Меню

Здоровье как предмет социологического исследования

Социология медицины

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «социология медицины»

В настоящее время существует несколько понятий «социология медицины»:

  1. Отрасль социологии, исследующая социальные проблемы, связанные с болезнями, здоровьем, медицинским обслуживанием, с ролью здоровья и трудоспособности граждан в социальном развитии.
  2. Область социологии, изучающая структуру, социальные функции, кадры организации медицины и здравоохранения, социальную обусловленность здоровья населения, роль здоровья формировании и жизнедеятельности человека, в развитии и функционировании общества.
  3. Наука о медицине, специфический социальный институт, развивающийся и функционирующий через свои составные элементы, исследующий социальные процессы, происходящие в нем.

Все определения охватывают поле деятельности социологии медицины, подчеркивают необходимость изучения социальных факторов состояния здоровья, заболеваний, анализа системы здравоохранения.

Готовые работы на аналогичную тему

Социология медицины находится на стыке медицины (организация здравоохранения, медицинская статистика, социальная гигиена, эпидемиология, медицинская демография, деотология и т.д.) и социологии (эмпирические исследования). Социология медицины в структуре социологического знания связана с социологическими проблемами образа жизни, труда, досуга, социологией охраны окружающей среды, организаций и т.д.

Во многом развитие социологии медицины предопределено потребностями медицины. В последнее время происходит «социализация» болезней, на развитие заболеваемости населения, изменение ее структуры большое влияние оказывают социальные, демографические, экологические, поведенческие факторы.

Социология медицины изучает организацию медицинской помощи, состояние общественного здоровья в зависимости от социально-экономических факторов. Она рассматривает медицину как подсистему социальной системы, используя социологические аспекты и рассматривая закономерности формирования ценностных отношений к здоровью, болезни, медицине, медицинскому обслуживанию, организации здравоохранения.

Предмет и объект социологии медицины

Предметом социологии медицины выступает область теоретической и эмпирической социологии, изучающая социальные факторы укрепления и сохранения здоровья индивидов, воздействие на здоровье факторов окружающей среды, социальных факторов, быта и трудовой деятельности.

Предмет социологии медицины определяют, как: труд и здоровье, образ жизни и здоровье, урбанизация и здоровье, социально-гигиенические проблемы.

Объект изучения социологии медицины: медицина в качестве социального института; здоровье, болезни человека в социальном аспекте; ценностные ориентации и специфика общественных отношений в медицине как отрасли человековедения.

Задачи и функции социологии медицины

Основная задача социологии медицины: анализ взаимодействия и взаимоотношений медицины с обществом, с различными социальными институтами, рассмотрение законов развития и функционирования теории здравоохранения как социального феномена.

Социология медицины решает следующие задачи:

  • выяснение роли медицины в формировании личности, социализации, гуманизации социальных отношений;
  • обоснование аксиологических и культурологических факторов медицины;
  • изучение влияния образа жизни на развитие заболеваний в различных социальных группах;
  • изучение взаимодействия социальных институтов, в функции которых входит лечение и профилактика заболеваний, а также с другими социальными институтами;
  • изучение влияние культуры на представления о заболеваниях, на отношения в системе «врач-пациент».

В системе социальной медицины здоровый индивид рассматривается только как объект воздействия со стороны здравоохранения.

Состояние здоровья населения включает физический, социальный и психологический компоненты, оно во многом определяется такими социологическими категориями, как: образ жизни, социальные отношения, поведение, деятельность, общение.

Социология медицины на эмпирическом уровне изучает конкретные проблемы, являющиеся пограничными между медициной и социологией: девиантное поведение; нервно-психическое состояние населения и кризис общества; медицинские и социальные последствия экономических преобразований; мотивы медицинской профессионализации; уровень и образ жизни как критерии здоровья; социально-психологическая специфика медицинского коллектива и др.

