Меню

Здоровье как педагогическая наука

Захаров
Владимир Александрович

ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ

Перед Россией, вставшей на путь духовного возрождения и решения экономических задач, встала проблема: стране нужны не только огромные материальные ресурсы, но и люди, способные максимально эффективно использовать их для достижения поставленных целей. В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию ряда демографических и медико-статистических показателей, выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.

По данным различных авторов, насчитывается лишь 14–23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные – хронические заболевания. Результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние здоровья детей и подростков значительно ухудшается. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый – патологию сердечно-сосудистой системы [1].

Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья обучающихся. За время учёбы число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза. Данная группа заболеваний включает как функциональные нарушения (неврозы, фобии, страхи, невротические реакции), так и органические заболевания, в том числе врожденную и генетически обусловленную патологию.

У подростков нервно-психические расстройства отмечаются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями подросткового возраста (интенсивное физическое развитие, половое созревание, нейрогормональная перестройка), психосоциальными факторами, и в определенной степени зависит от педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

По данным Д.Н. Исаева, доктора медицинских наук, профессора института специальной педагогики и психологии Международного университета имени Рауля Валленберга, среди причин ухудшения нервно-психического здоровья обучающихся, связанных с образовательным учреждением, первое место занимает учебная перегрузка, второе – отношение педагога, порой несправедливое, унижающее достоинство ученика, третье – неприятие коллективом, смена его и т.д. Профессиональная деятельность педагога также не способствует сохранению его здоровья.

Таким образом, состояние здоровья участников образовательного процесса, как физическое, так и нравственное, входит в противоречие с потребностями модернизации российского общества. Ведь для развитого постиндустриального, информационного общества, которое мы хотим иметь, необходима социально и профессионально мобильная личность, способная адаптироваться к реальной жизни в этом сложном, динамичном мире, способная взять на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора, творчески выполнять работу, общаться в микрогруппе и, что немаловажно, быть здоровой.

Исходя из сложившейся ситуации, общество и государство предъявляют образовательной системе социальный заказ на здоровую личность. В условиях инновационного развития и вариативности образовательных программ, выбирая приоритетные направления своей деятельности, каждое образовательное учреждение должно учитывать, как эти инновации повлияют на здоровье обучающихся. Современные образовательные учреждения должны стать образовательно-оздоровительными, а педагогика здоровья должна обеспечить высокий уровень образования при сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогическое сотрудничество, личностно-ориентированная педагогика и др.). Ее главной отличительной особенностью является приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Это определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий – здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты [2; 3]. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья от неблагоприятных воздействий, но и развитие и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры здоровья.

Среди многочисленных компонентов, оказывающих негативное влияние на показатели состояния здоровья и заболеваемости всех участников образовательного процесса, факторы образовательной среды составляют до 30%. Поэтому забота образовательных учреждений о здоровье не дань моде, реформам, модернизации, а острая потребность сегодняшнего дня.

Понятие «здоровье» определяется всемирной организацией здравоохранения (ЮНЕСКО) как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта – физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного.

В педагогике здоровья данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние обучающихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.

Как показывают исследования, влияние факторов, от которых зависит наше здоровье, распределяется примерно следующим образом:

  • биологические факторы – генетика и наследственность –20%;
  • природные – внешняя среда –20%;
  • медицинские факторы или организация медицинской помощи –10%;
  • социальные и социально-экономические – условия и образ жизни – 50%.

Факторы влияющее на здоровье

Все названные 4 группы факторов воздействуют как на здоровье одного человека, так и на здоровье всего населения, причем они взаимосвязаны и между собой. Но сила влияния этих факторов на здоровье неодинакова.

Ведущее (основное) значение в формировании здоровья принадлежит социальным факторам. Это подтверждается различиями в уровне общественного здоровья в зависимости от степени социально-экономического развития страны. Как свидетельствует практика, чем выше уровень экономического развития страны, тем выше показатели общественного здоровья и здоровья отдельных граждан, и наоборот.

Читайте также:  Обвинение по причинению тяжкого вреда здоровью по неосторожности

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование навыков здоровья – здорового образа жизни.

Учитывая, что среди факторов, влияющих на наше здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (50%), именно система образования должна взять основные функции в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся [4]. Разработка здоровьесберегающих технологий, в рамках педагогики здоровья направленных на формирование здорового образа жизни и активное включение их в образовательный процесс, должны стать приоритетной для образовательной системы страны.

Модернизация системы образования в России, вызванная потребностью в пересмотре образовательной парадигмы, обусловила появление новых форм и содержания образования, а также инновационных решений в сохранении здоровья обучающихся [5].

