3. Игровая пауза «Что толкает людей в пропасть?»

Тема: «Мы против наркотиков».

Цель: уберечь подрастающее поколение от употребления наркотических веществ.
Содержание беседы:
1. Познакомить подростков с понятием «наркотики» и «наркомания»;
2. Провести профилактическую работу, направленную на отказ подростков от употребления наркотиков. Обсуждение мифов о наркотиках.;
3. Научить подростков вести себя при давлении сверстников,

«Умей сказать «Нет!».

Цикл: «Мое здоровье»

Тема: «О режиме дня»

Цель: — Познакомить детей с понятием «режим дня». Для чего нужно соблюдать режим.

— Убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.

1.Знакомство детей с правилами составления режима дня.

2. Совместная работа по составлению режима дня школьника.

3. Проведение игр на развитие чувства времени.

4. Подведение итогов занятия.

Тема: «Наше зрение — в наших руках» (знакомство с гимнастикой для глаз)

Цель: — Показать детям, какую роль играют глаза в жизни человека и некоторых животных.

2. Познакомить со строение глаза – веки, ресницы, брови, белок, радужная оболочка, зрачок.

3. Закрепить полученные знания об органах зрения путём составления рекомендаций по охране зрения, познакомить с приёмами первой медицинской помощи при травме глаз.

4. Воспитывать желание бережно относиться к своему зрению. Знакомство с гимнастикой для глаз.

  1. Роль глаз в жизни человека. Предложить детям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают.
  2. Игра «Кто как видит» (ознакомление с органами зрения животных, птиц, насекомых).
  3. Игра «Что полезно и вредно для глаз?»
  4. Знакомство детей с гимнастикой для глаз (Приложение 5)

Тема: «О правилах закаливания»

Цель: — познакомить ребят с формами закаливания, убедить в необходимости закаливания;

— формирование у детей установки на здоровый образ жизни

  1. Познакомить детей с формами закаливания.
  2. Обсуждение Правил закаливания, с чего начинать закаливание, как проводить закаливание зимой, как принимать воздушные и солнечные ванны. Почему закаленный человек болеет редко.
  3. Игра «Кроссворд «Здоровье».
  4. Подведение итогов занятия.

Раздел 2. Психолого –развивающие групповые занятия

Занятие 1. «Давайте, познакомимся!»

Цель: выработка правил взаимодействия; создание положительного психоэмоционального настроя и благоприятных условий для работы в группе; формирование адекватной самооценки у ребят; развитие умения понимать и принимать друг друга в совместной деятельности; сплочение детского коллектива.

1.Принятие правил взаимодействия в группе.

2.Проведение упражнений — «Разрешите представиться», «Представление в парах», «Говорю, что вижу», «Досье», «Мост симпатий», «Мое эхо».

Занятие 2. «Учимся владеть своими чувствами»

Цель: научить детей правильно выражать свои чувства, свое положительное отношение к другим людям; уметь оказывать и принимать знаки внимания.

1.Упражнение «Здравствуйте, мне очень нравиться…». Рефлексия.

2. Упражнения «Найди себя», «Хорошо или плохо», «Паутина». Рефлексия.

3.Упражнения «20 Я».

Занятие 3. «Я — хороший, Ты — хороший».

Цель: осознание понятий «сотрудничество», «согласованность», «атмосфера в группе»; развитие умений и навыков владения диалога, цивилизованных способов убеждения другого.

1.Разминка -упражнение «Мяч- кому хочу».

2.Упражнения «Азбука качеств», «Список качеств, важных для установления диалога». Рефлексия.

3. Упражнение «Обмен ролями». Рефлексия.

4. Коллективное составление «Памятки диалога».

3.Упражнения «20 Я».

Занятие 4. «Путешествие в будущее».

Цель: активизация двигательных навыков и фантазии у детей; научить «строить» свое будующее, используя планирование и фантазирование, объединение его с настоящим; активизировать речевые высказывания; формировать установку на положительное принятие собственных изменений.

1.Упражнение «Смешное приветствие», «Я- взрослый», «Мое будующее», «Маленький принц». Обсуждение по вопросам.

Раздел.3. Спортивно – оздоровительные мероприятия «В здоровом теле – здоровый дух».

Цель: Укрепление физического здоровья детей, развитие двигательной активности, ловкости, координации движений.
Воспитание любви к занятиям физической культурой.

Проведение оздоровительных мероприятий: ежедневная утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия способствуют эмоциональной разгрузке, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Подвижные и спортивные игры -подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения

— Групповые игры: «Коршун и наседка», «Найди себе пару», «Успей занять место», «Выше ноги», «Мяч в воздухе», «Третий — лишний» и т. д.

— Командные игры: «Успей взять кеглю», «Сбей мяч», «Бег с флажками», «Перемена мест» и т.д.

— Игры — эстафеты: «Бег по кочкам», «Эстафета с обручами», «Скорый поезд» и т. д.

В помещении подвижные игры:

«Успей передать», «Кто успел, тот и сел», » Неуловимый шнур «, » Нос — ухо – нос» и т. д.

Практика работы по здоровьесбережению показала, что сочетание умственной деятельности с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес.

Источник

Adblock
detector