Меню

Здоровье как фактор устойчивого развития

Цель устойчивого развития в области здравоохранения

Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте

Задачи в области здравоохранения в рамках ЦУР 3

3.1 К 2030 году снизить глобальный коэффициент материнской смертности до менее 70 случаев на 100 000 живорождений.

3.2 К 2030 году положить конец предотвратимой смертности новорожденных и детей в возрасте до 5 лет, при этом все страны должны стремиться уменьшить неонатальную смертность до не более 12 случаев на 1000 живорождений, а смертность в возрасте до 5 лет до не более 25 случаев на 1000 живорождений.

3.3 К 2030 году положить конец эпидемиям СПИДа, туберкулеза, малярии и тропических болезней, которым не уделяется должного внимания, и обеспечить борьбу с гепатитом, заболеваниями, передаваемыми через воду, и другими инфекционными заболеваниями.

3.4 К 2030 году уменьшить на треть преждевременную смертность от неинфекционных заболеваний посредством профилактики и лечения и поддержания психического здоровья и благополучия.

3.5 Улучшать профилактику и лечение зависимости от психоактивных веществ, в том числе злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем.

3.6 К 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий.

3.7 К 2030 году обеспечить всеобщий доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья, включая услуги по планированию семьи, информирование и просвещение, и учет вопросов охраны репродуктивного здоровья в национальных стратегиях и программах.

3.8 Обеспечить всеобщий охват услугами здравоохранения, в том числе защиту от финансовых рисков, доступ к качественным основным медико-санитарным услугам и доступ к безопасным, эффективным, качественным и недорогим основным лекарственным средствам и вакцинам для всех.

3.9 К 2030 году существенно сократить количество случаев смерти и заболевания в результате воздействия опасных химических веществ и загрязнения и отравления воздуха, воды и почв.

Чтобы достичь этих целей нужно сделать следующее:

3.a Активизировать при необходимости осуществление Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака во всех странах.

3.b Оказывать содействие исследованиям и разработкам вакцин и лекарственных препаратов для лечения инфекционных и неинфекционных болезней, которые в первую очередь затрагивают развивающиеся страны, обеспечивать доступность недорогих основных лекарственных средств и вакцин в соответствии с Дохинской декларацией «Соглашение по ТРИПС и общественное здравоохранение», в которой подтверждается право развивающихся стран в полном объеме использовать положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности в отношении проявления гибкости для целей охраны здоровья населения и, в частности, обеспечения доступа к лекарственным средствам для всех.

3.c Существенно увеличить финансирование здравоохранения и набор, развитие, профессиональную подготовку и удержание медицинских кадров в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах.

3.d Наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья.

Источник

Здоровье как фактор устойчивого развития

При анализе проблем безопасности в последнее время большое внимание уделяется состоянию здоровья населения. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации здоровье населения определяется как основа национальной безопасности.

Здоровье человека является важнейшим показателем и условием развития человека, общества и экономики. Оно является важнейшим фактором благополучия, успеха и устойчивого положения в обществе.

В любом государстве здоровье нации, выступает как мера качества жизни. Здоровье населения является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности.

Экономическая ситуация очень сильно влияет на здоровье людей. Одним из показателей качества здоровья населения является его безопасность, которая предопределяется национальной безопасностью и социально-экономической политикой государства.

Правовой основой экономической безопасности человека в нашей стране выступают Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, законы и законодательные акты РФ, гарантирующие права и интересы граждан России [2].

В статистике о показателях здоровья населения в целом говорят, опираясь на демографические процессы, уровень физического развития человека, заболеваемости и пр.

В свое время К. Маркс (автор классического научного труда по политической экономии «Капитал»), указывал на болезнь, как стесненную в своей свободе жизнь.

Высокий уровень заболеваемости и смертности населения в России отрицательно сказываются на демографические показатели. По ожидаемой продолжительности жизни мужчины России занимают 135-е место в мире, женщины – 100-е [4].

Читайте также:  Тема недели день здоровья во второй младшей группе

По данным таблицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2017 г. по данным Росстата составила 72,7 лет. В 2015 г. в России был побит абсолютный рекорд средней продолжительности жизни за всю историю страны, включая советское время – средняя продолжительность жизни в России достигла 71,4 года (для мужчин – 65,9 лет, для женщин – 76,7) [5]. Рассматривая динамику прогнозируемой продолжительность жизни, что в последние года наблюдается положительная динамика говорить о большой средней продолжительность жизни в России нельзя [6].

Кроме того, высокий уровень бедности, низкое качество жизни населения и его рабочей силы, снижения базовой медицины ухудшают состояние здоровья людей, создавая тем самым критическую ситуацию в обществе.

Согласно по данным Всемирной организации здравоохранения, уровень здоровья населения на 50 % зависит от социально-экономических причин, на 20 % – от генетических, еще на 20 % – от экологических и на 10 % – от состояния системы здравоохранения в стране.

Динамика средней продолжительности жизни в России*

*Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики.

Прогнозируемая продолжительность жизни*

Низкий вариант прогноза

Средний вариант прогноза

Высокий вариант прогноза

*Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики.

Сегодня существует немалое количество соблазнов, отнимающих у людей свободу, здоровье, удовольствие от собственной жизни. Сюда относятся алкоголизм, курение, наркомания, игромания, товары потребления и т. п. Именно они приносят много горя и страданий семье, обществу. Более того в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения и рождаются неполноценные дети. Как известно любая зависимость приводит к социальным последствиям. В частности это касается работы, карьеры и т. д. Человек начинает либо проигрывать деньги, либо тратить деньги на наркотики и спиртное. Он начинает занимать, красть, так как деньги становятся ему жизненно-необходимыми. Поэтому величина и серьезная проблема требует большого количества информации, профилактики, чтобы правда об алкоголизме, курении, наркомании и игромании, факторов способствующих, им была понятна каждому [4]. Данная проблема приобрела слишком большие размеры, что является негативным фактором экономической безопасности [1].

Рост доли вредных для здоровья товаров на потребительском рынке фактически приводит к потере национальной и экономической безопасности России изнутри, без проявления явной недоброжелательности со стороны лидеров мировой экономики, без проведения военных действий различными видами оружия, без разжигания вражды между различными социальными слоями внутри общества. Вредные для здоровья товары как раз и выполняют роль оружия, уничтожающего нацию [3].

Таким образом, проведенное исследование показывает о том, что здоровье населения выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в социуме.

Становится очевидным, что здоровье населения, это важнейший фактор, способный оказывать влияние на экономические показатели, а экономика в свою очередь влияет на здоровье человека. Здоровье населения и экономика страны имеют тесную взаимосвязь и взаимозависимость.

Вместе с тем, проведенные исследования безопасности для здоровья населения различных продуктов питания, которые мы потребляем, включая одежду, строительные материалы, товары бытовой химии, лекарства и др., позволяют сделать вывод о том, что часть данных товаров, нелегально производимых и продающихся на российском рынке, состояния окружающей среды наносит значительный ущерб здоровью населения [3].

Проблема обеспечения безопасности нации решается в первую очередь правовыми и политическими мерами. Для этого необходимо использовать комплексные подходы в области законодательной базы, в области экономических, социальных, педагогических и других решений. Где соответственно могут возникнуть благоприятные условия для развития, качественного роста населения, формирования нового интеллектуального потенциала высококвалифицированной рабочей силы, обеспечения занятости трудоспособного населения и борьба с бедностью, устойчивого роста заработной платы и достойный уровень жизни современного населения России [2].

Рассматривая данную проблему в современных условиях, нельзя не отметить, что смыслом и источником укрепления безопасности является обеспечение достаточных условий для полноценного развития личности, общества и государства. Кроме того экономическая безопасность должна обеспечивать эффективность самой экономики, т. е. наряду с защитными мерами государства она должна защищать себя сама на уровне и на основе высокой производительности труда, высокого качества продукции с наименьшими затратами, конкурентоспособности, платежеспособности и т. д. [2].

Приведенные факты заставляют современное общество, для необходимого стимулирования здорового образа жизни, так и ответственности за состояние здоровья, искать способы и методы в отношении здоровья населения.

Читайте также:  Мясников доктор состояние здоровья

Однако, к сожалению, недостаточный уровень здоровья негативно отражается на социальной, трудовой и экономической активности людей. Снижая таким образом уровень производительности труда, понижая показатели здоровья будущего поколения, а также существенно, уменьшая общую удовлетворенность человека своей жизнью и соответственно, влияет на уровень экономической безопасности [4].

Источник

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Кокорина О.Р.

Сахалинский государственный университет

ISSN (печатный вариант): 2073-0071

Ключевые слова

здоровье, устойчивое развитие, здоровьесберегающие технологии, личность, профессиональное образование, health, sustainable development, health-keeping technologies, personality, professional education

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Ваш браузер не поддерживает фреймы

Аннотация к статье

В статье показана научно-практическая потребность разработки идеи единства качества окружающей среды и здоровья человека для решения проблем устойчивого развития. Это становится возможным с применением особых здоровьесберегающих технологий, ориентированных на саморегуляцию личности и обретение смысла здорового образа жизни, что в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования.

Текст научной статьи

Федеральная программа развития российского образования, определяемая современным уровнем социально-экономического развития общества, нацелена на совершенствование системы профессионального образования, которое принимает как изначальную основу своей деятельности идею качественной подготовки специалиста. Развитие информационной инфраструктуры общества дает человеку громадные преимущества: возможность сжатой во времени переработки больших массивов информации, глобальной автоматизации и информатизации производства и т.п. Все это предопределило повышение спроса на высокообразованных специалистов и постановку проблемы качества образования как одной из наиболее значимых для современного общества. Возрастает научно-практическая потребность разработки идеи единства качества окружающей среды и здоровья человека, чтобы обеспечить комплексный, системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания и к решению проблем устойчивого развития. Что становится возможным с применением особых здоровьесберегающих технологий, мобилизирующих ресурсный потенциал участников образовательного процесса на достижение целей новой образовательной парадигмы. В этой связи содействие здоровьесбережению как процесс, ориентированный на саморегуляцию личности и обретение смысла здорового образа жизни, становится стратегией устойчивого развития. Современное социокультурное пространство характеризуется сменой приоритетов и ценностей, особым значением здоровья субъектов образовательного процесса, как гарантии качества устойчивого развития, что обостряет необходимость совершенствования системы профессионального образования, подчиняющегося законам здоровьесбережения участников образовательного процесса. Анализ практики образовательных учреждений выявил значимость содействия здоровьесбережению в следующих аспектах: — востребованность субъектов образовательного процесса, обладающих здоровьесберегательными компетенциями; — необходимость технологического обеспечения формирования ценностного отношения к здоровью как фактору развития личности и его реализации в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса; — необходимость соотнесения возможностей образовательного учреждения с интересами реальных и потенциальных субъектов образовательного процесса. Возникает социально-педагогическая необходимость в исследовании ценностей здоровьесбережения как стратегического звена образовательной деятельности учебного заведения, стремящегося не только полноценно удовлетворять, но и сформировать потребность в здоровом образе жизни в контексте аксиологии здоровьесбережения. В законодательстве РФ понятие «охрана здоровья» определяется как совокупность мер, политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья [2]. Анализ существующего законодательства показывает, что в законодательстве Российской Федерации достаточно полно и последовательно отражены права детей и подростков на охрану здоровья с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, международных обязательств, а также факторов, влияющих на здоровье, присущих нашей стране. Право на охрану здоровья или иначе здоровьесбережение состоит по своему содержанию из нескольких прав и обеспечивается охраной природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения полноценным доброкачественным питанием, а также предоставлением детям и подросткам доступной медико-социальной помощи и достоверной информации о состоянии здоровья и факторах на него влияющих. Анализ научной и специальной литературы по проблеме здоровья, практический опыт здоровьесберегающего образования в нашей стране показывает, что сохранение здоровья российских школьников в настоящее время выдвигается в число приоритетных задач образования. По данным Госкомсанэпиднадзора России здоровье школьников в последнее время находится под мощным прессингом разнообразных факторов среды и деятельности. Лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% — хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз, в 2 раза возрастает число хронически больных. К моменту окончания школы каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий близорукость, нарушение осанки. За последние годы у школьников отмечается рост заболеваемости органов пищеварения