Статья: «Здоровьесбережение как приоритетное направление системы образования»
статья по теме
В настоящее время система образования функционирует в условиях перехода к новым стандартам, что обусловливает необходимость выдвижения и научного обоснования новых концептуальных подходов к отбору содержания образования и организации обучения по всем предметам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_kak_prioritetnoe_napravlenie_sistemy_obrazovaniya.docx | 34.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесбережение как приоритетное направление системы образования
Гиль Анна Сергеевна
Синькевич Вера Фадеевна, заведующий отделом научно-методического и информационного сопровождения ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»
В настоящее время система образования функционирует в условиях перехода к новым стандартам, что обусловливает необходимость выдвижения и научного обоснования новых концептуальных подходов к отбору содержания образования и организации обучения по всем предметам [6].
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании — красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Процесс становления здоровьесберегающей концепции школьных систем находится лишь в начале, уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одно из ключевых направлений – это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.
Согласно стратегии ФГОС ОО второго поколения предметом пристального внимания педагогических коллективов становится создание комфортной внутришкольной среды как системы условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье младшего школьника, способствующих их оптимальной включенности в общеобразовательную деятельность, успешной самореализации. В целом состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь ведет к индивидуальному развитию личности каждого ученика.
На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения
здоровья и валеологизацию образования, М.М. Яловенко понятие здоровьесбережения рассматривает как ценность, систему, процесс, результат [8, с.8].
Здоровьесбережение в образовании как ценность представлено тремя взаимосвязанными блоками: здоровьесбережение как ценность государственная, общественная, личностная [2, с.64].
Здоровье человека как личное достояние – это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей. Ценность здоровья для общества – это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства в регуляции народонаселения, борьбе со старением общества, защите государства.
Согласно утверждениям педагогов В.Ф. Базарного, Е.А. Ямбурга, В.К. Крючкова, М.М. Безруких успешным может стать ученик в той среде, которая способна создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, где используются технологии, позволяющие сохранить здоровье учащихся.
Структурными составляющими общего комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, а их единство в процессе образовательной деятельности есть условие полноценного личностного роста школьника. Источником психологического комфорта выступают в первую очередь организационно — коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов образования [7, с.12].
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. В учебном процессе — это удовлетворение потребности в получении новой информации. На занятиях интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, дифференцированием заданий для разных групп учеников, индивидуальной поддержкой отдельных ребят [5, с.34].
Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно — пространственными условиями внутришкольной среды. Нередко говоря о здоровье, на первый план выдвигают его физическую составляющую, выражающуюся в уровне физического развития ребенка, степени его заболеваемости на тот или иной момент, забывая о социально-психологических и духовно-нравственных компонентах. В результате не формируется комплексная система оценки уровня здоровья учащегося, которая охватывала бы все его составляющие [4, с.154].
Практика здоровьесберегающего обучения постепенно накапливает опыт, опираясь на различные методологические основания. Понимая «здоровье» как целостность, разные авторы и научные коллективы предлагают различные модели его интерпретации:
• Трехкомпонентный «цветок здоровья» (физическое, психическое, социальное) — первое определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
• Четырехкомпонентный цветок (добавляется нравственный компонент) — второе определение ВОЗ. Практически преломлено в опыте В.Ф. Базарного [1, с.93].
• Семикомпонентное наполнение модели (по органам и системам жизнеобеспечения), использующих возможности искусства, в частности, музыку для лечения детей в процессе обучения [3, с.24].
В международной практике в настоящее время получила распространение 6-компонентная модель «цветка здоровья». Каждый компонент отражает один из аспектов здоровья:
1. Физический — согласованная работа органов и систем;
2. Психоэмоциональный — способность человека выражать эмоции, проявлять их, управлять ими;
3. Интеллектуальный — способность работать с информацией;
4. Личностный — самооценка (восприятие себя как личности и на отношения окружающих к себе) самозначимость;
а) половой аспект Я (модель поведения);
б) взаимоотношения с социумом в различных ситуациях;
6. Духовный — стержень человека (отношение к непреходящим ценностям, нравственные принципы, вопросы веры и. т. д.).
Основной установкой становится сегодня — сохранение здоровья и творение здоровья, но это возможно осуществлять только через педагогические действия и установление психологического контакта с учеником. Учитель должен помочь ребенку адаптироваться к жизни и максимально точно выбрать оптимальный жизненный путь самореализации [1, с.145].
