X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое «здоровье»? Педагоги, психологи, социологи определили понятие «здоровья» как синтетическую категорию, включающую в себя: физиологическую, нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Работники физической культуры и спорта, лечебной физической культуры рассматривают «здоровье» как структуру человека в целом, функционирование его органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных ощущений, в качестве главного критерия здоровья индивида. Одним из основных показателей оптимального состояния человеческого организма является его адаптационные способности и возможности. Ритм жизни современного человека выдвигает высокие требования к трудовой, социальной, общественной деятельности, при этом, высокие информационные, коммуникативные нагрузки на психику человека оказывают крайне негативное влияние на его организм. Здоровый человек, прежде всего тот, кто адекватно, без болезненных ощущений приспосабливается к изменениям в окружающей среде, способен в новых условиях полноценно выполнять функции, связанные с выполнениями его профессиональных и социальных функций.
Проблема здоровья актуализировалась для человека в конце XIX–XXвеков. Это связано с развитием промышленности, технологических процессов производства, что привело к сокращению доли физического труда человека в производстве до 90% в сравнении с первой половиной XIX века, а также, с кардинальными изменениями окружающей среды. Наверное, можно говорить о том, что ее негативное воздействие проявилось раньше по сравнению с другими глобальными проблемами.
XX век отличителен многими открытиями в области медицины, физиологии, биологии то есть наук. которые изучают человека. С одной стороны, научно-технических прогресс, образование, просвещение, позволили бороться с рядом ранее считавшихся неизлечимыми болезней и предупреждать их. Например, исследования Павлова, благодаря которым физиолог производил свои знаменитые опыты с собаками, известен каждому школьнику. Ученый смог не только исследовать состав пищеварительных соков, чем заложил основы современной физиологии, но и сделать важные выводы относительно работы центральной нервной системы. Именно поэтому метод Павлова в психологии не менее важен, чем в области физиологии и медицины. Опираясь на открытое им понятие условного рефлекса, ученый смог объяснить сложнейшие процессы, происходящие в коре головного мозга человека.
С другой стороны, изменился весь образ жизни человека — что создало новые опасности для его здоровья. Если в прошлые века миллионы жизней уносили инфекции, эпидемии, то сегодня это, главным образом, сердечно—сосудистые, нервно-психические, злокачественные, обменные, аллергические, иммунодефицитные заболевания.
Что же изменилось в образе жизни человека? С моей точки зрения, ключевыми моментами являются повсеместная автоматизация и «перепотребление».
Говоря об автоматизации, следует отметить, что она вызвала сокращение ручного труда, что привело к снижению физической активности (гиподинамии) — важному компоненту проблемы хронических заболеваний, значение которого постоянно возрастает. Около 60% населения не получают рекомендуемый в виде 30-минутной ежесуточной нагрузки средней интенсивности , а доля лиц, не проявляющих в течение недели вообще никакой физической активности, достигает 28%. Риск развития заболеваний сердца и сосудов увеличивается почти в полтора раза у людей, ведущих пассивный образ жизни. Снижение двигательной активности молодого поколения с большей долей вероятности приведет к росту сердечно-сосудистых заболеваний в будущем. Ученые пришли к выводу, что еженедельная двигательная нагрузка для молодежи равна 8-12 часам при пульсометрии 140-150 ударов в минуту; для людей старшего поколения эта нагрузка составляет 4-6 часов при пульсометрии 120-130 уд/мин. Подчеркиваю, это норма для оптимального течения метаболических процессов в организме человека. Относительный риск коронарной болезни сердца, связанный с отсутствием физической активности, сопоставим с рисками, которые наблюдаются при высоком уровне холестерина, повышенном кровяном давлении и курении сигарет. Менее активные люди имеют на 30-50% больший риск развития такой болезни как гипертония.
