Здоровье как культура отношения человека
Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16491 (дата обращения: 31.05.2021).
Социальная направленность государственной политики в области образования, в том числе дошкольного, главным приоритетом определяет сохранение и укрепление здоровья педагогов и воспитанников, поскольку здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного «физического, духовного и социального благополучия личности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].Важнейшей качественной характеристикой здоровой личности научным сообществом признается культура здоровья, как одно из основных направлений становления культуры современной личности. В настоящее время среди ученых отсутствует единая точка зрения на определение понятия «культура здоровья». Это связано с различными аспектами исследований в области философии, психологии, социологии, валеологии, медицины, педагогики и других научных сфер деятельности, развивающих концепции здоровья с позиций аксиологического, акмеологического, системного, культурологического, социокультурного и других подходов. Выделим наиболее значимые для нашего исследования позиции.
Прежде всего, культура здоровья рассматривается как значимая характеристика и одна из составляющих культуры общества и личности, определяющая социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности (З.И. Колычева); формирующая «совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья» (И.М. Быховская), а также «информированность в области здоровьесбережения» и практико-ориентированную потребность личности к ведению здорового образа жизни, проявлению заботы о своем здоровье и здоровье окружающих (Л.Н. Волошина).Во многих исследованиях, как отмечает Маджуга (2005), встречается понятие «валеологическая культура личности», что рассматривается как синоним понятию «культура здоровья личности», поскольку валеология – наука, изучающая индивидуальное здоровье человека, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.
Д. Алхасовым введено понятие «ортобиотическая кулура здоровья». Наука «Ортобиотика» изучает здоровье человека, прежде всего, способы самосбережения, самосохранения и укрепления здоровья, построенные на рациональном и разумном образе жизни и осознании самоценности собственной жизни. Ученым выделены методы, формирующие ортобиотическую культуру здоровья учащихся: физические, направленные на укрепление двигательной и физической подготовленности, повышение работоспособности; психофизические, обеспечивающие процессы саморегуляции организма; биоэнергетические, основанные на особенностях управления биологическими процессами, являющимися основой функционирования здоровой личности; моделирование, определяющее разработку и осуществление психических моделей жизненных ситуаций и возможностей корректировки собственных действий; образные, синтезирующие двигательные образцы с целью творческого самовыражения [2].
Важным аспектом рассматриваемой проблемы является положение о деятельностном характере формирования культуры здоровья личности, так как именно осознанные действия и отношения к своему здоровью, здоровью других людей и ведению здорового образа жизни определяют качество индивидуального и общественного здоровья (З.И. Тюмасева). Деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья, двигательным навыкам в соответствии с принятыми ценностями, нормами, идеалами, образцами актуализируют содержание, смыслы, направленность и объективность валеологических представлений и ориентаций, обеспечивая контроль, ограничение и «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике, целенаправленно формируя показатели здоровья.
Исследователями выделяются интегративные характеристики культуры здоровья личности, включающие: ценностный, интеллектуальный, когнитивный, мотивационный, эмоциональный, личностный, смысловой, действенно-практический, волевой и другие компоненты (О.А. Ахвердов, В.Н. Ирхин, В.А. Магин, В.В. Кожанов, З.И. Колычева, К. К. Платонов, др.). Различные компоненты культуры здоровья личности выполняют особые функции (аксиологическую, коммуникативную, восстанавливающую, творческую, диагностическую, другие), а содержательно увязываются с развитием валеологического сознания, валеологической образованностью, валеологическими знаниями и умениями физического и психического саморазвития; валеологически направленным мировоззрением и мышлением; развитием мотивационной сферы личности, эмпатии, рефлексии, культуры чувств; достижением необходимого уровня здоровья.
По мнению О.Л. Трещевой, важными составляющими культуры здоровья личности являются: наличие позитивных целей и ценностей; осмысленность отношения к своему здоровью, природе и обществу; организация здорового образа жизни. Комплекс данных характеристик позволяет учитывать индивидуальные особенности организма и регулировать различные состояния человека; разрабатывать и воплощать здоровьесохраняющие и развивающие программы с целью достижения гармоничного единства всех компонентов здоровья и целостного развития личности.