  • исследование теоретических и эмпирических задач медицины, системы здравоохранения как специфической области деятельности человека, ориентированной на развитие заложенных в нем способностей;
  • исследование закономерностей формирования и сохранения здоровья населения с учетом специфики быта, условий труда, воздействия различных факторов, оказывающих влияние на разные демографические, профессиональные группы населения;
  • разработка и внедрение программ, социально-экономических мероприятий по улучшению физического развития населения, его здоровья, по повышению продолжительности жизни и трудовой активности;
  • выяснение направлений изменения образа жизни разных социальных групп в современных условиях и воздействие этих изменений на состояние здоровья.

Проблемы исследований социологии медицины

Проблематика исследований социологии медицины условно подразделяется на три направления.

Первая группа включает рассмотрение следующих вопросов: роль объективных и субъективных факторов в укреплении и охране здоровья населения; воздействие вредных привычек, социально-психологическая обусловленность некоторых заболеваний; отношение к медицинскому обслуживанию, здоровью, болезням разных демографических и профессиональных социальных групп; санитарная культура населения, роль средств массовой информации на формирование и развитие медико-гигиенических знаний т.д.

Вторая группа исследует организацию и структуру санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, научно-исследовательских, административных учреждений медицины и здравоохранения, их взаимодействие и субординацию для эффективности лечебных, профилактических мероприятий; осуществление комплексных программ здоровья; систему подготовки и повышение квалификации медицинского персонала; медицину как форму социального контроля; взаимодействие между населением и сотрудниками медицинских учреждений в условиях реализации лечебно-профилактической работы.

Третья группа исследует средства повышения эффективности здравоохранительных мероприятий, функции здоровья в процессе формирования личности и развитии общества.

Источник

Социология здоровья

Вы будете перенаправлены на Автор24

Объект социологии здоровья

Когда перед исследователем стоит задача определить объект своей работы, то он понимает под объектом некоторую часть окружающего мира, как объективного, так и субъективного, которая существует в качестве реальности и не зависит от самого исследователя.

В рамках социологии здоровья под объектом следует понимать многообразие реальных проявлений жизнедеятельности как отдельного индивида, так и коллектива людей, которые обеспечивают поддержание и воспроизводство их здоровья.

В структуру объекта социологии здоровья входят следующие составляющие:

  1. Индивидуальное здоровье индивида;
  2. Здоровье социальной группы и всего общества в целом;
  3. Здравоохранение как социальный институт;
  4. Коммуникационные процессы, где главной темой является здоровье (в том числе правовое регулирование взаимоотношений между различными субъектами в отношении здоровья).

Готовые работы на аналогичную тему

Предмет социологии здоровья

Предмет науки – это логическое описание объекта. Оно определяется, в первую очередь, предпочтениями исследователей в выборе необходимого среза, аспекта или специфической черты (элемента).

Что касается предмета социологии здоровья, то сегодня его трактовка не является устоявшейся и общепринятой. Это говорит о том, что научное сообщество еще не пришло к единому ответу на данный вопрос, и что единодушно разделяемой трактовки предмета социологии здоровья нет. Тем не менее, дефиниция предмета данной дисциплины зависит от понимания специфики здоровья как социального феномена. Отсюда есть несколько путей определения предмета, к которым склоняются некоторые авторы.

Е. Дмитриева: предмет социологии здоровья – совокупность закономерностей и механизмов формирования и поддержания здоровья; И. Журавлева: предмет изучения социологии здоровья – механизмы социальной обусловленности здоровья и его место в системе социокультурных ценностей, которые регулируют отношение человека к здоровью, а также место здоровья в системе человеческих ценностей.

Таким образом, многообразие интерпретаций предмета социологии здоровья привело к тому, что в фокус ее научного анализа попадает широкий круг проблем, как типичных для отечественной научной традиции (социальные факторы риска здоровья), так и не вполне соответствующие аспекты:

  1. Аспекты смерти с точки зрения социологической науки (причины смерти, которые кроются в обществе и его структуре);
  2. Забота о здоровье как часть повседневности любого человека (поддержка гигиены, ведение здорового образа жизни, создание положительного образа человека, отсутствие вредных и губительных привычек и пристрастий);
  3. Изучение факторов эпидемий и пандемий, которые происходят из социума (искусственно созданные вирусы, разработки различных биологов, которые не несут пользу обществу, а могу нарушить его естественный баланс);
  4. Социальные проблемы в идентификации серьезных аутоимунных заболеваний (ВИЧ, СПИД).
Читайте также:  Поздравление с днем рождения пожелания сибирского здоровья

Роль и место социологии здоровья в системе знания

Социология здоровья – это специальная социологическая теория, которая тесно связана с эмпирическими исследования, а также с общесоциологическими теориями. Эмпирические исследования предоставляют весь необходимый материал для развития социологии здоровья, а общесоциологические теории позволяют использовать общие теоретические разработки, модели и методы исследования.

