Здоровье как анатомическая целостность тела человека
Целостность организма
Организм — это единое целое.
А. Целостность организма, т. е. его объединение (интегрирование), обеспечивается: 1) структурным соединением всех частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.); 2) связью всех частей организма: а) при помощи жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах (гуморальная связь, humor — жидкость), б) при помощи нервной системы, которая регулирует все процессы организма (нервная регуляция).
У простейших одноклеточных организмов, не имеющих еще нервной системы (например, амебы), имеется только один вид связи — гуморальная. С появлением нервной системы возникают два вида связи — гуморальная и нервная, причем по мере усложнения организации животных и развития нервной системы последняя все больше «овладевает телом» и подчиняет себе все процессы организма, в том числе и гуморальные, в результате чего создается единая нейро-гуморальная регуляция при ведущей роли нервной системы.
Таким образом, целостность организма достигается благодаря деятельности нервной системы, которая пронизывает своими разветвлениями все органы и ткани тела и которая является материальным анатомическим субстратом объединения (интеграции) организма в единое целое. Это — одно из главных положений материалистической идеи нервизма, присущей советской биологии и медицине.
Б. Целостность организма заключается также в единстве вегетативных (растительных) и анимальных (животных) процессов организма.
В. Целостность организма заключается также и в единстве духа и тела, единстве психического и соматического, телесного (soma, греч. — тело). Идеализм отрывает душу от тела, считая ее самостоятельной и непознаваемой. Диалектический материализм считает, что нет психики, отделенной от тела. Она является функцией телесного органа — мозга, представляющего наиболее высокоразвитую и особым образом организованную материю, способную мыслить. Поэтому «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избр. произв., в 3 т., т. 3, М., 1966, с. 107).
Таково современное понимание целостности организма, строящееся на принципах диалектического материализма и его естественнонаучной основы — физиологического учения И. П. Павлова.
Взаимоотношение организма как целого и его составных элементов. Целое — есть сложная система взаимоотношения элементов и процессов, обладающая особым качеством, отличающим его от других систем. Часть же — это подчиненный целому элемент системы.
Грубо схематично можно наметить следующую классификацию органов (М. Г. Привес):
1) органы растительной жизни, располагающиеся главным образом внутри полостей тела (внутренности);
2) органы животной жизни (сома, т. е. аппарат движения и кожа);
3) органы объединения, интеграции организма в единое целое:
а) различные виды соединительной ткани («мягкий остов»), соединяющие все органы и их части в единую массу тела (откуда и название ткани);
б) сосудистая система с ее содержимым — кровью и лимфой, осуществляющими гуморальную регуляцию;
в) нервная система, осуществляющая нервную регуляцию.
Организм как целое — нечто большее, чем сумма его частей (клеток, тканей, органов). Это «большее» — новое качество, возникшее благодаря взаимодействию частей в процессе фило- и онтогенеза (Г. И. Царегородцев, 1966). Особым качеством организма является способность его к самостоятельному существованию в данной среде, отличающая организм от всякой другой структуры, неспособной к самостоятельной жизни, его, если можно так выразиться, «организменность«. Так, одноклеточный организм (например, амеба) обладает способностью к самостоятельной жизни, а клетка, являющаяся частью организма (например, лейкоцит), не может существовать вне организма и извлеченная из крови погибает.
Организм как целое играет ведущую роль в отношении своих частей, выражением чего является подчиненность деятельности всех органов нейро-гуморальной регуляции. Поэтому изолированные от организма органы не могут выполнять те функции, которые присущи им в рамках целого организма. Этим объясняется трудность пересадки органов. Организм же как целое может существовать и после утраты некоторых частей, о чем свидетельствует хирургическая практика оперативного удаления отдельных органов и частей тела (удаление одной почки или одного легкого и ампутация конечностей).
Подчиненность части целому не абсолютна, так как часть обладает относительной самостоятельностью. Так, отдельные клетки могут жить и размножаться вне организма (культуры тканей, развитие зародыша in vitro). Но функции таких изолированных клеток не тождественны функции клеток целостного организма, поскольку они выключены из общего обмена с другими тканями.
Обладая относительной самостоятельностью, часть может влиять на целое, о чем свидетельствуют изменения всего организма при заболевании отдельных органов.
Источник
ЦЕЛОСТНОСТЬ ОРГАНИЗМА
Организм — это живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это единое целое. Организм и проявляет себя как единое целое в различных аспектах.
