Значение здоровьеформирующих технологий в работе воспитателя
«Я не боюсь ещё, и ещё раз повторятся: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить проявление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Здоровье формирующая технология – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представлений о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуюсь Конвенцией о правах ребенка, утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую защиту и помощь. Главная цель Национальной стратегии – определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ.
Ключевые принципы Национальной стратегии:
- Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитывать в семье.
- Защита прав каждого ребенка.
- Максимальная реализация каждого ребенка.
- Сбережение здоровья каждого ребенка.
- Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства.
- Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. [1]
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования описаны задачи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников:
– охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
– создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. [2]
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания – главная задача воспитателя.
Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении. [3]
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в раннем возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, начинает формироваться характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, «Я не боюсь еще и еще раз повторять: Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя». Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успеха в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться, и заботится о своем здоровье с детства. Важнейшим на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений о необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его по средствам здоровья формирующих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Согласно утверждению М.М.Безруких, Э.М.Казина, С.А.Сенникова, А.Г.Сухарева и др., ДОУ реально становится важнейшим звеном в сохранении здоровья детей. И отправной точкой здоровье формирующих деятельности современного ДОУ является реализация здоровье формирующих технологий в условиях психолого-педагогического процесса, которые можно рассматривать и как технологическую основу здоровье формирующей педагогики и как совокупность приемов, форм и методов организации воспитания и обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов (Н.К.Смирнов).
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. [5]
Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Поэтому очень важно рационально организовать в детском саду режим для того, чтобы дети как можно больше находились в движении. [3]
Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников:
– внутренние (педагогические, физиолого-гигиенические, психологические);
– внешние (экологические, экономические, социальные).
Здоровье формирующие технологии – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. [4]
В отличие от здоровьесберегающих технологий, здоровье формирующие направлены на формирование представлений о здоровом образе жизни как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, физическое воспитание
Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. [4]
Принципы здоровье формирующих технологий:
– Принцип сознательности и активности (направлен на воспитание у детей осмысленного отношения к физкультурным занятиям и подвижным играм, а также побуждать их к оптимальной активности);
– Принцип всестороннего и гармонического развития личности;
– Принцип доступности и индивидуальности (должно быть доступно детям и учитывать их индивидуальные особенности);
– Принцип систематичности и последовательности (обязателен ко всем видам физического воспитания, систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков, «от простого к сложному»);
– Принцип наглядности (обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем);
– Принцип системного чередования нагрузок и отдыха (динамичность нагрузок зависит от развития ребенка, повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха);
– Принцип непрерывности (выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании, обеспечивает последовательность и преемственность между занятиям, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие морфофункциональных свойств организма, которые развиваются и совершенствуются во время физических упражнений). [5]
Основные формы организации здоровье формирующих работ
– физкультурные занятия;
– самостоятельная деятельность детей;
– подвижные игры;
– утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
– двигательно-оздоровительные физическая минутки;
– гимнастика пробуждения;
– физкультурные досуги, дни здоровья;
– спортивные праздники;
– оздоровительные процедуры в водной среде.
Существующие здоровье формирующие образовательные технологии можно объединить в три подгруппы:
1. Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления.
2. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой воспитателя с детьми.
3. Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников это основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения активно работает по здоровье формированию, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.
Литература
1. Научно-методический журнал Логопед 2012, № 9 (67)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
3. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Издание 2-е, переработанное. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009г. – 144 с.
4. ПавловаМ.А., Лысогорская М.В.Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. 186 стр.
5. Кухлинская В.В. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ. – Ж-л«Управление ДОУ», 2007 г., с.84.
6. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
7. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие /О.О.Косякова.– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 415с. – (Высшее образование) 283с
Источник
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)
методическая разработка
Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.
Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
«Здоровьесберегающая технология» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы для всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Можно выделить три вида здоровьесберегающих образовательных технологий:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Приведем некоторые варианты здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами и воспитателями в своей работе с детьми:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения на расслабление по контрасту с напряжением);
- Технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, самомассаж, точечный самомассаж);
- Коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isakova_zdoroveformiruyushchie_tehnologii.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Исакова Наталья Владимировна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №34 Красногвардейского района
Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы)
Самой актуальной темой для разговора во все времена была тема здоровья человека.
Немаловажную роль в воспитании основ здорового образа жизни у ребенка – дошкольника отводится ДОУ. В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
«Здоровьесберегающая технология» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы для всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Можно выделить три вида здоровьесберегающих образовательных технологий:
- организационно-педагогические технологии , определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии , связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии , которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Приведем некоторые варианты здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы педагогами и воспитателями в своей работе с детьми:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения на расслабление по контрасту с напряжением);
- Технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, самомассаж, точечный самомассаж);
- Коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).
Эти способствуют физической и духовной реабилитации детей, максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение и стимулируют социальную активность.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное, неосложненное развитие.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе (хотя уже есть предпосылки к этой тенденции), но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При воспитании детей требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей.
Основные составляющие этой системы:
Организация рационального двигательного режима воспитанников.
Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в коррекции возникающих отклонений.
Организация рационального учебно-воспитательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Создание благоприятного психо-эмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать основные принципы.
Принципы здоровьесберегающих технологий — основные идеи, на которых базируются здоровьесберегающие педагогические технологии:
-сохранения здоровья и увеличения его резервов;
-приоритета действенной заботы о здоровье субъектов педагогического процесса — детей и педагогов;
— целостного представления о здоровье;
— непрерывности и преемственности;
— комплексного использования технологий в педагогическом процессе.
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Дыхательная гимнастика — это система упражнений на развитие речевого дыхания.
Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
— насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
— нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
-развитие силы, плавности и длительности выдоха.
Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры…).
В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).
Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках.
Используется в процессе образовательной деятельности, в хорошо проветриваемом помещении через час после приема пищи.
После глубокого вдоха поется любой слог, например, бе-бе-бе. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончится.
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.
Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (. Проводится как часть образовательной деятельности.
Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.
Выполняя упражнения, дошкольники учатся снимать мышечное напряжение, овладевать навыками контроля за двигательной и эмоциональной сферами, испытывают разнообразные мышечные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего); учатся направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, различать и сравнивать их.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в воспитательном образовательном процессе (из опыта работы).
Всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья является одной из основных задач, которую призвано решать дошко.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име.
Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
Здравствуйте, уважаемые коллеги!Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером .
Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн.
Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста.
Источник