Социология здоровья связана с несколькими социологическими дисциплинами: социология досуга, социология труда, гендерная социология и социология семьи.

Со стороны социологии досуга и гендерной социологии рассматривается следующая специфика:

  1. Режим отдыха как детерминанта здоровья;
  2. Формы рекреации и здоровье;
  3. Оздоровительный досуг;
  4. Гендерные аспекты здоровья;
  5. Гендерные проблемы здравоохранения;
  6. Демографическая политика.

В связи с социологией труда и социологией семьи сформулированы следующие элементы: здоровье работающих, связь профессии и здоровья, оздоровительная политика на предприятиях, семейный образ жизни как детерминанта здоровья, здоровье семьи и роль семьи в охране здоровья.

Таким образом, междисциплинарный характер социологии здоровья выражен не только в наличии у нее общего предметного поля с медицинскими дисциплинами, но и в тесной связи с другими социологическими теориями.

Институционализация социологии здоровья

Институционализация социологии здоровья проходит в несколько основных этапов.

Во-первых, это само зарождение социологии здоровья (примерно в начале 20 века). Именно в этот период большое количество специальных социологических работ осмысливаются в контексте изложенной проблематики.

Во-вторых, социология здоровья в 20-40-е годы 20 века прошла период своего оформления. Это время характеризуется интенсивными прикладными исследованиями. Также разрабатывается инструментарий для реализации исследований, проводится апробация категориально-понятийного аппарата.

В-третьих, в 50-60-е годы происходит как раз период становления. Формируется предметное поле социологии здоровья.

Четвертый этап (70-80-е годы) – период развития социологии здоровья как самостоятельной дисциплины. Уточняется объект и предмет социологии здоровья, осуществляется переход от медицины как объекта исследований к непосредственно здоровью и здравоохранению как самостоятельным объектам и проблематике.

В-пятых, затронет непосредственно современный этап развития социологии здоровья, расширений предметной области. Это происходит путем включения в нее вопросов продвижения здоровья, здорового образа жизни, коммуникаций по поводу здоровья.

Институционализация социологии здоровья также подкрепляется тем, что сегодня она стала самостоятельной учебной дисциплиной, и закрепилась в системе высшего и послевузовского образования как в России, так и за рубежом. Проводится достаточно большое количество исследований, производятся публикации учебных пособий, материалов, результатов практических исследований, статей и тезисов, а также монографий.

Источник

Социология медицины: предмет и задачи

Как уже отмечалось ранее, наряду с фундаменталь­ными теориями, формируется еще один уровень социоло­гического знания – специальные социологические теории или теории среднего уровня, являющиеся относительно самостоятельными отраслями социологии. Многие из них взаимодополняют друг друга. Теории среднего уровня – это «мостик» не только между теорией и практикой, теоре­тической и прикладной социологией, но и между социоло­гией и другими науками.

Особую актуальность сегодня приобретает развитие социологии медицины – той отрасли социологического знания, которая находится на стыке социологии и меди­цинской науки, практики здравоохранения. Именно эта важнейшая отрасль социологического знания по сравне­нию с другими отраслями разработана, к сожалению, наи­менее полно. Сегодня, с развитием рыночных отношений, переходом к обязательному медицинскому страхованию (ОМС), социологические исследования в сфере медицины и здравоохранения существенно оживились. Появилась также потребность и в более глубоком теоретическом ос­мыслении тех социальных последствий, которые являются результатом преобразований, происходящих в медицине и здравоохранении.

