Социология медицины
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «социология медицины»
В настоящее время существует несколько понятий «социология медицины»:
- Отрасль социологии, исследующая социальные проблемы, связанные с болезнями, здоровьем, медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности граждан в социальном развитии.
- Область социологии, изучающая структуру, социальные функции, кадры организации медицины и здравоохранения, социальную обусловленность здоровья населения, роль здоровья формировании и жизнедеятельности человека, в развитии и функционировании общества.
- Наука о медицине, специфический социальный институт, развивающийся и функционирующий через свои составные элементы, исследующий социальные процессы, происходящие в нем.
Все определения охватывают поле деятельности социологии медицины, подчеркивают необходимость изучения социальных факторов состояния здоровья, заболеваний, анализа системы здравоохранения.
Готовые работы на аналогичную тему
Социология медицины находится на стыке медицины (организация здравоохранения, медицинская статистика, социальная гигиена, эпидемиология, медицинская демография, деотология и т.д.) и социологии (эмпирические исследования). Социология медицины в структуре социологического знания связана с социологическими проблемами образа жизни, труда, досуга, социологией охраны окружающей среды, организаций и т.д.
Во многом развитие социологии медицины предопределено потребностями медицины. В последнее время происходит «социализация» болезней, на развитие заболеваемости населения, изменение ее структуры большое влияние оказывают социальные, демографические, экологические, поведенческие факторы.
Социология медицины изучает организацию медицинской помощи, состояние общественного здоровья в зависимости от социально-экономических факторов. Она рассматривает медицину как подсистему социальной системы, используя социологические аспекты и рассматривая закономерности формирования ценностных отношений к здоровью, болезни, медицине, медицинскому обслуживанию, организации здравоохранения.
Предмет и объект социологии медицины
Предметом социологии медицины выступает область теоретической и эмпирической социологии, изучающая социальные факторы укрепления и сохранения здоровья индивидов, воздействие на здоровье факторов окружающей среды, социальных факторов, быта и трудовой деятельности.
Предмет социологии медицины определяют, как: труд и здоровье, образ жизни и здоровье, урбанизация и здоровье, социально-гигиенические проблемы.
Объект изучения социологии медицины: медицина в качестве социального института; здоровье, болезни человека в социальном аспекте; ценностные ориентации и специфика общественных отношений в медицине как отрасли человековедения.
Задачи и функции социологии медицины
Основная задача социологии медицины: анализ взаимодействия и взаимоотношений медицины с обществом, с различными социальными институтами, рассмотрение законов развития и функционирования теории здравоохранения как социального феномена.
Социология медицины решает следующие задачи:
- выяснение роли медицины в формировании личности, социализации, гуманизации социальных отношений;
- обоснование аксиологических и культурологических факторов медицины;
- изучение влияния образа жизни на развитие заболеваний в различных социальных группах;
- изучение взаимодействия социальных институтов, в функции которых входит лечение и профилактика заболеваний, а также с другими социальными институтами;
- изучение влияние культуры на представления о заболеваниях, на отношения в системе «врач-пациент».
В системе социальной медицины здоровый индивид рассматривается только как объект воздействия со стороны здравоохранения.
Состояние здоровья населения включает физический, социальный и психологический компоненты, оно во многом определяется такими социологическими категориями, как: образ жизни, социальные отношения, поведение, деятельность, общение.
Социология медицины на эмпирическом уровне изучает конкретные проблемы, являющиеся пограничными между медициной и социологией: девиантное поведение; нервно-психическое состояние населения и кризис общества; медицинские и социальные последствия экономических преобразований; мотивы медицинской профессионализации; уровень и образ жизни как критерии здоровья; социально-психологическая специфика медицинского коллектива и др.
- исследование теоретических и эмпирических задач медицины, системы здравоохранения как специфической области деятельности человека, ориентированной на развитие заложенных в нем способностей;
- исследование закономерностей формирования и сохранения здоровья населения с учетом специфики быта, условий труда, воздействия различных факторов, оказывающих влияние на разные демографические, профессиональные группы населения;
- разработка и внедрение программ, социально-экономических мероприятий по улучшению физического развития населения, его здоровья, по повышению продолжительности жизни и трудовой активности;
- выяснение направлений изменения образа жизни разных социальных групп в современных условиях и воздействие этих изменений на состояние здоровья.
Проблемы исследований социологии медицины
Проблематика исследований социологии медицины условно подразделяется на три направления.
Первая группа включает рассмотрение следующих вопросов: роль объективных и субъективных факторов в укреплении и охране здоровья населения; воздействие вредных привычек, социально-психологическая обусловленность некоторых заболеваний; отношение к медицинскому обслуживанию, здоровью, болезням разных демографических и профессиональных социальных групп; санитарная культура населения, роль средств массовой информации на формирование и развитие медико-гигиенических знаний т.д.
Вторая группа исследует организацию и структуру санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, научно-исследовательских, административных учреждений медицины и здравоохранения, их взаимодействие и субординацию для эффективности лечебных, профилактических мероприятий; осуществление комплексных программ здоровья; систему подготовки и повышение квалификации медицинского персонала; медицину как форму социального контроля; взаимодействие между населением и сотрудниками медицинских учреждений в условиях реализации лечебно-профилактической работы.
Третья группа исследует средства повышения эффективности здравоохранительных мероприятий, функции здоровья в процессе формирования личности и развитии общества.
Источник
Социология здоровья
Вы будете перенаправлены на Автор24
Объект социологии здоровья
Когда перед исследователем стоит задача определить объект своей работы, то он понимает под объектом некоторую часть окружающего мира, как объективного, так и субъективного, которая существует в качестве реальности и не зависит от самого исследователя.
В рамках социологии здоровья под объектом следует понимать многообразие реальных проявлений жизнедеятельности как отдельного индивида, так и коллектива людей, которые обеспечивают поддержание и воспроизводство их здоровья.
В структуру объекта социологии здоровья входят следующие составляющие:
- Индивидуальное здоровье индивида;
- Здоровье социальной группы и всего общества в целом;
- Здравоохранение как социальный институт;
- Коммуникационные процессы, где главной темой является здоровье (в том числе правовое регулирование взаимоотношений между различными субъектами в отношении здоровья).
Готовые работы на аналогичную тему
Предмет социологии здоровья
Предмет науки – это логическое описание объекта. Оно определяется, в первую очередь, предпочтениями исследователей в выборе необходимого среза, аспекта или специфической черты (элемента).
Что касается предмета социологии здоровья, то сегодня его трактовка не является устоявшейся и общепринятой. Это говорит о том, что научное сообщество еще не пришло к единому ответу на данный вопрос, и что единодушно разделяемой трактовки предмета социологии здоровья нет. Тем не менее, дефиниция предмета данной дисциплины зависит от понимания специфики здоровья как социального феномена. Отсюда есть несколько путей определения предмета, к которым склоняются некоторые авторы.
Е. Дмитриева: предмет социологии здоровья – совокупность закономерностей и механизмов формирования и поддержания здоровья; И. Журавлева: предмет изучения социологии здоровья – механизмы социальной обусловленности здоровья и его место в системе социокультурных ценностей, которые регулируют отношение человека к здоровью, а также место здоровья в системе человеческих ценностей.
Таким образом, многообразие интерпретаций предмета социологии здоровья привело к тому, что в фокус ее научного анализа попадает широкий круг проблем, как типичных для отечественной научной традиции (социальные факторы риска здоровья), так и не вполне соответствующие аспекты:
- Аспекты смерти с точки зрения социологической науки (причины смерти, которые кроются в обществе и его структуре);
- Забота о здоровье как часть повседневности любого человека (поддержка гигиены, ведение здорового образа жизни, создание положительного образа человека, отсутствие вредных и губительных привычек и пристрастий);
- Изучение факторов эпидемий и пандемий, которые происходят из социума (искусственно созданные вирусы, разработки различных биологов, которые не несут пользу обществу, а могу нарушить его естественный баланс);
- Социальные проблемы в идентификации серьезных аутоимунных заболеваний (ВИЧ, СПИД).
