Меню

Здоровье физическое педагогическое определение

Понятийный словарь по теме «Физическое развитие и здоровье дошкольников».
учебно-методический материал по физкультуре

Понятийный словарь по теме

«Физическое развитие и здоровье дошкольников».

Скачать:

Вложение Размер
ponyatiynyy_slovar_po_teme.docx 22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Понятийный словарь по теме

«Физическое развитие и здоровье дошкольников».

Адаптация – процесс приспособления (привыкания) организма при изменяющихся условиях внешней и внутренней среды. Социальная адаптация – процесс активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды.

Анатомия человека – наука о форме, строении и развитии человеческого организма.

Анамнез – совокупность сведений (о здоровье, состоянии, жизни и др.) получаемых врачом, педагогом, психологом, путем опроса обследуемого

Анатомо-физиологические особенности – особенности строения и функционирования организма и их преобразование в процессе индивидуального развития с момента рождения ребёнка до достижения им взрослого состояния.

Биологические активные точки – точки на определённых участках тела человека, обладающие рядом специфических особенностей.

Бодрствование – уровень активности мозга, достаточно высокий для активного взаимодействия организма с внешней средой – целенаправленного поведения.

Быстрота – как двигательное качество есть комплекс функциональных свойств, определяющих скоростные возможности человека.

Вестибулярный аппарат – орган чувств (часть внутреннего уха), воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве, а также направления движения (ускорения, вибрация).

Витамины – поступающие с пищей незаменимые вещества, необходимые для поддержания функций организма, (отсутствие или недостаток витаминов приводит к нарушениям обмена веществ и развитию гипо- или авитаминоза).

Возбуждение – 1. В психологии – психологическое состояние, выраженное усилением психологической и двигательной активности. 2. В физиологии – активный физиологический процесс, которым некоторые живые клетки отвечают на внешнее воздействие.

Возраст (возрастной период) – характеристика конкретной стадии (периода) биологического и социально-психологического развития личности.

Воспитание – в широком смысле слова – воздействие на формирование и развитие психики человека всей окружающей обстановки, происходящих событий, всего общественного строя. Воспитание физических качеств – педагогический процесс, направленный на развитие двигательных качеств.

Выносливость – способность противостоять утомлению, поддерживать необходимый уровень интенсивности работы в заданное время, выполнять нужный объём работы за меньшее время.

Гибкость – свойство опорно-двигательного аппарата, большая степень подвижности его звеньев друг относительно друга.

Гигиена личная – комплекс гигиенических правил, выполняемых в целях укрепления здоровья и обеспечения высокой работоспособности человека.

Гимнастика – система физических упражнений, составленная из различных комбинаций движений с регламентированной амплитудой, скоростью и темпом, а также дозированными мышечными напряжениями.

Гиподинамия – нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата вследствие снижения двигательной активности.

Двигательная активность – деятельность, характерным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребёнка.

Двигательные качества – это задатки к качественному проявлению движений, которыми люди наделены от рождения (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, устойчивость равновесия и т.д ).

Движения непроизвольные – импульсные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания.

Движения произвольные – внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые субъектом.

Дыхательные упражнения – упражнения регулирующие глубину и частоту дыхания.

Закаливание – повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды посредством систематических дозированных физических нагрузок, а также воздействие солнца, воздуха, воды.

Зарядка – одна из форм упражнений гигиенической гимнастики, применяемой с целью повышения жизнедеятельности организма.

Здоровье – состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, психического, морального и социального благополучия.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов, родителей. (Реализуются: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, валеологического просвещение родителей).

Игра – 1. Вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе. 2. Как средство психологической подготовки детей к будущим жизненным ситуациям. 3. Как одно из основных средств физического воспитания.

Координация движений – согласование деятельности различных мышечных групп при осуществлении двигательного акта.

Коррегирующие упражнения – специальные физические упражнения, применяемые с целью исправления деформаций позвоночника и пр.

Культура физическая – в широком смысле составляет важную часть культуры общества – совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека. Лечебная физическая культура (ЛФК) – использование физических упражнений в качестве средств лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и пр.

