Меню

Здоровье как цель социального развития

Социальное здоровье
статья на тему

Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnoe_zdorove.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.

На протяжении всей истории человечества людей волновал вопрос: как сохранить здоровье до глубокой старости? Эта проблема стала особенной, злободневной в эпоху цивилизованного общества и научно-технического прогресса. Преобразование природы существенно изменили условия жизни человека, которые пока имеют в основном отрицательный характер и ставят под угрозу здоровье людей.

Ученые выделяют 3 уровня структуры здоровья: биологический, составляющий физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватность физиологических процессов, отражающих предел адаптации к внешнему миру; социальный, определяющий социальную позицию в обществе профессиональной деятельности; личностно — психологический и духовный уровень, содержание которого составляет позицию в общественно — профессиональной деятельности, личностно – психологический и духовный уровень, содержание которого составляет морально этические и духовные ценности, формирующие образ жизни.

Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми.

Социальное здоровье является очень важным аспектом любого общества. Его можно определить как комфортное взаимодействие человека и общества на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье определяется готовностью к приемлемости общечеловеческих ценностей и социальных норм индивидом.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Социальное здоровье характеризуют как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно-полезное дело, альтруизм (бескорыстная забота о благе других людей) и др.

Наиболее важной областью социального здоровья является социальное здоровье подрастающего поколения, так как именно в подростковом возрасте закладываются основы и принципы поведения человека в обществе, его социальное поведение и отношение к моральным ценностям.

Сегодня, даже без серьёзных научных исследований, можно отчётливо заметить снижение социального здоровья у подростков. На социальное здоровье подростков оказывает влияние степень социального здоровья в обществе и в семье.

Деградация общества и подмена ценностей закрепляет в сознании подростков извращённые ценности. Они видят перед собой примеры, когда моральное и социально–ответственное поведение взрослых приводит их на грань бедности и социальное дно. В результате, героями становятся бандиты, проститутки и коррумпированные чиновники. Как следствие, такой человек в будущем становиться проводником этих ценностей, что усугубляет деградацию общества в целом.

Социальное здоровье мужчины во многом определяется социальным здоровьем всего общества, так как мужчины являются основными носителями здоровья общества. В современных условиях общественной морали, мужчина не может чувствовать себя достаточно комфортно. Падение производства в огромной степени оказывают негативное влияние на самооценку мужчины и его социальное и физическое здоровье.

Не имея нормальной возможности реализовать себя в профессиональном плане, мужчина испытывает стресс, который ведёт к деградации личности. Это в свою очередь оказывает огромное негативное воздействие на детей в семье. Видя неспособность родителей нормально организовать свой быт, ребёнок начинает отрицать общечеловеческие ценности, стремясь к аморальному поведению и отрицанию ценности человеческой личности.

Исходя из всего вышесказанного, социальное здоровье женщины, также испытывает огромные негативные нагрузки. Из-за бедности и невозможности обеспечить нормальные условия для детей, женщины начинают испытывать постоянный стресс в стремлении улучшить условия в семье. И в этот момент наносится огромный удар по самой природе женщины, её основному предназначению, рождению и воспитанию детей.

Осознавая невозможность обеспечения нормальных условий для жизни и развития ребёнка, женщины всё чаще отказываются от возможности не только иметь много детей, но даже одного ребёнка. В результате они пытаются реализовать себя в других областях или работать на износ. Что определённо сказывается, не только на социальном, но и на физическом здоровье.

И как следствие, сложно говорить о нормальном отношении к людям пожилого возраста, их социальном, физическом и моральном состоянии.

В результате деградации подростков, общество получает взрослых людей, которые в среднем возрасте не могут и не хотят обеспечить нормальное отношение к престарелым людям. Как следствие упадка морали, появление домов престарелых и других социальных учреждений подобного типа. Но стоит отметить, что создание этих учреждений не решает проблему, так как корни её лежат в социальном нездоровье всего общества.

Источник

Общественное здоровье как фактор социального потенциала

Дата публикации: 09.10.2014 2014-10-09

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Бариева, А. А. Общественное здоровье как фактор социального потенциала / А. А. Бариева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 559-560. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12912/ (дата обращения: 08.06.2021).

Проблема раскрытия содержания понятия “социальный потенциал”, анализа структуры, уровней, субъективных факторов и объективных условий его развития в отечественной науке имеет свою, давнюю историю. Отечественные традиции связаны, прежде всего, с рассмотрением социального потенциала как особого рода диалектической «тотальности» — целостной, многоуровневой и многокомпонентной системы и, соответственно, признанием сложности, комплексного характера рассматриваемой проблемы. Проблеме социального потенциала изначально присущ существенно междисциплинарный, интертеоретический характер, выражающийся в том, что она находится на “стыке” разных обществоведческих дисциплин, прежде всего, таких как социология и экономика [1, с.36].

Поэтому принимаемая в отечественной литературе стратегия — методология исследования — состоит в первоначальной формулировке предельно общих, социально-философских, позиций для того, чтобы исследовать проблему с максимальной полнотой и ничего из поля зрения исследователя не упустить — в особенности сложные и часто неявные связи и отношения между различными уровнями и компонентами социального потенциала. Затем, после уточнения концептуальных основ, по мере перехода к более специальным, конкретным областям используемый понятийный аппарат может постепенно конкретизироваться, нисходя до уровня эмпирических понятий. Именно такой подход, т.н. «восхождение от абстрактного к конкретному», когда «конкретное потому конкретно, что является единством многих определений» (Г.В. Ф. Гегель), позволяет в максимальной степени учесть междисциплинарный характер рассматриваемой проблемы и не растерять связей и отношений между факторами и предметными областями исследуемого объекта.

В соответствии с отечественной традицией, в основу теоретико-социологического анализа категории «cоциальный потенциал» должен быть положен деятельностный подход [3, с. 472]. Последний активно разрабатывался не только в отечественной, но также и в зарубежной социологической теории. Об этом свидетельствует как определение исходной категории «социальное действие» Максом Вебером, так и развитие такой влиятельной парадигмы западной социологии ХХ века как «структурный функционализм» Т. Парсонса и Р. Мертона с его «теорией социального действия».

Как в отечественной литературе, так и за рубежом деятельностный подход исходит из придания социально-философской категории «деятельность» статуса «объяснительного принципа», т. е. придания ей структурно развернутого выражения через категории «цель», «средство» и «результат». Согласно деятельностному подходу, в целостности, «тотальности», образованной тесной связью между сущностью и явлением, цель «пронизывает» собой каждый элемент, данный нам в настоящий момент. Цель не отделена от средств, которые она структурирует, поскольку и она, со своей стороны, постоянно структурируется ими. Как на уровне деятельности-объекта, так и на уровне познавательного субъекта цель и средства ее достижения образуют единство, неразрывную тотальность, структурированную по отношению к множественному субъекту.

Хорошо известно, что активность человека выполняет две основные, и во многих отношениях альтернативные, функции. А именно:

1) преобразуя мир, она служит средством удовлетворения основных потребностей человека;

2) она же является средством выражения самой личности. Поэтому первую из указанных функций выполняет деятельность, а вторую — само поведение человека, понимаемое в узком смысле этого слова. Для рассматриваемого нами деятельностного подхода характерно рассмотрение деятельности и поведения не как отдельных актов, а в качестве двух дополнительных аспектов, «моментов» единой социальной активности человека. Последняя поэтому не может быть выявлена как некоторая активность «в себе», но лишь «через» деятельность и поведение

Соответственно, согласно «деятельностной» картине социальной реальности, человеческое сознание производно как от человеческой деятельности, так и от социальных взаимосвязей, возникающих в ее результате.

Кроме деятельностного, для выявления структуры социального потенциала необходимо применять также и системный подход. Применение системного подхода исходит из утверждения, согласно которому компоненты социального потенциала, как факторы социальной активности, должны образовывать систему, т. е. некоторую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих ее элементов. Более того, именно системный подход требует рассматривать социальный потенциал как сложную — многоуровневую и многокомпонентную — систему.

