доровье как комплексная категория. Определение ВОЗ понятия «здоровье».
Здоровье – сост., которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности. Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов (ВОЗ). К основным критериям, определяющим здоровье относятся: медико-демографические, заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, госпитализированная, по данным мед осмотра), первичная инвалидность, показатели физического развития, показатели психического здоровья. Экономические аспекты здоровья: на здоровье человека влияют такие факторы в контексте экономического аспекта: 1) низкие доходы большей части населения, приводящие к нездоровому образу жизни (неполноценное питание, недостаток рекреации, психологический стресс, злоупотребление алкоголем с целью компенсации стресса) и маргинализации части населения (безработица, профессиональная и моральная деградация); 2) плохая доступность качественной и своевременной медицинской помощи для малоимущего населения, связанная с незавершенностью реформы здравоохранения, его коммерциализацией, высокими ценами на лекарства и медицинские услуги. Кроме того, потери общественного здоровья, в свою очередь, приводят к экономическому ущербу, который складывается из ряда показателей: 1. упущенная выгода из-за недопроизводства ВВП в результате временной нетрудоспособности по болезни, инвалидизации и преждевременной смертности. В случае ранней смерти человека не компенсируются затраты общества на его содержание и обучение (теряются инвестиции в человеческий капитал); 2. расходы на медицинское обслуживание больных и инвалидов; 3. выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца. Сложив перечисленные затраты, можно определить масштабы потерь капитала здоровья в России, обусловленные современными социально-экономическими условиями. Общенаучный аспект здоровья связан с тем, что сформирована такая наука как медицина, которая занимается различными направлениями деятельности. Правовой аспект: сегодня существует множество федеральных и региональных нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в области здравоохранения. Социально-гигиенический аспект. Социальная гигиена и организация здравоохранения — это наука об общественном здоровье населения и здравоохранении, о социальных проблемах медицины. Ее основными задачами являются изучение закономерностей влияния социально-экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения, а также его отдельных групп и теоретическое обоснование эффективной системы государственных и общественных мероприятий, путей и методов, направленных на устранение влияния вредных факторов окружающей среды, обеспечение высокого уровня здоровья всех членов общества, увеличение периода их активного творческого долголетия. Основной метод социально-гигиенических исследований — статистический. Исследования направлены на изучение здоровья населения (статистика здоровья) и выявление различных сторон деятельности лечебно-профилактических учреждений и служб здравоохранения (статистика здравоохранения). Кроме того, применяют методы эксперимента и моделирования, анкетирования и др. С помощью этих методов изучают состояние и динамику общественного здоровья в связи с социальными условиями жизни, определяют неблагоприятное, а также оздоравливающее влияние социальных факторов на здоровье населения и его отдельных групп. Результаты исследований используются для разработки научных основ, совершенствования форм и методов организации, повышения качества и эффективности лечебно-профилактической помощи населению и санитарно-противоэпидемических мероприятий. Психологический аспект связан с тем, что здоровье включает в себя не только физические показатели, но и психические. Также здоровье носит правовой аспект, педагогический, медико-биологический и другие.
Источник
Тема. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность
Лекция 2.
(Количество часов — 2).
Цель и задачи— дать студентам первичные знания о здоровье и болезни
Содержание темы:
— определение понятия “здоровья” и “болезнь”;
— структура “болезни” и ее содержание;
— определение здоровья Всемирной организацией здравоохранения;
— уровни изучения здоровья;
— количество и качество здоровья;
— здоровье и болезнь — основополагающие понятия медицины;
—проблема здоровья — новая парадигма медицины;
— факторы влияющие на здоровье.
Студент должен знать:
Основные термины и понятия и их значения по теме лекции №2. Структуру здоровья, уровни ее изучения, критерии количества, качество и проблемы здоровья, а так же факторы, влияющие на здоровье.
Самостоятельная работа:
— составление краткого конспекта по теме лекции на основании рекомендуемых учебных пособий;
— проведение тестов по самооценке своего здоровья:
а) проба с 20 приседаниями,
б) проба с задержкой дыхания,
в) измерение собственного роста и веса.
Прежде, чем усвоить суть понятия о “здоровье населения”, “общественном здоровье” и “болезни” необходимо хотя бы кратко разобраться в в представлении о социальной сущности человека ибо его здоровье и болезнь нельзя представлять только с биологических натуралистических позиций. Понимание сущности человека — ключ к пониманию категорий здоровья и болезни
Человек— не просто биологический или антропологический, комплекс, природный абстракт из биологических свойств и качеств индивида, а продукт общественных отношений, созданных людьми в процессе трудовой, производственной деятельности.
Человек — новое качество, сплав биологического и социального, в котором превалирующее место принадлежит социальному. В месте с этим признаки биологической природы никогда не исчезнут у человека, т.е. его сущность проявляется и в биологических, природных и социальных свойствах.