Роль и место социологии здоровья в системе знания
Социология здоровья – это специальная социологическая теория, которая тесно связана с эмпирическими исследования, а также с общесоциологическими теориями. Эмпирические исследования предоставляют весь необходимый материал для развития социологии здоровья, а общесоциологические теории позволяют использовать общие теоретические разработки, модели и методы исследования.
Социология здоровья связана с несколькими социологическими дисциплинами: социология досуга, социология труда, гендерная социология и социология семьи.
Со стороны социологии досуга и гендерной социологии рассматривается следующая специфика:
- Режим отдыха как детерминанта здоровья;
- Формы рекреации и здоровье;
- Оздоровительный досуг;
- Гендерные аспекты здоровья;
- Гендерные проблемы здравоохранения;
- Демографическая политика.
В связи с социологией труда и социологией семьи сформулированы следующие элементы: здоровье работающих, связь профессии и здоровья, оздоровительная политика на предприятиях, семейный образ жизни как детерминанта здоровья, здоровье семьи и роль семьи в охране здоровья.
Таким образом, междисциплинарный характер социологии здоровья выражен не только в наличии у нее общего предметного поля с медицинскими дисциплинами, но и в тесной связи с другими социологическими теориями.
Институционализация социологии здоровья
Институционализация социологии здоровья проходит в несколько основных этапов.
Во-первых, это само зарождение социологии здоровья (примерно в начале 20 века). Именно в этот период большое количество специальных социологических работ осмысливаются в контексте изложенной проблематики.
Во-вторых, социология здоровья в 20-40-е годы 20 века прошла период своего оформления. Это время характеризуется интенсивными прикладными исследованиями. Также разрабатывается инструментарий для реализации исследований, проводится апробация категориально-понятийного аппарата.
В-третьих, в 50-60-е годы происходит как раз период становления. Формируется предметное поле социологии здоровья.
Четвертый этап (70-80-е годы) – период развития социологии здоровья как самостоятельной дисциплины. Уточняется объект и предмет социологии здоровья, осуществляется переход от медицины как объекта исследований к непосредственно здоровью и здравоохранению как самостоятельным объектам и проблематике.
В-пятых, затронет непосредственно современный этап развития социологии здоровья, расширений предметной области. Это происходит путем включения в нее вопросов продвижения здоровья, здорового образа жизни, коммуникаций по поводу здоровья.
Институционализация социологии здоровья также подкрепляется тем, что сегодня она стала самостоятельной учебной дисциплиной, и закрепилась в системе высшего и послевузовского образования как в России, так и за рубежом. Проводится достаточно большое количество исследований, производятся публикации учебных пособий, материалов, результатов практических исследований, статей и тезисов, а также монографий.
Источник
Социология медицины: предмет и задачи
Как уже отмечалось ранее, наряду с фундаментальными теориями, формируется еще один уровень социологического знания – специальные социологические теории или теории среднего уровня, являющиеся относительно самостоятельными отраслями социологии. Многие из них взаимодополняют друг друга. Теории среднего уровня – это «мостик» не только между теорией и практикой, теоретической и прикладной социологией, но и между социологией и другими науками.
Особую актуальность сегодня приобретает развитие социологии медицины – той отрасли социологического знания, которая находится на стыке социологии и медицинской науки, практики здравоохранения. Именно эта важнейшая отрасль социологического знания по сравнению с другими отраслями разработана, к сожалению, наименее полно. Сегодня, с развитием рыночных отношений, переходом к обязательному медицинскому страхованию (ОМС), социологические исследования в сфере медицины и здравоохранения существенно оживились. Появилась также потребность и в более глубоком теоретическом осмыслении тех социальных последствий, которые являются результатом преобразований, происходящих в медицине и здравоохранении.
