Социальное здоровье как социологическая категория.
Ученых всегда интересовало такое понятие как социальное здоровье. Философы и врачи были одними из первых, кто решил изучить такую категорию как социальное здоровье. Исследователей в сфере медицины и философии в первую очередь интересовали формы душевного, физического и социального существования человека. Когда стали появляться такие науки как социология, экономика, психология, экология, понятие социальное здоровье изменилось. Представители данных наук стали обращаться к разным его аспектам, в следствии этого появились разнообразные определения социального здоровья.
Сегодня нет единого определение понятия «социальное здоровье». Ряд определений данного понятия, есть в научной литературе, поэтому можно рассмотреть ряд теоретических подходов к определению и изучению сущности социального здоровья. Это такие подходы как: медицинский, педагогических, психологический, философский и социологический. В медицинском подходе под социально здоровьем понимают возможность и способность выполнения социальных функций, в философском подходе социально здоровым человеком называют человека, который находится в гармонии с окружающей средой и самим собой, в педагогическом подходе усвоение социального опыта и социализация личности ведут к социальному здоровью, в психологическом подходе человек с адекватным социальным поведением является социально здоровым.[1] Более подробно рассмотрим социологический подход к изучению социального здоровья.
Социокультурную концепцию П. Сорокина можно рассмотреть в рамках изучения социального здоровья. Главная идея в ней заключается в том, что структура социокультурного взаимодействия имеет три аспекта: личность, общество и культура. Они являются неразрывными и не могут существовать друг без друга. В этой концепции социальное здоровье определяется, как благополучие людей, проявляющееся в установившихся отношениях, атмосфере, ценностях, организации общества, уровне и качестве жизни, что в целом обеспечивает развитие как личности, так и общества. В данном определении мнения о здоровье личности, общества и культуры связанны и неразделимы. Здоровье является главной ценностью и основой для полноценной жизни и развития в обществе. [2]
Хорошо раскрывается понятие социального здоровья в социально — нормативном подходе. В нём социальное здоровье представляется как соответствие и следование социальным нормам, обычаям и традициям.[3]
К понятию социального здоровья, с точки зрения социально – нормативного подхода, обращался Э. Дюркгейм. Он рассматривает социальное здоровье как нормальное развитие жизненных сил индивида, коллектива и общества, а также их умение адаптироваться к условиям социальной и природной среды и использовать её для своего развития. По его мнению, преступность, наркомания, суицидальное поведение, алкоголизм негативно влияют на социальное здоровье общества и являются причинами его нарушения. Он считал, что социальные нормы смогут должным образом влиять на поведение людей в обществе и способствовать формированию социального порядка. Социальный порядок будет гарантом социального здоровья членов общества.[4]
В. Ярская и Л. Байкова так же считают, что соответствие социальным нормам определяет социальное здоровье. По мнению В. Ярской социальное здоровье – это такое общественное состояние, которое является нормой с точки зрения всех параметров, а именно: семейного, культурного, социального, этнического, психологического, социального.[5] Л. Байкова утверждает, что социальное здоровье – это соответствие поведения человека специфичным и абсолютным нормам. Специфичные нормы – это нормы, которые соответствуют определенному этапу развития общества. Абсолютные нормы — нравственные нормы, являются универсальными для каждого этапа развития общества.[6]
Таким образом, в рамках социально – нормативного подхода социальное здоровье рассматривается как соответствие и следование социальным нормам, обычаям и традициям, в условиях постоянной адаптации к социальным и природным средам. Данное соответствие приведет к социальному порядку в обществе, а, следовательно, к положительному состоянию социального здоровья.
Далее можно отметить адаптационную модель. В ней Ганс Селье подробно описал адаптационный процесс. По его мнению, в процесс адаптации входят различные стороны жизнедеятельности человека. Для того чтобы успешно адаптироваться в обществе человек должен иметь крепкое физическое и психологическое здоровье, ведь в его жизни будут встречаться различные стрессовые и экстремальные ситуации, возникающие в области социальных, экономических, духовных и политических отношений в обществе. Лишь с крепким здоровьем он сможет эффективно использовать механизмы социальной адаптации (социального общения, социальной деятельности и социального самосознания). Здоровый человек сможет на должном уровне социально адаптироваться в обществе, поэтому частью социального здоровья называют социальную адаптацию.[7]
В рамках данной модели можно сделать вывод, что если организм человека в состоянии социально адаптироваться, то это приведет к уменьшению отрицательных стрессовых воздействий на него. Множество распространенных заболеваний объясняются невозможностью социально адаптироваться. Социально здоровым можно назвать человека, который смог успешно адаптироваться в социально среде.
В рамках социологического подхода к пониманию социального здоровья выделяют средовую модель. Согласно средовой модели под социальным здоровьем понимают умение человека находиться в балансе со средой. С одной стороны, она обеспечивает ему определенную свободу, но с другой накладывает некоторые ограничения при взаимодействии человека с его окружением. Если в условиях данной модели у человека есть возможность и желание решать поставленные им задачи, осуществлять полезную деятельность и репродуктивные функции в определенной среде в определенный период его жизни, то его можно считать социально здоровым.[8]
В рамках средовой модели, выделяется модель позитивного состояния социального здоровья. В данной модели если у человека есть силы, возможности, желание справляться с различными заболеваниями, на протяжении всей его жизни, то его можно назвать здоровым. Если человек комфортно ощущает себя в обществе и доволен своей деятельностью в нем, то он социально здоров. Социальное здоровье характеризуется как наилучшее соответствие человеком общественно полноценной и продуктивной деятельности. Находится в позитивном состоянии социального здоровья — это означает смотреть с оптимизмом в будущее, иметь большой трудовой потенциал, находится в гармонии с самим с собой.[9]
Подробно социальное здоровье человека, с точки зрения взаимодействия личности и общества, рассмотрела Т. Сергеева. Она дала свою трактовку понятия социального здоровья человека, отметив важным моментом — наличие социальных контактов, а главным признаком – слаженное взаимодействие личности и общества. Устойчивость и нормальное состояние общества и личности, по её мнению, будут являться гарантами их слаженного взаимодействия. Религию, семью и школу она отнесла к факторам устойчивого взаимодействия.[10]
Рассмотрев средовую модель, можно сказать, что уровень социального здоровья определяется умением индивида находиться в балансе со средой. Если в определенном обществе человек выполняет возложенные на него функции, то он социально здоров. Удовлетворение трудом и комфортное ощущение себя в обществе, отношение к здоровью как к ценности ведет к позитивному состоянию социального здоровья. Это все возможно лишь при стабильном и нормальном состоянии общества и личности.
К социологическому подходу изучения социального здоровья относится ценностно — социальная модель. В данной модели здоровье является важнейшей социальной ценностью, так как оно отвечает за качество нашей жизни в будущем. От уровня нашего здоровья зависит и уровень удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Имея хорошее здоровье человек может принимать активное участия в экономической, научной, культурной и других сферах деятельности.[11]
На данную модель очень похоже определение здоровья ВОЗ, так как оно описывает наилучшее состояние здоровья человека и призывает нас стремиться к такому состоянию. Так, здоровье в целом определяется ВОЗ как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, позволяющее индивиду выполнять свои личные, трудовые, общественные и семейные функции в полном объеме». По мнению ВОЗ, общество будет социально здоровым и благополучным лишь тогда, когда отдельно взятый человек начнет заботится о своем здоровье не только когда он заболел. Индивиду следует на протяжении всей своей жизни вести активный образ жизни, всесторонне развиваться и реализовываться в обществе. [12]
К разновидности ценностно — социальной модели так же можно отнести функциональную модель социального здоровья. В ней здоровью относят социально значимую роль. Функциональная модель социального здоровья делает акцент на успешность выполнения индивидом своих собственных целей и задач, ролей и функций тем самым выделяет социальность здоровья.
В русле данной модели давал определение социальному здоровью Т.Парсонс. По мнению Т. Парсона, если человек способен на должном уровне исполнять социальные функции, цели и задачи, для которых он проходил процесс социализации, то значит он социально здоров.[13]
Таким образом, в рамках ценностно – социальной модели отношение к своему здоровью как к ценности, приведет не только к позитивному состоянию здоровья, но и значительно улучшит качество жизни в целом. Ведь с хорошим здоровьем индивид способен выполнять свои личные, трудовые, общественные и семейные функции в полном объеме, что приведет к удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей.
Помимо вышеперечисленных социологических моделей и подходов к определению сущности социального здоровья, существуют и отдельные определения социального здоровья у следующих авторов.
Социолог Д. Венедиктов считает, что по состоянию социального здоровья можно судить о уровне социально – экономического развития общества и его жизнеспособности. Если общество является социально здоровым, то оно способно поддерживать экологический баланс с окружающей средой, а также социальной.[14]
Т. Соколова пишет, что нужно исследовать категорию социальное здоровье с двух сторон: с одной стороны, исследуется конкретное общество, а именно как хорошо человек вовлечен в социальные отношения, с другой стороны исследуется уровень удовлетворенности человеком данными социальными отношениями. По её мнению, если индивид находится в духовном и эмоциональном комфорте, то его можно считать социально здоровым.[15]
Н. Чентемирова отмечает, что социальное здоровье человека можно определить по его социальной активности, так же оно определяется рабочими успехами и высокой общительностью в социуме, наличием взаимопонимания и социально – психологической поддержки среди своего окружения. Человек не может быть социально здоровым без успешной адаптации в обществе.[16]
По мнению Е. Дмитриевой социальное здоровье – это такое состояние человека, которое способно повлиять на физическое здоровье. Оно проявляется в удовлетворенности рабочей, социально – экономической и бытовой обстановкой. Автор утверждает, что сегодня из-за достаточно широкого и многоаспектного понятия социального здоровья сложно определить критерии социального здоровья общества и личности.[17]
Анализ категории социальное здоровье показал, что данное понятие используется во многих науках: медицине, философии, экономике, психологии, философии, экологии, социологии и в каждой науке данная категория трактуется по-разному. С точки зрения социологической науки были рассмотрены несколько подходов и моделей, к пониманию социального здоровья, а именно социально – нормативный подход, адаптационная модель, средовая модель, ценностно – социальная модель, функциональная модель. Так же были изучены мнения отдельных социологов и основные положения ВОЗ к определению сущности социального здоровья.
В своей работе мы будем рассматривать социальное здоровье в русле ценностно – социальной модели. Если человек относиться к своему здоровью как к ценности, то он считается социально здоровым. Ведь в условиях нашего современного общества здоровье выступает как некий ресурс, он является важным помощником в достижении определенных успехов в различных сферах нашей деятельности. Опираясь на определение ВОЗ, можно добавить, что основными компонентами здоровья являются полное физическое, социальное и душевное благополучие, лишь при наличии данных компонентов человек сможет полностью выполнять свои функции в обществе, а значит быть социально здоровым. Таким образом, под понятием социального здоровья будем понимать благополучие людей, проявляющееся в ценностном отношении к здоровью, установившихся отношениях, атмосфере, организации общества, уровне и качестве жизни, что в целом обеспечивает развитие как личности, так и общества.
В следующем параграфе рассмотрим основные характеристики и структуру социального здоровья.
Источник
В. Здоровье как социальная категория
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» -Артур Шопенгауэр
Актуальность физического воспитания населения очевидна. Наличие крепкого здоровья и высокой общей работоспособности базируются на необходимой физической подготовленности и нормальном физическом развитии.
Здоровье как социальная категория – показатель национального престижа, фактор доверия к политической и экономической системе государства, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления.
Состояние здоровья объективно устанавливается по совокупности многих параметров: конституции телосложения, гигиенических, антропометрических, иммунологических, физиологических, биологических и других условий, социальных, климатических, географических, метеорологических…
По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
«Здоровье – состояние организма человека, когда все его функции уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения»– (Я.С. Вайнбаум. «Гигиена физического воспитания»).
Выделяются 3 компонента здоровья человека (здоровье индивида):
Физическоездоровье включает в себя показатели: уровень физического развития (вес, рост, объемы и т. п.), функциональная подготовленность организма к физической нагрузке (кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы), развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), адаптационные возможности организма (иммунитет на простудные и др. заболевания).
Духовноездоровье объединяет в себе психическое, нравственное здоровье, моральные принципы, общечеловеческие истины: добро, любовь, красоту, активное стремление к улучшению общественного строяи пр.Социальное здоровье рассматривается как стремление человека к самосовершенствованию и самообразованию, активность в быту. Оно включает в себя показатели уровня жизни человека, социальные, жилищные условия, удовлетворение социальных потребностей.
Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Это явилось посылкой для создания теории здоровья. Проблема здоровья человека до сего дня была монополизирована медициной, которая является практически наукой о болезнях человека – «человекопатологией».
Гигиеническая наука также не в состоянии решить проблему охраны здоровья, т.к. в центре внимания ее стоит не человек, а те условия, в которых он существует. Научное направление, получившее название – «санология», обосновали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» — динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов. Основоположниками науки о здоровье человека по праву считается И.И.Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982 г.) разработал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Он издал в 1987 году монографию «Введение в валеологию – науку о здоровье», в которой считал, что эта наука должна быть интегральной, т.е. формироваться на основе медицины, биологии, экологии, психологии и других наук. Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья.
Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.
В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков находятся под пристальным вниманием специалистов — валеологов.
В ряде регионов в учебных заведениях предусмотрена должность педагог – валеолог – организатор. Среди выпускников школ уже 80% школьников нельзя назвать здоровыми. По мере обучения растет частота таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, аллергические реакции, астматические синдромы, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.
Объективные причины недостатков учебных заведений:
— Неудобная мебель, несоблюдение воздушно-теплового и светового режима,
— Неправильное расписание учебных занятий, скудное финансирование.
— Неправильные действия педагогов и родителей: безграмотность в вопросах валеологии, равнодушие к здоровью детей, формальное отношение к своим обязанностям и др.
Критерии здоровья(по Вайнбауму Я.С.)
1. Общая выносливость. Физиологической основой является аэробная производительность, т.е. способность длительно выполнять работу, в которой участвует более половины мышечной массы тела с интенсивностью 50 % от критического уровня ( МПК-макс. потр.кислорода), определяется в ф/к по тесту Купера, бегу на выносливость, тесту РВС-170.
2. Критерием здоровья является устойчивость нервной системы. Проявляется в нормальном сне, хорошей активности, отсутствием сонливости днем, естественных поведенческих реакциях во взаимоотношениях в семье, в коллективе.
3. Степень закаленности – способность устойчиво сохранять постоянство температуры тела. От закаленности зависит функция иммунных механизмов, защищающих от инфекции, вызываемых вирусами и инфекционно-аллергическими реакциями.
4. Отсутствие признаков деформации скелета или степень их выраженности могут служить критерием здоровья.
Недостатки этой системы оценки здоровья ? Назовите их ?
Критерии здоровья в упрощенном виде:
Соматическое и физическое здоровье — «я могу»
Психическое здоровье — «я хочу»
Нравственное здоровье — « я должен»
ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ:
1. Иммунная система, специфическая и неспецифическая устойчивость к неблагоприятным повреждающим факторам
2. Показатели роста и развития
3. Функциональное состояние организма и его резервные возможности
4. Наличие какого – либо заболевания или дефекта развития
5. Уровень морально-волевых и мотивационных установок
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ?
20% — от наследственности
20 % — от внешних условий, экологии
10 % — от деятельности системы здравоохранения
50 % — от образа жизни человека
Рассмотрим понятие «Здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать творческий потенциал.
Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:
1.Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом.
2.Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе.
3.Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (психофизическая, аутогенная тренировка).
4.Разумное использование методов закаливания.
В августе 1999 года независимый исследовательский центр РОМИР провел специальный опрос среди 800 жителей крупных городов России в возрасте 16 – 45 лет с доходом не ниже среднего, чтобы выяснить отношение россиян к здоровому образу жизни. Оказалось, что западная мода на здоровый образ жизни в России пока не столь популярна, как в Европе и США. Так, 40 % опрошенных россиян заявили, что никогда вообще не занимаются спортом и физическими упражнениями, 25 % респондентов занимаются спортом несколько раз в неделю, 10 % практикуют спортивные тренировки 1 раз в неделю. 1-2 раза в месяц занимаются спортом 8 % опрошенных.
На отсутствие свободного времени для занятий спортом жалуются 45,7 % опрошенных. Фактор стоимости занятий спортом в тренажерном зале также играет существенную роль: 21,1 % респондентов указали, что именно дорогая стоимость занятий не позволяет им заниматься. 11,2 % участников опроса категорично заявили, что занятия спортом им вообще не нужны. 8,3 % слишком устают на работе, чтобы активно заниматься спортом.
О проблеме рационального питания более трети опрошенных россиян (36,4 %) вообще никогда не задумывались. Стараются придерживаться рационального питания 23,1 % респондентов. 6,4 % участников опроса являются активными сторонниками рационального питания. Таким образом, у россиян, живущих в крупных городах России и обладающих доходами не ниже среднего уровня, не всегда существует возможность регулярно заниматься спортом и рационально питаться.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник