Меню

Здоровье формирование культурно гигиенических навыков

Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни

Елена Меркулова
Формирование культурно-гигиенических навыков как одна из форм приобщения детей к здоровому образу жизни

Культурно-гигиенические навыки — понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.

Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Поэтому правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

КГН способствуют: развитию нравственных чувств; развитию внимания и воли; условиям для здоровья; контролю за внешним видом; к стремлению к самостоятельности; к познанию окружающего мира; к предпосылкам формирования основ эстетического вкуса; к совершенствованию речевого развития.

Приступая к реализации первой годовой задачи,в группе были созданы все необходимые условия: мы расположили необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь.

Например: над индивидуальными полотенцами располагаются индивидуальные расчески; салфетки и фартуки дежурных- на столе дежурных по столовой; щетка для одежды и ложка для обуви- в приемной комнате на экране.

Предметы, которыми дети пользуются самостоятельно, были подобраны с учетом их возрастных возможностей. Размер куска мыла соответствует руке ребенка; полотенце и петелька на нем расположена таким образом, чтоб ребенок одним движением может снять и повесить его; расчески мы выбрали с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу детей.

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:

Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил.

Совершенствуем навыки:- намыливания рук до образования пены,

— тщательно смывать мыльную пену с рук, — насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, — вешать полотенце на место, — пользоваться индивидуальной расческой.

Совершенствуем умения:-быстро и аккуратно умываться, -соблюдать порядок в умывальной комнате.

Закрепляем умение:мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.

Совершенствуем умения:-Держать вилку большим и средним пальцами,

придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положение вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть.

Читайте также:  Репродуктивное здоровье человека это состояние полного физического психического

Развиваем умение: — намазывать ножом масло на хлеб,

-отрезать кусочек котлеты, сосиски.

Учим есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке.

Закрепляем умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

полоскать рот после приема пищи.

Закрепляем умения:- правильно пользоваться столовыми приборами,

есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая из руки в руку,

-есть с закрытым ртом, пережевывая пищу бесшумно.

Совершенствуем навыки

своевременно пользоваться носовым платком. Развиваем умение детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.

Совершенствуем умение заправлять кровать:

поправлять простыню, накрывать покрывалом.

Принимать участие в смене постельного белья:

— стелить чистую простыню-надевать чистую наволочку.

-самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности,

— правильно размещать свои вещи в шкафу, — аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.

-аккуратно складывать одежду перед сном, вешать платье

или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.

— выворачивать рукава рубашки или платья,-расправлять одежду,-аккуратно ставить обувь.

-наводить порядок в своем шкафчике. -Аккуратно развешивать вещи в шкафу.

-Закрепляем навык вежливо обращаться за помощью к взрослому, помогать другим.

Содержание в порядке одежды и обуви

Учим:- просушивать и чистить свою одежду, — мыть, протирать, чистить обувь

Методы и приемы:

Наглядный: — показ ребенком;- демонстрация мультимедийных презентаций;

— рассматривание иллюстраций; — использование алгоритмов.

— объяснение, пояснение;- рассказ воспитателя, рассказ ребенка;

— чтение художественной литературы, сочинение детьми сказок, рассказов, загадок.

— создание проблемных ситуаций;

— перенос практических действий детей с предметами гигиены в игру;

— опытническая деятельность (мыло, расческа).

Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания — единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей — постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Поэтому мы ведем тесную работу с родителями через консультации, стендовую информацию, родительское собрание, через индивидуальные беседы.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста В процессе исторического развития неоднократно принимались попытки создания науки о здоровье, здоровом образе жизни. Работы И. И. Мечникова,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В настоящее время одной из наиболее важных проблем России является состояние здоровья народонаселения. Под ним подразумевается.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группе» Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему – «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группе». В своей.

Мастер-класс «Туризм — одна из форм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» Цель: Систематизировать представления педагогов о детском туризме как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Познакомить.

Отчёт по самообразованию «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» Изучаемая тема: «Народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни». Цель: Повышение своего теоретического,.

Читайте также:  Что делать если при дтп причинен вред здоровью

Памятка для родителей. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3-х лет Памятка для родителей. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3-х лет С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических.

Памятка для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни» Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания «Формирование у детей культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Добрый вечер! Я очень рада Вас видеть на очередном родительском.

Источник

картотека «Формирование культурно-гигиенических навыков»
картотека (младшая группа) на тему

«Здоровье — это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условими, в которых мы живем.

«Здоровье детей-богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_fkgn.docx 19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать.

Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.

Цель : побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.

Цель: побуждать самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.

Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и тщательно смывать грязь.

Цель : формировать у детей культурно — гигиенические навыки, способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место.

«Поведение за столом».

Цель : формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.

«Мы правильно моем ручки».

Цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.

Цель : развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.

Цель : воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.

« Моем с мылом ладушки».

Цель : помочь детям запомнить последовательность правильного умывания: взять мыло, намочить, намылить руки, размылить до белой пены, смыть грязь и мыло, умыться.

«Где моё полотенце?».

Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.

«Башмачки по местам».

Цель : формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.

Цель: закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно: тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; укреплять здоровье детей , приучать правильно мыть руки, рассказать, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.

«Учусь всё делать сам!».

Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

Цель: приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

«Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!»

Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

«Стульчик на место».

Цель: приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.

« Моем, моем ладушки».

Цель : приучать детей , перед тем как мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду.

Цель: приучать самостоятельно расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.

Цель : закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.

Цель : приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно играть с песком, не брать его руками, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность.

« Где мой стульчик? ».

Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.

Цель: формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её наместо после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Цель : приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.

Цель: закреплять умение держать правильно ложку в правой руке, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол, не макать хлебом в суп.

Цель : приучать детей самостоятельно надевать шорты, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания.

Цель: во время умывания побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.

Цель : упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.

Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.

Цель: закреплять умение хорошо намыливать руки мылом, тщательно тереть ладошки и смывать грязь, знать местонахождение своего полотенца.

«Я учусь одеваться и раздеваться сам!»

Цель: приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о помощи; спокойно вести себя в раздевальной комнате.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б.

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм.

Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой «Маша раст.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять .

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно — гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка.

Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Adblock
detector