Здоровье как системный феномен
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Тем не менее, изучение феномена здоровья позволяет сформулировать ряд аксиоматических положений:
— в абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье — идеал;
— каждый человек здоров условно, ибо ни один человек не бывает вполне здоровым на протяжении всей жизни;
— каждый человек может быть здоров лишь в определенных условиях, поскольку есть подходящие и не подходящие жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного человека, могут быть совершенно неподходящими для другого.
При всей важности понятия здоровья его однозначное определение до сих пор остается проблематичным. Число попыток решить эту задачу значительно, но решение, которое устроило бы всех, пока не найдено. Очевидно, причина кроется в том, что данная категория обладает сложной интегративной природой и требует комплексных научных исследований.
Самостоятельным вопросом проблемы здоровья является классификация и анализ уже предложенных определений. В этой связи привлекает внимание работа П.И. Калью [4], в которой представлено около 80 дефиниций здоровья, предложенных представителями разных научных школ и направлений. Собранный П.И. Калью перечень является далеко не полным, но даже он поражает многообразием трактовок и разнородностью признаков, использованных при выявлении сущностных характеристик данного понятия.
Опираясь на выводы, сделанные П.И. Калью, мы обозначили те определения здоровья, которые доминируют:
1) нормальная функция организма на всех уровнях его организации (от генетических до организменных структур); нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2) динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3) способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4) способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
5) отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
6) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил.
Изучение сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, показывает, что все определения можно представить несколькими моделями:
— медицинская модель — предполагает такое определение, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья (отсутствие болезней и их симптомов);
— биомедицинская модель — рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;
— биосоциальная модель — в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, рассматриваемые в единстве, но при этом последним отдается предпочтение;
— ценностно-социальная модель — здоровье рассматривается как ценность, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей, участие в труде и социальной жизни.
Заметим, что в определении понятия здоровья в одном случае акцентируется внимание на его состоянии, в другом — здоровье рассматривается как динамический процесс, в третьем — причастность здоровья к какой-то одной категории не абсолютизируется. В этой связи наиболее приемлемым можно признать определение здоровья, даваемое В.П.Казначеевым [3]. Ученый считает, что здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
В ХХ в. одной из характерных черт научного познания стало системное мышление. Большое влияние на становление системной теории оказали труды не только философов, но и психологов — Б.Г.Ананьева, М.Я.Басова, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева и др. Среди авторских точек зрения на идею системности в рассмотрении человека особой конструктивностью отличается позиция Б.Ф.Ломова, согласно которой человек — это сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных уровнях функционирования — биологическом, психологическом и социальном. На каждом из них здоровье человека имеет особенности своего проявления. На биологическом уровне под здоровьем понимается динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды (У.Кэннон, А.А.Маркосян, Н.И.Пирогов, Г.Спенсер, А.Тхакер и др.). Представления о сущности здоровья на психологическом уровне пока еще далеки от желаемой ясности, однако на данном уровне вопросы здоровья так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое (Б.В.Зейгарник, С.С.Корсаков, А.Ф.Лазурский, Б.Перэ, Л.Л.Рохлин и др.). Переход от психологического к социальному уровню довольно условен. По мнению Б.Ф.Ломова [5], психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существует. Иначе говоря, человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Разумеется, на психическое здоровье оказывают влияние разнообразные социальные связи. При этом последствия воздействий могут иметь как негативный, так и позитивный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы.
Понимание природы воздействия разнообразных факторов на состояние здоровья и болезни на вышеуказанных уровнях представляет собой непростую задачу. Но еще более сложным является раскрытие взаимосвязи этих уровней, что особенно важно с позиции системного подхода.
Человеческий организм — сложнейшая система, состоящая из огромного числа образующих ее компонентов и форм связей между ними. В таких условиях вероятность отклонения от нормы в функционировании присущих организму механизмов различной природы вполне реальная. При этом эти отклонения могут носить преходящий характер либо протекать не столь интенсивно, чтобы можно было говорить о выраженном и опасном развитии болезнетворного процесса. За счет внутренних ресурсов, адаптационных и компенсаторных возможностей организма появляющиеся в нем патологические изменения могут не достигать критического значения, и потому не скажутся на его работоспособности. В таком случае принято говорить о практически здоровом человеке. Однако отсутствие объективных признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о безболезненном состоянии организма.
По мнению специалистов, около 80% всех заболеваний берет начало в психической дисгармонии [1]. Абсолютно здоровые, совершенно свободные от каких-либо психических нарушений люди составляют сегодня не более 35% населения. Поэтому содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья — одна из главных задач психологии здоровья. В то же время следует иметь в виду, что не все нарушения, связанные с психологическим уровнем, могут квалифицироваться как наступление болезни. У психически здоровых лиц следует различать те или иные предболезненные состояния, которые могут проявляться как дезадаптации. В таком состоянии вероятность заболевания повышается, но это вовсе не означает, что предболезнь следует отождествлять с самой болезнью. Скорее, это одна из степеней здоровья, и потому прямое отождествление ее с болезнью недопустимо.
Проведенные к настоящему времени исследования показали, что свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. В психологии под личностью чаще всего понимается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Иначе говоря, здоровая личность психически устойчива.
Б.С. Братусь [2] предлагает рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как имеющее сложное уровневое строение. По его мнению, высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, то есть уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень — уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. Как считает автор, каждый из названных уровней, имея свои критерии протекания, должен иметь и особые закономерности этого протекания. Так, первый уровень обусловлен биологическими характеристиками, а второй и третий — социальными условиями.
Рассматривая личность как биосоциальный организм, А.Ф.Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию.
Дж. Энгель предложил биопсихосоциальную модель, основанную на системном подходе к функционированию индивида не только на биологическом, но и личностно-психологическом уровне, где реализуются социальные связи с людьми, входящими в непосредственное социальное окружение.
Если здоровье рассматривать через призму жизнедеятельности человека, то болезнь, как правило, угрожает лицам со следующими личностно-психологическими особенностями:
— решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, чрезмерно и напряженно работающим, отличающимся повышенным чувством ответственности, долга, высоко требовательным к себе лицам;
— педантичным, прямолинейным, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;
— предрасположенным к «застреванию» на отрицательных эмоциях, самобичеванию, скрытым, подавляющим эмоции;
— трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни, нестойким в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимым, тревожным и мнительным.
Таким образом, понятие здоровья тесно связано с индивидуально-психологическими характеристиками человека.
А.Адлер, один из основателей холистической (целостной) системы индивидуальной психологии, рассматривал здорового человека как интегративную целостность в рамках социальной системы. Целостность, по А.Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Психологический рост — это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Путь к здоровью — это конструктивное стремление к совершенству и сильное общественное чувство.
Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека. Оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека.
- Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания.- СПб., 1996.
- Братусь Б.С. Психология личности.- М., 2000.-С. 398-400.
- Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.- М., 1983.
- Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация.- М., 1988.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.,1984.
Источник
Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью
Рубрика: 7. Прикладная психология
Статья просмотрена: 2603 раза
Библиографическое описание:
Иерусалимцева, О. В. Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью / О. В. Иерусалимцева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1912/ (дата обращения: 08.06.2021).
В статье даны основные характеристики понятий «здоровье» и «отношение к здоровью»; проведен сравнительный анализ отношения старшеклассников и студентов к своему здоровью, и факторов, от которых зависит здоровье; выявлены различия в отношении испытуемых к здоровью либо как к средству, либо как к цели.
Ключевые слова: здоровье, отношение к здоровью, старшеклассники, студенты,.
B настоящее время все большее значение приобретают психологические исследования основ здоровья, т. к. именно психологическая наука может обеспечить новыми данными и технологиями такие системы оздоровления личности, как психиатрия и психотерапия. B то же время, наблюдается и противоположная тенденция. Даже в научных кругах еще есть убеждение, что для понимания здоровья достаточно обыденного здравого смысла, что здоровье – не совсем подходящий предмет для психологического исследования [1]. Необходимость психологических исследований проблемы здоровья еще связана с тем, что в современных условиях здоровье лишь в незначительной степени зависит от состояния медицины и здравоохранения. Влияние современной медицины на показатели здоровья оценивается меньше, чем в 10%[2].
Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному. Результаты исследований социальных представлений o здоровье покaзывают, c одной стороны, различия в представлениях o здоровье, связанные c такими факторами, как пол, возраст, профессиональная принадлежность, c другой — слабую осознаваемость и дифференцированность данных представлений [4].
Можно отметить, что результаты исследований психологических факторов здоровья разнородны, a иногда и противоречивы. B большей мере установлена связь здоровья и продолжительности жизни c особенностями эмоционaльной сферы, условиями развития в детском возрасте и семейнобрачной историей. Даже анализ результатов лонгитюдных исследований не дает возможности установить надежные причинно-следственные связи тех или иных факторов c состоянием здоровья.
Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой – оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, при дифференциальном подходе в психокоррекционной работе необходимо опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.
Актуальность данного исследования связано с тем, что представления отношения к здоровью достаточно хорошо изучены у взрослых, и менее исследовано в подростковом возрасте. Вероятно, это связано с тем, что при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты. В связи с этим представляется интерес в изучении представлений о здоровье и его факторах у старшеклассников и студентов, а так же выявление различий связанных с местом здоровья в системе ценностей.
В нашем исследовании приняли участие учащиеся 10 и 11 классов школ № 12,40,79 г.Ярославля в возрасте 16-17 лет и студенты Московского психолого-социального института Ярославского филиала в возрасте 20 — 27 лет. Выборка состояла из 132 старшеклассников и 129 студентов.
Для проведения исследования по выявлению представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности, а также психологических особенностей отношения к здоровью нами была разработана анкета, состоящая из двух частей. Первая часть включает исследование ценностных ориентаций, которое проводилось с помощью методики М. Рокича. При обработке определялись средние показатели рангов отдельно для каждой группы испытуемых. Вторая часть анкеты включает 3 открытых вопроса: «Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?»; «Отчего оно зависит?»; « Здоровье для меня является: а) целью; б) средством. Объясните, почему?». При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд определений понятия «здоровье», полученных при исследовании групп испытуемых, в качестве смысловых единиц – элементов содержания рассматриваются существенные признаки здоровья, а также определяется частотность их встречаемости (% от общего числа опрошенных) (см.табл.1). Итак, выделим две возрастные группы: 1 группа студенты – 129 человек (от 20-27 лет), 2 группа старшеклассники – 132 человека (от 15 – 17 лет).
Анализируя таблицу №1, следует отметить, что наиболее часто встречающимися характеристиками здоровья, отражающими индивидуальные особенности отношения к своему здоровью у студентов и старшеклассников, оказались следующие: старшеклассники в основном здоровье определяют как то, что не требуется осмыслить и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения. Например, «Здоровье – это хорошее самочувствие, то есть ощущение комфорта, благополучие, спокойствие, уверенность (57,6 % ответивших) или здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений, или заболеваний (так полагают примерно 48 % школьников, утверждающих, что «Хорошее здоровье – это отсутствие болезненных ощущений, отличное функционирование организма » или «Здоровье – это когда ничего не болит»).
Важной характеристикой здоровья 34,8 % опрошенных студентов считают: гармоничное сочетание в человеке физического и психического (души и тела) (например, «Здоровье – это физическое и моральное благосостояние» или « Гармония тела и духа»).
Наиболее часто встречающиеся характеристики здоровья на выборках старшеклассников и студентов.