Меню

Здоровье как фактор учебной активности

Состояние здоровья школьника как фактор успешности обучения в школе
статья по зож

Здоровье ребёнка часто определяет его успешность в школе. Мы, родители и педагоги, должны неустанно укреплять здоровье детей, чтоб успешно справляться с нарастающей учебной нагрузкой.

Скачать:

Вложение Размер
sostoyanie_zdorovya_kak_faktor_uspeshnosti.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние здоровья учащихся как фактор успешности обучения в школе.

Состояние здоровья учащихся напрямую связано с успешностью обучения. Педагог, работающий с детьми, знает, насколько результат обучения зависит от работоспособности ученика, поскольку усвоение учебного материала происходит только в тот момент времени, когда ребёнок имеет хороший психомоторный тонус и может внимательно слушать, запоминать, обдумывать и воспроизводить учебный материал. Среди причин, которые могут снижать уровень продуктивной активности ребёнка, — соматическое неблагополучие, влияющее на работоспособность, результативность и успешность обучения.

Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребёнок оставаться здоровым и жизнерадостным. В связи с этим, хочется обратить внимание на фактор успешности обучения, который часто остаётся в тени – на физическое здоровье ребёнка, определяющее его устойчивость к предъявляемой нагрузке.

Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Отсюда возникает такое понятие, как физическая активность – естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребёнка.

Исследования педиатров отмечают высокий уровень поведенческих нарушений у часто болеющих детей. Это позволяет относить частую заболеваемость к психосоматическим расстройствам. Для часто болеющих детей характерен высокий уровень тревожности, превалирование отрицательных эмоций. Из отклонений в эмоционально-поведенческом статусе детей наиболее часто выявляются нарушения сна, аппетита, проявления двигательной расторможенности, гиперактивности, патологические привычные действия (тики, подергивания, грызение ногтей …), страхи, нервно-психические нарушения преимущественно невротического уровня. Наблюдается также замедление темпов нервно- психического развития, отмечается прежде всего задержка наиболее информативных и более поздно формирующихся функций – активной речи, сенсорики, конструирования, являющихся основой для последующего формирования логического и наглядно образного мышления, страдает мелкая моторика, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, изобразительной деятельности, письме. Многие дети не достигают в показателях развития возрастного уровня. Страдают прежде всего высшие корковые функции, мышление, память (прежде всего речеслуховая), нарушается сенсомоторное развитие, снижается работоспособность.

Физически ослабленный ребёнок не обладает достаточным арсеналом «рабочих характеристик» для того, чтобы справиться с нагрузкой, предлагаемой в процессе обучения. Он устаёт, не успевает отдохнуть за перемену, накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводит к формированию хронической усталости или переутомлению. Длительно сохраняющееся переутомление приводит к формированию астенического синдрома. Астенический синдром – это состояние нервно-психической слабости, быстрой истощаемости от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребёнка повышается чувствительность к громким звукам, яркому свету, он становится раздражительным, плаксивым, нетерпеливым, ухудшаются внимание и память, нарушается чувствительность глаз. При повышенной утомляемости глазных мышц ребёнок не способен длительно фиксировать текст при чтении, буквы сливаются, содержание прочитанного не усваивается. Этому сопутствует, как правило, падение мышечного тонуса, ослабление мышечной силы. В результате ребёнок плохо удерживает ручку, у него искажается почерк. Сон становится поверхностным, тревожным, с частыми пробуждениями. По утрам ребёнок испытывает чувство усталости, угнетённости. Нарушаются отношения с детьми из-за легко возникающих раздражения и гнева. Особенно тяжёлая ситуация складывается для ребёнка при несовпадении его достижений с ожиданиями взрослых. Ребёнку постоянно приходится выслушивать порицания, ощущать на себе недовольство. В результате у него возникает и поддерживается высокий уровень тревожности. Формируется психологический синдром хронической неуспешности – представление о себе как о безнадёжно плохом ученике, заслуживающем порицания учителя и собственных родителей. Иногда учебная несостоятельность ребёнка достигает такой степени, что он производит впечатление отстающего в умственном развитии. То, что нередко оценивается взрослыми как капризы и лень, связано с тем, что ребёнок не может сосредоточить внимание на задании, сконцентрироваться, при этом дополнительные занятия лишь усиливают утомление. Нередко наблюдается снижение учебной мотивации, появляется негативное отношение к школе и учению.

Астенические состояния, трудности поведения, снижение успеваемости могут возникать у детей, перенесших различные инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина…). Особенно неблагоприятно сказывается на состоянии нервной системы ребенка несколько заболеваний, перенесенных подряд. У этих детей в течении довольно длительного времени после заболевания отмечается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность, снижается успеваемость. У этих детей резко отличная от здоровых учащихся динамика работоспособности в процессе учебных занятий: нет подъема после 1 урока (врабатывания). При астеническом состоянии работоспособность детей уже до начала занятий крайне низка и неустойчива, показатели ее снижаются уже к концу первого урока. ( Резко на короткое время могут повышаться и столь же резко падать.) Утомление наступает намного раньше и более ярко выражено. Фактически у такого ребенка нет сил для серьезной и напряженной учебной работы. Чем больше такой ребенок занимается, чем больше старается и переживает, тем хуже здоровье и меньше успехи. Главной помощью для таких детей является организация щадящего режима, полноценного отдыха, снижение учебной нагрузки, рациональная организация учебных занятий. Целесообразно организовывать для них разгрузочный день или дополнительный выходной.

Особенно часто данные неблагоприятные факторы встречаются у детей с ЗПР.

Исследуя детей, которым рекомендовано обучение в 1 классе выравнивания, где практически все дети имеют диагноз ЗПР ЦОГ, мы выявили существенное отставание или отклонение от нормы в физическом развитии , так как ранние нарушения в ЦНС вызывают нарушения в общем соматическом состоянии и психическом развитии и довольно часто встречаются различного вида хронические заболевания.

Приступая к работе с данным классом, в целях здоровьесбережения , нами были выделены две основные задачи :

1) сохранение и укрепление физического здоровья,

2) развитие нарушенных психических процессов. Первоначально была проведена диагностика здоровья учащихся и уровня сформированности психических процессов.

Диагностика здоровья учащихся включала в себя:

1) исследование медицинских карт,

в результате было выявлено, из 15 учащихся:

Источник

«Здоровье школьника – один из факторов эффективности обучения».
материал на тему

Цель работы: В процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача – сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Урок, построенный с учетом принципов здоровьесбережения, кроме дидактических, решает и другие важные задачи, такие, как:

· сознание психологически комфортной среды;

· развитие самостоятельности мышления;

· формирование коммуникативной компетентности;

· развитие познавательной активности;

· развитие творческих способностей;

· разработка разнообразной учебной деятельности.

Важное условие успешного обучения – возможность ученика при экономных нервно-физиологических затратах плодотворно и длительно выполнять опредёленную умственную деятельность, доступную его возрасту.

Тип документа: выступление

Целевой возраст: педагоги

Скачать:

Вложение Размер
Выступление на МО учителей начальных классов 34.93 КБ

Предварительный просмотр:

Созыкина Ирина Андреевна

Выступление на методическом объединении «Здоровье школьника – один из факторов эффективности обучения».

Цель работы: В процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача – сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Урок, построенный с учетом принципов здоровьесбережения, кроме дидактических, решает и другие важные задачи, такие, как:

  • сознание психологически комфортной среды;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие творческих способностей;
  • разработка разнообразной учебной деятельности.

Важное условие успешного обучения – возможность ученика при экономных нервно-физиологических затратах плодотворно и длительно выполнять опредёленную умственную деятельность, доступную его возрасту.

Тип документа: выступление

Целевой возраст: педагоги

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Кутопьюган»,

Надымский район, Ямало-ненецкий автономный округ

Выступление на МО начальных классов по теме

«Здоровье школьника – один из факторов

учитель начальных классов

Созыкина Ирина Андреевна

Поступление ребёнка в школу – большая и серьёзная ступень в его жизни. От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, иному ритму жизни.

Все мы, родители, педагоги, врачи, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.

«Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», — писал В.А.Сухомлинский.

Возраст от 1 года до 15 лет наиболее благоприятен для сохранения будущего здоровья.

По результатам исследований российских психологов учащиеся начальных классов, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом в школе и дома не менее 2,5 – 3 часов. К этому следует добавить время, проведённое перед телевизором и компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов, а также неблагоприятные социально-экономические и экологические факторы негативно воздействуют на здоровье детей. В результате – усталость органов зрения и слуха, головные боли, апатия, сонливость и т.п.

В процессе обучения в начальной школе в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача – сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Урок, построенный с учетом принципов здоровьесбережения, кроме дидактических, решает и другие важные задачи, такие, как:

  • сознание психологически комфортной среды;
  • развитие самостоятельности мышления;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие творческих способностей;
  • разработка разнообразной учебной деятельности.

Важное условие успешного обучения – возможность ученика при экономных нервно-физиологических затратах плодотворно и длительно выполнять опредёленную умственную деятельность, доступную его возрасту.

«Школы здоровья» призваны обеспечить здоровый образ жизни для всего школьного коллектива путем организации среды, благоприятной для укрепления здоровья. Во многих образовательных учреждениях создаются и апробируются скрининг — программы «Здоровье», задачей которых является обеспечение педагогического коллектива информацией о состоянии здоровья учащихся. Это помогает определить «зоны тревог» и скорректировать всю последующую педагогическую деятельность с учётом полученных данных. Эффективность и экономичность таких программ обеспечиваются электронной обработкой результатов проводимых исследований и наличием компьютерного банка данных о состоянии здоровья учащихся. Компьютерные информационно-диагностические программы, психофизиологические тесты, индивидуальные карты здоровья детей, скрининг-тесты применяют в своей практике многие школы и центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам. На их основании разрабатывается тактика оздоровительных и профилактических мероприятий в образовательном учреждении. К таким мероприятиям относятся:

  • обеспечение рационального режима труда (учёбы) и отдыха;
  • обеспечение оптимальной и систематической физической активности;
  • эффективное, научное обоснованное закаливание;
  • нормальное питание;
  • проведение комплекса психологических и психопрофилактических воздействий;
  • учет и коррекция влияния на здоровье учащихся вредных факторов окружающей среды;
  • формирование негативного отношения к алкоголизму, курению, наркомании, токсикомании;
  • своевременное формирование у учащихся правильных представлений об изменениях в организме, связанных с половым созреванием;
  • обучение правилам личной гигиены;
  • предупреждение уличного и бытового травматизма.

В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает их психическому и физическому здоровью. Здоровье школьников год от года ухудшается. Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня в обществе как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике. Тревогу вызывает частота заболеваний учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему проблема здоровьесбережения в образовательном процессе стала приоритетной.

Средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16 часов в неделю. Среди первоклассников около 30% детей полностью удовлетворяют свою потребность в движении, остальные учащиеся реализуют потребность в движении лишь на 75%.

В основе определения нормы двигательной активности лежат следующие требования:

  • обеспечение необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня;
  • соответствие физических нагрузок функциональным возможностям организма школьника, их ориентация на укрепление здоровья и полноценное психофизическое развитие;
  • соблюдение качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.

Школьник, не удовлетворяющий свою потребность в движении, не только имеет проблемы со здоровьем, у него также появляются трудности в учении. Они связаны в первую очередь с возникающими проблемами концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, с неусидчивостью на уроках, школьными страхами, боязнью ответа у доски и др. у таких детей появляются проблемы и личностного плана.

Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – явления, которые также могут спровоцированы малоактивным образом жизни. По мнению специалистов, если дети достаточно двигаются, но их движения однообразны, то не все группы мышц вовлекаются в движение и результат от такой активности большой пользы не дает.

Для сохранения психического и физического здоровья младших школьников учителю необходимо систематически проводить двигательные минутки (физкультминутки) на уроках: они положительно влияют на мозговое кровообращение, активизируют психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния учащихся.

Учитель может проводить оздоровительные минутки сам или с помощью подготовленных учащихся-инструкторов. Желательно использовать различные предметы и подручные средства (ластик, книгу, карандаш, газету, комочки ваты и т.д.): это позволит сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. Упражнения, используемые для физкультминуток, должны иметь сюжет и название. Включив видеоролик, на компьютере и спроектировав его на интерактивную доску, также можно провести физкультминутку. В этих видеороликах встречаются сказочные герои из разных сказок и мультфильмов, они выполняют физические упражнения под музыку и учащиеся должны повторять эти движения за ними. Регулярное проведение оздоровительных минуток – важная часть реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Помогают активизировать внимание детей на уроке и повысить их работоспособность дыхательные упражнения. Первое и важное условие правильного дыхания – дышать через нос. Дыхательные упражнения проводятся в зависимости от времени года.

Полезной воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. Хороший эффект дают занятия в режиме динамических поз: учащиеся сидят, выполняя письменную работу, выполнили – встают, кладут тетрадь и дожидаются остальных.

Уроки письма немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой гимнастики разнообразны, например, массаж пальцев.

Минутки отдыха необходимы учащимся после продолжительности чтения и письма.

А как интересно проходит проверка домашнего задания, когда используется элемент соревнования (игра «Умная лесенка», «Волшебный мяч» и т.д.).

Большая роль в сохранении здоровья учащихся принадлежит урокам физкультуры. Однако часть родителей относится к урокам физкультуры как к чему-то необязательному и, не имея на то достаточных оснований, старается освободить своих детей от физкультуры. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. (За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%). В некоторых педагогических коллективах даже бытует убеждение, что предмет «физическая культура» второстепенный, и, когда физически слабые дети, которым просто необходимо заниматься спортом и физкультурой, стараются под любым предлогом увильнуть от урока физкультуры, педагоги этому потворствуют. В таких коллективах считается нормальным, если во время урока физкультуры репетируют праздники, в том числе посвященные и здоровому образу жизни.

Зачастую занятия физкультурой однообразны, неинтересны, педагоги сетуют на то, что не имеют в достаточном количестве необходимого спортивного инвентаря для проведения занятий.

Учителя физической культуры не должны сводить свою работу только к проведению уроков и занятиям секций. Надо больше внимания уделять воспитанию у школьников потребности в занятиях физкультурой и спортом. С этой целью полезно проводить вечера, посвященные истории олимпийского движения и разным видам спорта, встречи с олимпийцами и тренерами, праздники школьных спортивных секций, праздники спорта и туризма и т.д.

Особое внимание необходимо уделять работе с учащимися, отстающими от своих ровесников в физическом развитии и двигательной подготовленности. Чтобы они поверили в свои силы, следует привлекать их к общественной деятельности, давать им поручения, с которыми они могут справиться, доверять им командование отделением или даже всей группой, например, при проведении общеразвивающих упражнений. Кроме того, для слабых учащихся подготовительной и специальной медицинской групп учитель должен иметь в наличии раздаточный материал, помогающий овладеть разделом программы «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в мини-баскетбол, волейбол», «Приемы самоконтроля», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц»). Необходимо проводить контрольные испытания, тестирование с целью получения исходной и текущей информации для разработки индивидуальных заданий. Принципиально важно, чтобы результаты конкретного учащегося не сравнивались с результатами других учеников по принципу «лучше или хуже других». Такой подход позволит ребенку сравнивать собственные достижения и стремиться к их улучшению («Сегодня мои результаты стали лучше, чем были вчера, а завтра я постараюсь выполнить задание лучше, чем сегодня»). Для этого предлагаемые учащимся задания должны быть посильными и стимулировать их к активной работе. Если же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями, то сильные ученики не чувствуют потребности в повседневном учебном труде, а слабые, чувствуя себя обречёнными на неудачи, не испытывает стремление к нему.

Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-путешествия и т.п. сегодня ситуацию в школе следует рассматривать через два приоритетных принципа: «Не навреди!» и «ребенок, ты – ценность». Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.

Гимнастика для глаз

Если глаза устали, выполните упражнения:

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
  • Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
  • Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтём пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отведите обратно. Повторите 5 раз.
  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены.

Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите руки так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 с). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

Учитель показывает, учащиеся растирают уши, повторяя слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Массаж пальцев рук

Правой рукой помассируй каждый палец левой руки. То же сделайте рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.

Такой же массаж можно сделать дома со стопами.

На общем листе ватмана с помощью красок каждый ученик в течение минуты изображает свое настроение в виде полоски, облака, пятнышка.

Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого: определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

Метод пяти пальцев

М (мизинец) – мыслительный процесс.

Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал и чему поспособствовал?

Б (большой) — бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

Источник

Читайте также:  Ароматерапия для женского здоровья
Adblock
detector