Основные направления деятельности государства в обеспечении здоровья
Основные направления деятельности государства в обеспечении здоровья своих граждан состоит в том, чтобы обеспечить:
1) целевое финансирование программы здоровья в бюджетах всех уровней (от федерального до муниципального) за счет отчислений из фонда заработной платы, отчислений от рекламы, особенно спиртных напитков и табака, а также любой рекламы коммерческого характера;
2) определение государственного заказа на научные исследования в вопросах состояния, формирования, сохранения, укрепления здоровья. При этом акцент должен быть смещен на изучение здорового человека, на средства и методы сохранения и укрепления здоровья, на четкое определение «факторов риска» и предупреждение их воздействия естественными и функциональными средствами и методами;
3) подготовка специалистов-валеологов преимущественно педагогической и медицинской квалификации: педагогов, методистов, психологов, семейных врачей медицинской профилактики;
4) проведение всеобщего валеологического обследования (диспансеризация) с формированием компьютерного банка данных, содержащего индивидуальные карты здоровья.
Затрата значительных финансовых средств должна быть компенсирована за счет:
1) поддержания высокого уровня здоровья, предполагаемую соответствующую работоспособность и рост валового национального продукта;
2) раннего выявления нарушений здоровья и применения функциональных методов его коррекции, снижения количества больничных коек, стоимости лечения и высвобождения части врачей для работы в профилактической медицине, уменьшения времени пребывания больного на оплачиваемых больничных листах;
3) снижения смертности, улучшения демографической обстановки, уменьшения случаев алкоголизма, наркомании, подростковых и взрослых абортов;
4) формирования у каждого человека интереса к собственному здоровью и ответственности за него.
Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета целого ряда факторов, к которым относятся правовые, социально-экономические образовательно-воспитательные, личностные, экологические, юридические, культурологические, медицинские и семейные
Правовые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье. Определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан.
Социально-экономические факторы, обусловливают виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.
Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивают формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении.
Семейные факторы, связаны с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни.
Медицинские факторы, направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.
Культурологические факторы, связаны с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.
Юридические факторы; они обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступления или его угрозы, грозящих жизни и здоровью граждан.
Экологические факторы, обусловливают адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.
Личностные факторы, ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за свое здоровье.
Источник
Политика государства в области охраны здоровья населения.
Лекция №2
Тема: «Система охраны здоровья населения».
План:
• Политика государства в области охраны здоровья населения.
• Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан. • Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
• Определение здравоохранения. Организация здравоохранения в России
• Понятие о страховой медицине. Законодательство по страховой медицине.
• Формирование рыночных отношений в здравоохранении через систему медицинского страхования;
• Экономические модели финансирования здравоохранения;
• Источники финансирования бюджетно-страховой медицины. Фонды страхования.
• Деятельность медицинских учреждений различной формы собственности.
• Аккредитация и лицензирование учреждений здравоохранения.
• ЛПУ как производитель медицинских услуг.
• Страховые медицинские организации как производители медицинских услуг.
• Факторы, тормозящие развитие рыночных отношений в здравоохранении.
Политика государства в области охраны здоровья населения.
1.Формирование единой государственной политики по сохранению здоровья населения, повышение ответственности всех органов власти и каждого гражданина за ее реализацию.
2.Сохранение основ государственной (бесплатной) системы ЗО, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья.
3.Соответствие ресурсов, выделяемых государством на ЗО объемам гарантированной населению бесплатной МП.
4.Обеспечение сбалансированности всех секторов ЗО (государственного, муниципального, частного)
5.Внедрение механизмов программно — целевого планирования, управления и финансирования ЗО
6.Приоритет профилактической направленности в деятельности системы ЗО.
Реализацией государственной политики в области ЗО руководит президент РФ, Правительство РФ осуществляет государственную политику.
Главный планирующий документ развития и функционирования системы ЗО является Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной МП.