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро, находчиво.

Массаж – механическое воздействие на нервные рецепторы, расположенные в коже, мышцах, тканях, осуществляемое руками или аппаратом.

Метод тренировки – совокупность способов работы, с помощью которых решаются конкретные задачи повышения уровня физической подготовки (круговой, интервальный, соревновательный и пр.).

Минутка физкультурная – кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. (Длительность до 2 минут).

Моторная плотность занятия – это отношение времени, затраченного только на выполнение упражнений, ко всему времени занятия (в целом или отдельных его частей). Общая плотность занятия – это отношение времени, использованного педагогически оправданно (целесообразный и уместный показ и объяснения, указания, команды, время, отводимое на выполнение упражнений и отдых), ко всему времени занятия; фактическая длительность занятия за вычетом вынужденных неоправданных простоев детей.

Музыкально-ритмическое воспитание – сочетание физических упражнений с музыкальным сопровождением развивает эстетические качества и содействует повышению эмоционального состояния.

Навык – выполнение целенаправленных действий, доведённых до автоматизма.

Образ жизни – понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей (труд, быт, нормы и правила поведения, формы использования свободного времени и пр.).

Оптимальный режим отдыха — режим отдыха, который обеспечивает полное восстановление функциональных возможностей организма к началу следующего цикла умственной или двигательной деятельности (сочетание активного и пассивного поведения человека).

Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении, формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания.

Отдых – состояние покоя после какой-либо деятельности или специально организованная активность для устранения утомления и ускорения восстановления работоспособности (← активный отдых ).

Память двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение движений, двигательных действий и их сочетаний.

Пауза физкультурная – физические упражнения, цель — предотвращение развития утомления и снятие эмоционального напряжения, выполняется в перерыве между занятиями, продолжительностью до 10 минут.

Переутомление – совокупность стойких функциональных нарушений в организме человека, возникающих в результате многократно повторяющегося чрезмерного утомления, не исчезающих во время отдыха.

Планирование – это изложение содержания и последовательности выполнения определенной работы в установленные сроки.

Плоскостопие – вид деформации скелета стопы, понижение её продольных и поперечных сводов.

Подводящие упражнения – упражнения, сходные по своей структуре с изучаемым движением, но менее трудные (это серия специальных упражнений, подготавливающих двигательный аппарат к освоению необходимых элементов и соединений, сложных двигательных действий).

Подвижная игра – 1. Разновидность игровой деятельности, в основе которой – творчески разнообразные активные двигательные действия, мотивированные сюжетом (темой, идеей) игры, частично ограниченные правилами и направленные на преодоление различных трудностей, препятствий на пути к поставленной цели. 2. Сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Разминка – система физических упражнений, направленных на подготовку организма для решения основных задач занятия по физическому развитию.

Режим дня – 1. Это определённый распорядок жизнедеятельности, с рациональным соотношением умственного и физического труда, деятельности и покоя, труда и досуга, активным и пассивным отдыхом и пр. 2. Это распределение во времени и определение последовательности основных жизненных процессов (сна, приёма пищи, бодрствования), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования. (В режиме дошкольника основные компоненты – сон, еда, прогулка, самостоятельная деятельность).

Самомассаж – массаж, проводимый самим человеком на себе с целью снятия утомления, сохранения и повышения работоспособности, для лечения.

Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечного напряжения.

Спорт – составная часть физической культуры; средство и метод физического воспитания человека; соревновательная деятельность, подготовка к ней.

Стретчинг – 1. Вид физических упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах и увеличении амплитуды движений; 2. Это ряд упражнений, способствующих совершенствованию гибкости и развитию подвижности в суставах.

Темп движения – количество одинаково повторяющихся движений в единицу времени.

Тренажёр – аппарат (снаряд), предназначенный для повышения эффективности тренировочного процесса и создания благоприятных условий для воспитания физических качеств или овладения необходимыми навыками.

Умение – усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.

Упражнение физическое – двигательное действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и двигательных навыков.

Утомление – особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной и интенсивной работы, а также вследствие истощения внутренних ресурсов организма, приводящий к снижению работоспособности.