Как известно, физическое развитие человека продолжается до 20-25 лет. Этот период является очень важным жизненным этапом молодого человека. Его планы выстраиваются такими что как правило, после окончания средней школы, продолжается обучение в университете. От состояния здоровья человека, его физического развития зависят не только долголетие, реализация жизненных планов, но выполнение социальных функций. Необходимо учитывать ритм современной жизни, скорость информационного потока в современном обществе, возросшие в первой половине 21-го века. Роль информации сегодня является определяющей, выдвигающей высокие требования не только к интеллектуальному и профессиональному уровню сотрудника, но и к его физическому и функциональному состоянию. Исследования показывают, что информационное влияние, оказываемое на человека, в этот период, в несколько раз превышает его двигательную деятельность. Поэтому крайне необходимо соблюдать правильный суточный режим с целью оптимизации соотношения между интеллектуальной и физической нагрузками. Для студентов в этом возрасте полезен здоровый семи, восьми, часовой сон и ежедневное потребление 2400-2800 калорий, для сравнения, калорийность питания детей раннего школьного возраста, когда внешнее воздействие информации не столь объемное, составляет 2000-2300 ежедневно, а оптимальная продолжительность сна не менее 9 часов.
Что касается «перепотребления», являющегося итогом расточительности и нерационального использования имеющихся земельных и продовольственных ресурсов, компенсировать возникший дефицит возможно при условии потери качества продукта.
Численность людей на планете ежегодно возрастает, и, соответственно, растут потребности человечества в целом. Для удовлетворения своих биологических нужд, необходимо кардинально изменить отношение к имеющемуся земельному и природному фонду нашей планеты. В погоне за решением продовольственных задач, земле практически не предоставляется полноценных отдых, как следствие, состав почвы изменяется и возникают весомые проблемы, такие как: эрозия, подкисление, разрушение структуры, деградация минеральной основы и т.д. Например, на юге Китая урожай с одних земель собирают три раза в год, добавляя в землю химикаты, чтобы восполнить запас необходимых ей витаминов и минералов. Из моего полугодового пребывания там, на личном опыте убедился: этих мер недостаточно, и производимая на таких землях сельхозпродукция является низкого качества. При приготовлении еды из таких сельхозпродуктов для человеческого организма, требуется различные пищевые добавки и специи, повышающие ее калорийность. Адаптированность к ним, а также, климатическими условиями стран Азии объясняется тот факт, что население в этих регионах предпочитают разнообразие в пище.
Всего полвека назад для того, чтобы поддерживать жизнедеятельность организма в тонусе и насытить его полезными витаминами, минералами, белками, жирами и углеводами, человеку достаточно было употреблять по 500 грамм фруктов ежедневно. Изменения, произошедшие в окружающей среде и природе, а также, в образе жизни человека, изложенные выше, привели к тому, что сегодня нам следует употреблять уже 60 килограммов фруктов ежедневно, для полного восстановления баланса в организме. Именно этим объясняют специалисты и диетологи появление ГМО и полуфабрикатов в нашей жизни. Но чрезмерное злоупотребление продуктами такой категории ухудшают здоровье людей, создавая предпосылки для патологий хронических заболеваний
Генетически модифицированные организмы (ГМО)— это растения, животные и микроорганизмы, чей генетический материал дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) был целенаправленно изменен, в отличие от случайных, естественных и искусственных мутаций,путем внесения одного или нескольких фрагментов генома другого организма.Многие диетологи опасаются популярности ГМО в наше время:«Сейчас мы едим совсем не то же самое, что ели 20 лет назад. Почти 80% продуктов в супермаркетах содержат ГМО, созданные в лабораториях. А ведь три с лишним миллиарда лет эволюции обходились без такого вмешательства! Сегодня же над продуктами совершаются абсолютно новые и радикальные эксперименты». Они советуют стараться не употреблять их, а питаться только здоровой, растительной пищей.
Существуют и биологические добавки на основе натурального, экологического продукта, получаемые путем высокоэффективных, высокотехнологичных процессов из натуральных растительных и животных продуктов, что значительно повышает их ценность и способствует хорошему усвоению организмом. В составе таких добавок находятся вещества, оптимальное соотношение которых позволяет применять их целенаправленно для профилактики и терапии различных заболеваний. Вышеназванные проблемы заставили человечество, с целью сохранения и улучшения здоровья, обратить внимание на натуральные продукты, их качество и биологический состав. На законодательном уровне многие страны заставили производителей сельхозпродукции и торговые сети маркировать продукцию специальными знаками, информирующими о его натуральности, энергетической и биологической ценности
Находясь под положительным впечатлением от длительной поездки в Китай, отмечу, что большинство людей там достаточно трудолюбивы, энергичны, ведущие активный образ жизни. Удивительным образом сочетающих достижения современных производственных технологий, автоматизации и оптимальным двигательным суточным режимом, позволяющим активно противостоять главной угрозе человечества – гиподинамии. При этом, восточная культура питания и кулинария позволяет восполнять запас полезных веществ в организме, как правило, из щелочной группы продовольствия, фрукты и овощи, что является одним из факторов их активного образа жизни, оптимистичности и жизнелюбия.