Поэтому социальный потенциал региона обычно трактуется, в рамках отечественной традиции, как система элементов, непосредственно определяющих социальную активность населения данного региона и детерминирующих возможности получения его населением социально-значимых результатов в основных сферах социума — трудовой, социально-политической и духовной.

Те или иные факторы социальной активности обычно относят к компонентам социального потенциала — в зависимости от того, приводит ли их воздействие на социальную активность к получению социально-значимого результата, или нет. В силу того, что последний носит конкретно-исторический характер, сам социальный потенциал также может и должен изменяться от одной эпохи к другой.

Выделить факторы, оказывающие доминирующее воздействие на социальный потенциал, в общем случае, раз и навсегда, однозначным и бесспорным образом нельзя. Но деятельностный подход с его акцентом на решающей роли субъективной человеческой практической деятельности свидетельствует о том, что выделение этих доминирующих факторов конкретно — исторично и зависит от практических проблем, в решении которых задействован исследователь.

В конечном счете, рассматриваемый через призму деятельностного подхода, социальный потенциал — это интегральная характеристика нереализованных (пока еще) разнообразных возможностей изменений социальной действительности. В силу того, что активность человека проявляется в двух основных аспектах — деятельности и поведении — обычно в отечественной литературе выделяют, по меньшей мере, два элемента социального потенциала. Первый из них относится к деятельности, а второй — к поведению.

Первый элемент социального потенциала описывает факторы и условия социальной активности, находящие свое выражение в деятельности, а второй — факторы активности, связанной с поведением человека. Поэтому первая часть социального потенциала описывает объективно существующую данность, которая уже обнаружена как реализующаяся в деятельности, как совокупность человеческих способностей, которая уже имеется в наличии.

При этом вторая часть характеризует те человеческие способности, которых еще нет, но которые с весьма большой долей вероятности могут появиться [2, с. 20].

Первую часть принято называть наличным социальным потенциалом, а вторую — перспективным. Все части социального потенциала, как факторы социальной активности, образуют определенные подсистемы, т. е. составляют некоторые целостности, свойства которых не сводятся к свойствам образующих их элементов.

Социальная активность охватывает все основные сферы социального бытия — труд, общественно-политическую деятельность и духовное производство. Поэтому, в зависимости от сферы реализации социальной активности, социальные потенциалы подразделяются на три идеальных типа — трудовой, общественно-политический и духовный. Это означает, что в «чистом» виде эти потенциалы существуют лишь в абстракции. В реальности, «на самом деле», в реальном социальном потенциале все они присутствуют лишь как его «моменты» и могут быть отнесены к тому или иному идеальному типу лишь, в конечном счете, к тому моменту, который является в данной ситуации преобладающим.

Социальный потенциал является характеристикой возможностей социальных ресурсов в удовлетворении определенных общественных потребностей. Например, необходимо различать понятия «трудовой потенциал» и «трудовые ресурсы»: трудовые ресурсы — носители трудового потенциала. Трудовой потенциал — это характеристика возможностей трудовых ресурсов в удовлетворении общественных потребностей.

Аналогично, в контексте социального потенциала общественное здоровье приобретает черты «потенциала здоровья». Поэтому в этом контексте необходимо различать понятия «потенциал здоровья» и «ресурсы здоровья», которые являются носителями потенциала здоровья. Потенциал здоровья — это характеристика возможностей членов данного социума удовлетворять свои потребности в сохранении и приумножении физического и духовного здоровья. Потенциал здоровья — это характеристика возможностей удовлетворения естественных человеческих потребностей в здоровье и в достижении соответствующего качества здорового образа жизни. Последний характеризуется прежде всего стилем человеческого поведения и такими его компонентами как ценности, нормы и образцы поведения.

1. Кушбоков А. К. Социальные проблемы формирования трудового потенциала предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям: Автореф. дисс. канд. социол. наук.- Спб.,1993.

2. Нугаев М. А., Нугаев Р. М. Социальный потенциал региона. Концептуальные основы исследования // Научные труды ИСЭПН АНТ, том 1. — Казань, 1995.

3. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Изд-во института социологии РАН, 1998. — С. 472–495.

Источник

Читайте также:  Вы бренд сибирского здоровья
Adblock
detector