Реальными, апробированными средствами, позволяющими сохранить и улучшить здоровье обучающихся, являются:

  • предупреждение учебных перегрузок, приводящих к состоянию переутомления (научная организация и планирование учебно-воспитательного процесса);
  • формирование компетентности педагогов в вопросах педагогики здоровья и здоровьесберегающих технологий. По данным социологов, только 4% обучающихся в учебных заведениях получает информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от преподавателей и беда не только в том, что педагог в своей деятельности не ориентируется на охрану здоровья студентов, он и сам не научен беречь свое здоровье;
  • правильная организация физической активности студентов, профилактика гиподинамии (рабочие учебные программы, организация работы спортивных клубов);
  • создание благоприятного экологического пространства в учебном заведении, разумная организация питания;
  • целенаправленная забота о благополучии психологического здоровья обучающихся;
  • формирование культуры здоровья обучающихся;
  • приобщение родителей студентов к программе сохранения и укрепления здоровья их детей.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий предполагает участие в нем различных специалистов (медиков, педагогов, психологов), призванных обеспечить:

  • формирование у обучающихся потребности в здоровье, у педагогов – идеологии здоровья;
  • физиолого-гигиеническое обоснование учебных программ;
  • условий режимов обучения, труда и отдыха;
  • здоровьесберегающую оценку педагогических технологий;
  • формирование научного понимания сущности здорового образа жизни.

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении представляет собой довольно обширную работу. Естественно, что выполнить её в полном объёме в короткий промежуток времени (даже в течение одного учебного года) весьма проблематично, поэтому необходимо разработать детальную программу и поэтапный план её выполнения только в этом случае сама работа будет носить целенаправленный характер, позволяющий рассчитывать на успех. Обязательным требованием должно быть то условие, что определение приоритета здоровья образовательного учреждения, является той общей идеей, которая объединяет и сплачивает работу всех участников образовательного процесса и прежде всего, педагогов. Как показывает практика, чаще всего для этого важнейшим условием является активная позиция администрации образовательного учреждения, направленная на придание образовательной системе здоровье формирующего и безопасного характера.

Самое ценное, что есть у человека – это здоровье. Учащаяся молодежь, студенчество относится к возрасту, стоящему на пороге репродуктивного периода. Поэтому от состояния здоровья этой категории населения во многом зависит здоровье будущего поколения. Кроме того, состояние здоровья обучающихся определяет качество подготовки молодых специалистов, поскольку овладение профессией на современном этапе развития требует от студентов больших умственных, психоэмоциональных и физических нагрузок.

Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются сами собой, это есть результат целенаправленного педагогического воздействия.

Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры, оно даёт человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.

Библиографический список:

1. Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета. – 2007. – № 6. – С. 47-48.

2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : уч. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издат. центр «Академия», 2008. – 192 с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. : АРКТИ, 2005. – 320 с.

4. Основы валеологии : уч. пособ. / под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 204 с.

5. Макарова Л.П. [и др.] Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. – 2012. – № 2. – С. 286-289.

6. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.

Читайте также:  Третья группа здоровья это плохо

7. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: Монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. 316 с.

8. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4;

Источник

Здоровье как педагогическая наука

В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию ряда демографических и медико-статистических показателей, выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.

По данным различных авторов, насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные — хронические заболевания. Результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей и подростков значительно ухудшается. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый — патологию сердечно-сосудистой системы [3].

Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья учащихся. За время обучения в школе число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза. Данная группа заболеваний включает как функциональные нарушения (неврозы, фобии, страхи, невротические реакции), так и органические заболевания, в том числе врожденную и генетически обусловленную патологию.

В научных исследованиях показано, что состояние здоровья детей и подростков особенно ухудшается в учреждениях нового типа (гимназиях, лицеях, авторских школах), в которых фактический объем недельной нагрузки (время, затраченное в образовательном учреждении и на выполнение домашних заданий) приводит к увеличению так называемого рабочего дня школьника до 10-12 часов для учащихся начальных классов и до 15-16 часов в сутки — для старшеклассников [2]. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного, и двигательной активности (75% школьников мало занимаются физической культурой, т.е. находятся в условиях гиподинамии).

Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40-55% учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20-30%; у 60-63% регистрируется изменение артериального давления (как правило, по гипертоническому типу), у 78-85% отмечаются неврозоподобные реакции. Более половины учащихся школ нового типа имеют различные хронические заболевания.

У подростков нервно-психические расстройства отмечаются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями подросткового возраста (интенсивное физическое развитие, половое созревание, нейрогормональная перестройка), психосоциальными факторами, и в определенной степени зависят от педагогической деятельности.

По данным Д.Н. Исаева, среди причин ухудшения нервно-психического здоровья учащихся, связанных со школой, первое место занимает перегрузка учащихся, второе — отношение педагога, порой несправедливое, унижающее достоинство ученика, третье — неприятие детским коллективом, смена его и т.д. То есть школа превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний учащихся вместо того, чтобы выполнять оздоровительные функции.

Учитывая, что среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (50-55%), необходимо повышение роли системы образования в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни школьников [6].

Модернизация системы образования в России, вызванная потребностью в пересмотре образовательной парадигмы, обусловила появление новых форм и содержания образования, а также инновационных решений в сохранении здоровья обучающихся [4].

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование здоровья, здорового образа жизни.

