Меню

Здоровье как комплексная категория личностная ценность

Тема. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность

Лекция 2.

(Количество часов — 2).

Цель и задачи— дать студентам первичные знания о здоровье и болезни

Содержание темы:

— определение понятия “здоровья” и “болезнь”;

— структура “болезни” и ее содержание;

— определение здоровья Всемирной организацией здравоохранения;

— уровни изучения здоровья;

— количество и качество здоровья;

— здоровье и болезнь — основополагающие понятия медицины;

проблема здоровья — новая парадигма медицины;

— факторы влияющие на здоровье.

Студент должен знать:

Основные термины и понятия и их значения по теме лекции №2. Структуру здоровья, уровни ее изучения, критерии количества, качество и проблемы здоровья, а так же факторы, влияющие на здоровье.

Самостоятельная работа:

— составление краткого конспекта по теме лекции на основании рекомендуемых учебных пособий;

— проведение тестов по самооценке своего здоровья:

а) проба с 20 приседаниями,

б) проба с задержкой дыхания,

в) измерение собственного роста и веса.

Прежде, чем усвоить суть понятия о “здоровье населения”, “общественном здоровье” и “болезни” необходимо хотя бы кратко разобраться в в представлении о социальной сущности человека ибо его здоровье и болезнь нельзя представлять только с биологических натуралистических позиций. Понимание сущности человека — ключ к пониманию категорий здоровья и болезни

Человек— не просто биологический или антропологический, комплекс, природный абстракт из биологических свойств и качеств индивида, а продукт общественных отношений, созданных людьми в процессе трудовой, производственной деятельности.

Человек — новое качество, сплав биологического и социального, в котором превалирующее место принадлежит социальному. В месте с этим признаки биологической природы никогда не исчезнут у человека, т.е. его сущность проявляется и в биологических, природных и социальных свойствах.

Философы, натуралисты, врачи древнего мира считали природу человека пособием космоса, который состоит из воды, воздуха, дерева, огня и др. твердых и жидких тел и элементов. В этот период превалировало космогоническое учение о здоровее и болезни как об их балансе (гармонии), болезнь возникает при нарушении между ними равновесия.

Затем начали преобладать мнения о влиянии поведенческих факторов, на болезнь и здоровье. Аристотель считал человека общественным животным.

Врачи-философы материалисты Ле Ламеттри, Канабис) заложили основы “социологизации” в природные свойства человека, учитывая использование им предметов труда и оружия.

Декарт, Гобсс и другие особо подчеркивали значение членораздельной речи и сознания, составляющем сущность человека.

В конечном итоге было признано, что сущность человека должна восприниматься с позиций материально, физического и духовного качества. К. Маркс, Ф. Энгельс определяли сущность человека — не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений.

По представлению Ю.П. Лисицына “Человек”высшая ступень развития животных на Земле, общественно существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членраздельной речью.

По мере формирования взглядов на понимание сущности человека естествоиспытатели интересовались изменениями, происходящими в организме человека в зависимости от условий труда, быта, образа и стиля жизни людей.

Таким образом еще древние медики Гиппократ, Алкмеон Кротонский, Абу-Али Ибн Сина видели источники изменений в организме человека не только в нарушении “гормонии космических элементов”, но и в зависимости от привычек, условий жизни, привычек и т.д.

Постепенно начала выходит на первое место в причинах изменения состояния человека социальная составляющая обусловленности здоровья.

В настоящее время здоровье определяют через болезнь (ее отсутствие) и ее трактовки считаются менее трудными, чем дефиниция здоровье.

Определяя изложение материала о здоровье акцентируем внимание на следующем термине: Здоровье — это наука, изучающая законы строения (структуры), функционирования и развития исторически конкретных обществ, реализующихся в действиях и взаимодействиях индивидуумов, групп и общностей.

Наука о здоровье является наукой патологии и врачевания. В 70 г. Ю.П. Лисицып предложил термин “Санология”(лат. — sanitas) — учение о здоровье здоровых, его охране, укреплении и умножении (воспроизводстве).

По существу саналогия — общемедицинский теоретический, методологический синтетический аспект медицины.

Основными концепциями санологии являются:

— факторы риска (первичные, вторичные, большие),

— обусловленность здоровья — формулы (модели),

— непосредственное влияние на здоровье образа жизни,

— здоровый образ жизни и его формирование, роль медицинской активности и др.

Отсутствие здоровья в настоящее время рассматривается с позиций концепций 4 моделей болезни (экологическая, генетическая, онтогенетическая, эволюционная). Эти концепции будут изложены поздней.

Общеприняты следующие определение болезни (болезней) как:

— нарушения, поломки, дефекта физических и)или психических функций,

— нарушения, физиологической нормы,

— нарушения связей, взаимодействия организма с внешней средой,

— нарушения адаптации к среде обитания (дезадаптации).

И.В. Давыдовский утверждал, что“болезнь” — приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов.

По У. Кеннону болезнь — нарушение устойчивого гомеостазиса, т.е нарушениегармонии внутренней и внешней среды.

Г. Селье рассматривал болезнь, как патологический стресс или дистресс — нарушение процессов адаптации, обеспеченных адаптивными гормонами.

В связи с развитием кибернетики, математики, информатики, математического моделирования появились “кибернетические” определения болезни, исходящие из идеи нарушения деятельности систем, управления функциями организма.

Помимо перечисленных представлений о болезни существуют и другие.

1. Биологизаторские дефиниции. Болезнь это:

— нарушения, поломки, дефекты деятельности организма, его органов и систем;

— нарушения связей, гармонии с внешней средой, адаптации к окружающей среде;

— нарушения постоянства внутренней среды организма;

— нарушения функций и механизма адаптации, общего адаптационного синдрома, состояние дистресса;

— несоответствие природных и организменных биоритмов (дисхроноз).

2. Кибернизаторские дефиниции. Болезнь это:

— нарушения в механизмах управления, координации, регуляции функции организма;

Читайте также:  Как посмотреть сожженные калории айфон здоровье

— разлад, расстройство в функциональной структуре организма как сложнейшей кибернетической системе;

— нарушение системы организации , расстройство алгоритма жизнедеятельности.

3. Энергизаторские дефиниции. Болезнь это:

нарушения расходования энергетических ресурсов организма;

— дефицит, избыток, дисбаланс энергии организма человека;

— неадекватное, не соответствующее его потребностям воздействие энергетичесих, силовых, магнитных “полей” и т.п.

4. Социологизаторские и психологизаторские дефиниции.Болезнь это:

— нарушения, “стеснение” свободы человеческой жизни во всех ее проявлениях, функций человека;

— нарушения человеческих (общественных) отношений, взаимосвязей, контактов, социальных черт, свойств;

— психологический срыв, психологическая дезадаптация, дезинтеграция личности, человеческих чувств и пр.;

— нарушение условий, образа жизни, жизненного стереотипа, стиля жизни человека.

Суммируя все выше изложенное можно заключить, что соотношение социального и биологического определения болезни можно охарактеризовать как нарушение гормонического единения биологических и социальных качеств, т.е. здоровье — это гормоническое единение биологических и социальных качеств.

Всемирная организация здравоохранения определяет понятие Здоровье как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов”.

В практической медицине и социальной медицине широко используют определенный набор терминов и понятий, без которых трудно найти взаимосвязь и взаимопонимание специалистам обоих профессий. Нам следует усвоить следующие:

Здоровье (health) — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений.

Состояние здоровья (health status) — характеристика состояния уровня здоровья или нездоровья индивидуума, отдельных групп или населения в целом, оцененного на основе изучения специальных показателей. Показатели состояния здоровья включают данные об уровнях заболеваемости и смертности, распространенности конкретных заболеваний, уровнях травматизма и антропометрические данные (показатели физического развития), а также данные самооценки здоровья и средней продолжительности предстоящей жизни.

Функциональное состояние (functional status) — степень, в которой человек может выполнять деятельность, обычную для повседневной жизни, к примеру, подниматься по лестнице, стирать одежду или ходить на рынок, принимать ванну. Функциональное состояние можно оценивать по разным параметрам, включая физические, ролевые, социальные и эмоциональные. Определение параметров функционального состояния осуществляется путем сопоставления фактических параметров с нормами присущие возрасту и полу.

Источник

доровье как комплексная категория. Определение ВОЗ понятия «здоровье».