на 15%, системы кровообращения на 16%, мочеполовой системы на 12%, опорно-двигательного аппарата на 15%. При этом состояние здоровья девочек-подростков хуже, чем у юношей, что чревато многими проблемами, связанными с репродуктивной функцией. Это определяется, прежде всего, ухудшением состояния здоровья детей школьного возраста, которые завтра станут студентами высших и средних профессиональных учебных учреждений [1]. К сожалению, в настоящее время имеют место значительные, неоправданно высокие перегрузки участников образовательного процесса в системе общего и профессионального образования России. Механизмы саморегуляции личности начинают функционировать на предельных значениях жизненных потенциалов здоровья людей, создавая угрозу ухудшения их здоровья. Переутомление сказывается на здоровье участников образовательного процесса. Кроме того, слишком суровые региональные природно-климатические условия, характерные, например, для районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, отвлекают природные силы организма на противостояние им в плане физического выживания. Это также может составлять угрозу безопасности здоровья участников образовательного процесса. В рамках научно-исследовательского проекта кафедры устойчивого развития и лаборатории «Медико-биологических основ жизнедеятельности» СахГУ была предложена программа. I этапом реализации программы явилось исследование состояния здоровья участников образовательного процесса. Предмет исследования здоровьесбережения — сфера здравствования человека. Основными проблемами здоровьесбережения являются: здоровье как биосоциальная категория; механизмы формирования здоровья; методы определения конституциональных особенностей индивида; методы оценки индивидуального здоровья и особенностей образа жизни индивида; практические способы сохранения и укрепления здоровья; теория и методика здоровьесберегающего образования. На предмет состояния здоровья были исследованы студенты первого курса специальностей «нефтегазовое дело» и «природопользование». Так как эти студенты составят ряды сотрудников и специалистов ведущих отраслей экономики Сахалинской области, которые и обеспечат в будущем устойчивое развитие. Результаты представлены в таблицах 1- 5 Таблица 1 Состояние здоровья и частота заболеваемости студентов специальностей «Природопользование»; «Нефтегазовое дело» СахГУ Исследуемые параметры N=54 Считают себя здоровыми 33 Отмечают нарушения в состоянии здоровья 21 Исследуемые параметры N=54 Болеют один раз в год 24 Болеют два раза в год 30 Продолжительность заболевания 1 неделя 28 2 недели 1 Более 2 недель 8 Таблица 2 Структура заболеваемости студентов специальностей «Природопользование»; «Нефтегазовое дело» СахГУ Структура заболеваемости N=54 Сердечно-сосудистые 12 Пищеварительные 11 Нервные 1 Заболевания органов дыхания 12 Ожирение различной степени (избыточный вес) 1 Другие заболевания 30 Таблица 3 Факторы заболеваемости студентов специальностей «Природопользование»; «Нефтегазовое дело» СахГУ Факторы заболеваемости N=54 Низкий температурный режим учебных помещений 10 Нерациональное питание 24 Неудобное расписание 16 Другие 4 Таблица 4 Структура питания студентов специальностей «Природопользование»; «Нефтегазовое дело» СахГУ Структура заболеваемости N=54 Мучные продукты 21 Картофель 21 Рыба и морепродукты 10 Фрукты 8 Овощи 13 Мясные продукты 19 Молочные продукты 16 Таблица 5 Показатели употребления табака студентами специальностей «Природопользование»; «Нефтегазовое дело» СахГУ Структура заболеваемости N=54 Курят ежедневно 13 Курят от случая к случаю 4 Не курят 37 II этап — это формирование здоровьесберегающего пространства учебного учреждения. Здоровьесберегающая деятельность — это деятельность, которая направлена на сохранение и упрочение здоровья участников образовательного процесса, на формирование здорового образа жизни воспитанников и всего коллектива, на создание здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения, передачу подрастающему поколению накопленных человечеством культуры и опыта по повышению ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания студентом личной ответственности, на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. Содержанию деятельности педагога в здоровьесберегающем пространстве образовательного учреждения отводится заметное место. Чаще всего его сводят к трем основным направлениям: 1) воспитание у учащихся стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни; 2) здоровьесберегающая оценка и контроль организации, содержания и технологий образовательного процесса; 3) организация работы по оздоровлению воспитанников в учебно-воспитательном процессе. Полная реализация содержания здоровьесберегающей деятельности педагога возможна при разрешении следующих задач: 1) построение образовательного процесса в соответствии с целями гуманистического образования; 2) обучение студентов здоровой жизнедеятельности; 3) создание здоровьесберегающей образовательной среды; 4) формирование у студентов общей культуры и как ее части — культуры здоровья.

Читайте также:  Обережная вышивка для здоровья

Источник

Adblock
detector