Необходимость развития социологии медицины оп­ределяется и потребностями самой медицины. Неслучайно медики сегодня все чаще говорят о «социализации» болез­ней, роли социальных, экологических, демографических, поведенческих факторов в росте заболеваемости и измене­нии ее структуры. В Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2004 г. отме­чалось, что сегодня «особое место занимают проблемы распространенности массовых и социально значимых за­болеваний» [12. С. 3].

«Деятельность», «социальные отношения», «образ жизни», «поведение», «общение» – социологические кате­гории, но именно они зачастую определяют состояние здо­ровья населения, которое включает в себя, как известно, не только физический, но и психологический, социальный компонент.

Еще в 1920-е годы социологическая проблематика в медицине и здравоохранении осознавалась и присутство­вала в работах В.М. Бехтерева, П.С. Выгодского,
Н.А. Семашко, П.Я. Смулевича. Но сегодня статус социо­логии медицины связан не с отельными социологическими исследованиями в той или иной области медицины, а с осознанием и определением места и роли медицины, ме­дицинских работников в обществе. Предметом социоло­гии медицины является область теоретической и эмпи­рической социологии, направленная на изучение соци­альных факторов сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения и лечения болезней, влияния на здоровье людей социальных факторов, окружающей среды, трудовой деятельности и быта.

На теоретическом уровне главной задачей социоло­гии медицины является осмысление роли медицины в гу­манизации общественных отношений, социализации, фор­мировании личности; обоснование культурологических и аксиологических (ценностных) факторов медицины.

На эмпирическом уровне медицинская социология должна исследовать целый ряд конкретных проблем, кото­рые являются пограничными для социологии и медицины:

— кризис общества и нервно-психическое состояние людей;

— мотивы медицинской профессионализации;

— уровень и стиль жизни как показатель здоровья;

— социальные и медицинские последствия экономиче­ских преобразований;

— социально-психологическая специфика медицин­ского коллектива и др.

Функции социологии медицины как теории среднего уровня:

— решение теоретических и практических задач меди­цины и здравоохранения как особой сферы деятельности человека, направленной на развитие заложенных в нем способностей;

— разработка социально-экономических мероприятий, программ по дальнейшему улучшению здоровья, физиче­ского развития людей, повышению продолжительности их трудовой активности, продолжительности жизни;

— изучение закономерностей формирования и сохра­нения здоровья человека с учетом условий его труда, быта, функционирования разнообразных условий и факторов, влияющих на здоровье различных профессиональных и демографических групп населения;

— выявление тенденций изменения образа жизни раз­личных групп населения в современных условиях и влия­ния этих изменений на состояние их здоровья (например, влияние пониженного уровня жизни на здоровье пенсио­неров, молодежи, детей различного возраста и т.д.).

ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ
Исследование влияния образа жизни на рас­пространен­ность заболе­ваний в раз­личных соци­альных груп­пах Исследование влияния куль­туры на пред­ставление о болезни, отно­шения в сис­теме «врач – пациент» Исследова­ние взаи­модействия институтов, занятых лечением и профилак­тикой Исследование взаимодейст­вия указан­ных институ­тов с другими

Итак, социология медицины изучает состояние здо­ровья населения с широких социальных позиций:

1) на уровне народонаселения земного шара, отдель­ных стран и регионов;

2) в связи с условиями его воспроизводства;

3) в связи с образом жизни различных профессио­нальных и возрастных групп населения.

8.2. Здоровье как социальная ценность
и предмет социологического анализа

Важнейшей категорией социологии медицины явля­ется категория «здоровье». Но социологические аспекты и задачи изучения здоровья отличаются от чисто медицин­ских, хотя и в медицине общепризнано, что социальные детерминанты играют решающую роль в сохранении и ук­реплении здоровья, распространении тех или иных патоло­гий. В многочисленных определениях здоровья обяза­тельно присутствует социальный компонент.

Большинство современных определений здоровья трактует его как способность человека к оптимальному физиологическому, психологическому и социальному функционированию. Заслуживает особого внимания под­ход к здоровью как к «…автономно и культурно очерчен­ной реакции на социально созданную реальность. Оно дает возможность человеку адаптироваться к изменяю­щимся внешним условиям» [49. С.7]. Выделяют три уровня описания здоровья: биологический, личностный, социаль­ный. Социологию, соответственно, интересуют два по­следних (см. схему № 4).

Читайте также:  Блендер опасен для здоровья
ПАРАМЕТРЫ ЗДОРОВЬЯ КАК СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ
Социальные (объективные) Индивидуально-личностные (субъективные)
Основные показатели здоро­вья населения в целом, в их взаимосвязи с социальными факторами, уровнем жизни, образом жизни населения, уровнем культуры, тради­циями и др. — Отношение индивида к своему здоровью. — Наличие ценностной ориентации на сохранение здоровья. — Отношение к болезни, изменение статуса личности вследствие бо­лезни. — Отношение к лечению, врачу. — Отношения «врач – пациент» и др.

Социология подходит к здоровью как к социальной ценности (такой подход называется аксиологическим), как к необходимому условию развития личности, ее полноцен­ного функционирования в обществе, реализации заложен­ного в ней потенциала.

Аксиологический подход к здоровью предполагает и у самой личности наличие установок на сохранение своего здоровья. Право на охрану здоровья – это конституционное право в любой цивилизованной стране, но сегодня в обще­стве необходимо понимание того, что разрушение своего здоровья не может быть признано правом личности. Образ жизни, который разрушает здоровье, должен быть признан девиантным (девиация – отклонение от нормы). Болезни, с точки зрения социологии, – это специфические формы де­виации, особенно если речь идет о психических заболева­ниях, алкоголизме, наркомании, сексуальных отклонениях, ведущих к росту венерических заболеваний и распростра­нению СПИДа.

Сегодня в России сложилась беспрецедентная ситуа­ция, связанная с ухудшением здоровья населения, ростом смертности, особенно в трудоспособном возрасте, сокра­щением численности населения. Эта оценка подтвержда­ется весьма красноречивыми фактами. Так, с 1992 года на­селение России уменьшается ежегодно почти на 1 миллион человек.

Продолжительность жизни (основной показатель ка­чества и уровня жизни общества) за последние годы значи­тельно сократилась. По этому показателю Россия отстает от уровня развитых стран на 20 лет для мужчин и на 13 лет для женщин. В 2004 г. Россия находилась на 134 месте в мире по продолжительности жизни мужчин и на 100 месте – у женщин. Высока младенческая смертность: 11,6 на 1000 родившихся [12. C. 154].

О социальном неблагополучии общества свидетель­ствует тот факт, что в 1990-е годы резко возросла смертность от насильственных причин, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. В структуре смертно­сти лиц трудоспособного возраста преобладают несчаст­ные случаи, отравления, травмы (37%). Деградация здра­воохранения привела к тому, что в России идет огромный рост числа инфекционных заболеваний, в том числе и та­ких, о которых в цивилизованных странах уже давно за­были.

Каковы же социальные причины этих процессов?

1. Основная причина ухудшения состояния здоровья россиян – бедность. По данным института социально-эко­номических проблем народонаселения число людей, нахо­дящихся за чертой бедности, составляет около 60%. В том числе за порогом бедности находятся две трети детей, одна треть пенсионеров.

2. Второй фактор – это сложный процесс адаптации населения к рыночным условиям. Ломка ценностей, ус­тоев, «врастание» в рыночные структуры, смена места ра­боты, собственно безработица, — все это не может не отра­зиться на здоровье населения. По оценкам социологов и экономистов, хорошо адаптирована к рыночным условиям только пятая часть населения России.

3. Третий фактор – это рост социального неравен­ства. На фоне катастрофического снижения жизненного уровня основной массы населения, слабой его адаптации к рынку, происходит поляризация доходов, а, следовательно, и социальных возможностей в удовлетворении потребно­стей – в лечении, в отдыхе, досуге, профилактике и др. Се­годня средняя зарплата 10% высокооплачиваемых работ­ников в 26,4 раза превышает среднюю зарплату 90% ос­тальных.

4. Нельзя не сказать и о таком социальном факторе, как безработица. По данным ВЦИОМа, на конец 2000 г. число безработных составило 10% активного населе­ния (по другим данным безработица составляет до 14%). Даже в таком экономически благополучном районе, как Пермский край в 2009 году она составила 3,4% [37].

Под воздействием указанных факторов и происходит резкое ухудшение состояния здоровья населения России. Без сомнения, отрицательно сказывается на здоровье населения и экологический кризис.

Воздействие социальных факторов на здоровье, без­условно, самое мощное, но это не снимает и ответственно­сти с самой личности за свое здоровье. Социология меди­цины активно изучает личностные (субъективные) фак­торы здоровья. Американский социолог Т. Парсонс ввел в социологию понятия «роль болезни», «карьера болезни». «Будучи специфическим типом социальной девиации, бо­лезнь затрагивает способность человека повседневно тру­диться и тем самым угрожает обществу. Как общественная реакция на опасность, связанную с возникновением нового социального статуса (болезни), неизбежно складывается, по мнению Парсонса, целый ряд характерных ожиданий (социальных норм), то есть «роль болезни».

Болезнь – это динамичный процесс, который прохо­дит в своем развитии множество фаз, связанных с опреде­ленным набором норм, ожиданий – от момента, когда че­ловек почувствовал, что он заболел, до того, когда он дол­жен принять решение о лечении. Здесь большую роль иг­рают такие факторы микросреды, как семья, ближайшее окружение, друзья, коллектив. Социологические исследо­вания показывают, что более 70% опрошенных стараются сами справиться с простудными заболеваниями и только 10% считают их причиной для обращения к врачу. Быстро обращаются к специалистам только 41,5% опрошенных, а 26% и вовсе уверены, что «все обойдется само собой». Эти поведенческие реакции на болезнь и их причины изучены пока недостаточно. В отношении к своему здоровью боль­шинство людей ведет себя неадекватно. Исследования пермских социологов показывают такую картину (табл. № 4, 5).

Отношение к болезням и рекомендациям врача (в %)
Строго выполняют предписания врача 24,42
Делают все, чтобы вылечиться 49,61
Считают, что болезнь «пройдет сама собой» 19,46

Как видно, каждый пятый при заболевании полага­ется не на врача, а «на авось».

Сроки обращения к врачу (в %)
Всегда обращаются вовремя 30,0
Иногда запаздывают 44,5
Часто запаздывают 25,5

В общей сложности около 70% населения запазды­вают с обращением к врачу. Морально-психологических причин здесь много: большие затраты времени, сложность посещения врачей конкретных специальностей, очереди в ЛПУ, страх перед лечением: его испытывают 8% респон­дентов. (Опрошено 2620 жителей Перми и Пермской об­ласти. Опрос проводился в 1995 г.) [2. С. 15].

Социология должна помочь в решении указанных проблем с помощью методов организационного, профи­лактического и пропагандистского характера, но главная ее задача – изучение самой проблемы отношения человека к своему здоровью и болезни. Изучение сложного перепле­тения объективного и субъективного, социального и инди­видуального в формировании здорового образа жизни, ко­торый формируется не только под воздействием общей со­циальной атмосферы, но и определенных социальных групп (семьи, друзей, а также самой личности).

8.3. Конкретно-социологические исследования
в медицине и здравоохранении

Вопросы охраны здоровья населения, оценок субъек­тивного фактора во взаимоотношениях больного с врачом, нужды и запросы людей, их представления о том, какой должна быть медицина, находят все большее отражение в конкретно-социологических исследованиях (КСИ). Анализ КСИ, проводимых в последние годы в рамках социологии медицины, позволяет выделить следующие направления исследований:

1) изучение отношения россиян к состоянию и каче­ству медицинской помощи, переходу к обязательному ме­дицинскому страхованию, к платности медицинских услуг, к предпринимательству в системе здравоохранения;

2) региональные исследования, связанные с изуче­нием здоровья населения различных возрастных и профес­сиональных групп;

3) традиционное использование социологических ме­тодик в изучении конкретных проблем медицины и здра­воохранения: в организации здравоохранения, эпидемио­логии, педиатрии, геронтологии, профилактике инфекци­онных заболеваний.

Читайте также:  Советы врачей по сохранению здоровья

Первое направление исследований сводится к ана­лизу сложной категории «удовлетворенности» населения медициной и здравоохранением. Так, если 10 лет назад, по данным «Союзмединформа», положительную оценку со­стояния медицинской помощи давали 31% населения, удовлетворительную – 53% и неудовлетворительную – 6%, то современные исследования показывают значительное снижение уровня удовлетворенности медицинским обслу­живанием. Например, качество медицинской помощи жи­тели Пермской области и г. Перми оценили следующим образом (табл. № 6).

Оценка качества медицинского обслуживания населения (в %)
Положительно 4,19
Удовлетворительно 45,41
Неудовлетворительно 42,47
Постоянно улучшается 1,52
Постоянно ухудшается 4,58

В теоретическом плане важна интерпретация самого понятия «удовлетворенность». Это оценочный, интеграль­ный показатель, отражающий как объективное состояние системы здравоохранения, так и эмоциональное воспри­ятие ее личностью, представляющей и отражающей инте­ресы групп населения. Он формируется на основе возмож­ности реализации необходимых человеку видов медицин­ской помощи, мнений об отношении к нему в лечебных учреждениях, личных впечатлений от общения с медицин­скими работниками.

Проблема введения должности семейного врача уси­лила интерес социологов к изучению семьи, ее влияния на состояние здоровья. Принимая во внимание особенности семьи как малой социальной группы, исследователи отме­чают, что здоровье семьи нельзя рассматривать как про­стую сумму случаев заболеваний членов семьи. КСИ пока­зывают, что каждая семья имеет свой «индивидуально-групповой» тип реакции на болезнь. Семейные характери­стики определяют тип реакции семьи на заболевание и ле­чение. Так, 60,6 % детей с хроническими заболеваниями – это дети из семей, где родители также имеют хронические заболевания. Молодые родители с хроническими заболе­ваниями чаще нарушают режим лечения и не придержи­ваются назначений врача. Они же реже обращаются к врачу при заболевании ребенка (в 70,5% случаев), тогда как здоровые родители немедленно вызывают врача в 81% случаев. Все это не вызывает сомнения в том, что причины хронических заболеваний детей во многом заложены в по­ведении родителей.

Одной из важнейших задач социологии является ус­тановление взаимосвязи между образом жизни, демогра­фическими данными и уровнем здоровья. Исследование «Образ жизни, привычки, влияющие на здоровье москви­чей, и закон о медицинском образовании 1991-1993гг.» было проведено с помощью специалистов Колумбийского университета и Военной академии США. В ходе исследо­вания было опрошено 1629 москвичей. Результаты опроса показали, что 72% москвичей убеждены в том, что прави­тельство должно обеспечивать бесплатную медицинскую помощь на данном этапе. Удивительно, что не только в глубинке Пермской области, но и в Москве отношение к своему здоровью очень схожие. Так никогда не были у зубного – 18,1% москвичей; у терапевта – 21,5%; послед­ний раз были у терапевта год назад – 31,6% респондентов [34. C. 48].

Сегодня появляется опыт проведения маркетинговых исследований в здравоохранении. Организация маркетинга в медицинских учреждениях занимает особое место. Без его применения на практике невозможно качественное об­служивание населения. Маркетинговые исследования не­обходимы в организации различных форм собственности, в реализации лекарственных препаратов, других товаров медицинского назначения, в оценке оптимальной, с соци­альной точки зрения, стоимости медицинских услуг и т.д. [28].

В медицине и здравоохранении могут быть использо­ваны следующие принципы маркетингового управления:

— направленность на достижение конечного практи­ческого результата;

— тщательное прогнозирование, например, заболевае­мости, возможностей оказания медицинской помощи раз­личных видов;

— разработка новых видов медицинских услуг;

— активная реакция на мнение и поведение потенци­альных потребителей медицинских услуг

— воздействие на потребителя медицинских услуг с целью профилактики, пропаганды тех или иных возмож­ностей лечебно-профилактических учреждений.

Для того чтобы медицинская помощь оказывалась более целенаправленной, сегодня необходимы крупно­масштабные социологические исследования регионального характера. Такие исследования в последние годы проводи­лись в Алтайском и Краснодарском краях, в Западной Си­бири в рамках международной медико-экономической программы организации противотуберкулезной помощи населению Западной Сибири (в Томской области). В 1993 году ВОЗ провозгласила «возрождение туберкулеза» гло­бальным чрезвычайным положением. В России в послед­ние годы заболеваемость туберкулезом выросла на 41,8%, а смертность от него увеличилась в 2,5 раза.

Активно изучается наркологическая ситуация в Рос­сии, особенно социологами Санкт-Петербурга. Их иссле­дования показывают, что от 12 до 51% школьников (по разным возрастным группам) употребляют наркотики.

В связи с распространением СПИДа в России во мно­гих регионах начались социологические исследования, связанным с изучением сексуального поведения молодежи, вероятности ВИЧ-инфицирования и т.д. Одним из путей передачи СПИДа, как известно, внутривенное введение наркотиков. Исследования о взаимосвязи этих факторов проводятся в Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Нижнем Новгороде, Перми. Эти исследования необходимы для правильной выработки стратегии и тактики профилактиче­ской работы среди молодежи.

Что касается использования социологических мето­дик в изучении и решении тех или иных проблем меди­цины и здравоохранения, то наиболее часто их используют эпидемиологи, педиатры, гинекологи, гигиенисты, органи­заторы здравоохранения. Так, эпидемиологи часто исполь­зуют анкетные опросы для выявления «групп риска» по тем или иным заболеваниям. Проводятся опросы с целью выявления распространенности курения, наркотиков, алко­голя. Изучается связь структуры питания с наличием в се­мье заболеваний желудочно-кишечного тракта, анализи­руются социальные проблемы труда медицинских работ­ников и адекватности его оплаты. Нет необходимости пе­речислять все частные проблемы, которые изучаются с помощью социологии.

КСИ проводятся и в Пермском крае. Группой социо­логов при краевой администрации в рамках ежегодного мониторинга общественного мнения изучается состояние здоровья населения на уровне его самооценки и реального положения дел в этой системе. В 1995 году было прове­дено большое областное обследование «Дети Прикамья сами о себе». В рамках этого исследования также был дан анализ состояния здоровья детей Прикамья. По данным этого исследования, 40% детей и подростков оценили со­стояние своего здоровья фразой «так себе» [18. C. 39].

Различными кафедрами Пермской государственной медицинской академии на протяжении многих лет прово­дятся частные социологические исследования (по конкрет­ным проблемам): по изучению здоровья детей (кафедрой детских болезней); социального положения детей-инвали­дов (кафедрой социальной медицины и организации здра­воохранения); изучение «групп риска» по гепатиту (кафед­рой эпидемиологии). Гигиеническими кафедрами изуча­ются условия труда работников предприятий Перми и Пермского края, влияние этих условий на здоровье.

Все это свидетельствует о том, что медицина и со­циология все больше сближаются как на уровне решений теоретических проблем медицины, так и на уровне при­кладных, конкретных исследований. Тем не менее, нельзя не согласиться с мнением ученых о том, что социологиче­ские исследования в медицине пока разрозненны и идут за счет количественного накопления материала.

Они выполняются в основном в близких с социоло­гией науках – социальной гигиене, эпидемиологии. Значи­тельное количество исследований проводится с целью сбора материала для диссертационных работ и не получает пока широкого применения в практической деятельности медиков. Отсутствует качественная информация о прово­димых в медицине исследованиях в разных городах и ре­гионах, медицинских учреждениях, на кафедрах медицин­ских вузов. Но роль эмпирических исследований в совре­менных условиях будет, несомненно, возрастать по мере необходимости решения практических задач медицины.

Для современных форм организации медицинской помощи большую роль стали играть коммуникативные технологии и создание надежных каналов связей с целе­выми группами населения. Одной из таких эффективных форм выступают технологии и организация служб по взаимодействию с общественностью. Поэтому авторы по­считали важным включение в виде приложения раздела, посвященного этой теме, подготовленному доцентом А.Ф. Невоструевой (см. Приложение № 1).

Источник

Adblock
detector