Физическое воспитание – деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путём применения физических упражнений.

Физические качества – сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движения человека.

Физкультурный досуг – эффективная форма активного отдыха, оказывающая благотворное влияние на организм ребёнка, в ходе которого закрепляются двигательные умения, навыки, развиваются двигательные качества.

Физкультурное занятие – это ведущая форма организованного , систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

Эстафета – командная игра, соревновательного характера в которой каждый участник выполняет последовательно одно за другим различные движения, передавая другому участнику команды предмет (палочку, мяч или др.)

Источник

Здоровье как проблема современного общества. Педагогические смыслы понятия «здоровье» и нравственные основы педагогики здоровья.

специалист в области арт-терапии

Здоровье как проблема современного общества.

Педагогические смыслы понятия «здоровье» и нравственные основы педагогики здоровья.

Феномен «здоровье» с позиций различных концептуальных моделей

Различные подходы к пониманию здоровья

Факторы, формирующие здоровье человека

Здоровье как ресурс социализации человека

Индивидуальное / групповое / общественное здоровье

Физический компонент здоровья

Психический / психологический компонент здоровья

Социальный компонент здоровья

Духовно-нравственный компонент здоровья

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего Такое положение требует специальных действий, направленных на популяризацию идей здорового образа жизни, на подготовку высококвалифицированных специалистов, которые могли бы изменять существующую практику: привлечь как можно больше детей к занятиям по формированию навыка ЗОЖ, организовать их оздоровление при помощи всесторонних средств.

Как сложное, многомерное явление современного мира, здоровье исследуется с позиций разных наук (философии, медицины, психологии, социологии, педагогики и т.д.).

Предлагается множество формулировок, определяющих его, что, бесспорно, позволяет представить здоровье как явление комплексное, разноуровневое и многоаспектное. В 1980-е годы П.И. Калью проанализировал 79 разнообразных определений здоровья (а на сегодня их насчитывается более 300) и выделил четыре концептуальных модели: медицинскую, биомедицинскую, биосоциальную, ценностно-социальную.

В последние десятилетия в научной литературе активно обсуждается также биоэтическая модель.

Научные концепции в рамках медицинской модели противопоставляют здоровье состоянию болезни, описывают здоровье через понятие «норма», акцентируют внимание на измеримых соматических показателях в определенный момент времени (здоровье как зафиксированная норма).

Концепции здоровья в рамках биомедицинской модели предлагают рассматривать этот феномен с точки зрения процесса адаптации человека как биологического вида к условиям обитания. В этом случае объективные показатели здоровья отражают морфофункциональные особенности организма, реакции органов и систем человека на воздействия окружающей среды и степень приспособления организма к ним.

Биосоциальная модель в целом продолжает логику биомедицинской модели, однако рассматривается воздействие не только природного, но и социального окружения. Таким образом, здоровье (по Р.П. Баевскому) – возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека.

Ценностно-социальная модель вбирает в себя концепции здоровья, опирающиеся на субъективное восприятие человеком своего состояния («благополучие»), на принятые в обществе стандарты качества жизни, а также связанные с ними системообразующие ценности. Акцент переносится с внешних факторов, влияющих на изменение уровня здоровья, на внутренние, «подвластные» воле человека.

Биоэтическая модель объединяет концепции здоровья, включающие нравственные аспекты жизнедеятельности. Таким образом, здоровье понимается как результатжизнедеятельности, не нарушающей моральных устоев и нравственных принципов, гармонии с собой и окружающим миром, мыслей и поступков созидающего характера.

Исследователи вкладывают в понятие «здоровье» множество самых разных смыслов и смысловых оттенков, которые, по-видимому, не могут быть охвачены никакой из существующих областей знания, хотя данное понятие отражает одну из фундаментальнейших характеристик человеческого существования, связанных с ценностью и включенных в понятие «жизнь». Ценность жизни человека как творчески действующего субъекта, обеспечивающего созидание социума, в наши дни полагается как само собой разумеющееся, не требующее осмысления и теоретического исследования, хотя так было не всегда. История знала периоды и обесценивания человеческой жизни, и возрождения антропоцентризма.

Каждая культурно-историческая эпоха порождала свое представление о здоровье, его роли в жизни человека. Так, античный человек рассматривал заботу о собственном здоровье, развитие физических свойств и качеств как одно из условий духовного совершенствования : «Необходимо стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух» (Ювенал). Кстати, в наши дни это выражение «обезглавили», убрав из него самое важное, заключенное в первых двух словах – от этого акцент принципиально сместился на физический компонент (если тело здорово, то будет здоровый и дух), что не соответствует истине.

Суть средневековых представлений о здоровье отражена в Салернском кодексе здоровья: «Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище». Здоровый человек здесь тот, кто способен примирить собственные потребности и возможности, отказаться от излишеств, довольствоваться имеющимся.

Схожее понимание сути здоровья мы находим и в документах, относящихся к XVIII веку: «Все, разрушающее равновесие, производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочного удовольствия всегда превращается в скорбь».

Вернемся к настоящему времени. Профессор А.Г. Щедрина, отмечая, что здоровье является главным богатством любого государства, указывает на парадоксальное отсутствие национальной концепции здоровья человека (концепция развития здравоохранения – это далеко не то же самое). Исследователь считает, что здоровье является целесообразным (разумным) сочетанием определенных качеств, позволяющих человеку жить (здравствовать), в различной степени реализовывать биологические и социальные функции. Можно согласиться с ученым в том, что здоровье – это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), что уровень здоровья напрямую связан с качеством жизни, психологическим удовлетворением и социальным комфортом.

Таким образом, в образовательной сфере целесообразно рассматривать феномен «здоровье» в контексте ценностно-социальной модели, без акцента на противопоставление двух состояний «здоровый – больной», как развивающееся свойство индивида, имеющее разные «точки» проявления в пределах одной шкалы.

Таким образом, логично при описании этого свойства говорить об уровне здоровья (низком, среднем, высоком), о формировании и развитии здоровья (деятельности индивида, имеющей положительный или отрицательный вектор и ориентированной на изменение текущего состояния – в отличие от сохранения здоровья , т.е. стремления зафиксировать тот уровень, который есть на текущий момент), об отношении к здоровью (т.е. о субъективном восприятии своего состояния, знании о нем, о мировоззренческих принципах, положенных в основу деятельности, касающейся своего здоровья).

Одним из наиболее часто цитируемых определений является формулировка Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в которой здоровье трактуется как состояние, противоположное болезни: « Health is a state of complete physical , mental and social well — being and not merely the absence of disease or infirmity », – что в буквальном переводе означает: «Здоровье есть состояние полного физического, душевного (в иных интерпретациях умственного или психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недомоганий» (устав ВОЗ, 1948). По поводу этого определения ученые высказываются неоднозначно, указывая на то, что здоровье выглядит в нем категорией относительной, идеализируемой. В этом случае здоровым оказывается не столько тот, у кого «ничего не болит», но тот, кто способен эффективно выстраивать связи с окружающими, ставить и достигать цели, социально успешный. И при таком подходе характеристика «инвалид» отражает не только (и даже не столько) физическую, но и социальную ущербность человека, неспособного эффективно взаимодействовать и жить в обществе. И с этой точки зрения, человек, имеющий физические отклонения, но сумевший адаптироваться в социуме, уже не оценивается как «неполноценный», «больной» (не случайно сегодня вместо определения «инвалид» все чаще используется определение «человек с ограниченными возможностями»). Действительно, как, к примеру, можно назвать «неполноценными» участников паралимпийских игр, побеждающих, несмотря на серьезные физические отклонения, в сложных спортивных соревнованиях?

Подходы к пониманию здоровья

Подход – особый ракурс понимания предмета исследования. В современных педагогических системах реализуется несколько подходов к пониманию здоровья, однако все они имеют антропоцентристскую основу, что соответствует сути современного общественного уклада.