Таким образом, культура здоровья личности характеризуется как поликомпонентное личностное образование, включенное в единую систему общей культуры человека; выражающее эмоциональное и ценностное отношение человека к своему индивидуальному здоровью, здоровью другого человека и здоровью всего общества; направленное на процесс освоения валеологического опыта и реализации потребности к осуществлению здорового образа жизни. Определяя понятие «культура здоровья», учеными отмечается целостность, практическая ориентация системы валеологических знаний и умений, связанных с физическим и психическим саморазвитием, совокупностью норм и ценностей, отражающих представления о культуре здоровья. Осмысленность и осознанность научных знаний о здоровье и его ценности в жизни конкретной личности приводят к эмоциональным переживаниям; формируют личностные позиции, являющиеся «мерой ценностно-смыслового отражения действительности» (Мильруд 1990); развивают уверенность и готовность целенаправленно следовать по пути здоровьесбережания, здоровьеформирования, здоровьясовершенствоваания и здоровьетворчества. С.Н. Горбушина отмечает, что «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [3, с. 47].
Культуру здоровья и здоровый образ жизни важно рассматривать как категории целенаправленного воспитательного, мировоззренческо-преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности. Данный контекст основывается на идее здоровья человека как гармоничной и открытой биоэнергоинформационной системы, взаимодействующей с различными факторами окружающей среды, преобразование которых оказывает неизбежное влияние на человека. Мировоззренческий аспект обосновывает «культуру здоровья» как «непрерывно трансформирующуюся систему знаний, ценностно-смысловых установок, мотивационно-волевого опыта личности и ее практической деятельности, направленной на познание, развитие, совершенствование индивидуального здоровья, необходимого для качественной жизни, продуктивного долголетия, радостного выполнения обязанностей, которые возлагает на человека жизнь» [2]. Культура здоровья с точки зрения составной части мировоззренческой позиции человека складывается из культуры «отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом»; проявляется как «здоровьтворящее мышление и здоровьесберегающее, здоровьеформирующее поведение» [2].
Проведенный научно-теоретический анализ совершенно очевидно показывает, преобразование социальной сферы деятельности необходимо начинать с воспитания культуры здоровья личности как возможности противостояния негативным факторам современного мира и достижения высокого уровня здоровья. Поэтому мы рассматриваем культуру здоровья личности как системообразующий и жизнеобеспечивающий компонент здоровья и важнейшую качественную характеристику уровня развития, воспитания и оздоровления личности. Дошкольное образование становится в этих условиях важнейшим ресурсом формирования жизненно важных мотивов, представлений, навыков в области культуры здоровья и здорового образа жизни в единой системе субъект-субъектного взаимодействия: «воспитанники-педагоги-родители-социальное окружение», что актуализирует поиск инновационных способов подготовки будущих педагогов 4.
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЗДОРОВЬЮ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
Рассмотрим современное понятие здоровья. Здоровье в уставе Всемирной организации здравоохранения определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, т.е. современная концепция здоровья выделяет основные три составляющие — физическую, психологическую и социальную.
Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, их текущее состояние их функционирование. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.
Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно — эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств. Психическое здоровье определяется рядом социально-экономических, биологических и относящихся к окружающей среде факторов. Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Ухудшение психического здоровье связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия и т. д. Его основа — состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.
Социальное здоровье – это состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Оно складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, ссузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п. Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений.
Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.
На самых первоначальных этапах зарождения человечества борьба за существование играла значительную роль в выживании человека. Здоровье человека уже тогда непременно было связано с физической подготовкой. Физическая форма человека регулярно поддерживалась тренировками. Австралийские аборигены упражнялись с помощью метания бумеранга и стрельбы из лука, а так же, соревновались в прыжках и беге. Среди ацтеков и майя распространилась игра с каучуковым мячом, в которой каждая команда стремилась забросить мяч в кольцо. Индейские племена Америки занимались бегом на дальние дистанции, бросанием мяча в цель, поднятием тяжестей различного веса. Первобытные племена Африки в физическом воспитании детей использовали борьбу, бег с грузом, раскачивание на лианах, фехтование на палках.
В далеком прошлом, когда человек испытывал беззащитность перед силами природы, физическое состояние связывалось с потусторонними силами, поэтому меры по сохранению здоровья осуществлялись в мистических обрядах. Затем исследователи заметили, что образ жизни, место обитания и другие природные факторы влияют на состояние здоровья, так постепенно начала развиваться медицина.
В условиях первобытного строя главное внимание уделялось подготовке к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд «посвящения», когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности. На этой ступени развития человечества роль и ценность здоровья только начала осознаваться.
В родовой общине индивидуальное здоровье, как правило, определяло социальный статус индивида. Физически и интеллектуально самые сильные представители общины становились вождями, предводителями племени, руководителями охотничьих групп. Как видим, индивидуальное здоровье для жизни племени было определяющим, оно осознавалось как витальная ценность и культивировалось в племени с детства.
В первобытнообщинном строе представления о здоровье, силах природы обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране здоровья носили характер религиозных обрядов. Однако в процессе эволюции человек наблюдал за своей жизнедеятельностью и делал выводы, отмечал причинно-следственные связи между состоянием здоровья и: образом жизни, физической подготовкой, факторами окружающей среды, целебными и оздоровительными свойствами природы. Уже на этом этапе развития существовала прямая зависимость между состоянием здоровья человека и физической активностью, которую ему приходилось выполнять в процессе своей жизни, жизни семьи и общины.
Здоровье — это тема, которую изучали во все исторические периоды, это проблема которую человек пытается решить извечно. В древнегреческой мифологии здоровье как ценность, как идеал представлено богами и героями, олицетворяющими здоровье и красоту.
Античные философы едва ли не первыми в истории Запада смогли осмыслить здоровье в его аксиологическом аспекте, как подлинную ценность бытия и открыли непреходящие принципы здорового, гармоничного существования. Заслуга мыслителей этого периода состоит в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение «начал».
В период древнейшей цивилизации отношение к здоровью-болезни формируется в рамках тех глобальных изменений, которые происходят в обществе. Уже в IV-II веке до н.э. человек говорит и пишет о здоровье, об этом свидетельствуют клинописные медицинские тексты древней Месопотамии.
Здоровье физическое лежало в основе древнегреческой цивилизация. Так в Спарте всех новорожденных младенцев спартанцы были обязаны показывать совету старейшин, которые решали: оставить ребенка в живых (если он был достаточно здоров и крепок) или же предать смерти (если ребенок казался им больным и хилым). Всех младенцев, которые не прошли отбор, старейшины безжалостно скидывали со скалы (хотя данный факт оспаривается рядом историков). Затем 7 летнего возраста они получали физическое воспитание от родителей, где основной упор делался на закаливание. После этого дети забирались от родителей и переводились в специальные общественные дома, которые больше напоминали казармы и занимались в основном физическими упражнениями. Каждый год воспитания завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска.
Эпоха Средневековья характеризуется раздвоением души и тела. Здесь преобладали религиозные ценности, а здоровье рассматривается как благо, ниспосланное богом. Именно с этого времени дошло до нас выражение: «Дай Бог здоровья!». В эпоху средневековья физическая культура пережила не самый благоприятный период. Католическая церковь, которая доминировала над обществом в то время, строго запрещала культ тела, а значит – и занятия спортом. Церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Отношение религии к физическим упражнениям в странах Востока было во многом специфичным.
Средневековье также ценило воздержание и самообладание, избегание крайностей и примирение страстей. Эти античные принципы совпадали с основными христианскими добродетелями. По учению богословов тело человека греховно, поэтому ценностные характеристики физического здоровья отрицались во имя формирования силы духа, выражающейся в вере в Бога.
Главный упор в трудах философов патристики делается на развитие духовности человека. Главными добродетелями признаются такие способности души, как вера, надежда, любовь, праведность, смирение, способность к лишению себя плотских утех: сытой еды, теплой одежды, красивого жилища, светских развлечений и т. п. Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки.
В рабовладельческом строе происходит постепенная систематизация знаний по проблемам сохранения здоровья человека. Примечательно, что уже тогда усилия ученых были направлены на создание различных оздоровительных систем, основной их идеей является не лечение болезней, а формирование, сохранение и укрепление здоровья, а также использование резервных возможностей организма для его восстановления, а высокий уровень физического здоровья в Древней Спарте до сих пор остается эталоном для всех последующих поколений.
Однако по мере имущественного и социального расслоения людей в рабовладельческих сообществах отношение к здоровью постепенно менялось. Рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все меньше уделяли внимания своему здоровью и все больше уповали на врачей и лечение болезненных состояний. Именно это обстоятельство, по всей видимости, способствовало тому, что медицина начала постепенно утрачивать свое профилактическое назначение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. Вместе с тем, корифеи медицинской науки еще в средние века указывали на то, что наиболее эффективным путем к долголетию является сохранение здоровья, а не лечение болезней. Активным проповедником такого направления в медицине был Авиценна (980-1037), который в «Каноне врачебной науки» весь первый том посвятил вопросам формирования и сохранения здоровья.
Поэтому отношение к здоровью меняется в средневековой медицине. В это время происходит углубление специализации медицинского труда, выделение его из системы других знаний, в том числе философских. Отношение к здоровью «очеловечивается» и «спускается на землю».
