Здоровье человека как общественная категория. Комплексная (социально-гигиеническая) оценка состояния здоровья населения и его отдельных групп.
Общественное здоровье – это медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности. Оценивается на уровнях.
Здоровье
состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов (ВОЗ).
Факторы риска – потенциально опасные для здоровья факторы, повышающие риск развития заболеваний, их прогрессирование и неблагоприятный исход.
50% — социально-экономические факторы: условия труда, жизни, материальное благополучие др.
20% — социально-биологические: возраст родителей, пол, наследственность и др.
20% — экологические и природно-климатические: загрязнение окружающей среды, температура.
10-15% — медицинские факторы: качество медицинской помощи и ее доступность.
Качество жизни (ВОЗ) – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.
Показатели оценки общ.здоровья:
Демография
наука, изучающая воспроизводство населения как процесс непрерывного изменения его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим.
Медицинская демография – наука, изучающая взаимосвязь воспроизводства населения с медико- социальными факторами, с целью разработки мер, направленных на обеспечение наиболее благоприятных демографических процессов и улучшение здоровья населения.
Медицинская демография изучает:
Статику населения | Динамику населения | |||||
1) Показатель численности (1992 г — 148.5 млн ч-к после распада сов.союза; было 15 республик — более 200 млн ч-к; сейчас 143.7 + 2 000 000(крым и севастополь)) 2) Показатель плотности (в Заб.крае — 2,5млн на 1 км2, в центральном ФО — 57,7;т.о. в Заб крае плотность ниже.) 3) Поло-возрастная структура — соотношение полов: кого больше М или Ж, и сколько приходится мужчин на 100 женщин. В 2009 г — Ж- 53,7%;М- 46,3%. — соотношение возрастов: определяем тип населения: прогрессивный-если преобладает детское население, стационарный – равенство детей и лиц после 50 лет, и регрессивный тип если преобладают лица старше 50 лет). 4) Демографическая нагрузка— соотношение детского населения и населения пенсионного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, этот показатель характеризует уровень экономической активности и его репродуктивный потенциал. Общий коэффициент демографической нагрузки хар-ет уровень экономической активности общ. и его репродуктивный потенциал. | 1) Механическое движение, за счет миграции(перемешенние населения с целью постоянной/временной смены жит-ва.) Обуславливает изменение численности и поло-возрастную структуру. 2) Социальное движение – это перемещение из одной соцгруппы в другую. 3) Естественное движение(совокупность процессов рождаемости, смертности и прироста.) 1. Общий коэффициент рождаемости 2. Общий коэффициент смертности 3. Материнская смертность 4. Младенческая смертность 6. Естественный прирост населения. Заболевание— любое субъективное/ объективное отклонение от нормального физиологического состояния организма. Заболеваемость–как подход к оценке состояния здоровья населения. Изучают заболеваемость, для:
Классификация заболеваемости по источникам получения информации:
2. Общая заболеваемость – частота всех впервые обратившихся и повторно обратившихся за МП в данном году. 3. Госпитализированная заболеваемость – частота всех случаев заболеваний, зарегистрированных у выбывших из стационара. 4. Инфекционная заболеваемость 5. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими зб. 6. Заболевания с временной утратой трудоспособности – частота всех случаев и дней утраты трудоспособности, вследствие зб, травм. | -это частота заболеваний, включая факторы риска развития заболеваний, выявленных при проведении мед.осмотра. 3 вида медицинских осмотров: -предварительные — определить соответствует ли состояние здоровья требованиям). — периодические – наблюдение за здоровьем работающего. -целевые- диагностика ранних социально значимых заболеваний. Источник Здоровье как социальная категория.«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» -Артур Шопенгауэр Актуальность физического воспитания населения очевидна. Наличие крепкого здоровья и высокой общей работоспособности базируются на необходимой физической подготовленности и нормальном физическом развитии. Здоровье как социальная категория – показатель национального престижа, фактор доверия к политической и экономической системе государства, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления. Состояние здоровья объективно устанавливается по совокупности многих параметров: конституции телосложения, гигиенических, антропометрических, иммунологических, физиологических, биологических и других условий, социальных, климатических, географических, метеорологических… По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». «Здоровье – состояние организма человека, когда все его функции уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения»– (Я.С. Вайнбаум. «Гигиена физического воспитания»). Выделяются 3 компонента здоровья человека (здоровье индивида): Физическое здоровье включает в себя показатели: уровень физического развития (вес, рост, объемы и т. п.), функциональная подготовленность организма к физической нагрузке (кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы), развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), адаптационные возможности организма (иммунитет на простудные и др. заболевания). Духовноездоровье объединяет в себе психическое, нравственное здоровье, моральные принципы, общечеловеческие истины: добро, любовь, красоту, активное стремление к улучшению общественного строяи пр. Социальное здоровье рассматривается как стремление человека к самосовершенствованию и самообразованию, активность в быту. Оно включает в себя показатели уровня жизни человека, социальные, жилищные условия, удовлетворение социальных потребностей. Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Это явилось посылкой для создания теории здоровья. Проблема здоровья человека до сего дня была монополизирована медициной, которая является практически наукой о болезнях человека – «человекопатологией». Гигиеническая наука также не в состоянии решить проблему охраны здоровья, т.