Меню

Здоровье как социально психологическая категория

В. Здоровье как социальная категория

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» -Артур Шопенгауэр

Актуальность физического воспитания населения очевидна. Наличие крепкого здоровья и высокой общей работоспособности базируются на необходимой физической подготовленности и нормальном физическом развитии.

Здоровье как социальная категория – показатель национального престижа, фактор доверия к политической и экономической системе государства, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления.

Состояние здоровья объективно устанавливается по совокупности многих параметров: конституции телосложения, гигиенических, антропометрических, иммунологических, физиологических, биологических и других условий, социальных, климатических, географических, метеорологических…

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

«Здоровье – состояние организма человека, когда все его функции уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения» (Я.С. Вайнбаум. «Гигиена физического воспитания»).

Выделяются 3 компонента здоровья человека (здоровье индивида):

Физическоездоровье включает в себя показатели: уровень физического развития (вес, рост, объемы и т. п.), функциональная подготовленность организма к физической нагрузке (кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы), развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), адаптационные возможности организма (иммунитет на простудные и др. заболевания).

Духовноездоровье объединяет в себе психическое, нравственное здоровье, моральные принципы, общечеловеческие истины: добро, любовь, красоту, активное стремление к улучшению общественного строяи пр.Социальное здоровье рассматривается как стремление человека к самосовершенствованию и самообразованию, активность в быту. Оно включает в себя показатели уровня жизни человека, социальные, жилищные условия, удовлетворение социальных потребностей.

Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Это явилось посылкой для создания теории здоровья. Проблема здоровья человека до сего дня была монополизирована медициной, которая является практически наукой о болезнях человека – «человекопатологией».

Гигиеническая наука также не в состоянии решить проблему охраны здоровья, т.к. в центре внимания ее стоит не человек, а те условия, в которых он существует. Научное направление, получившее название – «санология», обосновали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» — динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов. Основоположниками науки о здоровье человека по праву считается И.И.Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982 г.) разработал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Он издал в 1987 году монографию «Введение в валеологию – науку о здоровье», в которой считал, что эта наука должна быть интегральной, т.е. формироваться на основе медицины, биологии, экологии, психологии и других наук. Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья.

Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков находятся под пристальным вниманием специалистов — валеологов.

В ряде регионов в учебных заведениях предусмотрена должность педагог – валеолог – организатор. Среди выпускников школ уже 80% школьников нельзя назвать здоровыми. По мере обучения растет частота таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, аллергические реакции, астматические синдромы, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.

Объективные причины недостатков учебных заведений:

— Неудобная мебель, несоблюдение воздушно-теплового и светового режима,

— Неправильное расписание учебных занятий, скудное финансирование.

— Неправильные действия педагогов и родителей: безграмотность в вопросах валеологии, равнодушие к здоровью детей, формальное отношение к своим обязанностям и др.

Читайте также:  Международный день здоровья дата

Критерии здоровья(по Вайнбауму Я.С.)

1. Общая выносливость. Физиологической основой является аэробная производительность, т.е. способность длительно выполнять работу, в которой участвует более половины мышечной массы тела с интенсивностью 50 % от критического уровня ( МПК-макс. потр.кислорода), определяется в ф/к по тесту Купера, бегу на выносливость, тесту РВС-170.

2. Критерием здоровья является устойчивость нервной системы. Проявляется в нормальном сне, хорошей активности, отсутствием сонливости днем, естественных поведенческих реакциях во взаимоотношениях в семье, в коллективе.

3. Степень закаленности – способность устойчиво сохранять постоянство температуры тела. От закаленности зависит функция иммунных механизмов, защищающих от инфекции, вызываемых вирусами и инфекционно-аллергическими реакциями.

4. Отсутствие признаков деформации скелета или степень их выраженности могут служить критерием здоровья.

Недостатки этой системы оценки здоровья ? Назовите их ?

Критерии здоровья в упрощенном виде:

Соматическое и физическое здоровье — «я могу»

Психическое здоровье — «я хочу»

Нравственное здоровье — « я должен»

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ:

1. Иммунная система, специфическая и неспецифическая устойчивость к неблагоприятным повреждающим факторам

2. Показатели роста и развития

3. Функциональное состояние организма и его резервные возможности

4. Наличие какого – либо заболевания или дефекта развития

5. Уровень морально-волевых и мотивационных установок

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ?

20% — от наследственности

20 % — от внешних условий, экологии

10 % — от деятельности системы здравоохранения

50 % — от образа жизни человека

Рассмотрим понятие «Здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать творческий потенциал.

Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:

1.Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом.

2.Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе.

3.Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (психофизическая, аутогенная тренировка).

4.Разумное использование методов закаливания.

В августе 1999 года независимый исследовательский центр РОМИР провел специальный опрос среди 800 жителей крупных городов России в возрасте 16 – 45 лет с доходом не ниже среднего, чтобы выяснить отношение россиян к здоровому образу жизни. Оказалось, что западная мода на здоровый образ жизни в России пока не столь популярна, как в Европе и США. Так, 40 % опрошенных россиян заявили, что никогда вообще не занимаются спортом и физическими упражнениями, 25 % респондентов занимаются спортом несколько раз в неделю, 10 % практикуют спортивные тренировки 1 раз в неделю. 1-2 раза в месяц занимаются спортом 8 % опрошенных.

На отсутствие свободного времени для занятий спортом жалуются 45,7 % опрошенных. Фактор стоимости занятий спортом в тренажерном зале также играет существенную роль: 21,1 % респондентов указали, что именно дорогая стоимость занятий не позволяет им заниматься. 11,2 % участников опроса категорично заявили, что занятия спортом им вообще не нужны. 8,3 % слишком устают на работе, чтобы активно заниматься спортом.

О проблеме рационального питания более трети опрошенных россиян (36,4 %) вообще никогда не задумывались. Стараются придерживаться рационального питания 23,1 % респондентов. 6,4 % участников опроса являются активными сторонниками рационального питания. Таким образом, у россиян, живущих в крупных городах России и обладающих доходами не ниже среднего уровня, не всегда существует возможность регулярно заниматься спортом и рационально питаться.

Читайте также:  Какие святые отвечают за здоровье

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Глава 1. Здоровье как социально-психологическая категория

О здоровье общества мы можем судить по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости, продолжительность жизни. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества редко болеют и долго живут, можно говорить, что общество здорово.

Рождение человека вызывает радость, смерть — печаль. В первом случае эмоция положительная, во втором отрицательная. Однако и то и другое явление для общества необходимы или неизбежны. Но рождение и смерть — это крайние точки. Как раз здоровье человека, существование его тела и души лежит в пространстве между ними. Душа по-гречески «психэ». Древние говорили: «В здоровом теле здоровый дух». С этим трудно спорить. Когда у человека боль в любой точке тела, настроение у него не из лучших, и наоборот, физическое здоровье, ощущение бодрости и силы в большинстве случаев вызывают состояние, которое коротко определяется в двух словах «душа поет». Однако бывает, что соматическое, т. е. телесное, состояние превосходно, а вот душевное, психическое, оставляет желать лучшего, так как нечто в окружающем мире не соответствует потребности личности. Например, девушка в отличной физической форме, но поссорилась с интересующим ее молодым человеком. Ну, на день-два это еще допустимо, это даже в ряде случаев полезно, но если ссора затянулась и страдания в одиночестве лишают девушку аппетита, желания учиться, потребности общаться с друзьями, — это уже прямая угроза здоровью, потому, что при вышеперечисленных показателях мы можем говорить о третьей стадии стресса.

Стресс — это термин, который обозначает состояния человека, возникающие как ответ на разнообразные экстремальные воздействия. В переводе с латинского стресс означает давление, напряжение.

Экстремальные — значит крайние, чрезвычайные, заканчивающие собой границу допустимого. Например, человек может прожить без воздуха пять минут. Ситуация лишения воздуха для человека экстремальная. В течение этих минут, отделяющих жизнь от смерти, особенно бурно проявляются три последовательные реакции организма на стресс-фактор. Их называют стадии адаптации, приспособления или стадии стресса. Стадии стресса описал Ганс Селье, и они одинаковы для любых экстремальных ситуаций.

Первая стадия — стадия тревоги — наступает сразу, как только человек сталкивается с угрожающей ситуацией. Допустим, на человека напали и набросили на голову пластиковый мешок. Личность инстинктивно готовится к сражению: по сигналу мозга ускоряется передача нервных импульсов, гипофиз выбрасывает в кровь гормоны, мышцы напрягаются, учащается сердцебиение, увеличивается объем крови, повышается кровяное давление, селезенка выбрасывает в кровяное русло свежие эритроциты, все готово к бою.

Вторая стадия — стадия сопротивления или приспособления. В условиях нашего примера, когда времени крайне мало, многое зависит от способности брать себя в руки и принимать неординарные, необычные решения — например, прокусить мешок. На этой стадии помимо всего повышаются защитные силы организма, перестраивается иммунная система. Вот почему иногда у человека, пережившего стресс, заживает старая, хроническая рана, однако именно на почве стресса может обостриться какое-то старое заболевание. Например, язва желудка.

Третья стадия стресса — стадия истощения, или дистресса. Здесь организм терпит поражение. Проявляется она отрешенностью, нарушением ориентации в пространстве, подавленным настроением — депрессией, болями в теле.

Обратимся снова к нашему первому примеру — стрессу, вызванному ссорой с любимым человеком.

На протяжении жизни человек постоянно подвергается различным стрессам. Способность преодолевать их воздействие зависит от внутренних возможностей организма и условий окружающей среды.

Человек родится с определенным информационным наследственным набором. В пределах этого набора он может формировать свои взаимоотношения с окружающим миром.

Читайте также:  Отстранение сотрудника от работы по состоянию здоровья

Например, если у человека есть генетические предпосылки к обладанию музыкальными способностями, то их можно в течение жизни развивать и стать профессиональным музыкантом, можно просто чутко относиться к звуку, а можно утратить в результате какой-то болезни, например, воспаления слухового нерва. Однако, не имея генетической предрасположенности к тонкому восприятию звуков, нельзя стать музыкантом даже под руководством консерваторского профессора.

Обучение тогда бывает наиболее успешным и минимально травматичным для психики ребенка, когда строго координируется с возрастными физиологическими и психологическими возможностями, когда педагог учитывает наследственный потенциал юной личности. Обучение должно быть сориентировано на способность организма противостоять стрессам, а эта способность есть не что иное, как здоровье.

Здоровье человека — это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.

Сенсорная информация — это информация, воспринимаемая с помощью органов чувств, — зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная.

Структурная информация воспринимается на клеточном уровне. Например, когда клетки крови фагоциты набрасываются и уничтожают попавшую в организм гноеродную бактерию, мы можем говорить о структурной защитной реакции здорового организма. Боль и температура, сопровождающие процесс, это вторая стадия стрессовой адаптации. И чем опаснее инородный агент, попавший в организм здорового человека, тем мощнее структурная система защиты. На ней, в частности, основана невосприимчивость к некоторым инфекциям после болезни или вакцинации. В тело человека поступает структурная информация в виде вируса оспы. Организм вырабатывает специальные антитела, которые могут разрушить этот вирус, вырабатывает их в количестве большем, чем нужно для борьбы с имеющимся количеством возбудителей, и оставляет антитела про запас. Это называется иммунитет, невосприимчивость к определенным заболеваниям.

Итак, природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше все будет зависеть от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того, в каких условиях мы будем им распоряжаться, от нашего ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Образ Жизни, по-латыни «модус вивенди», — это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

Эмпирическим, опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Но о мотивациях речь пойдет дальше, а пока для окончательного осознания того, что здоровье — это социально-психологическая категория.

Контрольные вопросы:

1. Какие четыре основных показателя характеризуют здоровье как социальную категорию?

2. Кто такой Ганс Селье и чем он знаменит?

3. Дайте свое понимание слова «стресс».

4. Приведите пять примеров экстремальных ситуаций.

5. Охарактеризуйте каждую стадию стрессовой адаптации.

6. Дайте определение здоровья.

7. Как связаны между собой сенсорная и структурная информация?

8. Какие категории факторов внешней среды вам известны? Приведите примеры каждой категории.

Источник

Adblock
detector