Философы, натуралисты, врачи древнего мира считали природу человека пособием космоса, который состоит из воды, воздуха, дерева, огня и др. твердых и жидких тел и элементов. В этот период превалировало космогоническое учение о здоровее и болезни как об их балансе (гармонии), болезнь возникает при нарушении между ними равновесия.
Затем начали преобладать мнения о влиянии поведенческих факторов, на болезнь и здоровье. Аристотель считал человека общественным животным.
Врачи-философы материалисты Ле Ламеттри, Канабис) заложили основы “социологизации” в природные свойства человека, учитывая использование им предметов труда и оружия.
Декарт, Гобсс и другие особо подчеркивали значение членораздельной речи и сознания, составляющем сущность человека.
В конечном итоге было признано, что сущность человека должна восприниматься с позиций материально, физического и духовного качества. К. Маркс, Ф. Энгельс определяли сущность человека — не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений.
По представлению Ю.П. Лисицына “Человек” — высшая ступень развития животных на Земле, общественно существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членраздельной речью.
По мере формирования взглядов на понимание сущности человека естествоиспытатели интересовались изменениями, происходящими в организме человека в зависимости от условий труда, быта, образа и стиля жизни людей.
Таким образом еще древние медики Гиппократ, Алкмеон Кротонский, Абу-Али Ибн Сина видели источники изменений в организме человека не только в нарушении “гормонии космических элементов”, но и в зависимости от привычек, условий жизни, привычек и т.д.
Постепенно начала выходит на первое место в причинах изменения состояния человека социальная составляющая обусловленности здоровья.
В настоящее время здоровье определяют через болезнь (ее отсутствие) и ее трактовки считаются менее трудными, чем дефиниция здоровье.
Определяя изложение материала о здоровье акцентируем внимание на следующем термине: Здоровье — это наука, изучающая законы строения (структуры), функционирования и развития исторически конкретных обществ, реализующихся в действиях и взаимодействиях индивидуумов, групп и общностей.
Наука о здоровье является наукой патологии и врачевания. В 70 г. Ю.П. Лисицып предложил термин “Санология”(лат. — sanitas) — учение о здоровье здоровых, его охране, укреплении и умножении (воспроизводстве).
По существу саналогия — общемедицинский теоретический, методологический синтетический аспект медицины.
Основными концепциями санологии являются:
— факторы риска (первичные, вторичные, большие),
— обусловленность здоровья — формулы (модели),
— непосредственное влияние на здоровье образа жизни,
— здоровый образ жизни и его формирование, роль медицинской активности и др.
Отсутствие здоровья в настоящее время рассматривается с позиций концепций 4 моделей болезни (экологическая, генетическая, онтогенетическая, эволюционная). Эти концепции будут изложены поздней.
Общеприняты следующие определение болезни (болезней) как:
— нарушения, поломки, дефекта физических и)или психических функций,
— нарушения, физиологической нормы,
— нарушения связей, взаимодействия организма с внешней средой,
— нарушения адаптации к среде обитания (дезадаптации).
И.В. Давыдовский утверждал, что“болезнь” — приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов.
По У. Кеннону болезнь — нарушение устойчивого гомеостазиса, т.е нарушениегармонии внутренней и внешней среды.
Г. Селье рассматривал болезнь, как патологический стресс или дистресс — нарушение процессов адаптации, обеспеченных адаптивными гормонами.
В связи с развитием кибернетики, математики, информатики, математического моделирования появились “кибернетические” определения болезни, исходящие из идеи нарушения деятельности систем, управления функциями организма.
Помимо перечисленных представлений о болезни существуют и другие.
1. Биологизаторские дефиниции. Болезнь это:
— нарушения, поломки, дефекты деятельности организма, его органов и систем;
— нарушения связей, гармонии с внешней средой, адаптации к окружающей среде;
— нарушения постоянства внутренней среды организма;
— нарушения функций и механизма адаптации, общего адаптационного синдрома, состояние дистресса;
— несоответствие природных и организменных биоритмов (дисхроноз).
2. Кибернизаторские дефиниции. Болезнь это:
— нарушения в механизмах управления, координации, регуляции функции организма;
— разлад, расстройство в функциональной структуре организма как сложнейшей кибернетической системе;
— нарушение системы организации , расстройство алгоритма жизнедеятельности.
3. Энергизаторские дефиниции. Болезнь это:
— нарушения расходования энергетических ресурсов организма;
— дефицит, избыток, дисбаланс энергии организма человека;
— неадекватное, не соответствующее его потребностям воздействие энергетичесих, силовых, магнитных “полей” и т.п.
4. Социологизаторские и психологизаторские дефиниции.Болезнь это:
— нарушения, “стеснение” свободы человеческой жизни во всех ее проявлениях, функций человека;
— нарушения человеческих (общественных) отношений, взаимосвязей, контактов, социальных черт, свойств;
— психологический срыв, психологическая дезадаптация, дезинтеграция личности, человеческих чувств и пр.;
— нарушение условий, образа жизни, жизненного стереотипа, стиля жизни человека.
Суммируя все выше изложенное можно заключить, что соотношение социального и биологического определения болезни можно охарактеризовать как нарушение гормонического единения биологических и социальных качеств, т.е. здоровье — это гормоническое единение биологических и социальных качеств.
Всемирная организация здравоохранения определяет понятие Здоровье как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов”.
В практической медицине и социальной медицине широко используют определенный набор терминов и понятий, без которых трудно найти взаимосвязь и взаимопонимание специалистам обоих профессий. Нам следует усвоить следующие:
Здоровье (health) — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений.
Состояние здоровья (health status) — характеристика состояния уровня здоровья или нездоровья индивидуума, отдельных групп или населения в целом, оцененного на основе изучения специальных показателей. Показатели состояния здоровья включают данные об уровнях заболеваемости и смертности, распространенности конкретных заболеваний, уровнях травматизма и антропометрические данные (показатели физического развития), а также данные самооценки здоровья и средней продолжительности предстоящей жизни.
Функциональное состояние (functional status) — степень, в которой человек может выполнять деятельность, обычную для повседневной жизни, к примеру, подниматься по лестнице, стирать одежду или ходить на рынок, принимать ванну. Функциональное состояние можно оценивать по разным параметрам, включая физические, ролевые, социальные и эмоциональные. Определение параметров функционального состояния осуществляется путем сопоставления фактических параметров с нормами присущие возрасту и полу.
Источник
Здоровье как комплексная категория
И личностная ценность.
Понятие здоровья. Компоненты (виды) здоровья: индивидуальное, популяционное, психическое, социальное, физическое. Здоровье и болезнь. «Третье состояние». Понятие о факторах риска.
Факторы, определяющие здоровье: окружающая среда, здравоохранение, наследственность, образ жизни.
Индивидуальное здоровье человека. Самооценка уровня здоровья. Пути и способы сохранения и приумножения здоровья.
3.1. Анкета «Как вы себя чувствуете?».
3.2. Понятие « здоровье».
3.3. Компоненты здоровья.
3.4. Характеристика болезни.
3.5. «Третье состояние».
3.5.1. Группы риска «третьего состояния».
3.5.2. Основные проявления «третьего состояния».
3.5.3. Факторы риска.
3.6. Организм как саморегулирующаяся система.
3.6.1. Структура организма.
3.7. Гомеостаз и регуляция функций в организме.
3.8. Основные факторы, определяющие здоровье человека.
3.8.1. Наследственность и ее влияние на здоровье.
3.8.2. Влияние окружающей среды на здоровье.
3.8.3. Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самооценка.
3.9. Что такое здоровый образ жизни?
Анкета «Как вы себя чувствуете?».
Перед тем как начать разговор о здоровье человека предлагаем ответить на вопросы анкеты «Как Вы себя чувствуете?»
На каждый вопрос теста выбирайте один вариант ответа.
1. Что Вы сделаете, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше, чем Вы?
а) возьмете «ноги в руки», чтобы догнать его
б) пропустите его, будет следующий
в) несколько ускорит шаг: может быть он подождет Вас
2. Пойдете ли Вы в поход в компании людей значительно моложе Вас?
3. Если у Вас выдался тяжелый день, пропадет ли у Вас желание делать что-либо, обещающее быть интересным?
б) желание пропадает, но Вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного
4.Каково ваше мнение о турпоходах всей семьей?
а) вам нравится когда, это делают другие
б) Вы бы с удовольствием присоединились
в) нужно попробовать
5. Что Вы охотнее всего делаете, когда устаете?
а) ложитесь спать
в) гуляете на свежем воздухе
6. Что важнее всего для поддержания у Вас хорошего настроения?
а) побольше поесть
б) много двигаться
в) не переутомляться
7. Какое блюдо из предложенных вы предпочитаете?
б) мясо с овощным гарниром
8. Принимаете ли Вы регулярно лекарство?
б) только витамины
в) да, но по назначению врача
9. Что для Вас наиболее важно; когда Вы направляетесь на отдых?
а) чтобы были все удобства
б) чтобы была вкусная еда
в) чтобы можно было заняться спортом
10. Ощущаете ли Вы перемену погоды?
а) чувствуете себя из-за этого несколько дней больным
в) да, если утомлены
11. Каково Ваше общее состояние, если Вы не выспались?