Медицина в IX — X вв., преимущественно на Востоке, достигла чрезвычайно высокого уровня. Здесь творили такие выдающиеся ученые, как Ар Рази, Абу-Мансур Курми, Ибн Сина, аль Фараби, аз-Захрави. Здоровье в их трактовках уже рассматривается в оппозиции здоровье-нездоровье, а не в оппозиции здоровье-болезнь, что подчеркивает необходимость не только лечения болезни, но и исследования режима здоровых людей.
Физическая культура в ранний период феодализма в еще большей степени отдаляется и обособляется от других видов физической деятельности по сравнению с рабовладельческим строем.
К началу этапа развития феодализмав Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания, которая носила исключительно военный характер. До конца XIV в. военные действия велись с использованием холодного оружия. Владение оружием в тяжелых доспехах на коне предъявляло повышенные требования к этим специфическим условиям. Однако все спортивные соревнования проводились не ради физического развития человека, а преимущественно ради зрелищ, которые пользовались большой популярностью в средних веках.
Наступление новой эпохи Возрождения приходит на рубеже XIV-XV вв. В это время снижается значительная значимость рыцарства, что приводит к ослаблению роли физического воспитания. В этот исторический период человеческое здоровье не подразделяется на физическое и духовное и вновь переходит в разряд наиболее значимых ценностей.
В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая система подготовки мастеров фехтования. Физическая культура итальянского Возрождения включала танцы, игры в мяч и различные формы состязаний, в которых принимали участие многие горожане.
В Англии изменения произошли также и со стрельбой из лука. Потеряв свое значение как средства воинской подготовки, стрельба из лука стала чисто состязательным занятием. Регулярно устраивалась «стрелковые праздники» которые имели огромную популярность среди жителей и являлись любимым развлечением. В середине XVI в. распространилась стрельба в подвижную мишень.
Таким образом, культура физического и психического здоровья – это один из древнейших институтов человеческого общества.
Здоровье во всех обществах, в любом этносе входит в число социальных ценностей. Степень его ценности в различные исторические эпохи, в разных религиях и культурах различна, но то, что здоровье всегда считалось ценностью — этот факт, установленный многими этнографами и социологами.
С точки зрения медицины, очень важно, как относятся к своему здоровью в реальности сами люди. Если здоровье рассматривается как ценность, а не данность, то оно сразу включается в систему всех общественных ценностных отношений. Тем не менее, подходы к рассмотрению здоровья менялась вместе с ростом цивилизованности, культуры, сменой способа производства, естественнонаучной картины мира.
В дальнейшем, на протяжении всего Нового и Новейшего времени, позиция здоровье-нездоровье концентрируется в наибольшей степени в пространстве спорта — укрепления своего тела и формирования физической культуры. Уделяется огромное внимание развитию физической культуры, особенно, у детей. Начинают активно открываться специализированные спортивные школы для детей и юношества. Развитие спорта во всём мире привело к возникновению и развитию множества отдельных видов спорта, которых в настоящее время более 200.
В наше время понятия здоровье, физическая культура и спорт, — понятия неразделимые.
Таким образом, основы здоровье сберегающего поведения человека глубоко национальны и связаны с древними обычаями и духовным опытом православия по сохранению телесного, душевного и духовного здоровья. Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека и волнующее его во всех аспектах жизни, а культура физического и психического здоровья, гигиена питания, жилища, одежды, организация мероприятий по предупреждению заболеваний, культура репродуктивного поведения – это один из древнейших институтов человеческого общества.
Ценности, связанные со здоровьем, занимают все более высокое место в шкале ценностей современного человека. Культурно-исторический анализ наиболее влиятельных воззрений, эталонов, моделей (античный, адаптационный, антропоцентрический), выявляющий их ограничения и позволяющий определить область их адекватного применения, призван способствовать повышению экологичности различных социальных практик, связанных с укреплением или восстановлением здоровья человека.
Говоря о социокультурных эталонах здоровья, мы исходим из представления о парадигмальном основании, которое обнаруживается в любой системе знания и выступает в качестве своего рода системы координат в соответствующей этому знанию социальной практике.
Иными словами, здоровье — это сложное, глобальное, социокультурное и общечеловеческое явление, имеющее непреходящую ценность для человека.
Список литературы.
Свитавская Д.С., Сегеда Л.Н. Отношение человека к здоровью: исторический аспект. // Бюллетень медицинских Интернет — конференций (ISSN 2224-6150), — 2016. Том 6. № 1, с. 75
Малярчук Н.Н. Валеология. Учебное пособие. — Издательство Тюменского государственного университета. — 2010, 354с.
Источник