1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс – контроль в школе и дома» /М.Ф.Базарный. – М.: Аркти. – 2005. – 176 с.
2. Бузунов В.П. Принципы здоровьесберегающего образования /В.П. Бузунов. — М.: — 2002. — С. 252
3. Науменко // Педагогика. -2005. — № 6.- С.12-29.
4. Проект Минобразования «Школа, содействующая здоровью». — М., 2003. — 34 с.
5. Самыгин С.И. Психология управления /С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.- Ростов н /Д, — 2009. — 505 с.
6. Усова А.В. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года — новый этап в развитии образования, его плюсы и минусы /А.В. Усова // Наука и школа. — 2011. — №2. — С.2-6.
7. Шайхуллина, Р.М. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе /Р.М. Шайхуллина // Начальная школа . – 2010 .-№7. — С.23-45.
8. Шклярова О. В. Здоровьесберегающие принципы в организации образовательного процесса /О.В. Шклярова // Школа Здоровья. — 2010. — №8.- С.5-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. .
Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений.
Научная статья о способах вовлечения в исследовательскую деятельность студентов средних специальных учебных заведений.
Привлечение в сферу образования талантливой и профессиональной молодежи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования является очень важной задачей на .
•Цель исследовательской работы:• Корректировка технологического режима производства картона для плоских слоёв гофрокартона (лайнера) при переработке макулатуры, на• АО «К.
Доклад на ЦМК 2015-2016 Личностно-ориентированное обучение.
Патриотическое воспитание — это неотъемлимая часть воспитания современной молодёжи.
Источник
Статья. Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования
статья на тему
Одно из глобальных проблем современного общества — это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание стройной системы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_sohraneniya_zdorovya_obuchayushchihsya_v_usloviyah_modernizatsii_obrazovaniya.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель химии и биологии
Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования
Одно из глобальных проблем современного общества — это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание стройной системы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса. Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.
Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. При этом здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.
Вместе с тем вызывает тревогу такое понимание результатов обучения, которые не предполагают развития способности заботиться о здоровье и безопасности жизни. По мнению автора, чрезвычайно важно помнить, что человек в процессе получения образования должен научиться заботиться о себе и своих физических, социально-психологических и духовных ресурсах, которые ему будут нужны в течение всей жизни. Иными словами, должны быть сформированы соответствующие компетенции у выпускников, позволяющие им самостоятельного заботиться о безопасности жизни и здоровья.
В настоящее время здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели: 1. Соматическое ( здоровье тела)- это текущее состояние органов, систем органов человеческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.
2. Психическое здоровье -это состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
3. Сексуальное здоровье — это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
4. Нравственное здоровье — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.
Возникает вопрос: как сохранить здоровье обучающихся в условиях модернизации образования? Здоровье участников образовательного процесса является, с одной стороны, фактором риска реализации реформ (больные дети не могут адаптироваться к изменениям), а с другой – скрытым резервом, дополнительным ресурсом для адаптации к изменениям (здоровые дети легко преодолевают трудности). Следовательно, здоровье должно быть в системе показателей качества образования.
Хорошо известен подход к оценке качества образования, когда устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.
Оценка качества здоровьесберегающей деятельности учителей и образовательных учреждений также может быть осуществлена путем установления соответствия реальной деятельности образовательного учреждения или учителя Стандарту здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, обеспечивающему формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья – ключевые направления управления здоровьем. Формирование здоровья – постоянное направление физического, психо-социального и духовного развития человека по пути обеспечения максимальной гармоничности и энергетической мощности его структуры. Сохранение здоровья – соблюдение принципов здорового образа жизни и возвращение утраченного здоровья на безопасный уровень, оздоровление. Укрепление здоровья – приумножение здоровья за счет тренирующих воздействий – физической и гипоксической тренировки, закаливания и др.
В основе такого стандарта должно быть предусмотрено нормирование здоровьесберегающей деятельности по 4 критериям: цель (ценность), система, процесс и результат здоровьесберегающего образования.
Из дидактических соображений важно и вместе с тем крайне необходимо раскрыть наше понимание этих критериев и, возможно, активизировать дискуссию в педагогическом сообществе. Без единого понимания терминов нам вряд ли удастся согласовывать действия и двигаться к цели – сохранять здоровье участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.
- Плясецкая Е.А. Проблемы сохранения психического здоровья учащихся.// «Педагогическое обозрение»,№5,с.6-7.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.
Источник