Целостность организма, т. е. его объединение (интегрирование), обеспечивается, во-первых:
1) структурным соединением всех частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.);
2) связью всех частей организма при помощи:
а) жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах (гуморальная связь, лат. humor — жидкость);
б) нервной системы, которая регулирует все процессы в организме (нервная регуляция).
У простейших одноклеточных организмов, не имеющих еще нервной системы (например, амебы), имеется только один вид связи — гуморальная. С появлением нервной системы возникают 2 вида связи — гуморальная и нервная, причем по мере усложнения организации животных и развития нервной системы последняя все больше «овладевает телом» и подчиняет себе все процессы в организме, в том числе и гуморальные, в результате чего создается единая нейрогуморальная регуляция при ведущей роли нервной системы.
Таким образом, целостность организма достигается благодаря деятельности нервной системы, которая пронизывает своими разветвлениями все органы и ткани тела и которая является материальным анатомическим субстратом объединения (интеграции) организма в единое целое наряду с гуморальной связью.
Целостность организма заключается, во-вторых, в единстве вегетативных (растительных) и анималъных (животных) процессов в организме.
Целостность организма заключается, в-третьих, в единстве духа и тела,
единстве психического (духовного) и соматического (телесного).
Таково современное понимание целостности организма на принципах естественнонаучной основы — физиологического учения И.П. Павлова.
Взаимоотношения организма как целого и его составных элементов.
Целое — есть сложная система взаимоотношений элементов и процессов, обладающая особым качеством, отличающим его от других систем, часть — это подчиненный целому элемент системы.
Организм как целое — нечто большее, чем сумма его частей (клеток, тканей, органов). Это «большее» — новое качество, возникшее благодаря взаимодействию частей в процессе фило- и онтогенеза. Особым качеством организма является способность его к самостоятельному существованию в данной среде.
Электронная библиотека «PARALIFE» – www.paralife.narod.ru
Так, одноклеточный организм (например, амеба) обладает способностью к самостоятельной жизни, а клетка, являющаяся частью организма (например, лейкоцит), не может существовать вне организма и, извлеченная из крови, погибает. Только при искусственном поддержании определенных условий могут существовать изолированные органы и клетки (культура тканей). Но функции таких изолированных клеток не тождественны функции клеток целостного организма, поскольку они выключены из общего обмена с другими тканями.
Организм как целое играет ведущую роль в отношении своих частей, выражением чего является подчиненность деятельности всех органов нейрогуморальной регуляции. Поэтому изолированные от организма органы не могут выполнять те функции, которые они выполняют в целостном организме. Организм же как целое может существовать и после утраты некоторых частей, о чем свидетельствует хирургическая практика оперативного удаления отдельных органов и частей тела (одной почки или одного легкого, ампутация конечностей и т.
Подчиненность части целому не абсолютна, так как часть обладает относительной самостоятельностью. Обладая относительной самостоятельностью, часть может влиять на целое, о чем свидетельствуют изменения всего организма при заболеваниях отдельных органов.
ОРГАНИЗМ И СРЕДА
«Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение понятия „организм» должна входить влияющая на него среда. Везде и всегда жизнь слагается из кооперации двух факторов — определенной, но изменяющейся организации и воздействия извне» (И.М. Сеченов).
«Организм неразрывно связан с окружающими условиями жизни. Грань между организмом и средой его обитания относительна. В живом организме происходит постоянное превращение, трансформация внешнего во внутреннее и наоборот» (Царегородцев Г.И., 1966). Ассимиляция пищи представляет собой пример превращения внешнего во внутреннее.
Единство организма с условиями его жизни осуществляется благодаря обмену веществ его с окружающей природой, с прекращением обмена прекращается и жизнь его. У животных и человека обмен веществ определяется нейрогуморальной регуля-
цией при ведущей роли нервной системы, которая выступает как «тончайший инструмент, уравновешивающий организм с окружающей его средой» (И.П. Павлов). Единство организма и внешней среды составляет основу эволюции органических форм.
В процессе эволюции наблюдается изменчивость строения организмов как морфологическое выражение приспособления (адаптации) их к меняющимся условиям существования, а адаптация обусловлена как влиянием среды, в
Электронная библиотека «PARALIFE» – www.paralife.narod.ru
которой происходит приспособление, так и наследственными и другими свойствами изменяющихся организмов.
Изменения среды ведут к изменениям организма, который постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Верно и обратное: под влиянием развивающегося организма до известной степени меняется и окружающая его среда. Условия обитания животных составляют для них биологическую среду. Для человека, кроме биологической, решающее значение имеет среда социальная. Основным условием существования человека является труд. Трудовая деятельность — важнейший фактор окружающей человека среды. Профессиональная специализация влечет за собой большее развитие тех отделов организма, с функцией которых связана данная специальность. В результате профессия накладывает известный отпечаток на строение тела человека. Различные варианты нормального строения человеческого организма в значительной мере объясняются характером работы данного человека. «Организм в работе творит форму свою».