Данные примеры наглядно отражают то, что в наше время нельзя забывать о собственном здоровье, нужно систематически заниматься физическими упражнениями, физической культурой, вести здоровый образ жизни. Именно это является фундаментом успешной карьеры, реализуя актуальный и сегодня принцип гармоничного развития человека, в котором прекрасно все: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А.П. Чехов).
1.Всемирная организация здравоохранения. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний: Карманное пособие по оценке и снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний/ Всемирная организация здравоохранения 2007 – 22 с.
2. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды / Просвещение, 1992 — 320 с.
3. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика:теория и методика /Менхин Ю. В. 2002 – 220 с.
4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Бальсевич В.К. 1994 – 25 с.
5. Артбаронов Р.А. Системная концепция индивидуального здоровья с позиции практической медицины /Артбаронов Р.А.2005 — 79 с.
6. Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Экология почв: Учебное пособие для студентов вузов. Часть 3. Загрязнение почв / УПЛ РГУ 2004 — 54 с.
7. Чехов А.П. Дядя Ваня / Чехов А.П. 1897 – 87 с.
Источник
В. Здоровье как социальная категория
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» -Артур Шопенгауэр
Актуальность физического воспитания населения очевидна. Наличие крепкого здоровья и высокой общей работоспособности базируются на необходимой физической подготовленности и нормальном физическом развитии.
Здоровье как социальная категория – показатель национального престижа, фактор доверия к политической и экономической системе государства, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления.
Состояние здоровья объективно устанавливается по совокупности многих параметров: конституции телосложения, гигиенических, антропометрических, иммунологических, физиологических, биологических и других условий, социальных, климатических, географических, метеорологических…
По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
«Здоровье – состояние организма человека, когда все его функции уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения»– (Я.С. Вайнбаум. «Гигиена физического воспитания»).
Выделяются 3 компонента здоровья человека (здоровье индивида):
Физическоездоровье включает в себя показатели: уровень физического развития (вес, рост, объемы и т. п.), функциональная подготовленность организма к физической нагрузке (кровеносная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы), развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), адаптационные возможности организма (иммунитет на простудные и др. заболевания).
Духовноездоровье объединяет в себе психическое, нравственное здоровье, моральные принципы, общечеловеческие истины: добро, любовь, красоту, активное стремление к улучшению общественного строяи пр.Социальное здоровье рассматривается как стремление человека к самосовершенствованию и самообразованию, активность в быту. Оно включает в себя показатели уровня жизни человека, социальные, жилищные условия, удовлетворение социальных потребностей.
Здоровье является очень сложной категорией, представляя собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды – условий его существования, ведущих мотивов его жизнедеятельности и мироощущения в целом. Это явилось посылкой для создания теории здоровья. Проблема здоровья человека до сего дня была монополизирована медициной, которая является практически наукой о болезнях человека – «человекопатологией».
Гигиеническая наука также не в состоянии решить проблему охраны здоровья, т.к. в центре внимания ее стоит не человек, а те условия, в которых он существует. Научное направление, получившее название – «санология», обосновали в 60-х годах С.М.Павленко и С.Ф.Олейник. Это было учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит «саногенез» — динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов. Основоположниками науки о здоровье человека по праву считается И.И.Брехман, работавший во Владивостоке, который впервые (1982 г.) разработал методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Он издал в 1987 году монографию «Введение в валеологию – науку о здоровье», в которой считал, что эта наука должна быть интегральной, т.е. формироваться на основе медицины, биологии, экологии, психологии и других наук. Валеология ограничивает круг своих интересов проблемой индивидуального здоровья.
Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.
В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков находятся под пристальным вниманием специалистов — валеологов.
В ряде регионов в учебных заведениях предусмотрена должность педагог – валеолог – организатор. Среди выпускников школ уже 80% школьников нельзя назвать здоровыми. По мере обучения растет частота таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, аллергические реакции, астматические синдромы, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.
Объективные причины недостатков учебных заведений:
— Неудобная мебель, несоблюдение воздушно-теплового и светового режима,
— Неправильное расписание учебных занятий, скудное финансирование.
— Неправильные действия педагогов и родителей: безграмотность в вопросах валеологии, равнодушие к здоровью детей, формальное отношение к своим обязанностям и др.
Критерии здоровья(по Вайнбауму Я.С.)
1. Общая выносливость. Физиологической основой является аэробная производительность, т.е. способность длительно выполнять работу, в которой участвует более половины мышечной массы тела с интенсивностью 50 % от критического уровня ( МПК-макс. потр.кислорода), определяется в ф/к по тесту Купера, бегу на выносливость, тесту РВС-170.
2. Критерием здоровья является устойчивость нервной системы. Проявляется в нормальном сне, хорошей активности, отсутствием сонливости днем, естественных поведенческих реакциях во взаимоотношениях в семье, в коллективе.
3. Степень закаленности – способность устойчиво сохранять постоянство температуры тела. От закаленности зависит функция иммунных механизмов, защищающих от инфекции, вызываемых вирусами и инфекционно-аллергическими реакциями.
4. Отсутствие признаков деформации скелета или степень их выраженности могут служить критерием здоровья.
Недостатки этой системы оценки здоровья ? Назовите их ?
Критерии здоровья в упрощенном виде:
Соматическое и физическое здоровье — «я могу»
Психическое здоровье — «я хочу»
Нравственное здоровье — « я должен»
ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ:
1. Иммунная система, специфическая и неспецифическая устойчивость к неблагоприятным повреждающим факторам
2. Показатели роста и развития
3. Функциональное состояние организма и его резервные возможности
4. Наличие какого – либо заболевания или дефекта развития
5. Уровень морально-волевых и мотивационных установок
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ ?
20% — от наследственности
20 % — от внешних условий, экологии
10 % — от деятельности системы здравоохранения
50 % — от образа жизни человека
Рассмотрим понятие «Здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать творческий потенциал.
Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть положены в основу здорового образа жизни:
1.Соблюдение режима дня – труда, отдыха, сна – в соответствии с суточным биоритмом.
2.Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе.
3.Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (психофизическая, аутогенная тренировка).
4.Разумное использование методов закаливания.
В августе 1999 года независимый исследовательский центр РОМИР провел специальный опрос среди 800 жителей крупных городов России в возрасте 16 – 45 лет с доходом не ниже среднего, чтобы выяснить отношение россиян к здоровому образу жизни. Оказалось, что западная мода на здоровый образ жизни в России пока не столь популярна, как в Европе и США. Так, 40 % опрошенных россиян заявили, что никогда вообще не занимаются спортом и физическими упражнениями, 25 % респондентов занимаются спортом несколько раз в неделю, 10 % практикуют спортивные тренировки 1 раз в неделю. 1-2 раза в месяц занимаются спортом 8 % опрошенных.
На отсутствие свободного времени для занятий спортом жалуются 45,7 % опрошенных. Фактор стоимости занятий спортом в тренажерном зале также играет существенную роль: 21,1 % респондентов указали, что именно дорогая стоимость занятий не позволяет им заниматься. 11,2 % участников опроса категорично заявили, что занятия спортом им вообще не нужны. 8,3 % слишком устают на работе, чтобы активно заниматься спортом.
О проблеме рационального питания более трети опрошенных россиян (36,4 %) вообще никогда не задумывались. Стараются придерживаться рационального питания 23,1 % респондентов. 6,4 % участников опроса являются активными сторонниками рационального питания. Таким образом, у россиян, живущих в крупных городах России и обладающих доходами не ниже среднего уровня, не всегда существует возможность регулярно заниматься спортом и рационально питаться.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник