Меню

Здоровье как ценность современной молодежи

Здоровье как ценность современной молодежи.

Молодёжь является потенциалом социального развития и фактором политического баланса с воспроизводственным потенциалом нации. Здоровье- качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, способности к созданию семьи и деторождению, сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. В современных условиях здоровье перестаёт быть только личным делом молодого человека, оно становится фактором выживания социума в целом. Отношение молодёжи к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями и социальной среды, способствующими, или наоборот, угрожающими состоянию здоровья, а также определённую оценку индивидом своего физического состояния.

В связи с этим актуализируется проблематика здорового образа жизни студенческой молодёжи, связанные со следующими аспектами.

Во-первых с ростом изменением характера нагрузок, который испытывает молодой человек студенческой среде в связи с усложнением социальной жизни, изменением её ритма, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья, приводят к изменению характера заболевания.

Во-вторых, с увеличением рисков как общего характера, так и возрастного порядка, которые могут повлечь за собой негативное изменение состояния здоровья. Усиливающийся рост количества риска в современном обществе, а главное, постоянно растущий масштаб потенциального и реального ущерба от них приводит к тому что традиционные механизмы защиты от неблагоприятных последствий перестают эффективно выполнять свои функции.

Приложение

Анкета:

Часто ли вы употребляете ли Вы Фаст-Фуд?

Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями?

Если ли у Вас вредные привычки?

Источник

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

ЗОЖ в жизни современной молодёжи

Автор: Модератор 01.03.2018 20:37

Ваше здоровье – есть результат любви к самому себе.

Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творчество и ритм жизнедеятельности.

Однако, по экспертной оценке, Всемирной организации здравоохранения, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни. В России общественному здоровью всегда уделялось большое внимание. Следует отметить, что наиболее значимой социальной группой в вопросе пропаганды и информирования о важности активного и здорового образа жизни является молодёжь, в частности дети школьного возраста. Именно в этот период происходит формирование системы ценностей человека, становление его в морально-нравственном плане. И от того, какие приоритеты будут расставлены ребёнком в возрасте 12-18 лет, будет зависеть его будущее и будущее страны в целом. Как показывает статистика, молодёжь остаётся наиболее подверженной негативному влиянию вредных привычек, в настоящее время в Российской Федерации курит 32,3% населения, из них 51,3% мужчин и 16,3% женщин. При этом треть курящих 43,1% молодежь в возрасте 16-29 лет. Особо следует отметить влияние алкоголя на социальное поведение молодых людей. Растёт проблема пивного алкоголизма, который наиболее распространен в молодёжной среде. Вместе с тем частыми остаются случаи продажи лицам до 18 лет табачных изделий и алкогольных напитков. Факты продажи обусловлены невнимательностью к проблеме табакокурения и употребления подростками алкоголя, недостаточной профилактической работой, низким уровнем информирования по данной проблеме.

Сохранение и укрепление здоровья молодого поколения — одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому воспитание молодёжи приобретает социальную значимость.

Здоровый образ жизни — важнейшая составляющая существования современного человека. Он обеспечивает всестороннее раскрытие творческих способностей, рациональное использование интеллектуальных и физических ресурсов каждого человека в интересах общества и всестороннего удовлетворения личных потребностей, основанных на высоконравственной морали. Образ жизни человека в значительной мере определяется и формируется культурой личности и общества.

Важнейшими факторами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Систематические занятия физическими упражнениями и спортом, укрепляют здоровье и развивают физические способности молодежи, сохраняют здоровье, усиливают профилактику неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Особое значение имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма.

В России уделяется большое внимание физическому оздоровлению нации. Стратегия развития физической культуры и спорта направлена на качественное улучшение физического здоровья населения, и в первую очередь молодого поколения, на основе повышения уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы среди дошкольников, учащихся и студенческой молодежи, а также по месту жительства и в трудовых коллективах.

Таким образом, только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье молодёжи, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Читайте также:  Воспитание культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста

Во все времена, от того как государства и нации воспитывали свою молодежь зависело многое. От отношения к молодежи зависело как минимум будущее этих наций и государств, а порою и весь мировой порядок. Если подрастающее поколение становилось ступором, затрудняющим развитие государства и ее цивилизации, империи рисковали исчезнуть с карты мира и кануть в Лету. Если же молодежь благодаря совместным усилиям государства и общества становилась катализатором прогресса, то слава и мощь государств и наций приумножались в разы. Говоря современным языком, молодежь является важнейшим стратегическим ресурсом развития и процветания любой страны, любого общества.

Здоровье –это благо, которое нельзя купить не за какие деньги. (Исаак Валтон)

Специалист по социальной работе ООЛДС Симак В. И.

Источник

Здоровье как ценность молодежи

Актуальность проблемы формирования ценностей здоровья обусловлена тем, что сохранение здоровья подрастающего поколения имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал и благосостояние граждан.

В современном мире наблюдается устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья молодых людей. Появилось множество устройств, облегчающих трудовую деятельность людей. Это привело к снижению функциональных возможностей человека.

На данный момент в практике физического воспитания приоритет отдается формированию физических качеств и двигательных компонентов студентов. Но вместе с тем очень важны мотивы и ценности здорового образа жизни, культура здоровья и уровень направленности на укрепление своего здоровья.

Здоровье – это важнейшая ценность не только для одного человека, но и для социума в целом. Состояние здоровья студента обладает огромной социальной значимостью и является показателем общекультурного развития. Именно поэтому общество крайне заинтересовано в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни — понятие

Здоровый образ жизни – это формы и способы жизнедеятельности, которые улучшают организм и способствуют успешному развитию, поддержанию и восстановлению его резервных возможностей. Такой образ жизни направлен на профилактику болезней, сохранение здоровью и укрепление организма человека. Распорядок жизни студентов является важным условием для достижения успеха в учебной деятельности.

Бережное отношение к здоровью необходимо активно воспитывать в студенческие годы. Однако молодые люди нередко нарушают простейшие правила гигиены, режим питания и сна. Например, без завтрака на занятия уходят до 27% студентов. В этом случае учеба проходит при сниженной работоспособности. У 87% студентов отход ко сну затягивается до 1–2 часов ночи. Вследствие этого они не высыпаются, что сказывается на снижении умственной работоспособности на 7–18% по сравнению с тем, когда сон нормально организован. Из–за недосыпания часть студентов прибегает к дневному сну.

Неотъемлемым компонентом вузовского образования является физическая культура, которая помогает решить проблему приобщения студентов к здоровому образу жизни. Она позволяет выделить и реализовать качества личности будущего специалиста – работоспособность, эмоциональную устойчивость и здоровье, которые в будущем хорошо отразятся на профессиональной деятельности и позволят выполнять ее на достаточно высоком уровне. Физическая культура является частью культуры общества и выполняет такие важные функции, как образование личности и оздоровление человека. Именно поэтому так важно приобщить студента к физкультурно–спортивной деятельности вуза. Это является важнейшим компонентом формирования ценностного отношения к здоровью.

Средством стимулирования жизненно важных функций являются физические упражнения. Их можно рассматривать и как жизненно необходимую ценность, и как гуманистические, духовные, эстетические ценности. Жизненно необходимая ценность физических упражнений выражается в телесном совершенствовании и сохранении здоровья. Однако нужно помнить про предел нагрузки на организм, ведь физиологическая перегрузка еще более опасна для жизни, чем недостаток двигательной активности. Сильное перенапряжение может привести к ужасным последствиям, таким как инфаркты и инсульты.

Таблица 1 дает представления о систематическом характере занятий студентов физической культурой и спортом в свободное время.

Таблица 1 показывает, что лишь небольшая часть (33,8%) студентов приобщена к систематическим занятиям 2–3 и более раз в неделю. Более чем у 50% студентов полностью отсутствует проявление активности в физкультурно-спортивной деятельности.

Систематичность занятий физической культурой и спортом в свободное время, %

Система ценностей очень важна в жизни любого человека. Мотивы и ценности молодых людей крайне неустойчивы, они не имеют прочной, устоявшейся социальной основы и во многом зависят от окружающих. Отсюда вытекает важное условие вузовского образования – формирование у студентов мотивационно–ценностной структуры сознания и установок на свободную и творческую самореализацию средствами физической культуры.

Сообщить студентам уже готовую информацию о ценностях недостаточно. Необходимо, чтобы в сознании личности сформировалась система ценностей, чтобы в дальнейшем она была проверена личным опытом. Ведущее место для студента занимают ценности, полученные в результате занятий теми видами деятельности, которые он выбрал добровольно. Сюда можно отнести спорт, а также различные увлечения. От системы ценностей зависят порядок и способы удовлетворения социальных потребностей. Ценности позволяют оценивать свои поступки и поступки окружающих, а также являются важным регулятором социального поведения человека.

Одна из самых главных составных частей физического образования студента – воспитание ценностного отношения к здоровью. Помимо формирования двигательных компонентов, нужно работать над осмыслением важности ведения здорового образа жизни и уделять должное внимание присвоению нравственных ценностей, таких как порядочность, честь, милосердие, ответственность и здоровье. Обязательным условием здорового образа жизни студента является отказ от курения и употребления алкоголя.

Таким образом, студенческий возраст можно назвать заключительным этапом развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для учебного труда и общественно-политической деятельности. Физическая культура и спорт становятся для студентов важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, овладения наукой и профессией. Достижение крепкого психического и физического здоровья студента невозможно без осознания важности саморазвития и самосовершенствования в процессе физического воспитания. В этом и состоит его роль в формировании ценностей здоровья.

Источник

Здоровье молодежи как непреходящая ценность современного общества

Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, оно представляет собой социальную, общественную ценность. Желание сохранить крепкое здоровье – важная социальная потребность человека, необходимое условие полноценной жизни, высокой творческой активности, трудоспособности и счастья. Здоровье – это великое благо, данное человеку природой, которое нельзя ни купить, ни обменять, его нужно оберегать, улучшать и укреплять.

