Меню

Здоровье как трудовой потенциал

Здоровье и социально-трудовой потенциал

СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ КАК ОСНОВНОМ КОМПОНЕНТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В документах ВОЗ и других международных материалах, а также в трудах большинства отечественных ученых здоровье определяется как совокупность трех основных органически взаимосвязанных компонентов — физического, который характеризуется способностью сохранять и использовать тело, душевного или психического здоровья, который определяется способностью сохранять душевное равновесие и использовать резервы психики, и «социального благополучия», связанного непосредственно с реализацией человека, той или иной общественной и производственной деятельностью в каждодневной жизни.

1. Капитал здоровья является основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье, его охрану, способствующие сокращению заболеваний и смертности, снижению амортизации (износа) человеческого организма, продлевают трудоспособную жизнь человека и, следовательно, время функционирования человеческого капитала.

2. Капитал здоровья является национальным достоянием, ибо он оказывает заметное влияние на производительность общественного труда, а значит, на динамику экономического развития общества.

3. Человеческое здоровье, как капитал, не приносит его обладателю мгновенный (быстрый) доход и требует отвлечения значительных средств нередко в ущерб текущим потребностям.

4. Капитал здоровья имеет двойственную природу. Он является одновременно благом, производимым на основе резервов, и ресурсом, на основе которого производятся блага. Причем капитал здоровья — благо длительного, но ограниченного пользования в силу физического и морального износа.

5. Человеческое здоровье в отличие от образования, невозможно приобрести или восстановить за короткий срок. Более того, накопленный за жизнь капитал здоровья человека может быть мгновенно уничтожен в силу чрезвычайных происшествий.

6. Здоровье человека остается капиталом человека даже в том случае, если он не реализует его, т.е. не занимается деятельностью. В то же время образование с позиций экономической науки не может считаться капиталом человека, если оно не приносит ему дохода.

7. Здоровье в качестве капитала не подлежит обесцениванию. Здоровье может быть истощено, исчерпано, но своей ценности для человека оно никогда не потеряет. В то же время полученные человеком знания могут потерять свою ценность в зависимости от времени и места проживания человека.

8. Капитал здоровья — в большей степени сфера индивидуальной ответственности человека. Государство в лице органов здравоохранения призвано помочь в формировании капитала здоровья человека, а не полностью взять на себя его поддержание.

9. Качество капитала здоровья во многом определяет образ жизни носителя человеческого капитала: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности, приобщение к современным достижениям культуры, искусства, науки, техники и технологии, характер проведения досуга и отдыха.

Восстановление человеческого потенциала

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Человеческий потенциал (в общем значении) — способность человека (индивида) либо человечества (совокупность индивидов) проявить теоретические возможности на практике.

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений. И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и т.д. — не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», — следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса — для общества.

Повышающаяся эффективность использования трудового потенциала обеспечивает устойчивые высокие темпы роста общественного богатства и, следовательно, увеличения фонда жизненных средств, поступающих в распоряжение работников. В каждом новом цикле экономического развития материальные и духовные потребности трудящихся удовлетворяются на все более высоком уровне, что является важным условием расширенного воспроизводства трудового потенциала более высокого качества. Кроме того, становится возможным постоянное увеличение объема инвестиций, направляемых в сферу формирования трудового потенциала (образование, здравоохранение, культура). Следует также иметь в виду, что общество сможет выделять все более значительные средства для совершенствования материально-технической базы производства, системы охраны и безопасности труда, а также охраны окружающей природной среды. Все это способствует улучшению условий труда, сокращению заболеваемости и травматизма, что обеспечивает увеличение как средней ожидаемой продолжительности жизни, так и периода активной трудоспособности большинства населения страны.
Особо важное значение имеет создание благоприятных условий для повышения трудовой активности работников, т.е. степени реализации ими своих физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков в процессе производства. Способность к самореализации и саморазвитию личности каждого трудоспособного члена общества выходит на первый план на современном этапе социально-экономического развития. Отсутствие возможностей к самореализации и саморазвитию личности оказывает разрушительное воздействие на трудовой потенциал. Поэтому сам по себе высокий уровень образования в стране еще не служит гарантией высоких темпов экономического роста, технической модернизации производства и, следовательно, высокого уровня жизни.
Воспроизводство трудового потенциала — одна из важных подсистем управления общественным трудом.
В основе управления трудовым потенциалом должны лежать следующие принципы:
— приоритетность воспроизводства трудового потенциала по отношению ко всем остальным факторам производства;
— сочетание интересов государства, бизнеса и наемных работников, что позволит обеспечить единство экономической эффективности и социальной справедливости;
— многоуровневый характер управления, предполагающий взаимосвязь программ развития трудового потенциала на всех уровнях (народное хозяйство в целом, отрасль, регион, предприятие);
— единство экономических и административных методов управления.

Источник

Читайте также:  Родительское собрание чистота залог здоровья

Здоровье как трудовой потенциал

Экономика и управление: мир необъятного:
Монография для студентов технических и
экономических специальностей

1.3 Компоненты трудового потенциала

Соотношение понятий «рабочая сила», «человеческий капитал»,
«трудовой потенциал», «человеческий потенциал»

Рабочая сила – это способность к труду, совокупность интеллектуальных и физических способностей человека, которая используется им всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости. Рабочая сила не существует без работника, поэтому состояние здоровья, его психофизиологические качества, развитие его интеллекта, уровень образованности, профессиональных знаний, совокупность качеств (контактность, ответственность, дисциплинированность, отношение к труду, система ценностных ориентаций и др.) – все входит в понятие «рабочая сила».
Исторически развитие рабочей силы происходило в процессе трудовой деятельности. Решающее воздействие на трудовые функции, выполняемые человеком, а соответственно и качественные параметры рабочей силы оказывали используемые орудия труда. В свою очередь развитие рабочей силы (повышение уровня образования, профессиональных знаний и др.) оказывало воздействие на эффективное использование орудий труда и их совершенствование.
С понятием «рабочая сила» тесным образом связано понятие «трудовой потенциал».
Трудовой потенциал – это возможное количество и качество труда, которым располагает общество, отдельно взятый коллектив при данном уровне развития науки и техники. Он выступает составной частью производственного потенциала и может быть измерен качеством труда, численностью трудовых ресурсов и другими показателями.
Степень использования рабочей силы трудовых ресурсов, имеющихся на данном предприятии определяет развитие уровня трудового потенциала отдельного хозяйственного субъекта.
Соотношение рассматриваемых понятий в общей структуре деятельности человека представлено на рисунке 49.

Рис. 49. Соотношение понятий: потенциал человека, трудовой потенциал, человеческий
капитал, рабочая сила

Человеческий капитал – термин, обозначающийнакопленные знания, умениеи мастерство, которыми обладает работник и которые приобрета­ются им благодаря общему и спе­циальному образованию, профес­сиональной подготовке, произ­водственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г.Беккером в1960 г.
Для современного этапа миро­вого научно-технического и со­циально-экономического разви­тия характерно коренное измене­ние роли и значения человеческо­гo фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал ста­новится важнейшим фактором экономического роста. По неко­торым оценкам, в развитых стра­нах повышение продолжительно­сти образования на один год ве­дет к увеличению валового внут­реннего продукта (ВВП) на 5–15%.
Человеческий капитал и человеческий потенциал являются сходными понятиями. Если человеческий капитал – это кадры имеющиеся на предприятии, то человеческий потенциал – это возможности каждого из работников промышленного предприятия выполнять те или иные производственные функции.

Читайте также:  Тематический план для школы здоровья

Влияние способностей человека на результаты экономической
деятельности

Трудовой потенциал в системе факторов качества жизни.
Взаимосвязихарактеристик населения, предприятий и государства
в рыночной экономике

Термин «трудовой потенциал» и его понятие начали входить в государственные и правительственные документы с 90-х годов. Так, в мае 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ № 434 «О целевом проекте «формирования трудового потенциала для наукоем­кого производства»». Оно было связано с поддержанием и развитием в этот сложный для России период космической отрасли промышлен­ности.
В таблице 24 представлены компоненты трудового потенциала.

Примеры характеристик трудового потенциала

Компоненты трудового
потенциала

Объекты анализа и соответствующие им показатели

человек

предприятие

общество

Трудоспособность. Время отсутствия на работе из-за бо­лезней

Потери рабочего времени из-за болезней и травм. Затраты на обес­печение здоровья персонала

Средняя продолжи­тельность жизни. Затраты на здравоохранение. Смерт­ность по возрастам

Отношение к окру­жающим

Взаимоотношения между сотрудни­ками. Потери от конфликтов. Мо­шенничество

Отношение к ин­валидам, детям, престарелым. Преступность, социальная напря­женность

Количество изоб­ретений, патентов, рационализатор­ских предложений, новых изделий на одного работающе­го

Доходы от автор­ских прав. Коли­чество патентов и международных премий на одного жителя страны

Стремление к ре­ализации способ­нос-тей. Предпри­имчи-вость

Организован­ность и ассертивность

Аккуратность, рациональность, дисциплинирован­ность, обязатель­ность, порядоч­ность, доброжела­тель-ность

Потери от наруше­ний дисциплины. Чистота. Исполни­тель-ность. Эффек­тивное сотрудни­чество

Качество законода­тель-ства. Качество дорог и транспор­та. Соблюдение до­говоров и законов

Знания. Количество лет учебы в школе и вузе

Доля специалистов с высшим и сред­ним образованием в общей числен­ности работающих. Затраты на повы­шение квалифика­ции персонала

Среднее количест­во лет обучения в школе и вузе. Доля затрат на образова­ние в госбюджете

Умения. Уровень квалификации

Качество продук­ции. Потери от брака

Доходы от экс­порта. Потери от аварий

Читайте также:  Здоровье высшая ценность философия

Ресурсы рабо­чего времени

Время занятости в течение года

Количество сотруд­ников. Количество рабочих часов за год на одного сотруд­ника

Трудоспособное население. Коли­чество занятых. Уровень безрабо­тицы. Количество часов занятости за год

Можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он пред­ставляет собой совокупность всех способностей человека трудиться. Рассмотрим понятие трудовой потенциал с позиции общества, от­дельного предприятия, организации, учреждения.
Трудовой потенциал– это ресурсная категория; он должен вклю­чать в себя источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения оп­ределенной цели, возможности отдельного лица, общества, государ­ства в конкретной области. Таким образом, применительно к пред­приятию трудовой потенциал – это предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Трудовой потенциал предприятия включает несколько поло­возрастных групп работников, обладающих разными потенциальны­ми возможностями, качественно характеризуется образовательным и профессионально-квалификацион-ным уровнем и стажем работы по избранной специальности. Он формируется под воздействием техни­ческих и организационных факторов, так как с целью осуществления производственного процесса с учетом специализации каждое пред­приятие оснащается необходимым оборудованием.
При определении величины потенциала и его использования, важным является правильный выбор показателя измерения. В каче­стве главного показателя объема принималась и принимается до сих пор численность, а в качестве показателя использования – человек-год.
Размеры величины трудового потенциала определяются по формуле (1):

где Фп – совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, ч.;Фк – величина календарного фонда времени, ч.;Тнп – нерезервообразующие неявки и перерывы, ч.
Поскольку трудовой потенциал включает всех граждан, способных участвовать в процессе общественного производства, с учетом их фи­зических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков при нормальном уровне интен­сификации труда, то и в расчет должны быть включены все группы работников с учетом характерных для них особенностей. Так как структура этих групп неоднородна по возможностям участия в обще­ственном производстве, то для правильного определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную груп­пу лиц привести к базовой величине. Такой величиной является пол­ногодовой работник. Трудовой потенциал общества, исчисленный в таких работниках, можно определить по формуле (2):
Побщ = Фпобщ / tр, (2)

где Побщ–трудовой потенциал общества полногодовых работников;tр–расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.

Источник

Adblock
detector