На основе государственной программы местные власти разрабатывают местные территориальные программы, в которых определяются виды и объемы МУ, МП, и т.д., финансирующихся из бюджетов всех уровней и за счет средств ОМС.
Политика государства в области ОЗ реализуется на основании нормативно – правовой базы.
Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, важным ресурсом для обеспечения стабильности государства, а по уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы. Неустойчивое развитие экономики страны, недостаточно правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению общественного здоровья и развитию здравоохранения, затянувшиеся реформы способствовали значительному ухудшению здоровья населения.
Накопилось много проблем, решение которых требует изменения государственной политики в области охраны здоровья населения. Недостаточная финансовая обеспеченность, отсутствие нормативно-правовой основы для реструктуризации здравоохранения и адаптации его к функционированию в новых условиях, а также снижение общественного признания медицинской профессии и экономического положения медработников привели к возникновению внутрисистемных кризисных явлений, отразились на качестве лечебно-профилактической деятельности, а, следовательно, и в целом на показателях общественного здоровья.
На сегодняшний день смертность в России сама высокая в Европе. Мы отстаем не только от стран Западной Европы (Франции, Великобритании, Италии), но и от Польши, Чехии, Румынии и стран Балтии. Ведущей причиной смерти являются хронические неинфекционные (потенциально предотвратимые) заболевания, на долю которых приходится 90 % всех смертей. Наибольший вклад в смертность вносят сердечно-сосудистые заболевания (56%), внешние причины (в первую очередь травмы и отравления) — 17% и онкологические заболевания (14%). В среднем люди в нашей стране живут на 10 — 15 лет меньше, чем в Европе. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59 лет, женщины в среднем живут дольше — 72 года. Женщины во всем мире в среднем живут дольше мужчин, но такого большого разрыва в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами нет ни в одной стране. [35, с.331].
Сохранение здоровья народа в условиях отрицательного естественного баланса является важнейшей государственной задачей. Только здоровый народ способен обучаться, трудиться, развивать социально-экономический потенциал, защищать интересы страны. Данную задачу можно осуществлять и с помощью правовых средств.
Именно поэтому в настоящее время назрела настоятельная потребность реализации профилактических программ национального масштаба, направленных как на борьбу с факторами риска (курение, алкоголь, избыточная масса тела, стрессы), так и на раннее выявление и адекватное лечение предотвратимых заболеваний.
В Российской Федерации приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка:
— курит 75% мужчин и 25 % женщин, ежегодно 220000 человек умирает в связи с курением;
— злоупотребляет алкоголем 70 % мужчин и 47 % женщин, показатель потребления алкоголя в пересчете на чистый спирт (12 литров на душу населения в год) один из самых высоких в Европе;
— повышенный вес имеется у 20 % мужчин и 25 % женщин;
— не занимаются спортом 38 % мальчиков и 59 % девочек.
Согласно выводам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние здоровья человека от медицины зависит лишь на 15 процентов, на столько же — от чистоты окружающей среды, на 25 процентов — от уровня жизни, а на оставшиеся 45 процентов — от самого человека, от его образа жизни. Поэтому любые административные и карательные меры со стороны государства будут однобоки и неэффективны без изменения отношения населения к собственному здоровью, без эффективного участия в профилактике тех же социальных заболеваний всех институтов гражданского общества, политических партий и общественных движений, молодежных и женских организаций, религиозных конфессий, бизнес-сообщества.
Таким образом, применение правовых средств с целью формирования здорового образа жизни становится особенно актуальным.
С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта — улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.
В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) — увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.
3. Национальный проект «Здоровье»
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» уже работает многопрофильная программа модернизации системы здравоохранения, включающая техническое переоснащение лечебных учреждений, повышение уровня заработной платы медицинским работникам, осуществляются меры по поддержке и защите материнства и детства, развивается высокотехнологичная медицинская помощь.