В связи с этим возникает необходимость создания педагогических условий для сохранения здоровья школьников и других участников образовательного процесса [1; 6-9], предполагающих участие в нем различных специалистов, призванных обеспечить: воспитание у учащихся потребности в здоровье, у педагогов — идеологии здоровья; физиолого-гигиеническое обоснование учебных программ, условий, режимов обучения, труда и отдыха; валеологическую оценку педагогических технологий; формирование научного понимания сущности здорового образа жизни; проведение контроля и коррекции формирования здорового образа жизни учащихся и педагогов; контроль обеспечения безопасности жизни и здоровья ребенка, подростка в микросоциуме (группа, класс, школа, семья); организацию оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях; посещение уроков, в том числе уроков физического воспитания, и внеурочных мероприятий, занятий групп продленного дня для контроля за деятельностью учащихся, динамикой их работоспособности; наблюдение за состоянием здоровья школьников (по данным субъективного статуса и медицинской документации).

Педагог должен знать: основы возрастной физиологии, школьной гигиены, профилактики соматических и психических заболеваний, медицинской реабилитации, первой медицинской помощи; особенности детской и педагогической психологии; основы возрастной, сравнительной, социальной педагогики, педагогической этики; педагогические здоровьесберегающие технологии; основы теории и методики физической культуры; основы безопасности жизнедеятельности; правовые вопросы охраны здоровья детей и подростков; вопросы управления деятельностью ученического и педагогического коллектива по проблемам здорового образа жизни; методологию и методику научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Читайте также:  Проблемы здоровья у шиншилл

Педагог должен уметь: провести анализ и оценку учебно-воспитательного процесса, физического развития и состояния здоровья учащихся и учителей; организовать оздоровительную работу в учебном заведении; оказать первую медицинскую помощь при травмах и неотложных состояниях или организовать её оказание.

Педагог должен владеть: методами оценки санитарно-гигиенических условий обучения и организации учебного процесса в образовательном учреждении; здоровьесберегающими технологиями обучения и воспитания, способствующими выявлению и активизации резервных возможностей человека, формированию личностно-интеллектуальной деятельности; методами научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

В школе необходимо ввести валеологическое сопровождение образовательного процесса, под которым понимается система взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, учителей. Системобразующим фактором валеологического взаимодействия будет выступать мотивационная заинтересованность и компетентность педагогов, психолога, врача, учащихся в формировании здорового образа жизни. Система взаимодействия включает: разработку мер по координации усилий педагогов и медицинских работников, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, определение уровней состояния здоровья учащихся и их взаимосвязи с объемами учебной нагрузки, разработку валеологически обоснованных инновационных технологий обучения и их внедрение и т.п. Такая система станет гарантом прав сохранения здоровья школьника и учителя.

Федеральными законами «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000) на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, а программы и методики обучения, используемые при этом, должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения об их безвредности для здоровья.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.03.01 г. № 224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе. Цель проводимого эксперимента заключается не только в повышении качества образования и совершенствовании его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, обеспечении психологического комфорта участников образовательного процесса.

Впервые в стране перестройка образования проводится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации системы образования является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей, подростков и молодежи. В сложившейся ситуации здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов и психологов.

В соответствии с Инновационной образовательной программой РГПУ им. А.И. Герцена на 2007-2008 гг. коллективом авторов была разработана Учебная программа модуля «Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере» в рамках современных тенденций в мире и в нашей стране, обусловливающих заботу об общественном и индивидуальном здоровье нации [1; 4; 10]. В 2010 г. разработана магистерская программа «Профилактика социальных отклонений (Превентология)», которая уже реализуется.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогическое сотрудничество, личностно-ориентированная педагогика и др.). Ее главной отличительной особенностью является приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Это определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий — здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты [5; 9].

Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья от неблагоприятных воздействий, но и развитие и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры здоровья.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

  • качественный мониторинг состояния здоровья;
  • представление о здоровье в соответствии с определением ВОЗ;
  • непрерывность и преемственность;
  • субъект-субъектное взаимодействие;
  • соответствие содержания и организации образования возрастным особенностям;
  • комплексный междисциплинарный подход;
  • гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
  • приоритет позитивных воздействий и активных методов обучения;
  • сочетание охранительной и тренирующей стратегий;
  • формирование ответственности за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий в зависимости от подходов к охране здоровья и, соответственно, от методов и форм работы:

  • медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии;
  • физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии;
  • экологические здоровьесберегающие технологии;
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии:

Таким образом, формирование и сохранение здоровья детей и подростков является не только медико-социальной, но и педагогической проблемой. Здоровьесберегающая образовательная технология — качественная характеристика любой гуманитарной образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья, это совокупность принципов, приемов, методов работы, которые дополняют задачами здоровьесбережения традиционные технологии обучения, воспитания, развития.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающая педагогика должна обеспечить высокий уровень образования при сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса.

Рецензенты

  • Котенко Петр Константинович, доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной безопасности факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
  • Плахов Николай Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, старший научный сотрудник военного учебно-научного центра ВМФ, г. Санкт-Петербург.

Источник

Adblock
detector