к. в центре внимания ее стоит не человек, а те условия, в которых он существует. Научное направление, получившее название – «санология», обосновали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» — динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов. Основоположниками науки о здоровье человека по праву считается И.И.Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982 г.) разработал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Он издал в 1987 году монографию «Введение в валеологию – науку о здоровье», в которой считал, что эта наука должна быть интегральной, т.е. формироваться на основе медицины, биологии, экологии, психологии и других наук. Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья. Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья. В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков находятся под пристальным вниманием специалистов — валеологов. В ряде регионов в учебных заведениях предусмотрена должность педагог – валеолог – организатор. Среди выпускников школ уже 80% школьников нельзя назвать здоровыми. По мере обучения растет частота таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, аллергические реакции, астматические синдромы, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства. Объективные причины недостатков учебных заведений: — Неудобная мебель, несоблюдение воздушно-теплового и светового режима, — Неправильное расписание учебных занятий, скудное финансирование. — Неправильные действия педагогов и родителей: безграмотность в вопросах валеологии, равнодушие к здоровью детей, формальное отношение к своим обязанностям и др. Критерии здоровья(по Вайнбауму Я.С.) 1. Общая выносливость. Физиологической основой является аэробная производительность, т.е. способность длительно выполнять работу, в которой участвует более половины мышечной массы тела с интенсивностью 50 % от критического уровня ( МПК-макс. потр.кислорода), определяется в ф/к по тесту Купера, бегу на выносливость, тесту РВС-170. 2. Критерием здоровья является устойчивость нервной системы. Проявляется в нормальном сне, хорошей активности, отсутствием сонливости днем, естественных поведенческих реакциях во взаимоотношениях в семье, в коллективе. 3. Степень закаленности – способность устойчиво сохранять постоянство температуры тела. От закаленности зависит функция иммунных механизмов, защищающих от инфекции, вызываемых вирусами и инфекционно-аллергическими реакциями. 4. Отсутствие признаков деформации скелета или степень их выраженности могут служить критерием здоровья. Недостатки этой системы оценки здоровья ? Назовите их ? Критерии здоровья в упрощенном виде: Соматическое и физическое здоровье — «я могу» Психическое здоровье — «я хочу» Нравственное здоровье — « я должен» ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ: 1. Иммунная система, специфическая и неспецифическая устойчивость к неблагоприятным повреждающим факторам 2. Показатели роста и развития 3. Функциональное состояние организма и его резервные возможности 4. Наличие какого – либо заболевания или дефекта развития 5. Уровень морально-волевых и мотивационных установок ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ? 20% — от наследственности 20 % — от внешних условий, экологии 10 % — от деятельности системы здравоохранения 50 % — от образа жизни человека Рассмотрим понятие «Здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать творческий потенциал. Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни: 1.Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом. 2.Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе. 3.Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (психофизическая, аутогенная тренировка). 4.Разумное использование методов закаливания. На отсутствие свободного времени для занятий спортом жалуются 45,7 % опрошенных. Фактор стоимости занятий спортом в тренажерном зале также играет существенную роль: 21,1 % респондентов указали, что именно дорогая стоимость занятий не позволяет им заниматься. 11,2 % участников опроса категорично заявили, что занятия спортом им вообще не нужны. 8,3 % слишком устают на работе, чтобы активно заниматься спортом. О проблеме рационального питания более трети опрошенных россиян (36,4 %) вообще никогда не задумывались. Стараются придерживаться рационального питания 23,1 % респондентов. 6,4 % участников опроса являются активными сторонниками рационального питания. Таким образом, у россиян, живущих в крупных городах России и обладающих доходами не ниже среднего уровня, не всегда существует возможность регулярно заниматься спортом и рационально питаться. Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 741 ; Мы поможем в написании вашей работы! Источник 4В. Здоровье как социальная категория.«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» -Артур Шопенгауэр Актуальность физического воспитания населения очевидна. Наличие крепкого здоровья и высокой общей работоспособности базируются на необходимой физической подготовленности и нормальном физическом развитии. Здоровье как социальная категория – показатель национального престижа, фактор доверия к политической и экономической системе государства, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления. Состояние здоровья объективно устанавливается по совокупности многих параметров: конституции телосложения, гигиенических, антропометрических, иммунологических, физиологических, биологических и других условий, социальных, климатических, географических, метеорологических… По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». «Здоровье – состояние организма человека, когда все его функции уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения» – (Я.