Достаточно сказать, что консолидированные расходы страны на здравоохранение в 2007 году составят из всех источников финансирования беспрецедентную сумму — свыше триллиона рублей. А в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» ассигнования, предусмотренные на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», превысят 107 миллиардов рублей, что на 72 процента больше, чем в 2006 году. И все же эти фундаментальные меры пока больше напоминают «Скорую помощь» для тяжелобольного, чем стратегическую линию в политике государства.
Негативные тенденции в состоянии здоровья населения имеют слишком глубокие корни, поэтому темпы распространения социально обусловленных заболеваний и вредных привычек не снижаются. Только от алкогольных отравлений у нас ежегодно погибают более 40 тысяч человек. В прошлом году по стране прокатилась волна массовых отравлений некачественным алкоголем. Заболевание токсическим гепатитом приобрело характер эпидемии. Сообщения о массовых отравлениях суррогатным алкоголем, о масштабах госпитализации и летальных исходах все больше напоминали сводки с полей сражений. Впервые в России в нескольких регионах был введен режим чрезвычайной ситуации. При этом, как утверждают медики, через полгода — год, перенесшие токсический гепатит и выжившие люди, станут инвалидами.
Естественно, нельзя в одночасье исправить все ошибки и решить все проблемы, копившиеся долгие годы. Но, видимо, вопрос еще и в том, что приоритетный национальный проект «Здоровье» при всей его важности и необходимости в своем нынешнем виде не охватывает всех сфер и направлений охраны здоровья граждан страны.
Государство, как правило, гарантирует медицинскую помощь уже больным людям, практически не заботясь о здоровых. До вопросов охраны здоровья, так называемого здорового человека, формирования здорового образа жизни, а тем более профилактики недугов и санитарно-гигиенического просвещения руки у органов власти не доходят.
Отмечалось, что в серьезных коррективах нуждается принятый пятнадцать лет назад федеральный закон «О медицинском страховании граждан Российской Федерации». Прежде всего, необходимо повысить финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования, законодательно закрепить ответственность ее субъектов и установить единые принципы страхового возмещения.
Для сохранения социального равенства и доступности лечения необходим закон «О государственных гарантиях медицинской помощи гражданам Российской Федерации», в котором можно было бы предусмотреть пакет медицинских услуг, гарантированных населению в рамках обязательного медстрахования.
Законодательство в сфере охраны здоровья, по мнению ряда авторов, следует также дополнить федеральными законами «О регулировании частной медицинской деятельности», «О правах пациентов», «О репродуктивном здоровье населения».
Кроме того требует совершенствования и административно-правовой статус больницы, так как это основное звено системы здравоохранения. Необходимо на федеральном уровне выработать типовые функции больниц. Благодаря этому в регионах в дальнейшем могут быть приняты соответствующие законы о больничных учреждениях.
Все это нужно для того, чтобы максимально приблизить медицинские услуги к работающему населению, восстановить на предприятиях службы охраны труда и медицинские части.
Государство, его исполнительная и законодательная власти, обязаны создать соответствующие условия, принимать необходимые законы для того, чтобы работодатели имели возможность направлять часть прибыли на профилактику профзаболеваний, укрепление здоровья своих работников и пропаганду здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни, санитарное просвещение, гигиеническое обучение и воспитание населения — идея далеко не новая. В 1990 году в России действовало 294 центра медицинской профилактики (бывшие дома санитарного просвещения). К сожалению, в 90-е годы эта система была практически разрушена.
Сегодня вновь и с новой силой назрела настоятельная необходимость создания постоянно действующей, комплексной системы санитарно-гигиенического просвещения и воспитания населения, повышения санитарной культуры граждан России. Это направление деятельности должно стать логичным продолжением действий, предпринимаемых государством и обществом по повышению качества жизни граждан России.
ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья , Верховный Совет Российской Федерации принимает Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан .
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2015 И 2016 ГОДОВ
I. Общие положения
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее — Программа) устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (далее — территориальная программа).
Источник