С позиций аксиологического подхода (ориентированного на воспитание человека, формирование у него системы ценностей), здоровье признается приоритетной универсальной и социальной ценностью и, собственно, в таком качестве занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека (А. Я. Иванюшкин, Ю. В. Науменко, В. П. Петленко, А. В. Сахно, Б. Г. Юдин и др.).

В соответствии с личностно-деятельностным подходом (через призму становления личности в процессе ее повседневной деятельности), здоровье рассматривается как характеристика личности, формирующаяся в его деятельности и являющаяся результатом этой деятельности (В. И. Белов, Т. Ф. Орехова и др.).

Приверженцы акмеологического подхода (направленного на содействие самореализации, самоактуализации индивида) рассматривают здоровье как показатель жизненного благополучия человека и результат его саморазвития (А. А. Деркач, Н. M. Полетаева и др.).

Согласно компетентностному подходу (с позиций формирования способности человека к какой-либо деятельности), здоровье представляет собой способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию, то есть выступает не результатом влияния внешних условий и сопротивления им, а проявлением внутренней созидательной активности в процессе жизнедеятельности (В. А. Лищук, Е. В. Мосткова и др.).

Рассматривая человека как биопсихосоциальное существо, ряд исследователей анализируют здоровье с позиций холистического подхода (от слова «whole» – целый; то есть целостного, для которого принципиальна неделимость компонентов здоровья, важно комплексное воздействие через тело, душу и дух) (В. В. Колбанов, Н. М. Полетаева и др.).

В этом случае здоровье представляется оптимальным функционированием и развитием человека в духовном плане (осознанная ответственность в социальной и более широких системах жизнедеятельности вплоть до биосферы и ноосферы), в когнитивной (разумный оптимизм и наличие здоровьесберегающих установок) и психоэмоциональной (эмоциональная уравновешенность) сферах, а также применительно к биологическому телу (энергичность и физические возможности). В соответствии с холистическим пониманием здоровья, его основой выступают высокие системные уровни человека. Соответственно, более существенное влияние на соматическое здоровье имеют психические факторы.

С позиций культурологического подхода (ориентированного на исследование сущности и способов передачи обществом своего опыта, материальных и нематериальных «достижений» следующим поколениям) здоровье трактуется как область человеческой культуры, которая включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум (Н. Н. Малярчук, З. И. Тюмасева, В. М. Чимаров и др.). Соответственно, здоровье рассматривается в виде совокупности культур: 1) физической (управление движениями, телом); 2) физиологической (управление физиологическими процессами и наращивание их резервной мощности в организме); 3) психической (управление ощущениями, эмоциями, чувствами); 4) интеллектуальной (управление мыслями); 5) духовной (управление ценностно-смысловой сферой и реализация жизненных устремлений, связанных с духовным совершенствованием).

Здоровье, в целом, можно рассматривать и со стороны внутренней структуры, и в связи с внешними механизмами, его регулирующими, 1) как качество жизнедеятельности человека, которое характеризуется высоким уровнем адаптации к действию факторов окружающей среды на организм и проявляется в виде состояния физического, психического и социального благополучия индивидуума в различных видах его деятельности; 2) как основной фактор, определяющий способность человека достигать определенного уровня своего развития. Исходя из данных представлений, содержание понятия «здоровье» должно рассматриваться не как зафиксированное явление, а как развитие субъектной позиции индивида по отношению к собственному здоровью, позволяющее реализовать свой ресурсный потенциал. Актуализация данного потенциала возможна в образовательном процессе.

Учитывая многомерность феномена «здоровье», выделяют следующие его компоненты:

Соматический компонент – наличное (актуальное) состояние органов и систем органов человеческого организма.

Физический компонент – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма, обеспечивающий приспособление организма к воздействию различных факторов.

Психический компонент – состояние психической сферы человека; состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения, нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту). М.Ю. Стожарова указывает, что показателями психического благополучия являются следующие:

1) поведение, мысли и чувства, адекватные окружающим условиям и событиям;

2) социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

3) положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

4) равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

5) доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам. Однако это представление довольно расширено: как правило, под психическим компонентом здоровья понимают сохранность психических функций (то, что ученый обозначил в пункте 4), при этом психическими функциями забота о здоровье в системе образования не ограничивается, следовательно, более подходящим является термин «психологический компонент здоровья».

Психологический компонент – состояние личностной сферы, имеющее такие характеристики, как позитивная Я-концепция, стрессоустойчивость, способность конструктивно взаимодействовать с окружающим миром и ряд других (комплекс значений, описанный выше по М.Ю. Стожаровой). Данное понятие было введено в научный обиход И.В. Дубровиной (2004) с целью выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья, в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов. Портрет психологически здорового человека (по М.Ю. Стожаровой) выглядит так: это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией; такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Однако здесь (духовно-нравственным), что признает и сам исследователь.

Нравственный компонент – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

В научно-методической литературе встречаются также и другие компоненты, которые пересекаются с вышеназванными, более выпукло обозначая какой-то из их — аспектов:

Эмоциональный компонент (эмоциональное благополучие) человека – это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие, основой которого является удовлетворение биологических и социальных потребностей (в трактовке Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной).

Интеллектуальный компонент – способность человека к критическому мышлению, рациональному пользованию информацией.

Социальный компонент – адекватность поведения человека в обществе, коллективе, семье в реальных жизненных обстоятельствах; удовлетворенность жизнью; адекватность восприятия и исполнения человеком социальных и гендерных (соответствующих полу) ролей.

Сексуальный компонент – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, повышающих коммуникабельность и способность к любви.

В медицинской литературе, описывающей практику профилактической деятельности, том числе среди детей и подростков, встречается репродуктивный компонент – состояние благополучия репродуктивной системы (репродукция – воспроизводство), ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье.

Таким образом, феномен «здоровье» многогранен и многокомпонентен. Наиболее часто в педагогических трудах и нормативно-инструктивных документах опираются на:

двухкомпонентную структуру понятия «здоровье» («физическое и психическое благополучие») – когда речь идет о сбережении имеющегося уровня здоровья детей в ходе образовательного процесса, обеспечение безопасности условий пребывания ребенка в образовательной организации;

трехкомпонентную структуру понятия («физическое, психологическое и духовно-нравственное здоровье/развитие») – когда рассматривается результат педагогического взаимодействия, освоения ребенком образовательных программ.

Четко усвоив, что человек не только физическое тело, мы можем объяснить, почему не всегда «в здоровом теле здоровый дух», а болезнь физического тела есть «прорастание» нашего духовного нездоровья. Только приняв за основу триединость человека (тело-душа-дух), можно стратегически верно спланировать построение здоровья индивида и нации не «от тела», а «от духа», что выводит на первый план воспитывающую функцию педагога.

Факторы, формирующие здоровье человека и общества

В связи с ростом детско-подростковой заболеваемости важно обратить внимание на изучение факторов риска, влияющих на здоровье детей. Факторы риска принято делить на биологические и социальные и рассматривать их с позиций индивидуального, группового и общественного здоровья. Под индивидуальным здоровьем понимают здоровье отдельно взятого человека, характеризующееся гармоничной совокупностью структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих его оптимальную жизнедеятельность. Общественное здоровье рассматривается как здоровье населения всего государства, региона, области, города, которое определяется совокупностью индивидуальных характеристик, выраженных в статистических и демографических показателях. Групповое здоровье – усредненные показатели здоровья малых групп – социальных, этнических, классных, школьных коллективов и т.п.

К числу социальных факторов медицина относит жилищные условия, уровень материального обеспечения, образованности, состав семьи и т. д. В числе биологических факторов риска выделяют возраст родителей, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении и др. Кроме того, рассматривают психологические факторы риска – психологические загрязнения (эмоциональные переживания) как результат действия биологических и социальных факторов.