С. Вайнбаум. «Гигиена физического воспитания»). Выделяются 3 компонента здоровья человека (здоровье индивида): Физическое здоровье включает в себя показатели: уровень физического развития (вес, рост, объемы и т. п.), функциональная подготовленность организма к физической нагрузке (кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы), развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), адаптационные возможности организма (иммунитет на простудные и др. заболевания). Духовное здоровье объединяет в себе психическое, нравственное здоровье, моральные принципы, общечеловеческие истины: добро, любовь, красоту, активное стремление к улучшению общественного строя и пр. Социальное здоровье рассматривается как стремление человека к самосовершенствованию и самообразованию, активность в быту. Оно включает в себя показатели уровня жизни человека, социальные, жилищные условия, удовлетворение социальных потребностей. Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Это явилось посылкой для создания теории здоровья. Проблема здоровья человека до сего дня была монополизирована медициной, которая является практически наукой о болезнях человека – «человекопатологией». Гигиеническая наука также не в состоянии решить проблему охраны здоровья, т.к. в центре внимания ее стоит не человек, а те условия, в которых он существует. Научное направление, получившее название – «санология», обосновали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» — динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов. Основоположниками науки о здоровье человека по праву считается И.И.Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982 г.) разработал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Он издал в 1987 году монографию «Введение в валеологию – науку о здоровье», в которой считал, что эта наука должна быть интегральной, т.е. формироваться на основе медицины, биологии, экологии, психологии и других наук. Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья. Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья. В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков находятся под пристальным вниманием специалистов — валеологов. В ряде регионов в учебных заведениях предусмотрена должность педагог – валеолог – организатор. Среди выпускников школ уже 80% школьников нельзя назвать здоровыми. По мере обучения растет частота таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, аллергические реакции, астматические синдромы, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства. Объективные причины недостатков учебных заведений: — Неудобная мебель, несоблюдение воздушно-теплового и светового режима, — Неправильное расписание учебных занятий, скудное финансирование. — Неправильные действия педагогов и родителей: безграмотность в вопросах валеологии, равнодушие к здоровью детей, формальное отношение к своим обязанностям и др. Критерии здоровья (по Вайнбауму Я.С. ) Общая выносливость. Физиологической основой является аэробная производительность, т.е. способность длительно выполнять работу, в которой участвует более половины мышечной массы тела с интенсивностью 50 % от критического уровня ( МПК-макс. потр.кислорода), определяется в ф/к по тесту Купера, бегу на выносливость, тесту РВС-170. Критерием здоровья является устойчивость нервной системы. Проявляется в нормальном сне, хорошей активности, отсутствием сонливости днем, естественных поведенческих реакциях во взаимоотношениях в семье, в коллективе. Степень закаленности – способность устойчиво сохранять постоянство температуры тела. От закаленности зависит функция иммунных механизмов, защищающих от инфекции, вызываемых вирусами и инфекционно-аллергическими реакциями. Отсутствие признаков деформации скелета или степень их выраженности могут служить критерием здоровья. Недостатки этой системы оценки здоровья ? Назовите их ? Критерии здоровья в упрощенном виде: Соматическое и физическое здоровье — «я могу» Психическое здоровье — «я хочу» Нравственное здоровье — « я должен» Иммунная система, специфическая и неспецифическая устойчивость к неблагоприятным повреждающим факторам Показатели роста и развития Функциональное состояние организма и его резервные возможности Наличие какого – либо заболевания или дефекта развития Уровень морально-волевых и мотивационных установок ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ? 20% — от наследственности 20 % — от внешних условий, экологии 10 % — от деятельности системы здравоохранения 50 % — от образа жизни человека Рассмотрим понятие «Здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать творческий потенциал. Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни: 1.Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом. 2.Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе. 3.Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (психофизическая, аутогенная тренировка). 4.Разумное использование методов закаливания. В августе 1999 года независимый исследовательский центр РОМИР провел специальный опрос среди 800 жителей крупных городов России в возрасте 16 – 45 лет с доходом не ниже среднего, чтобы выяснить отношение россиян к здоровому образу жизни. Оказалось, что западная мода на здоровый образ жизни в России пока не столь популярна, как в Европе и США. Так, 40 % опрошенных россиян заявили, что никогда вообще не занимаются спортом и физическими упражнениями, 25 % респондентов занимаются спортом несколько раз в неделю, 10 % практикуют спортивные тренировки 1 раз в неделю. 1-2 раза в месяц занимаются спортом 8 % опрошенных. На отсутствие свободного времени для занятий спортом жалуются 45,7 % опрошенных. Фактор стоимости занятий спортом в тренажерном зале также играет существенную роль: 21,1 % респондентов указали, что именно дорогая стоимость занятий не позволяет им заниматься. 11,2 % участников опроса категорично заявили, что занятия спортом им вообще не нужны. 8,3 % слишком устают на работе, чтобы активно заниматься спортом. О проблеме рационального питания более трети опрошенных россиян (36,4 %) вообще никогда не задумывались. Стараются придерживаться рационального питания 23,1 % респондентов. 6,4 % участников опроса являются активными сторонниками рационального питания. Таким образом, у россиян, живущих в крупных городах России и обладающих доходами не ниже среднего уровня, не всегда существует возможность регулярно заниматься спортом и рационально питаться. Источник ➤ Adblockdetector |