Городской центр медицинской профилактики
здоровый образ жизни
Культура и здоровье
Как связаны культура и здоровье? Четыре года назад мы задались этим вопросом. Так в рамках Университета здоровья для населения родилось направление «Культура и здоровье». Если поначалу не все слушатели понимали, зачем в конце каждой лекции мы читаем стихи, показываем произведения искусств, даем прослушать музыку, и не оставались на этот блок, то сейчас он уже имеет свою аудиторию. Можно сказать, что это направление продиктовано жизнью. Поэтому новый сезон работы Университета здоровья мы открыли лекцией «Культура как фактор здоровья» — рассказывает куратор и ведущая этого направления доктор медицинских наук Татьяна Михайловна Голубева.
Мы постоянно употребляем слово «здоровье», говорим о здоровье, значит, оно нас всех волнует. А что же такое «здоровье»? Многие ответят, что здоровье — это отсутствие болезней. Но такого понимания «здоровья» будет явно недостаточно. Не случайно до сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение этому понятию.
Всемирная организация здравоохранения так определяет здоровье: «Здоровье — состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, получается, что здоровье – это комплекс факторов. И уровень культуры населения имеет непосредственное отношение к его здоровью. Культура в данном случае понимается широко и медицинская культура — как часть общечеловеческой культуры. Конкретно влияние культуры на здоровье сводится к тому, что чем ниже уровень культуры, тем выше вероятность возникновения различных заболеваний, тем ниже другие показатели здоровья.
Давно известно, что 50% всех проблем здоровья обусловлено образом жизни, 20% — экологией, 20% — генетикой и только и только 10% медициной. Наш образ жизни тесно связан с эмоциональной средой. А как здесь обстоят дела? Сегодня люди находятся в постоянной стрессовой ситуации. Причем, это отрицательный стресс, который губительно сказывается на нашем здоровье. Наблюдается рост нервно-психических расстройств и как следствие – психосоматических заболеваний. Отсутствие нравственных идеалов, потеря духовности, неуверенность в завтрашнем дне ведет к нарастанию агрессии в обществе. Постоянное напряжение, стресс – фактор риска сердечно – сосудистых заболеваний, смертность от которых так велика во всем мире. Как же всему этому противостоять?
В организме человека вырабатываются гормоны радости – эндорфины, которые помогают сохранить здоровье, и вещество серотонин, способствующее выживаемости. Их недостаток в организме приводит к печальным последствиям. Только лекарствами дело не исправишь. Значит, надо научиться повышать выработку в своём организме этих полезных веществ. Каким образом? Обратиться к культурному пространству как к источнику положительных эмоций. И, прежде всего, к музыке. Ведь с музыки начинается наша жизнь. Ребенок успокаивается, когда мама напевает первые колыбельные. Не зря же появилось такое направление в психологии, как музыкотерапия. Музыка соприкасается с нашими органами чувств. Проведенные исследования показали, что особой положительной энергетикой обладает классическая музыка, особенно произведения Моцарта. Поэтому есть определенный процент населения, у которых есть потребность в посещении филармонии. Для них это не концерты, а своеобразные лечебные сеансы. Таким образом, они получают дополнительно свой гормон радости. Попробуйте и вы найти свою музыку. Учтите, что рок и рэп для этой цели не годятся.
Другим «лечебным» средством» могут стать стихи Пушкина. Положите любимый томик рядом с кроватью и читайте перед сном пару стихотворений.
Живопись, фотография, искусство – все это тоже ваши помощники в борьбе за свое эмоциональное здоровье. Необходимо, чтобы просыпаясь, человек видел в своем доме «пятно», создающее настроение. Это может быть какая-то картина, вышивка, яркое панно из осенней листвы.
Не копите в себе обиды и негатив. Проверено, что оптимисты болеют меньше и живут дольше. Научитесь прощать и сохранять оптимизм, улыбайтесь чаще. Встречайтесь с друзьями, общайтесь больше. Это тоже источник положительных эмоций. Постарайтесь жить маленькими радостями.
В заключении встречи были показаны картины, прозвучали песни на стихи Сергея Есенина. Вам стало светлее на душе после этого? Значит, культура помогла улучшить ваше здоровье.
Источник
Культура здоровья
Культура здоровья (англ. — Сulutre of health) — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, трансдисциплинарная отрасль знания, которая решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека духовного.
Термин предложил в 1968 году профессор В. А. Скумин. С тех пор предоженное понятие прочно вошло в научную и научно-популярную литературу, в повседневную речь.