Но из-за того, что человек рассматривал здоровье как данность, это понятие с давних пор не имело конкретного определения. Самыми распространёнными на сегодняшний день определениями являются:

· гармония противоположно направленных сил;

· полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

· способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Большая медицинская энциклопедия определяет здоровье как «состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствие каких-либо болезненных изменений». А в основных материалах Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого нельзя выразить кратко и однозначно.

Многообразие подходов к определению данного феномена и доказывает его социальную и общественную ценность, что в народе подтверждается истиной как «самое главное — здоровье», «здоровье – это не все, но все без здоровья — ничто».

Анализ научно-педагогической, психологической и медицинской литературы показывает, что здоровье можно рассматривать в нескольких аспектах: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье, социальное здоровье и др.

Физическое здоровье человека представляет собой естественное состояние организма, характеризующееся слаженным функционированием всех органов, устойчивой иммунной системой, достаточностью сил и энергий для выполнения оптимальных физических нагрузок, умственной работы полноценного отдыха.

Психическое здоровье человека рассматривается как способность правильного функционирования его головного мозга, характеризующееся уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, волевых качеств, умением принимать самостоятельные решения в любых ситуациях, анализировать происходящее и умение адекватно оценивать их.

Нравственное здоровье человека определяется такими моральными принципами, которые являются основой его социальной жизни, помогают правильно расставлять приоритеты в поиске истины, выражают сознательное и ценностное отношение к труду, национальной и общечеловеческой культуре, к духовному богатству, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Эмоциональное здоровье характеризуется внутренним состоянием организма, степенью эмоциональной устойчивости человека, его личными переживаниями и умением сопереживать чувствам окружающих, стремлением оказывать поддержку другим людям. Эмоциональное здоровье человека — это такое его состояние, которое обеспечивает ему правильное понимание собственных эмоций и управление эмоциями, принятие себя, что имеет моторные, биохимические и другие проявления, внешне отражающиеся на мимике, жестах, и т.д.

Читайте также:  Основные условия укрепления здоровья детей

Социальное здоровье человека представляет состояние организма, определяющее способность человека положительно контактировать с социумом, позитивное взаимодействие с другими членами общества. На формирование различных социальных навыков огромное влияние оказывает целенаправленный процесс воспитания, а также различные аспекты процесса социализации. Важную роль играет воспитание в семье, отношение с родителями, друзьями, сверстниками, соседями, незнакомым кругом людей, и т.п.

Надо отметить, что представленные виды здоровья классифицированы условно, так как они все являются структурными элементами единого и целостного организма. Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически организованных подсистем и систем, объединенных общностью строения и выполняемой функцией (нервная, кровеносная, лимфатическая, дыхательная, эндокринная, пищеварительная, опорно-двигательная и другие системы). Но тем не менее отсутствие или частичность функционирования одного из видов здоровья может кардинально изменить функционирование других видов или лишать их ценности существования.

Наряду с этим функционированием целостного организма невозможно представить без взаимодействия со средой, так как он использует факторы среды для своего существования и развития. Связь человека и среды точно отметил И.П.Павлов, который утверждал, что «человек – высший продукт земной природы, но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным». Так психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Здесь стыкуется два подхода на рассмотрение человека как биологическое и социальное существо. Причем как существо социальное или общественное, человек всегда ощущает и реагирует на влияние социума. Это влияние может быть, как положительным, так и отрицательным. Положительное влияние социума на человека создает благоприятные условия для развития всех видов здоровья, способствуют полноценному социальному и личностному росту. А неблагоприятное влияние окружающей среды и негативное воспитание могут вызвать деградацию личности, фрустрацию, и как частое проявление такого влияния привести к истощению и заболеванию организма.

Анализ научно-педагогической, психологической и медицинской литературы, периодической печати и материалов СМИ свидетельствует о наличии тенденции ухудшения здоровья людей в мировом масштабе. Известно, что каждый человек сам должен нести ответственность за состояние своего здоровья. Однако объективная реальность доказывает обратное. Особенно среди подростков и молодежи наблюдается безответственное отношение к здоровью как к непреходящей ценности. Поэтому в последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни молодежи, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением работоспособности в трудовой сфере.

Из каких слагаемых состоит здоровье человека? В качестве основных слагаемых здоровья можно обозначить такие социально значимые критерии, как продолжительность жизни, умственная и физическая работоспособность, воспроизводство здорового потомства.

Какие объективные факторы влияют на состояние здоровья человека?

Влияние окружающей среды и социальная среда. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод — на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни.

Влияние наследственности. Генетика. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Здравоохранение. Влияние физической культуры на развитие личности. Путь к общекультурному развитию, а, следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.

Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Итак, здоровье для каждого человек является естественной жизненной ценностью, занимающей верхнюю ступень в иерархической системе ценностей. Поэтому в настоящее время актуализируется феномен здоровья как ценный капитал, как выигрышное инвестирование в будущее.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 964 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector