Здоровье как фактор адаптации студентов
Особым периодом считается первый курс: вчерашние школьники, привыкшие к установленной системе, поступая в высшее учебное заведение, сталкиваются с новыми условиями, принципами, методами и формами обучения, новыми волнениями и эмоциональными переживаниями, у них меняется режим дня, сна, питания, труда и отдыха (В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт) [3]. Появляется необходимость адаптироваться к новой образовательной среде, новому коллективу, однокурсникам, новым преподавателям. Вместе с тем, заметно снижены функциональные способности организма первокурсников, так как большинству из них пришлось выдержать ответственные экзамены (ЕГЭ), и они полноценного летнего отдыха были лишены.
Как показали многочисленные исследования (Н.Н. Куинджи, М.И. Степанова), около 73% студентов к концу первого курса в состоянии здоровья имели различные функциональные отклонения [7]. Поэтому, именно на первом курсе чрезвычайно важно правильная организация учебного процесса. Одним из правил эффективных условий организации аудиторной и самостоятельной работы студентов, по нашему мнению, является правильное сочетание труда и отдыха. Работа в обусловленном режиме обеспечивает ее эффективность и оптимальность. И, наоборот, резкое увеличение умственной деятельности перед сессией, а также в период экзаменов на соматическое здоровье студентов оказывают негативное влияние. Выученный наспех учебный материал, мало того также быстро забывается, но и в результате такой нагрузки нарушается функционирование всего организма, развивается изнеможение. В «сессионные» периоды общая продолжительность активного рабочего дня студентов составляет около 11 часов, что приводит также к нежелательным последствиям.
Таким образом, одна из наиболее существенных проблем обучения в современной высшей школе — адаптация студентов первого курса к учебной деятельности, требующей большого напряжения всех систем организма обучающегося. Уровень израсходования психических и физиологических ресурсов организма человека на выполнение конкретной деятельности, балансирование с внешней средой зависит от определенных параметров текущего функционального состояния. В свою очередь, многоуровневая функциональная система адаптации вырабатывается под воздействием психологических, психических, физиологических и физических компонентов приспособительных реакций. Вклад, который вносит каждый из этих компонентов, обусловливается соотношением двух целей адаптации -выполнения задач деятельности и сохранности гомеостаза (Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова) [1].
Структура и содержание учебно-познавательной деятельности студентов, по сравнению со школьной системой образования, усложняются: растут информационные нагрузки, характеризующиеся аритмичностью и динамичностью в работе, усложняются межличностные отношения в студенческом коллективе, усиливается гиподинамия, нарушение привычного ритма жизни и другие, не менее важные, факторы. У студентов, прибывших из других регионов, появляются проблемы, связанные с изменением уровня социально-урбанизационной среды, оторванностью от своей семьи, проживанием в общежитии, изменением условий и привычного образа жизни. Хронометражные исследования выявили комплекс нарушений режима дня первокурсников: длительные перерывы между приемами пищи — до 8-10 часов; отсутствие достаточного времени для отдыха и прогулок на воздухе, резкое сокращение продолжительности сна; несвоевременное и неполноценное питание и др. [5].
Таким образом, у студентов первого курса почти не остается времени для полноценного отдыха, нормального сна и досуга, тогда как основным условием восстановления ресурсов организма, потраченных при выполнении сложной умственной работы, является нормальный сон. Продолжительность сна 8-9 часов отмечена лишь у 30% студентов [6]. Недостаточно хорошо отлаженный режим «сон- бодрствование» и неумение студентов правильно распределить свободное время способствует увеличению эмоциональной напряженности и оказывает негативное влияние на состояние их здоровья [4].
Отсутствие научной организации умственной работы в учебной деятельности студентов современного вуза, излишнее рабочее напряжение, отрицательное эмоциональное состояние могут спровоцировать заметное снижение внутренней организованности психических и психофизиологических процессов, ухудшение памяти, ослабление внимания, снижение работоспособности, точности практических действий [5]. Интеллектуальная деятельность самым тесным образом связана с эмоциональным состоянием, которое зависит от заинтересованности студента в данной работе, сложности ее выполнения, результативности и многих других аспектов [9]. Особенности реагирования студентов целесообразно изучать с использованием психологических теорий и концепций.
Таким образом, проблема здоровьесбережения студентов первого курса, как будущего интеллектуального потенциала государства, чрезвычайно важна в настоящее время. Ее разрешение зависит как от особенностей образа жизнедеятельности первокурсников, так и от закономерностей процесса индивидуального развития обучающихся, когда заканчивается биологическое и физиологическое созревание организма и происходит интенсивное социальное развитие личности. В данном возрастном периоде в основном почти заканчивается рост в длину, нормализуется половая зрелость, показатели энергетических ресурсов на единицу массы тела становятся близкими к показателям взрослых. Однако в 17-20 лет окончательное биолого-физиологическое формирование организма еще не заканчивается и знание его специфических особенностей в этот период нужно для разработки приемов и средств целенаправленного воздействия на достижение гармоничного физического развития, укрепление и сохранение здоровья студентов [10].
Здоровье человека — это аккумулятор естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся способностью организма к самосовершенствованию, самосохранению и саморегуляции, поддержанию гомеостаза, развитию психологического и соматического статуса, при максимально эффективном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменяющемуся окружающему миру в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций [10]. Обеспечение здоровья человека происходит на психическом, физическом, психофизиологическом и социальном уровнях посредством сохранения здоровья и повышения его потенциальных возможностей [6].
Наиболее актуальное значение эти вопросы имеют для сохранения здоровья молодого поколения, как наиболее творческой и активной части населения. Студенчество всегда считалось резервом высококомпетентных специалистов для различных областей народного хозяйства, обусловливающим в ближайшие годы реальный интеллектуальный и трудовой потенциал государства. Проблема учебной адаптации студентов актуальна не только с точки зрения состояния их здоровья, но и в плане совершенствования учебного процесса (В.И. Дубровский А.С. Солодков)[5; 10]. Эффективная организация учебного процесса требует совершенствования системы методических и научно-педагогических мероприятий, которые должны основываться на потенциале работоспособности студентов.
В связи с вышеизложенным, чрезвычайно важным является проблема выявления особенностей адаптационно-приспособительной деятельности студентов; разработки критериев для оценки и прогнозирования уровня адаптации первокурсников к обучению в вузе; изучения психофизиологических механизмов предрасположенности и устойчивости организма студентов к отрицательным последствиям психических, физических и эмоциональных перегрузок, а также раскрытие тех факторов учебно-познавательного процесса, которые приводят к уменьшению функциональных резервов организма студентов.
Если умственная деятельность многих работников выражается в реализации интеллектуальных способностей при решении различных производственных и научных задач, то у студентов она определяется процессом обучения и заключается в усвоении все возрастающего объема учебного материала, то есть в накоплении знаний и развитии интеллектуально-эмоциональной сферы.
Поскольку труд студентов, преимущественно, является умственным, важнейшей его чертой признается уменьшение объема насыщенной физической мышечной деятельности [8]. Для студентов и вообще людей умственного труда это в основном повседневная двигательная активность с преимущественно статической нагрузкой. Особую роль для восстановления их работоспособности играет активный отдых.
Первостепенной задачей педагогического процесса в системе высшего профессионального образования необходимо признать создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Именно поэтому для профессорско-педагогического состава факультета физического воспитания и спорта Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова огромное значение имеет процесс адаптации студентов к учебно-познавательной деятельности. Так как адаптация в данном случае выражает процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, то степень социальной адаптации первокурсника к учебной деятельности определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности студента, состояние здоровья, академическая активность, его личностные, поведенческие и деловые качества, ценностные ориентации, социальное окружение, статус семьи и т. п. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в высшем учебном заведении выступает залогом дальнейшего развития каждого студента как личности, будущего компетентностного специалиста. Бесспорным становится тот факт, что ускорение процессов адаптации студентов первого курса к новому для них образу жизнедеятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются весьма важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания высшего учебного заведения во многом определяется уровнем адаптации к новой образовательно-воспитательной среде.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов к учебно-познавательной деятельности. К числу важнейших интегральных функциональных характеристик организма относится общая резистентность, являющаяся показателем его устойчивости к различным воздействиям, изучение которых и определение степени адаптации организма к условиям окружающей среды позволяет выявить состояние здоровья в переходный период от нормы к болезни и своевременно начать целенаправленные профилактические мероприятия. Необходимо также оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в вузе и, в соответствии с этим, оказать социально-психологическую поддержку вхождения студентов первого курса в новую образовательную среду.
Целесообразным в решении обозначенной в статье проблемы считаем выявление основных барьеров адаптации студентов к новым образовательным условиям и нахождение путей их решения. Данное направление, в свою очередь, приводит к необходимости определения способов устранения имеющихся противоречий и осуществления, проведения консультаций и просвещения родителей студентов в вопросах эффективной адаптации студентов к работе в новой образовательной среде. В качестве основных педагогических условий решения проблемы снижения адаптационных реакций организма студентов к учебной деятельности мы предлагаем следующие:
- организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в студенческих группах нового набора, раскрыть каждому студенту своеобразие и богатство своей личности;
- способствовать сплочению коллектива, привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации студентов нового набора;
- поддерживать и развивать инициативы первокурсников, вовлекать их в работу федеральных, региональных и городских молодежных объединений;
- способствовать созданию положительного эмоционального фона для взаимопонимания в студенческом коллективе.
Рецензенты:
Тахохов Б.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, декан психолого-педагогического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;
Бекоева Т.А., д.п.н., профессор кафедры психологии психолого-педагогического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.
Источник
Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 17.04.2017 2017-04-17
Статья просмотрена: 2413 раз
Библиографическое описание:
Удалова, Е. П. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников / Е. П. Удалова, Е. Н. Кокурина, Е. А. Лихоманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 679-681. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42118/ (дата обращения: 08.06.2021).
Адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды, а в дальнейшем формирует новые способы поведения по преодолению имеющихся трудностей для дальнейшей и успешной деятельности без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Начало обучения в ВУЗе — один из наиболее сложный и ответственный момент в жизни человека. Поступление в университет для многих эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении на человека влияет комплекс факторов: новый коллектив, новые педагоги, новые требования, изменение режима, для некоторых студентов — переезд от родителей и новые обязанности. [1, с. 110]
Результаты анкетирования студентов первого курса показывают, что у подростков при переходе в высшее учебное заведение возникают эмоциональные всплески на почве смены привычной социальной группы, приводящие к дискомфорту, нарушению взаимоотношений в системах: «личность-общество», «студент-преподаватель», «группа-студент», проявляется чувство тревожности, наблюдается снижение работоспособности. Причиной данных отклонений является неполная адаптация молодого человека, находящегося в процессе перехода к взрослой жизни, к условиям нового учебного заведения.
В педагогике физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы адаптации молодежи. Роль физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности также признается специалистами физической культуры. Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры в процессе адаптации и личностного развития человека с целью преодоления сложной кризисной ситуации.
Анализ исследуемого вопроса показал, что на процесс адаптации студентов влияют многочисленные факторы. Помимо учебной нагрузки, сказываются: экологическое влияние (большие объемы времени перед экраном компьютерного монитора, нахождение в плохо проветриваемом помещении, скученность на местах занятий и т. д.), проблемы межличностных отношений в быту и в учебной группе, постоянный дефицит времени, низкая двигательная активность, нарушение режима питания и сна. Совокупность этих факторов вызывает перенапряжение физической и психической сферы студента, что может вести к переутомлению и дезадаптации. Итогом такого процесса является снижение успеваемости и ухудшение здоровья.
По мнению ряда авторов, адаптация — одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для первокурсников, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения и связана с изменением социального статуса молодого человека.
Важно отметить, что в процессе физкультурной деятельности студент вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых он адаптируется к новым условиям. Адаптация в сфере физкультурной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к новым требованиям в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые для успехов в дальнейшей учебной деятельности. Исследования показывают, что существует прямая зависимость между успехами студентов в физической культуре и его социальным статусом, так как при хороших показателях он приобретает авторитет. Физкультурная деятельность включает студентов во множество социальных отношений, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в среде учебного заведения. Воспитательные возможности физической культуры используются не в полной мере из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее большими возможностями как средства социального развития человека; между объективно возрастающими требованиями общества к преподавателю как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде. [2, с. 159]
Положительная роль в процессе адаптации студентов к обучению в вузе заключается в том, что они не только влияют на физиологическую составляющую адаптации (уровень здоровья, функциональную и физическую подготовленность), но и активизируют процесс социально-психологической адаптации, путем включения студентов в коллективную деятельность (игровые технологии, используемые на занятиях по физической культуре; секционные занятия, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спортивные праздники в рамках недели факультетов), а также способствуют развитию личностного адаптационного потенциала (адаптивные и коммуникативные качества, нервно-психическая устойчивость), повышают уровень активности и работоспособности в учебной деятельности.
К основным условиям эффективности адаптации человека в процессе физических занятий можно отнести:
- Достижение соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей личности учащегося.
- Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания.
- Положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека.
- Формирование адекватного самоанализа и самооценки первокурсников.
- Наличие компетентного преподавателя для контроля за адаптацией студентов в коллективе.
Адаптация, при таком подходе предполагает, что человек имеет возможность развиваться в соответствующем темпе, в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в вузе. Существенно расширяется в рамках этой концепции и представление о развивающемся пространстве среди студентов.
- создании благоприятных условий для самореализации личности учащегося, приспосабливая его к новым и меняющимся требованиям;
- создание модели саморазвивающейся системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования.
Такое взаимное приспособление образовательной системы к подростку, а подростка к требованиям системы и входит в понятие «адаптация».
К основным показателям, определяющим уровень личностного развития учащегося в условиях адаптации, можно отнести: социальная направленность;
- адекватность самооценки;
- уровень физического развития и физической подготовленности;
- наличие продуктивных коммуникативно-целесообразных взаимодействий в формальной и неформальной сферах;
- соответствие уровня развития основных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания) выбранному направлению обучения, психологической совместимости с преподавателями, и в частности с преподавателями кафедры физического воспитания, а так же со своей студенческой группой.
Адаптация первокурсников — сложный многофакторный процесс, связанный с усвоением социального опыта вузовской среды, включением личности в систему поведения, потребности, интересы, психологию студенчества, духовный мир. Это активное творческое приспособление первокурсников к условиям высшей школы. Происходящие изменения личности студента связаны с преодолением трудностей, в том числе отсутствие навыков саморегулирования. Первокурсники имеют относительно низкий уровень психологической, практической готовности к специфике обучения, что приводит к излишнему нервному перенапряжению, беспокойству, тревоге, психической усталости, ослаблению мышления, памяти. Функции физического воспитания в высшей школе многогранны и оказывают существенное влияние на сферу воспитания, учебно-познавательную и будущую профессиональную деятельность студентов. Его влияние проявляется в формировании эстетических вкусов, духовной культуры, норм и принципов здорового образа жизни. Физическое воспитание обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, оказывает положительное влияние на качество учебного труда, работоспособность, способствует повышению эффективности процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузе. [4, с. 114]
Перед преподавателями физической культуры стоит важная педагогическая проблема — определить средства и методы использование разнообразных физических упражнений и систему мероприятий оздоровительного характера в учебное и внеучебное время, с помощью которой можно обеспечить оптимальные условия выполнения студентами своих учебных обязанностей, а также достижение физического совершенства.
- Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995, т.16, № 5, с. 104–115.
- Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник / Б. А. Карпушин. — М., 2013. — 300 с.
- Налчаджян А. А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988.
- Педагогика физической культуры и спорта: учеб. / под ред. С. Д. Неверковича. – М.: Академия, 2010. – 336 с.
Источник