Здоровье – сост., которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности. Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов (ВОЗ). К основным критериям, определяющим здоровье относятся: медико-демографические, заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, госпитализированная, по данным мед осмотра), первичная инвалидность, показатели физического развития, показатели психического здоровья. Экономические аспекты здоровья: на здоровье человека влияют такие факторы в контексте экономического аспекта: 1) низкие доходы большей части населения, приводящие к нездоровому образу жизни (неполноценное питание, недостаток рекреации, психологический стресс, злоупотребление алкоголем с целью компенсации стресса) и маргинализации части населения (безработица, профессиональная и моральная деградация); 2) плохая доступность качественной и своевременной медицинской помощи для малоимущего населения, связанная с незавершенностью реформы здравоохранения, его коммерциализацией, высокими ценами на лекарства и медицинские услуги. Кроме того, потери общественного здоровья, в свою очередь, приводят к экономическому ущербу, который складывается из ряда показателей: 1. упущенная выгода из-за недопроизводства ВВП в результате временной нетрудоспособности по болезни, инвалидизации и преждевременной смертности. В случае ранней смерти человека не компенсируются затраты общества на его содержание и обучение (теряются инвестиции в человеческий капитал); 2. расходы на медицинское обслуживание больных и инвалидов; 3. выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца. Сложив перечисленные затраты, можно определить масштабы потерь капитала здоровья в России, обусловленные современными социально-экономическими условиями. Общенаучный аспект здоровья связан с тем, что сформирована такая наука как медицина, которая занимается различными направлениями деятельности. Правовой аспект: сегодня существует множество федеральных и региональных нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в области здравоохранения. Социально-гигиенический аспект. Социальная гигиена и организация здравоохранения — это наука об общественном здоровье населения и здравоохранении, о социальных проблемах медицины. Ее основными задачами являются изучение закономерностей влияния социально-экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения, а также его отдельных групп и теоретическое обоснование эффективной системы государственных и общественных мероприятий, путей и методов, направленных на устранение влияния вредных факторов окружающей среды, обеспечение высокого уровня здоровья всех членов общества, увеличение периода их активного творческого долголетия. Основной метод социально-гигиенических исследований — статистический. Исследования направлены на изучение здоровья населения (статистика здоровья) и выявление различных сторон деятельности лечебно-профилактических учреждений и служб здравоохранения (статистика здравоохранения). Кроме того, применяют методы эксперимента и моделирования, анкетирования и др. С помощью этих методов изучают состояние и динамику общественного здоровья в связи с социальными условиями жизни, определяют неблагоприятное, а также оздоравливающее влияние социальных факторов на здоровье населения и его отдельных групп. Результаты исследований используются для разработки научных основ, совершенствования форм и методов организации, повышения качества и эффективности лечебно-профилактической помощи населению и санитарно-противоэпидемических мероприятий. Психологический аспект связан с тем, что здоровье включает в себя не только физические показатели, но и психические. Также здоровье носит правовой аспект, педагогический, медико-биологический и другие.

Источник

Здоровье как комплексная категория и личностная ценность

В последние десятилетия предпринимаются попытки определить здоровье с позиций системного подхода. Возникла необходимость в более широком, комплексном определении данного понятия с включением в него немедицинских признаков, т. е. построении интегральной модели. В структуре этой модели здоровье или нездоровье человека проявляется во взаимодействии с широким диапазоном социальных и средовых факторов… Читать ещё >

Читайте также:  Здоровье твое богатство презентация викторина 2 класс

Здоровье как комплексная категория и личностная ценность ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • сущностную характеристику здоровья;
  • • критерии оценки индивидуального здоровья и показатели общественного здоровья;
  • • факторы риска заболеваний;
  • • основы современной теории здоровья;
  • • международную классификацию болезней и структуру заболеваемости населения;

уметь

  • • рассчитывать медико-демографические показатели, показатели заболеваемости и инвалидности;
  • • оценивать состояние, закономерности и динамику общественного здоровья;

владеть

  • • системным подходом в решении проблем здоровья;
  • • навыками исследования медико-социальных проблем в современном обществе.

Здоровье: понятие, характеристика

Человек и его здоровье — высшие ценности любого общества, а проблема сохранения и укрепления здоровья человека представляется глобальной на планете.

Вопросы здоровья актуальны во все периоды индивидуального развития человека от момента рождения до смерти, в расцвете сил и при болезни.

В личностном плане здоровье — это не отсутствие болезни, а, скорее, отрицание ее, не только состояние организма, а, по образному выражению А. Я. Иванюшкина , «стратегия жизни человека» .

По мере накопления знаний о природе человека, закономерностях его развития и функционирования складывались представления и о здоровье последнего.

Философы, натуралисты Древнего мира (Китая, Греции, Индии, Рима) считали человека подобием природы, мира, космоса. К этому времени относятся так называемые космогонические теории о здоровье как гармонии, «балансе» космических элементов организма и болезни — проявлении такой дисгармонии.

В античном мире по мере анализа наблюдений за жизнью людей появляются представления о влиянии на здоровье не только природных, но и социальных и поведенческих факторов — материальных условий и образа жизни, отношения человека к своему здоровью и т. д. Так, древние медики Гиппократ, Абу Али ибн Сина (Авиценна) видели причины и природу болезней не только в смешении космических элементов, твердых образований и жидкостей, гневе богов, но и в характере, темпераментах людей, их привычках, традициях, иными словами, в том, что сегодня мы называем образом жизни.

Авиценне принадлежит «Канон врачебной науки», в котором указывается на наиболее эффективный путь к сохранению здоровья и долголетию — это улучшение здоровья, а не лечение болезней. К этому времени относятся и различные трактаты о здоровом образе жизни: китайская Конг-фу (около 2600 лет до н.э.), индийская Аюрведа (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа (около 400 лет до н.э.) и др.

Особый интерес представляет изречение древнегреческого врача Герофилуса, в котором он трактует понимание здоровья через характеристику его отсутствия: когда нет здоровья — мудрость молчит и не до искусства, сила спит, богатство бесполезно и разум бессилен (около 300 лет до н.э.).

Дальнейшее развитие знаний о человеческой сущности позволило подойти к рассмотрению человека как существа биопсихосоциального. По мнению древних мыслителей, именно социальные черты отличают человека от животных, добавляя тем самым новое качество его природе. Так, уже Аристотель называл человека «общественным животным», т. е. существом социальным.

Далее история пополняется все большим количеством наблюдений и исследований, доказывающих значение человеческих отношений, социальных условий и факторов, влияющих на здоровье человека. Так, в работах М. В. Ломоносова вопросы улучшения здоровья населения рассматриваются как фактор приумножения богатств государства. К. Маркс в «Капитале» здоровье населения связывает с проблемами охраны труда, условий жизни и т. д.

В настоящее время известны более ста определений понятия «здоровье», что вызвано трудностями в понимании сущности последнего. Предпринимались попытки их классификации и анализа. Подробный обзор на эту тему можно найти в работе П. И. Калью «Сущностная характеристика понятия „здоровье“ и некоторые вопросы перестройки здравоохранения» (1988).

Часто здоровье понимается как отсутствие болезни, т. е. под ним подразумевается нечто, противоположное болезни. Важно понимать, что как категория здоровье отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений жизни, а болезнь — случайность, не имеющая всеобщего характера.

По мнению С. П. Боткина , проявления жизни в состоянии равновесия ее определений составляют нормальную или здоровую жизнь, благоприятную для ее продолжения; состояние организма с нарушением равновесия жизни составляет болезнь.

Здоровье — это возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить. Оно, как отмечал Ф. Ф. Эрисман , составляет одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа.

В последние десятилетия предпринимаются попытки определить здоровье с позиций системного подхода. Возникла необходимость в более широком, комплексном определении данного понятия с включением в него немедицинских признаков, т. е. построении интегральной модели. В структуре этой модели здоровье или нездоровье человека проявляется во взаимодействии с широким диапазоном социальных и средовых факторов с учетом особенностей индивидуальной устойчивости и восприимчивости. Иными словами, здоровье имеет гетерогенную природу.

В. П. Казначеев под здоровьем понимает процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (1975).

Концептуальная модель социальной ценности рассматриваемой категории отражена в определении, сформулированном В. В. Каненом , Г. И. Царегородцевым , Б. И. Ольшанским : здоровье — не только одна из необходимых предпосылок личного счастья человека, его всестороннего гармонического развития; оно не только является одним из условий достижения человеком максимальных успехов в области образования, профессиональной подготовки, производительности труда, оптимистического и жизнеутверждающего отношения к происходящему; здоровье — это также важный показатель и чуткий индикатор благосостояния населения (1976).

В настоящее время рядом исследователей здоровье определяется как многомерное динамическое состояние и форма жизнедеятельности адаптированного к окружающей среде организма (И. А. Гундаров).

Читайте также:  Список заболеваний для отсрочки от армии по здоровью 2021

Наиболее полное определение сформулировано ВОЗ: здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Тем самым подчеркнут ее комплексной характер и дана медико-социальная интерпретация.

В современном российском законодательстве понятие «здоровье» сформулировано следующим образом: «здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма» (Закон об охране здоровья, ст. 2).

Сохранение и укрепление здоровья населения является предметом профессиональной деятельности не только медицинских работников, но и специалистов других профилей, включая социальных работников. В этой связи дисциплина «Основы социальной медицины» является неотъемлемой составной частью основной образовательной программы их подготовки [14, «https://referat.bookap.info»].

В настоящее время используется системный подход в решении проблем здоровья. В этой связи рассмотрим междисциплинарные аспекты последнего.

Здоровье является предметом изучения врачей различных специальностей, философов разных направлений, социологов, психологов, педагогов, представителей естественных и технических наук.

То же мы можем сказать и о множестве небезразличных факторов физической, химической и биологической природы, которыми насыщена техногенно измененная окружающая среда.

Во всем многообразии меняющихся подходов, различных результатов, сведений, концепций многих наук принципиально важным является междисциплинарный подход в изучении проблем здоровья, а также межсекторальная координация при реализации комплексных мер, направленных на восстановление, сохранение и укрепление здоровья.

Изучение основ здоровья — это в большей степени медикобиологический аспект, включающий анатомию, физиологию, патологию, клинику, диагностику и лечение заболеваний, монополизированный одной наукой — медициной.

И хотя почти все медицинские доктрины предусматривали исследование двух связанных между собой целей — сохранение здоровья и излечение болезней, фактически медицина представляет собой науку о болезнях — человекопатологию.

Человек как существо биосоциальное связан с отношениями в обществе, его структурой, социальными образованиями, основанием которых служат различные факторы: профессиональные, демографические, национальные и т. д.

Радиомагнитные, ионизирующие и прочие излучения промышленных установок, различной аппаратуры далеко не исчерпывают спектр физических воздействий на человека, порожденных, в частности, научно-техническим прогрессом. Во много раз большим является спектр неблагоприятных химических воздействий, включающий добровольное отравление табаком, алкоголем, наркотиками и т. д.

Перечисляя эти проблемы, назовем еще одну науку — гигиену как раздел профилактической медицины, как составляющую медицины, изучающую влияние внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающую меры по предупреждению возникновения болезней и созданию условий, обеспечивающих сохранение здоровья.

Жизнь современного человека насыщена неблагоприятными факторами психологической природы.

Психологическое воздействие, психологическая поддержка — сложный аспект проблемы здоровья, который приходится учитывать и социальным работникам.

Как известно, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, его категории «стиль жизни» и «уклад жизни» определяются поведением людей, формирующимся педагогической деятельностью — от гигиенического воспитания до профилактического мышления и здоровья через культуру, которая является не только суммой знаний, но и поведением и определенными нравственными началами. Культура и здоровье находятся в самой тесной связи.

В современном обществе люди болеют такими заболеваниями, для профилактики которых не нужны специальные лекарства, а достаточно вести правильный, адекватный здоровью образ жизни. Причин тому много, но в ряду самых главных — низкая культура.

В сохранении и восстановлении здоровья важнейшую роль играет мотивация, в большой степени определяющая образ жизни. Формирование мотивации на образ жизни, адекватный здоровью — важная задача семьи, педагогов, врачей, а также социальных работников.

Здоровье не существует само по себе, раз навсегда данное и неизменное. Оно нуждается в тщательной работе на протяжении всей жизни человека.

Здоровьеэто динамическое равновесие организма с окружающей природной и социальной средой, которое обусловлено адаптационно-приспособительными механизмами организма. Нарушение связи «среда — организм» влечет за собой снижение биологической и социальной активности, т. е. возникновение болезни. Между этими состояниями есть так называемое «третье состояние», характеризующееся иммунологической резистентностью малой интенсивности, которое между здоровьем и болезнью может активно изменяться в ту или другую сторону за счет поведенческих реакций (позитивных или негативных), на которые следует биологический отклик.

Несмотря на долгую историю наук, предметом изучения которых является именно здоровье (а не болезни), следует отметить, что наука о здоровье в настоящее время только складывается, хотя процесс ее создания идет уже длительное время. Еще в первой половине XIX в. М. Я. Мудров выдвинул идею об изучении здоровья как самостоятельного направления в медицине.

Позже С. М. Павленко разработал учение о саногенезе как важнейшей проблеме медицины. В его основу был положен принцип широкого использования защитноприспособительных способностей организма при лечении, особенно при предупреждении болезней.

Другие исследователи предлагают создать нормологию как науку об оптимальном развитии человека и среды его обитания, о гармоническом состоянии телесного, духовного и социального здоровья.

Ю. П. Лисицын и другие ученые считают, что учением о здоровье должна стать санология.

И. И. Брехман предложил новое научное направление о здоровье и назвал его валеологией. В отличие от других медицинских наук, объектом ее изучения является здоровый человек, а предметом — способы и пути сохранения здоровья здоровых. Валсологию многие авторы называют «наукой о здоровье здоровых». Она формируется на стыке экологии, биологии, медицины, психологии и других наук.

Великий русский ученый И. П. Павлов отмечал: «Человек может жить до ста лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей степени» .

Источник

Adblock
detector