б) 1-2 раза недоспите, и все из рук валится
А теперь используя таблицу. Подсчитаем сумму очков
№ вопроса | Вариант ответа | |
а | б | в |
Если Вы набрали:
менее 50 очков — Вы слишком перегружены, немедленно займитесь своим здоровьем
50-80 очков — у Вас неплохое самочувствие, но уделите своему здоровью
больше внимания более 80 очков Ваш результат — у вас отличное самочувствие
Понятие «здоровье».
Мир перешагнул в треть тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (смертоносные войны, катаклизмы природных факторов, эпидемии от неизвестных и известных заболеваний, научные открытия атома – как смертоносного орудия и т.д.).
Достигнув колоссальных успехов в технике и науке благодаря «взрыву» научно-технического прогресса, человечество сравнилось по своим возможностям с природой, окружающей его средой, а возможности его неограниченны и созидательные способности будущих открытий никем не спрогнозированы.
Будущее, как в России, так и в мире, за молодым поколением. Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к выпускникам, невыполнение которых грозит «профессиональной недоученностью», а это – почти катастрофа. «Катастрофа недоучки» порождает размножение подобных в различных областях науки. Высокий профессионализм, крепкое здоровье и творческое долголетие, пожалуй, основные стержни жизненного успеха специалиста.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.
Как отмечают ученые: « Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяются уровнем интеллектуального и нравственного потенциала». Поэтому очень важно видеть свое единство с окружающим миром и теми запасами знаний, которые сейчас имеются. Подлинная красота человеческого тела – это физическое совершенство, интеллект и здоровье.
Здоровье человека – это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который также улучшается или ухудшается в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания.
«Народ здоров, если здорово общество», — так, по выражению академика Н.А. Амосова, подчеркивается важность главного для созидания – здоровья человека. Реализация личностно-ориентированного подхода к сохранению здоровья на государственном уровне в России мешает ряд негативных обстоятельств:
1. В стране не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью: человек получает информацию в семье, в школе, в больнице, через СМИ, через знакомых и т.п.
2. Знания о здоровье еще не гарантирует того, что человек будет вести ЗОЖ.
3. Существующая санитарно-просветительская работа, проводимая через СМИ, ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний.
4. Долгие десятилетия в нашем обществе не существовала приоритета здоровья.
5. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутствует мода на здоровье.
6. В стране уделялось мало внимания культуре отдыха, особенно его активным формам.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Компоненты здоровья.
Здоровье является абстрактной категорией, а теоретический анализ ее сущности возможен только с помощью моделей. Человек есть живая система, в основе которой лежат физические и духовные, природные и социальные, наследственные и приобретенные начала.
Состояние здоровья оценивается по трем аспектам: соматическому, социальному, личностному.
Соматический (физический) — подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде. Физическое здоровье — это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Социальный — меру трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Личностный (психологический) — стратегию жизни человека, степень господства человека над обстоятельствами его жизни. Психологическое здоровье — состояние психической сферы человека, состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой — понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социально-психологический аспект здоровья.
Как свидетельствуют данные мировой литературы по медицине, анатомии, физиологии и др. наукам, почти у каждого человека, особенно в наше время, можно найти те или иные отклонения от нормы. В связи с этим возникло и применяется понятие «практически здоровый человек» — это человек, у которого существующие в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувствии, не отражаются на работоспособности и выполнении биологических и социальных функций.
Аспекты здоровья обеспечивают поддержание регуляторного, энергетического и структурного гомеостаза.
Таблица 3.1. Показатели индивидуального здоровья.
Аспекты здоровья | Показатели | Критерии диагностики |
Соматический | Генетические | Генотип, отсутствие признаков дизэмбриогенеза, наследственных дефектов | Биохимические | Показатели биологических жидкостей и тканей | Метаболические | Уровень обмена веществ в покое и после нагрузки | Морфологические | Уровень физического развития, тип конституции (морфотип) | Функциональные | Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя, б) норма реакции, в) резервные возможности, г) функциональный тип |
Психический | Психологические | Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы; доминантность полушария; тип высшей нервной деятельности; тип темперамента; тип доминирующего инстинкта |
Нравственный | Социально-духовные | Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и реализации потребностей, степень признания и востребованности и т. д. |
Гомеостаз при этом понимается как состояние динамического равновесия внутри организма. Для диагностики состояния человека используются разные логические модели аспектов здоровья в системе «здоровье – болезнь» (табл. 3.1.).
Выбор модели (диагностический подход) зависит от цели диагностики, и определяют совокупность диагностических приемов (методик обследования). Состояние одного и того же человека может быть описано разными диагностическими моделями. При этом главным являются не совокупность используемых признаков, а логика их интерпретации и интеграции при выработке конечного диагностического заключения.
Как же определить, что ваше состояние является вполне удовлетворительным, а при отказе от чего-либо может и совершенствоваться? Воспользоваться можно различными методиками, тестами, пробами.
Источник