Содержание
Определение понятия [ править | править код ]
По мнению В. А. Скумина, культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. Как любая культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в таких сферах, как наука, образование, воспитание, идеология, искусство, литература и пр. Культура здоровья — это социальная наследственность, она аккумулирует творческую деятельность в сфере здоровья, определяет систему ценностей и приоритетов каждого человека и всего человеческого сообщества. [1]
В научном исследовании, посвящённом анализу современных подходов к изучению феномена культуры здоровья, на Восьмой Международной научно-практической интернет-конференции «Научный потенциал 2012» приведено определение культуры здоровья, данное В. А. Скуминым в 1995 году:
Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. [2]
Как утверждают в научной работе, опубликованной в 2012 году, теоретики культуры здоровья проф. О. В. Верхорубова и проф. Н. А. Лобанова: [3]
В соответствии с концепцией учения о культуре здоровья, предложенной В. А. Скуминым [4] духовная, психическая, физическая культура определяет состояние здоровья человека. А здоровье — духовное, психическое, физическое — служит предпосылкой достижения более высокого уровня культуры.
Суть Учения Скумина о культуре здоровья, раскрывается, в частности, в статье (2009 год) по обоснованию мировоззренческого аспекта воспитания культуры здоровья у студентов специальной медицинской группы университета: [5]
Русский профессор В. Скумин настаивает на том, что культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. По мысли учёного, культура здоровья — это не только механическая связь двух понятий, но синтез, создающий новое качество, новое особое содержание. Она рассматривается им как интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психических, физических сил человека, формирования оптимальной биосоциальной среды, которая обеспечивает высший уровень жизнетворчества. Таким образом, В. Скумин не только подчёркивает то, что культура здоровья — это отдельное самостоятельное понятие, создающее новое содержание, но и раскрывает её задачу, состоящую прежде всего в развитии духовных, психических, физических сил человека.
Гимн «К Здоровью через Культуру»
Основы Учения Скумина о Культуре Здоровья [ править | править код ]
Концепция Учения [ править | править код ]
Мир через Культуру! Мир — Гармония всего сущего, Культура — почитание Света. Достижение иерархической гармонии духовного, психического, физического начал в каждом человеке, в семье, в обществе; обучение искусству оздоровляющего взаимодействия с миром через приумножение света огней жизни; воспитание качеств, необходимых для устроителей Державы Света Солнечной системы, составляют предназначение Учения — достояния и движущей идеи эволюции духовного этноса.
Основой Учения о Культуре Здоровья являются три устоя: Живая Этика, Рериховское культурное наследие, синтез всех достижений в познании жизни. Учение как интегральная отрасль общечеловеческого знания, последовательно разрабатывает актуальные аспекты гармоничного формирования духовных, психических и физических сил индивидуальности, обеспечения наивысшего уровня жизнетворчества, общинного созидания оптимальной среды обитания духовного этноса в Солнечном космопространстве.
Реализуется идея Учения путём обоснования, внедрения и применения наилучших достижений духовной, психической, физической культуры, воспитания духовно-здорового стиля жизни как эталона природного поведения человека духовного; преображения всех сфер его деятельности на основе Учения о Культуре Здоровья. Освоение Учения в конкретных жизненных условиях помогает сохранять, восстанавливать, приумножать индивидуальное и общинное духовнопсихофизическое здоровье.
Идея Учения привлекает к себе, объединяет, устремляет к наивысшей цели солнечно-духовные сознания независимо от этнической, политической, религиозной принадлежности их носителей. Люди, принимающие идею, мыслят в эволюционном ритме Новой Эпохи. Претворяющие её в действительность, обретают самое ценное — жизнь, наполненную здоровыми, светлыми делами, им сопутствует успех в осуществлении благородных начинаний, в общинном устроении Державы Света Солнечной системы.
Альтернатива хаосу и разложению в мире — преображение жизни на основе Учения о Культуре Здоровья. Это поле труда для всех, кто стремится к самопознанию и совершенствованию через сотрудничество с одухотворёнными творческими силами природы, общества, Космоса; кто добивается победы над нообиосоциальным хаосом и его порождениями; кто осознаёт потребность участия в оздоровлении жизни. Преобразим ареал обитания в храм прекрасно-сияющий. Здоровье через Культуру!
Опираясь на концепцию В. А. Скумина (2002) [6] , профессор О. В. Верхорубова (2013) определила основные cоставляющие культуры здоровья человека:
- Культура здорового образа жизни. Использование составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой (учебной) деятельности; правильно организованный режим труда и отдыха; рациональное питание; соблюдение правил личной и общественной гигиены; закаливание; сексуальная культура; рациональное планирование семьи; отсутствие вредных привычек.
- Культура использования опыта, накопленного человечеством. Это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта в области здоровья тела и духа личным достоянием в самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума.
- Культура познания самого себя. Это умения определять свой уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности; применять рекомендации для восстановления и релаксации организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.
- Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды. Это понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Это понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, а дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.
- Культура установления согласованности и гармонии в триедином естестве: теле, уме и эмоциях Правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно, чтобы их соотношение было равноценным.
- Культура общения с «врачевателями» При посещении врача не следует перекладывать заботу о здоровье на плечи доктора. Лучше обратиться с просьбой: «Доктор, что ещё я могу сделать для своего здоровья?»
- Культура реализации генетического потенциала организма. Это овладение теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности, направленной на адекватную реализацию генетического потенциала организма и развития его резервных возможностей.
- Культура физическая и культура занятий современными видами спорта. Это стремление составлять индивидуальные программы в целях физического самосовершенствования личности, в соответствии с интересами и потребностями личности.
- Культура включения в исследовательскую деятельность. Это включение в исследовательскую деятельность в области развития здоровьесберегающих педагогических технологий, развитие отношений сотрудничества. [7]
Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья [ править | править код ]
Ноопсихофизические Комплексы Культуры Здоровья (НПФК) — система упражнений, способствующих самопознанию и самосовершенствованию, гармонизации духовных, психических и физических качеств человека. Двенадцать НПФК разработаны были в русле практического применением и развития оздоровительных идей Агни Йоги и Рерихизма профессором В. А. Скуминым и обнародованы в конце XX — начале XXI веков. [8] [9]
Герб «К Здоровью через Культуру». Репродукция картины Виктора Скумина
Культура здоровья в научном, музыкальном, литературном и художественном творчестве [ править | править код ]
- Формирование культуры здоровья на уроке иностранного языка в средней школе — Евразийская ассоциация здоровья
- Российская государственная библиотека: Скумин Виктор Андреевич. search.rsl.ru. Проверено 25 Marcn 2016.Архивировано из первоисточника 18 мая 2012.
- Российская национальная библиотека: Виктор Скумин. Архивировано из первоисточника 1 февраля 2016.
- Инесса Степаненко.МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИЗБРАННЫХ СТРАНИЦ УЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ. .proza.ru.
- Библиотека Культуры Здоровья. biblmdkz.ru.
- Поэзия Культуры Здоровья. kult-zdor.ru.
- Притчи Культуры Здоровья. kult-zdor.ru. Проверено 9 апреля 2019.
- Учение Скумина о Культуре Здоровья: Видеотека. kult-zdor.ru. Проверено 5 декабря 2018.
- Библиотека культуры здоровья. ЦНБ Харьковского национального университета имени Василия Каразина. Проверено 28 августа 2018.
Скумин (слева) и Ауновская (справа), Подмосковье, 1981
См. также [ править | править код ]
Хасан Гулиев, Скумин В. А., Аркадий Филатов, Зулькарный Соттаев (слева направо)
Примечания [ править | править код ]
- ↑Культура здоровья. washzdrav.com.
- ↑Мойсеюк. В.. П.Современные подходы к изучению феномена культуры здоровья (укр.) . Восьмая Международная научно-практическая интернет-конференция «Научный потенциал 2012». Проверено 12 сентября 2017.Архивировано из первоисточника 3 октября 2012.
- ↑ Верхорубова О. В., Лобанова Н. А. Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета : Научный журнал. — Томск: 2012. — № 5.
- ↑В. А. Скумин.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. (см. ISBN )
- ↑Грибок Н. М.Сущностная характеристика культуры здоровья студентов специальной медицинской группы. sportpedagogy.org.ua (2009). Проверено 1 апреля 2019.
- ↑Скумин В. А.Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с. — ISBN 5-88167-019-1. (см. ISBN )
- ↑О. В. Верхорубова.Спецкурс «Нетрадиционные методы оздоровления будущего учителя» как средство формирования Культуры Здоровья у студентов. cyberleninka.ru. Проверено 15 марта 2019.
- ↑Скумин В. А. Ноопсихофизические комплексы культуры здоровья — biblmdkz.ru
- ↑Скумин В. А. Практика огненной трансмутации: пятый Солнечный ноопсихофизический Комплекс Культуры Здоровья (5СНПФК)
Основная литература [ править | править код ]
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Концепция учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 36 с. — ISBN 978-5-88167-037-5. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Духовная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-038-2. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина. Л. А.Научная основа учения о культуре здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2012. — 48 с. — ISBN 978-5-88167-040-5. (см. ISBN )
- Скумин В. А., Бобина Л. А.Праздники культуры здоровья. Учебное пособие. — Чебоксары: Международное общественное Движение «К Здоровью через Культуру», 2013. — 52 с. — ISBN 978-5-88167-042-9. (см. ISBN )
Источник