X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ЗДОРОВЬЕ – ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Человеческая жизнь зависит от состояния здоровья человека, поэтому ценность здоровья всегда была и будет актуальна в жизни любого человека.
Уровнем здоровья определяются все стороны жизни человека – труд, учеба, развлечения, семья, быт, культура и т.д.
От образа жизни здоровье зависит примерно на 49-53%. Основными факторами риска являются курение, употребление алкоголя, вредные условия труда, неправильное питание, плохие бытовые условия, не соблюдение гигиенических норм и т.д.
Генетика имеет влияние на здоровье примерно на 18-22%. Для того чтобы понять её роль, стоит пояснить определение генетики в целом. Генетика – это свойство организмов повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития. Исходя из определения, можно понимать, что и наследственные заболевания могут передаваться из рода в род.
Среда обитания человека имеет влияние на здоровье примерно на 17-20%, основными факторами которой являются: питание человека, климат среды обитания, химическое загрязнение среды обитания и биологическая опасность среды обитания.
Не секрет, что питание является важнейшей необходимостью жизнедеятельности человека. Чаще всего в пищу мы употребляем то, что вкусно, то, что быстрее приготовить. Постоянное переедание (переизбыток углеводов и жиров) приводит к нарушению обмена веществ, а в результате — ожирение и сахарный диабет. В свою очередь ожирение и сахарный диабет приводит к заболеваниям сердечнососудистой системы, нарушению дыхательной и пищеварительной систем. Как итог сокращение жизни в среднем на 8-10 лет.
Климат имеет серьёзное воздействие на самочувствие человека, в основном через погодные явления. Абсолютно не одинаково погода влияет на разных людей. У здорового человека организм своевременно подстраивает физиологические процессы под изменившиеся условия окружающей среды. У больных и людей в возрасте – эта реакция ослаблена и человек испытывает недомогание.
Хозяйственная деятельность человека является основным источником загрязнения собственной среды обитания. В результате неё в природу попадает большое количество отходов и на земном шаре уже практически невозможно найти места, где не встречались бы в той или иной мере загрязняющие вещества. При постоянном попадании в организм токсичных веществ происходит хроническое отравление. Как результат отравления у человека может возникнуть чувство постоянной усталости, сонливость либо бессонница, апатия, повышенная раздражительность, нервные срывы, а также поражение почек, печени, нервной системы. Так же можно отнести к поражающим факторам такую вредную привычку как курение.
Здравоохранение влияет на здоровье человека примерно на 8-10%. К этой категории можно отнести в первую очередь неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий. Также проблемой является низкое качество медицинской помощи и причины тому разные, это может быть: недостаточная компетентность врача как специалиста, а следовательно не надлежащие исполнение своих обязанностей; морально устаревшее и со значительным износом медицинское оборудование; низкое качество медикаментозных средств и их нехватка; несвоевременное оказания медицинской помощи.
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.
Список использованной литературы
1. Малофеев В. Социальная экология. Учебное пособие. — М.: Издательский дом Дашков и К, 2000. — 256 с.
2. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для медицинских вузов / Под ред. Миляева В.А. — М.: МЕДпрессинформ, 2002. — 520 с.
3. Пивоваров Ю. и др. Гигиена и основы экологии человека. Учебник для медицинских вузов по специальности «Лечебное дело». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 527 с.
4. Ситаров В., Пустовойтов В. Социальная экология. Учебное пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 275 с.
Источник
Здоровье как ценность современной молодежи.
Молодёжь является потенциалом социального развития и фактором политического баланса с воспроизводственным потенциалом нации. Здоровье- качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, способности к созданию семьи и деторождению, сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. В современных условиях здоровье перестаёт быть только личным делом молодого человека, оно становится фактором выживания социума в целом. Отношение молодёжи к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями и социальной среды, способствующими, или наоборот, угрожающими состоянию здоровья, а также определённую оценку индивидом своего физического состояния.
В связи с этим актуализируется проблематика здорового образа жизни студенческой молодёжи, связанные со следующими аспектами.
Во-первых с ростом изменением характера нагрузок, который испытывает молодой человек студенческой среде в связи с усложнением социальной жизни, изменением её ритма, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья, приводят к изменению характера заболевания.
Во-вторых, с увеличением рисков как общего характера, так и возрастного порядка, которые могут повлечь за собой негативное изменение состояния здоровья. Усиливающийся рост количества риска в современном обществе, а главное, постоянно растущий масштаб потенциального и реального ущерба от них приводит к тому что традиционные механизмы защиты от неблагоприятных последствий перестают эффективно выполнять свои функции.
Приложение
Анкета:
Часто ли вы употребляете ли Вы Фаст-Фуд?
Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями?
Если ли у Вас вредные привычки?
Источник
Здоровье как ценность в подростковом возрасте
Рубрика: Основы безопасности жизнедеятельности
Дата публикации: 04.03.2016 2016-03-04
Статья просмотрена: 99 раз
Библиографическое описание:
Кривич, Б. В. Здоровье как ценность в подростковом возрасте / Б. В. Кривич, Н. А. Пивоварова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/325/ (дата обращения: 08.06.2021).
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида.
Актуальность исследования. Подростковый возраст отличается особой чувствительностью к социальным проблемам и идеям. Этот период достаточно проблемный. К этому моменту у подростков уже достаточно образов, запечатленных психикой. В этом возрасте молодежь учится созерцать, смотреть, видеть. В то же время молодые люди хотят научиться самостоятельному мышлению, сформировать свои ценностные ориентации. При этом каждый молодой человек проходит свой индивидуальный путь в постижении своего внутреннего мира и общих тенденций жизни людей.
Таким образом, актуальным является анализ структуры ценностных ориентаций молодых людей и девушек 14–15 лет в современных условиях развития общества. За последние годы в мире произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго учащегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. В наше время подростки уже имеют вредные привычки, не думают о последствиях. Сейчас никто не думает, что, если не будет здоровья, то не будет полноценного здоровья. Здоровье — это наше будущее, его можно легко потерять, а вернуть будет трудно.
Объектом исследования стали учащиеся 10-го класса Харьковской гимназии № 14, и учащиеся 9-го класса немецкой школы.
Предмет исследования — система ценностных ориентаций подростков.
Цель — изучение ценностных ориентаций подростков.
Задачами исследования стали: 1) анализ теоретических представлений о ценности здоровья в современном обществе; 2) исследование структуры ценностных ориентаций на примере обучающихся 9-го и 10-го класса двух разных стран; 3) анализ полученных результатов.
Гипотеза — ценностные ориентации в подростковом возрасте зависят от условий воспитания и среды обитания.
Исследование структуры ценностных ориентаций обучающихся подросткового возраста.
В исследовании участвовали 40 человек: 30 украинцев и 10 немцев. В качестве инструментария была использована методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Изучение ценностных ориентаций подростков.
Рейтинг ценностей проводился по методике М.Рокича, были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Результаты графически представлены на диаграмме 1.
В рейтинге ценностей в подростковой среде здоровье является значимой ценностью среди учащихся ХГ № 14. Здоровье в структуре ценностных ориентаций у подростков, обучающихся в гимназии, занимает 1 место, у подростков из Германии — 4 место.
Второе место по значимости среди учеников гимназии занимает наличие хороших и верных друзей. Третье место — свобода.
Свобода стоит на первом месте в структуре ценностей подростков из Германии. Вторая по значимости ценность — уверенность в себе, а на третьем месте — творчество.
Значимые различия в структуре ценностей среди подростков участников исследования, занимают такие ценности, как творчество и наличие друзей. Для подростков из Германии важно творчество, а в рейтинге наших учеников творчество занимает предпоследнее место. Одинаковые показатели в рейтинге ценностей занимает красота природы и искусства (последнее). Это свидетельствует о снижении культурного уровня развития у подростков.
Анализ рейтинга качеств показал, что первое место занимает такое качество, как воспитанность, среди учеников гимназии, второе место занимает образованность, а третье место — независимость.
На первом месте в структуре ценностей у подростков из Германии стоит независимость, вторая по значимости ценность — твердая воля, а на третьем месте — ответственность.
Таким образом, выделенные нами ценностные ориентации практически совпадают с типами ценностных предпочтений, доминирующих в общественном сознании. Данные личностные типы также явно различаются между собой ориентацией на ценности адаптации, социализации и индивидуализации.
Выводы
- Представления подростков онаиболее значимых жизненных ценностях различаются в зависимости от их принадлежности к социокультурной группе.
- Отстаивание своего собственного пространства, своего Я, свободы значимо для учащихся Германии, тогда как ценность здоровья для них, в отличие от учащихся из Украины, отходит на второй план.
- Формирование здоровья как значимой ценности у подрастающего поколения в двух культурах совершенно различно. Социальная политика обеих стран ориентирована на поддержание здоровья в качестве одного из приоритетов. На законодательном уровне государства стремятся сохранять и поддерживать здоровье населения.
- От изученности мира ценностей подростков, их жизненных планов, установок зависит результативность работы, которая разрабатывается в области образования.
- От того, какие ценности у современных подростков, зависит будущее общества, поэтому нужно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена.
Источник
Здоровье молодежи в современном обществе. Доклад
Цели работы: провести системный анализ здоровьесбережения и определить пути и способы совершенствования работы в образовательном учреждении в данном направлении.
Задачи: повысить уровень ценности понятия здоровья и составляющих здорового образа жизни среди молодежи; выявить отношение сегодняшней молодежи к формированию здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление собственного здоровья. Сегодня выражение: «Воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения» считается основой основ. В любом общеобразовательном учреждении проводятся мероприятия по воспитанию, формированию и укреплению знаний обучающихся по основам здоровьесбережения. Ни для кого не секрет, что здоровье необходимо для выполнения поставленных перед самим человеком целей, высоких личных достижений. Воспитание борьбы с вредными привычками, «драконами», сидящими в любом человеке, необходимо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм молодых людей, в связи с усложнением общественной жизни людей, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоров.
Конечно, пропаганда здорового образа жизни должна начинаться с семьи, своего окружения. Чем раньше начнётся борьба за культуру формирования здорового образа жизни, тем культурней будет наше общество. Каждый уважающий себя человек должен отдавать себе отчёт в том, что борьба за здоровье, борьба против вредных привычек не является лишне.
Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, которые способствуют сохранению здоровья. Для успешного решения проблемы сохранения здоровья необходимо наряду с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его укрепления: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. На сегодняшний момент проблема формирования культуры здорового образа жизни, воспитания укрепления здоровья молодежи, остаётся приоритетным направлением развития современного общества. Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Отсюда следует, что охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Современная молодежь характеризуется небрежностью в отношении к своему здоровью. Во многом это определено отсутствием в течение длительного периода времени социальной политики государства в пропаганде здорового образа жизни. Здоровье складывается из нескольких составляющих.
Виды здоровья:
1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека; основу данного вида здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями.
2.Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3.Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных патологий, особенно если студент страдает хроническими заболеваниями.
4.Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Следовательно, для каждого вида здоровья критерии таковы: для соматического и физического состояния – я могу; для психического – я хочу; для нравственного – я должен.
Многие студенты различных учебных заведений не только не умеют или не желают принимать меры по укреплению здоровья, но и часто его самостоятельно подрывают и тем самым ухудшают. По данным статистики областного центра медицинской профилактики за 2019 год: — 32% подростков здоровы; 16% – имеют хронические болезни; 52% – имеют функциональные расстройства. Как показывают опросы в различных учебных заведениях Волгоградской области, большинство подростков уже имеют вредные привычки, они пробовали или курят сигареты, употребляют алкогольные напитки и наркотические средства.
Данные отражают весьма негативные показатели (2019г.): 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь; около 10% подростков пробовали наркотики; у 32,8% подростков, покончивших жизнь самоубийством, найден в крови алкоголь.
Существуют причины, которые предопределяют нисходящую динамику здоровья молодежи.
Во-первых, это влияние «социальной воронки», т.е. больные родители рожают больных детей.
Во-вторых, на протяжении жизненного цикла интенсивность падения здоровья детей выше средней, а проблемы заболеваемости перемещаются из групп престарелых людей в группу детей и молодежи.
В-третьих, здоровье каждого последующего поколения ниже предшествующего: здоровье детей хуже здоровья родителей, здоровье внуков вызывает опасений еще больше, чем состояние наших детей.
В-четвертых, социальные условия препятствуют реализации биологических резервов человека. Развитие индивида должно продолжаться до 35-летнего возраста, тогда как в конце 70-х годов «пик» здоровья отмечался в 25 лет, к концу 80-х – он снизился до 16 лет, а в конце 90-х – человек оставался с тем потенциалом, с которым он приходил в этот мир.
Ситуация в стране в целом – схожа. Существует некое заблуждение, что чем выше доход у населения, тем больше возможностей уделять большее внимание своему здоровью и вести здоровый образ жизни. Однако, высокий достаток не всегда является гарантом ведения здорового образа жизни и поддержания своего здоровья.
Очевидно, что проблемы со здоровьем часто возникают из-за плохой экологии (что очень актуально для больших городов) и неправильного образа жизни. По последним данным экспертов ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) влияние на состояние здоровья составляет:
• плохая экология — 70,32%,
• нездоровый образ жизни (вредные привычки) — 36,40%,
• условия обучения — 26,15%,
• условия домашнего быта (проживания) — 6,71%,
Однако есть и положительная тенденция в отношении молодежи к поддержанию собственного здоровья: около 45% регулярно занимаются спортом. Здоровый и духовно развитый человек счастлив, отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Одним из главных составляющих здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье молодежи и на здоровье их будущих детей.
Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту, и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме – около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).
Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
Следующая непростая задача для молодежи – преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему: потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя; нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм – одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия – мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Второй закон – питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Здоровье молодого поколения в любом обществе, при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества наряду с другими демографическими показателями. Безусловно, на состояние здоровья оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в местах проживания людей, существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности организма.
Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.
По данным официальной статистики, в последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. За последние пять лет, заметно возросли показатели заболеваемости новообразованиями, болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН (Научный Центр Здоровья Детей Российской Академии Медицинских Наук) отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений увеличилось в 1.5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилось доля болезней органов пищеварения, в четыре раза опорно-двигательного аппарата, втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.
4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников – подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
Особо важной характеристикой здоровья в современных условиях становится физическое развитие детей, среди которых нарастает доля имеющихся отклонений, особенно в связи с дефицитом массы тела. Реальным фактором формирования этих отклонений является снижение уровня жизни, отсутствием возможности обеспечить полноценное питание детей.
Общие и местные экологические проблемы начинают сказываться на глубоких процессах формирования здоровья, включая изменение процессов возрастной динамики, появление сдвигов в клинике и характере заболеваний, длительности течения и разрешения патологических процессов, в принципе встречающиеся повсеместно, т.е. затрагивающих биологию человека.
Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.
Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций. И в этом случае речь идет уже непросто о состоянии здоровья современных подростков, а о будущем России.
Понятие профилактика здоровья представляет систему мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Одним из важнейших направлений в медицине, является профилактика заболеваний. В последние годы профилактика приобретает огромное значение и особое значение в связи с тем, что лечение болезни – это очень дорогое «удовольствие» и предупредить заболевание, сделать все, чтобы сохранить здоровье человека на многие годы, легче, проще и надежнее, чем вылечить болезнь, профилактика – это, прежде всего, здоровый образ жизни.
На здоровье воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др. Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни. Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего – на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти.
В результате проведенного социологического исследования среди студентов технологического колледжа получены следующие результаты. Из 68 опрошенных студентов, среди которых 33 юноши и 35 девушек, подавляющее большинство отдает приоритет ценности «здоровья», придавая ему значение «сверхценности». В то же время молодые люди предпринимают мало усилий для поддержания нормального состояния своего здоровья. Половина опрошенных респондентов курят, абсолютное большинство (80%) употребляет алкогольные напитки. Следовательно, «вредные привычки» и «здоровье» не ассоциируется у молодых людей как тесно взаимосвязанные элементы. Вместе с тем, молодые люди не имеют четкого представления о своих правах на здоровьесбережение и укрепление здоровья: 29% опрошенных даже не предполагают о существовании законодательства по охране здоровья, 66% – связывают эту проблему только с обязательствами системы здравоохранения по лечению заболеваний, лишь 5% – ассоциируют понятие «формирование ЗОЖ» как законодательно закрепленный комплекс мероприятий межведомственного взаимодействия.
Тем не менее, для здоровьеформирующего сознания в колледже используются следующие формы работы со студентами:
• проведение конкурсов тематических газет и плакатов в целях профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ/СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем;
• проведение групповых и индивидуальных бесед кураторами студенческих групп по пропаганде ЗОЖ; проведение классных часов в форме ролевых и ситуационных игр по пропаганде здорового образа жизни;
• организация обучающего семинара для педагогического коллектива с целью повышения компетентности педагогов в области профилактической работы;
• организация работниками библиотеки книжных выставок, рассказывающих о вреде наркотиков, табака и алкоголя.
Заключение.
Приоритет решения проблем здоровья и здорового образа жизни ни кем не ставится под сомнение. По своей природе данная проблема выходит за рамки медицинской науки. Различные её аспекты изучаются не только врачами, но специалистами в области биологии, психологии, педагогики, социологии и социальной работы.
Здоровый образ жизни – это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Таким образом, единственный путь решения проблемы формирования ЗОЖ – создание системы воспитания здорового образа жизни обучающихся в учреждениях образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди студенческой молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.
Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении ориентирована на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и организуется по нескольким направлениям – диагностическое, коррекционное, консультативное и другие. Составными элементами профилактических программ могут быть всевозможные виды деятельности: акции, интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия; клубы, членство в которых является престижным среди молодежи, для вступления в которые необходимо быть свободным от разного рода зависимостей; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ; организация информационно-консультативной работы по предупреждению употребления психоактивных веществ.
Литература:
1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000.
2. Возвышаева, И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. 2001.
3. Добротворская, С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни / С.Г. Добротворская, Казань, 2002.
4. Образование и здоровье — проблема XXI века: Поиски, пути решения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22-23 октября 2003г.) / [Б.В. Арасланова, С.В. Кудинова, С.В. Кузнецова и др.]; Под ред. Г.А. Ворониной. Киров, 2003.
5. Гончаров, С.А. Решение Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения — в жизнь / С. Гончаров, М. Гоголев // Гражданская защита, 2003.[/i]
Источник