Тренинг «Здоровье или вредные привычки. Что выбираешь ты?»
Цель: формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, токсикомании.
- Сформировать неприятие к употреблению психоактивных веществ.
- Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.
Форма занятия: тренинговое занятие с использованием современных компьютерных технологий.
Оборудование и материалы:
- цветные карандаши + карточки по числу участников;
- разноцветные жетоны (красные, синие, голубые, зеленые, серые, желтые,черные, коричневые) + 2 коробочки;
- ватман + маркер;
- «браслетики» с высказываниями о здоровье (Приложение 1);
- релаксационная музыка на протяжении всего занятия.
I. Организационно-психологический момент. Сообщение цели урока
1. – Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем мы начнем наш серьезный разговор, давайте познакомимся. Пред вами на столах лежат карандаши и бумага. Вам дается 5 минут, чтобы сделать свою личную визитную карточку. На ней должно быть:
- ваше имя,
- прилагательное, начинающееся на первую букву вашего имени (Лена – ласковая, Миша – мужественный и т.д.);
- рисунок (свой знак, символ, греб);
– Эти визитки прикрепите у себя на груди.
2. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу) (Приложение 2, слайд 2)
– Давайте с вами поздороваемся
Скажем мы «Привет» соседу.
Скажем «Здравствуйте» мы всем
Улыбнемся мы по кругу –
Станет радостно нам всем!
3. Определение эмоционального состояния присутствующих:
– Ребята, вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий, коричневый, черный, голубой, серый, зеленый). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку.
(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения после полученных эмоций).
4. Сообщение темы и цели занятия
– Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек, без претензий к окружающим людям и всему человечеству в целом.
Так хочется, чтоб были все счастливыми!
Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!
Давайте станем каплю терпеливее!
Давайте станем чуточку добрей!
Давайте жить в спокойствии, согласии!
Пусть свет земли нам освещает путь!
Трудиться будем творчески и радостно, но так,
Чтобы здоровый образ жизни сохранить.
– Ребята, вы много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, понимаете, какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.
– Девизом нашего занятия станут слова:
Я умею думать, умею рассуждать,
Что полезно для здоровья, буду выбирать.
5. Принятие правил
– Каждый из вас имеет право свободно высказывать свое мнение, но для этого я предлагаю следовать нескольким правилам, а именно:
- каждый говорит от своего имени «я считаю», «я думаю»;
- искренне говорим то, что думаем и чувствуем;
- правило поднятой руки, т.е. говорит только тот, кому дали слово, никто его не перебивает.
II. Работа по теме
1. Итак, ребята, давайте начнем наш серьезный разговор о выборе между здоровьем и вредными привычками.
– Я думаю, что наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек, дедушек, от того, как часто нас осматривает врач, от того каким воздухом мы дышим и какую воду пьем и от других вещей. Но многое зависит и от нас, от того что мы выбираем.
– В почву нашей жизни часто попадают так называемые ненужные удобрения: физические, эмоциональные, духовные насилия. Их воздействие очень влияет на корни; появляются неуверенность, стыд, страх, беспокойство, одиночество. И из этих «удобренных» корней вырастает дерево зависимости с ветвями токсикомании, наркомании, алкоголизма, курения и др.
А если в почву добавлять не зло, а более благодатные «удобрения» – доверие, приятие, безопасность, защищенность, поливать это дерево настоящей любовью, вырастает чувство собственного достоинства. А ствол становится здоровым крепким организмом, который начинает приносить плоды. Плоды самоуважения, самореализации, ответственности, радости к жизни.
И только от тебя зависит, чем ты будешь удобрять свою почву жизни.
3. «Причины – последствия»
– Давайте поиграем с вами в игру: перед вами лист бумаги, на одной половине которого мы напишем причины употребления наркотиков, курения, алкоголизма и других вредных привычек, а на другой половине последствия.
Я буду писать причину, а вы мне называете последствие. (Приложение 2, слайд 11)
- чтобы уйти от решения какой-то проблемы;
- уйти от реальной жизни;
- из любопытства;
- чтобы не отставать от других, быть как все;
- потому что не смог отказаться;
- чтобы казаться взрослее;
- чтобы поднять настроение;
- чтобы быть более раскованным, смелым;
Последствия:
- скандалы дома,
- денежные трудности,
- потеря друзей,
- плохое самочувствие,
- столкновение с правоохранительными органами,
- истощение,
- смерть.
– Посмотрите на то, сколь несерьезные причины приводят к таким тяжелым последствиям. И прежде чем что-либо попробовать, нужно подумать, а стоит ли?
4. Игра-упражнение «Жизнь с болезнью»
Цель упражнения: дать участникам возможность прочувствовать состояние полной зависимости от наркотиков.