Кроме работы, на организм человека влияют все другие условия его жизни: питание, жилище, одежда и бытовые условия. Большое значение имеет психическое состояние человека, обусловленное его социальным положением. Условия труда и быта составляют содержание того, что называется социальной средой. Последняя оказывает на человека большое и разностороннее действие.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА
В зависимости от среды, в которой развивается индивид, весь онтогенез (индивидуальное развитие организма) распадается на 2 периода, отделенных друг от друга моментом рождения:
1) внутриутробный, пренатальный период, когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери; этот период длится от момента зачатия до рождения;
2) внеутробный, или постнатальный, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери; длится от момента рождения до смерти.
Внутриутробный период в свою очередь делится на 2 фазы: 1) эмбриональную (первые 2 мес), когда происходит начальное развитие зародыша (эмбриона) и совершается основная закладка органов; 2) фетальную (3-9 мес), когда идет дальнейшее развитие плода (лат. fetus — плод).
Эмбриональное развитие человека изучается в курсе общей эмбриологии, здесь же мы ограничимся самыми краткими первоначальными сведениями, необходимыми для понимания строения тела взрослого человека. Развитие зародыша человека в яйцеводе и матке условно подразделяется на 5 периодов
1. Оплодотворение, образование зиготы. Мужская половая клетка — сперматозоид, spermatozoidum, проникает в женскую — яйцеклетку, ovum, и они, сливаясь, образуют новый организм — зиготу.
Электронная библиотека «PARALIFE» – www.paralife.narod.ru
2. Дробление. Зигота делится на клетки — бластомеры (βλαστοσ, blastos
— зародыш; meros, meros — часть), из которых одни группируются в узелок — эмбриобласт, а другие обрастают его по поверхности, образуя трофобласт. Ворсинки трофоблас-та врастают в слизистую оболочку матки и создают вместе с ней детское место, или плаценту (πλακουσ, plakus — плоское тело, пирог). Этот орган называется также последом, так как он следует за ребенком при рождении.
3. Гаструляция состоит в превращении однослойного зародыша в трехслойный — гаструлу (γαστηρ, gaster — желудок). Наружный слой называется
эктодермой, внутренний — энтодермой и средний между ними — мезодермой.
Другим важным результатом гаструляции является возникновение осевого комплекса зачатков, который состоит из следующих закладок:
1) выделяющаяся из эктодермы и лежащая по средней линии дорсальной стороны нервная пластинка (нейроэктодерма), или желобок, который позднее превращается в нервную трубку — зачаток нервной системы;
2) лежащая под ней хорда (χοροδη, chorde — струна);
3) располагающаяся латерально от нее, справа и слева, мезодерма (рис. 2). Местоположение осевого комплекса зачатков на дорсальной стороне и их взаиморасположение очень характерны для всех хордовых, включая человека, и являются самым древним и общим для них признаком. Появлением этого признака в строении зародыша завершается период гаструляции. В ходе гаструля-
ции происходит дифференциация и других зачатков будущих тканей.
4. Обособление тела зародыша. Зародыш обособляется от внезародышевых частей, растет в длину и превращается в цилиндрическое образование с головным (краниальным) и хвостовым (каудальным) концами; при этом происходит преобразование зародышевых листков (рис. 3).
Наружный зародышевый листок, или эктодерма, дает начало кожной эк-
тодерме, из которой развиваются: эпителий (покровная ткань) кожи, или эпидермис, и его производные — волосы, ногти, сальные, потовые и молочные железы; часть покровного эпителия слизистой оболочки и железы ротовой полости; эмаль зубов; многослойный эпителий заднего прохода; эпителий мочеотводящих и семявыносящих путей.
Из нейроэктодермы развиваются все части центральной и периферической нервной системы и различные вспомогательные эпендимоглиальные элементы, входящие у взрослого в состав нервной системы и органов чувств (например, сократительные элементы радужки глаза, пигментный эпителий и др.).
Электронная библиотека «PARALIFE» – www.paralife.narod.ru
Рис. 2. Поперечный схематический разрез туловища зародыша.
1 — нервная трубка; 2 — хорда; 3 — склеротом; 4 — миотом; 5 — мезенхимная закладка дорсальной дуги позвонка; 6 — дерматом; 7 — целом; 8 — первичная кишка.38
Рис. 3. Последовательные этапы (а, б, в) развития зародыша и внезародышевых частей.
1 — амнион; 2 — хорион; 3 — желточный мешок; 4 — аллантоис; 5 — ворсинка хориона; 6 — зародыш.
Электронная библиотека «PARALIFE» – www.paralife.narod.ru
Внутренний зародышевый листок, или энтодерма, неоднороден: перед-
няя его часть представлена материалом эктодермы, вторично входящим в состав энтодермы и образующим прехордалъную пластинку, а вся остальная часть
— кишечной энтодермой. Из прехордальной пластинки развиваются: эпителий воздухоносных путей и легкого, значительная часть слизистой оболочки ротовой полости и глотки, железистые ткани гипофиза, щитовидной и паращитовидной желез, вилочковой железы, а также покровный эпителий и железы пищевода.
Из кишечной энтодермы образуются покровный эпителий и железы желудка, кишечника и желчеотводящих путей, а также печень и железистые ткани поджелудочной железы.
Средний зародышевый листок, или мезодерма, вначале представлен ме-
тамерно расположенными справа и слева от хорды спинными сегментами, или сомитами (σώμα, soma — тело), которые посредством сегментных ножек (нефротомов) связаны с вентральными несегментированными отделами мезодермы, получившими название спланхнотомов (σπλανχνα, splanchna — внутренности), или боковых пластинок (см. рис. 2). Предельное число сомитов — 43-44 пары к концу 5-й недели развития, когда длина зародыша равна 11 мм.39
Каждый сомит, за исключением первых двух, дифференцируется на 3 участка:
1) дорсолатеральный участок, представляющий собой мезенхимный зачаток соединительной ткани кожи,— дерматом; 2) медиовентральный участок, дающий начало хрящевой и костной тканям скелета,— склеротом (σκλεροσ, skleros — твердый); 3) участок, расположенный между дерматомом и склеротомом и являющийся зачатком скелетной мускулатуры,— миотом (μυοσ, muos, mys, myos — мышца).
В дальнейшем из миотомов развивается мускулатура тела. Кожная пластинка подстилает кожную эктодерму и развивается в соединительнотканный слой кожи. Из склеротомов возникают мезенхимные скелетогенные клетки, скапливающиеся вокруг нервной трубки и хорды и дающие позвонки, ребра и межпозвоночные диски. Последние заключают в себе весьма интересные в филогенетическом отношении остатки хорды в виде так называемых студенистых ядер. Склеротомы идут на образование и других отделов скелета.
В эмбриональном развитии сегментных ножек, или нефротомов (νεφροσ, nephros — почка), находит яркое отражение исторический путь развития выделительных органов у позвоночных животных и человека.
Нефротомы располагаются от головного к хвостовому концу тела зародыша в головной, туловищной и тазовой областях, давая начало различным образованиям.
Спланхнотомы, или боковые пластинки (несегментированная часть мезодермы), образуют вторичную полость тела — целом (κοιλία, koilia — полость), вследствие чего каждый спланхнотом (правый и левый) подразделяется на два листка: пристеночный, или париетальный, листок (лат. paries — стенка), который выстилает стенку тела и прилежит к эктодерме (со стороны брюшной полости), и внутренностный, или висцеральный, листок (лат. viscera — внутрен-
Электронная библиотека «PARALIFE» – www.paralife.narod.ru
ности), который участвует в формировании серозной оболочки внутренностей. Целом дает начало перикардиальной, плевральной и брюшинной полостям.
Из всех зародышевых листков выселяются отростчатые клетки, которые заполняют промежутки между зародышевыми листками и эмбриональными зачатками в теле зародыша и во внеэмбриональных его частях. В совокупности они составляют особый, распространяющийся по всему телу зародыша и вне его, эмбриональный зачаток, получивший название мезенхима. Генетически этот зачаток неоднороден, и из него развиваются многие ткани, входящие во все органы. Так как вначале мезенхима проводит питательные вещества к различным частям зародыша, выполняя трофическую функцию, то впоследствии из нее развиваются кровь и кроветворные ткани, лимфа, кровеносные сосуды, лимфатические узлы, селезенка.
Помимо ранее отмеченных производных склеротомов и кожных пластинок, из мезенхимы также происходят: 1) волокнистые соединительные ткани, отличающиеся характером и количеством межклеточного вещества и клеток (связки, суставные сумки, сухожилия, фасции и др.); 2) хрящи и кости, гладкая мускулатура.
5. Развитие органов (органогенез) и тканей (гистогенез). Органогенез
— это анатомическое формирование органов. Оно будет описано при изложении анатомии отдельных систем. Приобретение развивающимися клетками и тканями морфологических, физиологических и биохимических специфических свойств называется гистологической дифференцировкой, а процесс развития свойств, характерных для ткани взрослого организма, принято обозначать тер-
Параллельно с дифференцировкой зародыша, т. е. возникновением из сравнительно однородного клеточного материала зародышевых листков все более разнородных
зачатков органов и тканей, развивается и усиливается интеграция — объединение частей в одно гармонично развивающееся целое. Вначале это объединение осуществляется путем биохимического взаимодействия клеток, а позднее интегрирующую функцию берут на себя нервная система и подчиненные ей эндокринные железы.
Чем дальше идет развитие, тем все более (но в общем — весьма медленно) соотношение частей зародыша приближается к окончательному состоянию.
Зародыш в конце 2-го месяца внутриутробного развития имеет непропорционально большую голову (в связи с мощным развитием головного мозга), несоразмерно малый таз и короткие нижние конечности. На 5-м месяце развития голова составляет 1/3 , а на 10-м — 1/4 общей длины тела плода.
Темпы роста во внутриутробном периоде несравнимо больше, чем после рождения. Если сопоставить массы зиготы, тела новорожденного и взрослого, то оказывается, что новорожденный ребенок в 32 000 000 раз больше зиготы, а масса тела взрослого превосходит массу тела новорожденного всего лишь в 2025 раз. При этом следует учесть, что от зачатия до рождения проходит 9 мес, а от рождения до зрелости — примерно 20 лет, если не более.
Электронная библиотека «PARALIFE» – www.paralife.narod.ru
Возникающие из эмбриональных зачатков ткани и органы зародыша начинают специфически функционировать с наступлением в них гистологической дифференцировки. Это происходит в неодинаковые сроки для различных органов: в общем, «опережают» те органы, функционирование которых необходимо в данный момент для дальнейшего развития зародыша (сердечно-сосудистая система, кроветворные ткани, некоторые эндокринные железы и др.).
Наряду с органами, формирующимися в самом зародыше, для его развития огромную роль играют вспомогательные внезародышевые органы (см. рис. 2, 3): 1) хорион, 2) амнион, 3) аллантоис и 4) желточный мешок.
Хорион (χοριον, chorion) образует наружную оболочку плода и окружает его вместе с амниотическим и желточным мешками.
В плаценте человека ворсинки хориона врастают в широкие кровеносные сосуды — лакуны, находящиеся в слизистой оболочке матки. Такая плацента называется гемохо-риальной (αίμα, haima — кровь), чем подчеркивается гемотрофный характер плаценты человека. Плацента связана с плодом пупочным канатиком, содержащим пупочные (плацентарные) сосуды, по которым течет кровь от плаценты в тело плода и обратно.
Человек и млекопитающие, обладающие плацентой, объединяются по этому признаку в подкласс placentalia, в отличие от низших живородящих (сумчатые, однопроходные), не имеющих плаценты и составляющих группу aplacentalia.
Амнион (αμνιον, amnion) — внутренняя оболочка плода, представляет собой пузырь, наполненный жидкостью (амниотической), в которой развивается зародыш, отчего эту оболочку называют водной; плод находится в ней до самого рождения. Амнион имеется у рептилий, птиц, млекопитающих. По этому признаку они объединяются в группу amniota; рыбы и земноводные составляют группу anamnia (т. е. животных, у которых не образуется амнион). Амниотическая жидкость участвует в обмене веществ, предохраняет плод от неблагоприятных механических воздействий и способствует правильному ходу родового акта.
Аллантоис, или мочевой мешок, напоминающий по форме колбасу, откуда и название (αλλασ, αλλαντοσ, alias, allantos — колбаса), у высших позвоночных и у человека играет важную роль. Он связан с функцией выделения, в нем скапливаются продукты обмена — мочекислые соли (откуда он и получил свое название — мочевой мешок).41
У человека энтодермальная закладка этого внеэмбрионального органа редуцирована, но во внеэмбриональной мезенхиме, окружающей редуцированную закладку, мощно развиваются кровеносные сосуды, превращающиеся затем в сосуды пупочного канатика. Более поздний по филогенетическому происхождению аллантоидный круг кровообращения обеспечивает зародышу возможность обмена веществ, и в этом заключается новое значение, приобретаемое аллантоисом.
Желточный мешок у всех животных, яйцеклетки которых не имеют запаса питательных материалов в виде желтка, утрачивает свое значение источника питательных ресурсов зародыша. В мезенхиме стенки желточного мешка воз-
Источник