Необходимость развития социологии медицины определяется и потребностями самой медицины. Неслучайно медики сегодня все чаще говорят о «социализации» болезней, роли социальных, экологических, демографических, поведенческих факторов в росте заболеваемости и изменении ее структуры. В Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 г. отмечалось, что сегодня «особое место занимают проблемы распространенности массовых и социально значимых заболеваний» [12. С. 3].
«Деятельность», «социальные отношения», «образ жизни», «поведение», «общение» – социологические категории, но именно они зачастую определяют состояние здоровья населения, которое включает в себя, как известно, не только физический, но и психологический, социальный компонент.
Еще в 1920-е годы социологическая проблематика в медицине и здравоохранении осознавалась и присутствовала в работах В.М. Бехтерева, П.С. Выгодского,
Н.А. Семашко, П.Я. Смулевича. Но сегодня статус социологии медицины связан не с отельными социологическими исследованиями в той или иной области медицины, а с осознанием и определением места и роли медицины, медицинских работников в обществе. Предметом социологии медицины является область теоретической и эмпирической социологии, направленная на изучение социальных факторов сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения и лечения болезней, влияния на здоровье людей социальных факторов, окружающей среды, трудовой деятельности и быта.
На теоретическом уровне главной задачей социологии медицины является осмысление роли медицины в гуманизации общественных отношений, социализации, формировании личности; обоснование культурологических и аксиологических (ценностных) факторов медицины.
На эмпирическом уровне медицинская социология должна исследовать целый ряд конкретных проблем, которые являются пограничными для социологии и медицины:
— кризис общества и нервно-психическое состояние людей;
— мотивы медицинской профессионализации;
— уровень и стиль жизни как показатель здоровья;
— социальные и медицинские последствия экономических преобразований;
— социально-психологическая специфика медицинского коллектива и др.
Функции социологии медицины как теории среднего уровня:
— решение теоретических и практических задач медицины и здравоохранения как особой сферы деятельности человека, направленной на развитие заложенных в нем способностей;
— разработка социально-экономических мероприятий, программ по дальнейшему улучшению здоровья, физического развития людей, повышению продолжительности их трудовой активности, продолжительности жизни;
— изучение закономерностей формирования и сохранения здоровья человека с учетом условий его труда, быта, функционирования разнообразных условий и факторов, влияющих на здоровье различных профессиональных и демографических групп населения;
— выявление тенденций изменения образа жизни различных групп населения в современных условиях и влияния этих изменений на состояние их здоровья (например, влияние пониженного уровня жизни на здоровье пенсионеров, молодежи, детей различного возраста и т.д.).
ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ | |||
Исследование влияния образа жизни на распространенность заболеваний в различных социальных группах | Исследование влияния культуры на представление о болезни, отношения в системе «врач – пациент» | Исследование взаимодействия институтов, занятых лечением и профилактикой | Исследование взаимодействия указанных институтов с другими |
Итак, социология медицины изучает состояние здоровья населения с широких социальных позиций:
1) на уровне народонаселения земного шара, отдельных стран и регионов;
2) в связи с условиями его воспроизводства;
3) в связи с образом жизни различных профессиональных и возрастных групп населения.
8.2. Здоровье как социальная ценность
и предмет социологического анализа
Важнейшей категорией социологии медицины является категория «здоровье». Но социологические аспекты и задачи изучения здоровья отличаются от чисто медицинских, хотя и в медицине общепризнано, что социальные детерминанты играют решающую роль в сохранении и укреплении здоровья, распространении тех или иных патологий. В многочисленных определениях здоровья обязательно присутствует социальный компонент.
Большинство современных определений здоровья трактует его как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию. Заслуживает особого внимания подход к здоровью как к «…автономно и культурно очерченной реакции на социально созданную реальность. Оно дает возможность человеку адаптироваться к изменяющимся внешним условиям» [49. С.7]. Выделяют три уровня описания здоровья: биологический, личностный, социальный. Социологию, соответственно, интересуют два последних (см. схему № 4).
ПАРАМЕТРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ | |
Социальные (объективные) | Индивидуально-личностные (субъективные) |
Основные показатели здоровья населения в целом, в их взаимосвязи с социальными факторами, уровнем жизни, образом жизни населения, уровнем культуры, традициями и др. | — Отношение индивида к своему здоровью. — Наличие ценностной ориентации на сохранение здоровья. — Отношение к болезни, изменение статуса личности вследствие болезни. — Отношение к лечению, врачу. — Отношения «врач – пациент» и др. |
Социология подходит к здоровью как к социальной ценности (такой подход называется аксиологическим), как к необходимому условию развития личности, ее полноценного функционирования в обществе, реализации заложенного в ней потенциала.
Аксиологический подход к здоровью предполагает и у самой личности наличие установок на сохранение своего здоровья. Право на охрану здоровья – это конституционное право в любой цивилизованной стране, но сегодня в обществе необходимо понимание того, что разрушение своего здоровья не может быть признано правом личности. Образ жизни, который разрушает здоровье, должен быть признан девиантным (девиация – отклонение от нормы). Болезни, с точки зрения социологии, – это специфические формы девиации, особенно если речь идет о психических заболеваниях, алкоголизме, наркомании, сексуальных отклонениях, ведущих к росту венерических заболеваний и распространению СПИДа.
Сегодня в России сложилась беспрецедентная ситуация, связанная с ухудшением здоровья населения, ростом смертности, особенно в трудоспособном возрасте, сокращением численности населения. Эта оценка подтверждается весьма красноречивыми фактами. Так, с 1992 года население России уменьшается ежегодно почти на 1 миллион человек.
Продолжительность жизни (основной показатель качества и уровня жизни общества) за последние годы значительно сократилась. По этому показателю Россия отстает от уровня развитых стран на 20 лет для мужчин и на 13 лет для женщин. В 2004 г. Россия находилась на 134 месте в мире по продолжительности жизни мужчин и на 100 месте – у женщин. Высока младенческая смертность: 11,6 на 1000 родившихся [12. C. 154].
О социальном неблагополучии общества свидетельствует тот факт, что в 1990-е годы резко возросла смертность от насильственных причин, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. В структуре смертности лиц трудоспособного возраста преобладают несчастные случаи, отравления, травмы (37%). Деградация здравоохранения привела к тому, что в России идет огромный рост числа инфекционных заболеваний, в том числе и таких, о которых в цивилизованных странах уже давно забыли.
Каковы же социальные причины этих процессов?
1. Основная причина ухудшения состояния здоровья россиян – бедность. По данным института социально-экономических проблем народонаселения число людей, находящихся за чертой бедности, составляет около 60%. В том числе за порогом бедности находятся две трети детей, одна треть пенсионеров.
2. Второй фактор – это сложный процесс адаптации населения к рыночным условиям. Ломка ценностей, устоев, «врастание» в рыночные структуры, смена места работы, собственно безработица, — все это не может не отразиться на здоровье населения. По оценкам социологов и экономистов, хорошо адаптирована к рыночным условиям только пятая часть населения России.
3. Третий фактор – это рост социального неравенства. На фоне катастрофического снижения жизненного уровня основной массы населения, слабой его адаптации к рынку, происходит поляризация доходов, а, следовательно, и социальных возможностей в удовлетворении потребностей – в лечении, в отдыхе, досуге, профилактике и др. Сегодня средняя зарплата 10% высокооплачиваемых работников в 26,4 раза превышает среднюю зарплату 90% остальных.
4. Нельзя не сказать и о таком социальном факторе, как безработица. По данным ВЦИОМа, на конец 2000 г. число безработных составило 10% активного населения (по другим данным безработица составляет до 14%). Даже в таком экономически благополучном районе, как Пермский край в 2009 году она составила 3,4% [37].
Под воздействием указанных факторов и происходит резкое ухудшение состояния здоровья населения России. Без сомнения, отрицательно сказывается на здоровье населения и экологический кризис.
Воздействие социальных факторов на здоровье, безусловно, самое мощное, но это не снимает и ответственности с самой личности за свое здоровье. Социология медицины активно изучает личностные (субъективные) факторы здоровья. Американский социолог Т. Парсонс ввел в социологию понятия «роль болезни», «карьера болезни». «Будучи специфическим типом социальной девиации, болезнь затрагивает способность человека повседневно трудиться и тем самым угрожает обществу. Как общественная реакция на опасность, связанную с возникновением нового социального статуса (болезни), неизбежно складывается, по мнению Парсонса, целый ряд характерных ожиданий (социальных норм), то есть «роль болезни».
Болезнь – это динамичный процесс, который проходит в своем развитии множество фаз, связанных с определенным набором норм, ожиданий – от момента, когда человек почувствовал, что он заболел, до того, когда он должен принять решение о лечении. Здесь большую роль играют такие факторы микросреды, как семья, ближайшее окружение, друзья, коллектив. Социологические исследования показывают, что более 70% опрошенных стараются сами справиться с простудными заболеваниями и только 10% считают их причиной для обращения к врачу. Быстро обращаются к специалистам только 41,5% опрошенных, а 26% и вовсе уверены, что «все обойдется само собой». Эти поведенческие реакции на болезнь и их причины изучены пока недостаточно. В отношении к своему здоровью большинство людей ведет себя неадекватно. Исследования пермских социологов показывают такую картину (табл. № 4, 5).
Отношение к болезням и рекомендациям врача (в %) | |
Строго выполняют предписания врача | 24,42 |
Делают все, чтобы вылечиться | 49,61 |
Считают, что болезнь «пройдет сама собой» | 19,46 |
Как видно, каждый пятый при заболевании полагается не на врача, а «на авось».
Сроки обращения к врачу (в %) | |
Всегда обращаются вовремя | 30,0 |
Иногда запаздывают | 44,5 |
Часто запаздывают | 25,5 |
В общей сложности около 70% населения запаздывают с обращением к врачу. Морально-психологических причин здесь много: большие затраты времени, сложность посещения врачей конкретных специальностей, очереди в ЛПУ, страх перед лечением: его испытывают 8% респондентов. (Опрошено 2620 жителей Перми и Пермской области. Опрос проводился в 1995 г.) [2. С. 15].
Социология должна помочь в решении указанных проблем с помощью методов организационного, профилактического и пропагандистского характера, но главная ее задача – изучение самой проблемы отношения человека к своему здоровью и болезни. Изучение сложного переплетения объективного и субъективного, социального и индивидуального в формировании здорового образа жизни, который формируется не только под воздействием общей социальной атмосферы, но и определенных социальных групп (семьи, друзей, а также самой личности).
8.3. Конкретно-социологические исследования
в медицине и здравоохранении
Вопросы охраны здоровья населения, оценок субъективного фактора во взаимоотношениях больного с врачом, нужды и запросы людей, их представления о том, какой должна быть медицина, находят все большее отражение в конкретно-социологических исследованиях (КСИ). Анализ КСИ, проводимых в последние годы в рамках социологии медицины, позволяет выделить следующие направления исследований:
1) изучение отношения россиян к состоянию и качеству медицинской помощи, переходу к обязательному медицинскому страхованию, к платности медицинских услуг, к предпринимательству в системе здравоохранения;
2) региональные исследования, связанные с изучением здоровья населения различных возрастных и профессиональных групп;
3) традиционное использование социологических методик в изучении конкретных проблем медицины и здравоохранения: в организации здравоохранения, эпидемиологии, педиатрии, геронтологии, профилактике инфекционных заболеваний.
Первое направление исследований сводится к анализу сложной категории «удовлетворенности» населения медициной и здравоохранением. Так, если 10 лет назад, по данным «Союзмединформа», положительную оценку состояния медицинской помощи давали 31% населения, удовлетворительную – 53% и неудовлетворительную – 6%, то современные исследования показывают значительное снижение уровня удовлетворенности медицинским обслуживанием. Например, качество медицинской помощи жители Пермской области и г. Перми оценили следующим образом (табл. № 6).
Оценка качества медицинского обслуживания населения (в %) | |
Положительно | 4,19 |
Удовлетворительно | 45,41 |
Неудовлетворительно | 42,47 |
Постоянно улучшается | 1,52 |
Постоянно ухудшается | 4,58 |
В теоретическом плане важна интерпретация самого понятия «удовлетворенность». Это оценочный, интегральный показатель, отражающий как объективное состояние системы здравоохранения, так и эмоциональное восприятие ее личностью, представляющей и отражающей интересы групп населения. Он формируется на основе возможности реализации необходимых человеку видов медицинской помощи, мнений об отношении к нему в лечебных учреждениях, личных впечатлений от общения с медицинскими работниками.
Проблема введения должности семейного врача усилила интерес социологов к изучению семьи, ее влияния на состояние здоровья. Принимая во внимание особенности семьи как малой социальной группы, исследователи отмечают, что здоровье семьи нельзя рассматривать как простую сумму случаев заболеваний членов семьи. КСИ показывают, что каждая семья имеет свой «индивидуально-групповой» тип реакции на болезнь. Семейные характеристики определяют тип реакции семьи на заболевание и лечение. Так, 60,6 % детей с хроническими заболеваниями – это дети из семей, где родители также имеют хронические заболевания. Молодые родители с хроническими заболеваниями чаще нарушают режим лечения и не придерживаются назначений врача. Они же реже обращаются к врачу при заболевании ребенка (в 70,5% случаев), тогда как здоровые родители немедленно вызывают врача в 81% случаев. Все это не вызывает сомнения в том, что причины хронических заболеваний детей во многом заложены в поведении родителей.
Одной из важнейших задач социологии является установление взаимосвязи между образом жизни, демографическими данными и уровнем здоровья. Исследование «Образ жизни, привычки, влияющие на здоровье москвичей, и закон о медицинском образовании 1991-1993гг.» было проведено с помощью специалистов Колумбийского университета и Военной академии США. В ходе исследования было опрошено 1629 москвичей. Результаты опроса показали, что 72% москвичей убеждены в том, что правительство должно обеспечивать бесплатную медицинскую помощь на данном этапе. Удивительно, что не только в глубинке Пермской области, но и в Москве отношение к своему здоровью очень схожие. Так никогда не были у зубного – 18,1% москвичей; у терапевта – 21,5%; последний раз были у терапевта год назад – 31,6% респондентов [34. C. 48].
Сегодня появляется опыт проведения маркетинговых исследований в здравоохранении. Организация маркетинга в медицинских учреждениях занимает особое место. Без его применения на практике невозможно качественное обслуживание населения. Маркетинговые исследования необходимы в организации различных форм собственности, в реализации лекарственных препаратов, других товаров медицинского назначения, в оценке оптимальной, с социальной точки зрения, стоимости медицинских услуг и т.д. [28].
В медицине и здравоохранении могут быть использованы следующие принципы маркетингового управления:
— направленность на достижение конечного практического результата;
— тщательное прогнозирование, например, заболеваемости, возможностей оказания медицинской помощи различных видов;
— разработка новых видов медицинских услуг;
— активная реакция на мнение и поведение потенциальных потребителей медицинских услуг
— воздействие на потребителя медицинских услуг с целью профилактики, пропаганды тех или иных возможностей лечебно-профилактических учреждений.
Для того чтобы медицинская помощь оказывалась более целенаправленной, сегодня необходимы крупномасштабные социологические исследования регионального характера. Такие исследования в последние годы проводились в Алтайском и Краснодарском краях, в Западной Сибири в рамках международной медико-экономической программы организации противотуберкулезной помощи населению Западной Сибири (в Томской области). В 1993 году ВОЗ провозгласила «возрождение туберкулеза» глобальным чрезвычайным положением. В России в последние годы заболеваемость туберкулезом выросла на 41,8%, а смертность от него увеличилась в 2,5 раза.
Активно изучается наркологическая ситуация в России, особенно социологами Санкт-Петербурга. Их исследования показывают, что от 12 до 51% школьников (по разным возрастным группам) употребляют наркотики.
В связи с распространением СПИДа в России во многих регионах начались социологические исследования, связанным с изучением сексуального поведения молодежи, вероятности ВИЧ-инфицирования и т.д. Одним из путей передачи СПИДа, как известно, внутривенное введение наркотиков. Исследования о взаимосвязи этих факторов проводятся в Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Нижнем Новгороде, Перми. Эти исследования необходимы для правильной выработки стратегии и тактики профилактической работы среди молодежи.
Что касается использования социологических методик в изучении и решении тех или иных проблем медицины и здравоохранения, то наиболее часто их используют эпидемиологи, педиатры, гинекологи, гигиенисты, организаторы здравоохранения. Так, эпидемиологи часто используют анкетные опросы для выявления «групп риска» по тем или иным заболеваниям. Проводятся опросы с целью выявления распространенности курения, наркотиков, алкоголя. Изучается связь структуры питания с наличием в семье заболеваний желудочно-кишечного тракта, анализируются социальные проблемы труда медицинских работников и адекватности его оплаты. Нет необходимости перечислять все частные проблемы, которые изучаются с помощью социологии.
КСИ проводятся и в Пермском крае. Группой социологов при краевой администрации в рамках ежегодного мониторинга общественного мнения изучается состояние здоровья населения на уровне его самооценки и реального положения дел в этой системе. В 1995 году было проведено большое областное обследование «Дети Прикамья сами о себе». В рамках этого исследования также был дан анализ состояния здоровья детей Прикамья. По данным этого исследования, 40% детей и подростков оценили состояние своего здоровья фразой «так себе» [18. C. 39].
Различными кафедрами Пермской государственной медицинской академии на протяжении многих лет проводятся частные социологические исследования (по конкретным проблемам): по изучению здоровья детей (кафедрой детских болезней); социального положения детей-инвалидов (кафедрой социальной медицины и организации здравоохранения); изучение «групп риска» по гепатиту (кафедрой эпидемиологии). Гигиеническими кафедрами изучаются условия труда работников предприятий Перми и Пермского края, влияние этих условий на здоровье.
Все это свидетельствует о том, что медицина и социология все больше сближаются как на уровне решений теоретических проблем медицины, так и на уровне прикладных, конкретных исследований. Тем не менее, нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что социологические исследования в медицине пока разрозненны и идут за счет количественного накопления материала.
Они выполняются в основном в близких с социологией науках – социальной гигиене, эпидемиологии. Значительное количество исследований проводится с целью сбора материала для диссертационных работ и не получает пока широкого применения в практической деятельности медиков. Отсутствует качественная информация о проводимых в медицине исследованиях в разных городах и регионах, медицинских учреждениях, на кафедрах медицинских вузов. Но роль эмпирических исследований в современных условиях будет, несомненно, возрастать по мере необходимости решения практических задач медицины.
Для современных форм организации медицинской помощи большую роль стали играть коммуникативные технологии и создание надежных каналов связей с целевыми группами населения. Одной из таких эффективных форм выступают технологии и организация служб по взаимодействию с общественностью. Поэтому авторы посчитали важным включение в виде приложения раздела, посвященного этой теме, подготовленному доцентом А.Ф. Невоструевой (см. Приложение № 1).
Источник