Участникам раздаются 12 небольших листочков бумаги и ручка (карандаш). Задание: написать 4 любимых блюда, 4 любимых занятия и 4 любимых человека.
Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить… и не только деньги. Поэтому я прошу отдать по 1-й карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком. Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого психолог сам проходит по кругу и забирает не глядя по 1 листочку любимого блюда, занятия, близкого человека у каждого участника. Это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников, – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.
– Как себя чувствовали участники во время игры?
– Как сейчас себя чувствуют?
– С чем (или с кем) труднее было расставаться?
После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации.
5. Упражнение «Стряхни»
Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств.
Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой.
Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки…
Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.
– Ваше самочувствие после выполнения упражнения?
III. Этап обобщения. Итоги урока
1. Анализ мероприятия:
– Что вы чувствовали?
– Когда вам было тяжело, а когда легко?
– Что вам понравилось или не понравилось?
Ребята говорят по очереди, отвечая на один из вопросов.
2. Оценка эмоционального состояния
– Ребята, в начале урока вы определили свое эмоциональное состояние. Сейчас я предлагаю вам выполнить это задание ещё раз. (Прослеживается динамика изменения настроения из-за полученных эмоций).
– И разрешите мне подарить вам на память «браслетики» о нашем мероприятии.
Источник
Беседа»Вредные привычки или здоровье-выбирайте сами»
Познавательная беседа для младших школьников «Вредные привычки или здоровье- выбирайте сами!»(подготовила Толоченко И.Н.)
Цель : показать на материале представления, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана; какие заболевания могут быть у детей, рожденных от отцов и матерей, которые курят.
Оформление : название темы крупными буквами на стене; плакаты: «Человек — его органы», «Органы человека — мишени курения»; «Сигарета — ее состав»; «Вред наркотиков»; изображение- макет «Солнца жизни»; две коробки («за» — «против»); сердечки- карточки для голосования.
Ход беседы
Ведущий . Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня мы собрались для обсуждения темы «Вредные привычки или здоровье — выбирайте сами!» Мы хотим показать вам небольшое представление. И если после него хотя бы один курящий человек решит расстаться с сигаретой, мы будем считать, что наш труд не пропал даром. У нас к вам одна просьба. После представления будет проходить голосование. У выхода стоят две урны для сбора ваших голосов: «за» и «против». Вы должны опустить сердечко в одну из урн. Смотрите и думайте. Мы начинаем.
Звучит мелодия «Огней так много золотых па улицах Саратова»; участники поют переделанный текст этой песни.
1. Огней так много золотых
На островах Америки.
Колумб открыл их нам на грех,
Но мы же не бездельники.
2. Табак завез он к нам давно,
Н все мы здесь отравлены.
Мы погибаем от него,
Совсем им одурманены.
3. Куда ни глянь — везде табак.
Как от него избавиться?
Не стану ни за что курить,
Мне это так не нравится!
Ведущий.
Ты выкурил всего пять сигарет,
И часа жизни твоей нет.
Во имя шаловливой моды
Кладешь ты в землю жизни годы.
Куреньем гибель приближаешь,
Меняешь жизнь на деготь, смрад.
В позорной сделке сам лишь виноват,
Тебе дан разум — царь природы!
Так откажись от глупой моды!
Сценка «Странные гости».
(Тяжело дыша и кашляя, сгибаясь под грузом огромной пачки сигарет, на сцену под музыку «Эх, дубинушка, ухнем.!» выходят Сердце и Легкие.)
Сердце. Э-эх, стукну!
Легкие . Э-эх, вздохнем!
Вместе. Еще разик, еще раз!
Сердце.
1. Работаю как вол я,
Стучу не прекращая,
Чтобы хозяин жил,
Учился и дружил.
Последние две строки исполняют 2 раза
2. А он вместо заботы,
Пробежек по субботам,
Прогулок и зарядки
Дымит лишь без оглядки.
Последние две строки исполняют 2 раза
3. Ох, сердце я больное
Хотя хозяин мой
Совсем ведь молодой.
Последние две строки исполняют 2 раза
Ведущий . В табачном дыме обнаруживается около 6000 различных компонентов, 30 из которых относятся к разряду природных ядов.
Некоторые из обнаруженных в табачном дыме веществ вызывают рак!
Рак — это страшная болезнь. Он развивается в легких у курильщиков и пожирает их изнутри. Затем поражает все органы. Человек быстро худеет, умирает!
Легкие.
1. Скажу вам по секрету:
Рак легких, может, где-то
Спешит он к вам, ребята,
Ему ведь жертву надо.
Последние две строки исполняют 2 раза
2. Поэтому не стоит
Курить и наслаждаться.
Все это ненадолго,
Потом придет расплата.
Последние две строки исполняют 2 раза
3. А наш хозяин глупый,
Все время нас он губит.
Совсем не понимает,
Что рак одолевает.
Последние две строки исполняют 2 раза
4. Подумайте, как страшно
В руках болезни быть.
Вот если б не курил,
То мог бы дольше жить.
Последние две строки исполняют 2 раза
Ведущий . Раком легких курящие болеют в 15 раз чаще, чем некурящие, а риск заболеть раком у злостных курильщиков возрастает в 46 раз. Кроме сердца и легких от курения также гибнут желудок и мозг.
Выходит ребенок «желудок», исполняет песню «Больно, мне больно» (из репертуара группы «Фристайл»).
1. Помогите! Убивают!
Ой, как больно, нету сил,
А ведь мозг его давно просил,
Чтобы больше не курил.
Значит, он меня не любит,
Никотином тихо губит.
Никотином тихо губит, губит, губит.
Больно, мне больно, не унять эту злую боль.
Больно, как больно, меня что-то грызет.
Больно, мне больно, не унять эту злую боль.
Меня что-то изнутри очень сильно, сильно грызет.
2. Вот хозяин докурился.
Ко мне язва прицепилась.
И грызет меня она, грызет,
Жить спокойно не дает.
Я не ем, не сплю уж много дней.
И дышать мне очень больно,
Потому что я в дыму и мгле,
Плохо мне, плохо мне.
Больно, мне больно, не унять эту злую боль.
Больно, мне больно, меня язва грызет.
Больно, мне больно, не унять эту злую боль.
Меня язва изнутри очень сильно, сильно грызет
Выходит ребенок «мозг».
Я мозг хозяина несчастный,
Весь прокуренный ужасно.
Ничего не понимаю,
Буквы, цифры забываю,
Совсем учиться разучился,
И со здоровьем очень плохо.
Вот так до точки докатился.
Плохо мне, плохо мне!
Больно, нам больно, не унять эту злую боль.
Больно, нам больно, погибаем мы все.
Милый хозяин, помоги нам забыть про все.
Пусть сегодня вот этот пример поможет тебе.
Ученица.
Тоскует сердце, мозг, сосуды, почки,
Слабеют легкие, от дыма почернев.
Мы кашляем весь день и даже ночью,
Страдает печень, яда не одолев.
Остановитесь, люди, жизнь прекрасна!
Но с дымом счастье улетает прочь.
Не сразу, постепенно и ужасно,
И лучший врач не сможет вам помочь.
Друзья и господа, курить бросайте смело,
Не постепенно, сразу, навсегда!
Чтоб голова была здорова, не болела.
Чтоб сердце не болело никогда.
Ведущий. Уважаемые зрители, как вы уже поняли, курение — это вред своему организму. Посмотрите на этот плакат. Здесь показаны органы — мишени для табака.
(Работа с плакатом.)
— Ребята! Как же можно так себя травить!?
Как же можно так себя не любить!?
Вместо курения можно так интересно жить!
Вот «солнце жизни».
Его лучи как добрые советы
Ведущий. Некоторые люди считают особым шиком курение, а также употребление алкоголя и наркотиков, однако на самом деле это очень глупо.
Никотин, алкоголь и наркотики оказывают разрушительное воздействие на мозг. Искусственно создавая усиленное ощущение возбуждения, расслабления или удовольствия, они тем самым открывают путь к болезненной зависимости: человек либо начинает верить, что ему необходим наркотик для хорошего самочувствия, либо сам организм полагает, что требуется для его правильного функционирования. Как избежать этих коварных соблазнов и не попасться им «на крючок»? Просто скажите «НЕТ!».
Заключительная песня (поют все участники) на мотив бардовской песни О. Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» («Изгиб гитары желтой»),
1. Ну, вот и все, наш зритель,
А жизнь — она сложнее.
И все по правде в ней.
Как здорово на свете жить,
Когда здоровье есть!
2. Мы вам все показали,
Как человек страдает
От пагубной привычки
Курить, всегда курить,
А это на здоровье влияет
Ведь многие могли бы жить
И вовсе не курить.
3. Вы будущие папы,
Вы будущие мамы,
О детях о своих!
Мы вас всех умоляем
Забыть про сигареты,
Чтоб вам на этом свете
Большую жизнь прожить.
4. И все же так бывает,
Не все нас понимают.
Промчатся ваши годы,
И вспомните о нас.
Поймете вы, что в жизни
Не деньги, а здоровье.
Его не поменять!
— Спасибо за внимание! Просим вас не проходить мимо голосования. Надеемся, что вы неравнодушны к этой проблеме человечества!
(Участники голосуют, подсчет голосов проходит сразу, объявляется результат.)
Источник