По мере накопления данных о факторах риска, медициной предлагались разные подходы к распределению их по группам. Исследователями учитывались особенности самого фактора риска, длительность, тяжесть его воздействия и т.п. Исследования, основанные на отборе наиболее значимых для оценки показателей здоровья факторов, привели к выводу, что образ жизни может являться ведущим фактором, обусловливающим состояние здоровья человека в современных условиях. К образу жизни относятся более 50-55 % всех факторов риска, а главное, в отличие от социальных и природных условий, образ жизни действует на здоровье непосредственно (социальные и природные условия и факторы – опосредованно). На втором месте по силе (статистическому «весу») находится воздействие многообразных природных и социальных, техногенных и прочих факторов окружающей среды, оценка влияния которых на здоровье составляет 20-25 %; затем следуют генетические и наследственные факторы, удельный вес которых колеблется в пределах 15-20 %; на долю здравоохранения (систем, служб, учреждений) приходится 8-10 %.

Одним из весомых социальных факторов, оказывающих влияние на показатели здоровья детей, является система образования. Не случайно Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, в ред. от 29.12.2014 г.) относит образовательную деятельность к потенциально опасной для здоровья и требует выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии утверждаемых федеральных государственных образовательных стандартов и требований санитарным правилам, о безопасности оборудования и помещений, используемых в образовательном процессе. Согласно этому документу, все образовательные организации должны осуществлять гигиеническое воспитание и обучение, направленное на повышение санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни среди населения.

Факторы риска в педагогике связаны с учебной нагрузкой, условиями обучения и особенностями взаимоотношений в образовательной среде.

Классифицируя факторы, влияющие на здоровье школьника, специалисты

института возрастной физиологии РАО (М.М. Безруких и ее коллеги) выделяют

эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). К эндогенным относятся:

возрастные (особенности развития учащегося);

половые (различия между мальчиками и девочками);

наследственные (генетические), среди которых наблюдаются типологические (связанные с типом телосложения, темперамента и т.п.) и индивидуальные;

история развития ребенка (нарушения развития, перенесенные заболевания, в том числе травмы).

К экзогенным (внешним) факторам относятся:

абиогенные (например, климатические);

биогенные (зависящие от воздействия животных и растений);

техногенные (зависящие от технических устройств);

социогенные (зависящие от влияния общественных явлений или событий);

социальные (семейные, социокультурные);

педагогические (учебная нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогические методики, организация физического воспитания);

физиолого-гигиенические (режим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия);

социопсихологические (мотивация учащихся, взаимоотношения «ученик – учитель», «ученик – класс», «учитель – родители»).

Все перечисленные выше факторы могут быть разделены на 3 категории: неизбежные (с ними необходимо считаться, но нет способа их изменить – сюда относятся все эндогенные), корректируемые (действие которых можно в некоторых случаях регулировать) и устранимые (негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить).

Выделяют такое понятие, как «школьные факторы риска» (М.М. Безруких):

стрессовая педагогическая тактика;

интенсификация учебного процесса (перегрузки);

несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника;

преждевременное начало дошкольного систематического обучения;

несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

частичное разрушение служб школьного врачебного контроля;

«провалы» в существующей системе физического воспитания;

отсутствие четкой системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма, действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (в течение 10-11 лет, ежедневно).

Наравне с обширным спектром факторов риска социально-гигиенического характера существенное влияние на состояние здоровья обучающихся оказывают факторы риска, связанные с поведением ребенка. Данные факторы сегодня довольно надежно идентифицируются в процессе проведения специальных исследований. В частности, результаты исследований, проводимых в ряде стран под эгидой ВОЗ («Поведение детей школьного возраста»), показали, что по числу обучающихся, которым нравится образовательный процесс в школе, Россия входит в последнюю десятку стран – участниц исследования.

Одиннадцатилетние российские дети являются лидерами по числу курящих: не менее одного раза в неделю курят 5 % мальчиков и 4 % девочек, что крайне негативно сказывается на их здоровье в дальнейшем. В частности, отмечаются высокие корреляционные связи между курением и функциональными нарушениями со стороны сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и дыхания.

7 % российских учениц и 10 % учеников одиннадцати лет употребляют алкоголь по меньшей мере один раз в неделю (по данному показателю Россия уступает только Украине). Специально проведенные исследования НЦЗР РАМН отмечают высокую корреляционную связь между употреблением алкоголя и ростом функциональных нарушений со стороны сердечно-сосудистой и эндокринной систем, органов пищеварения, обменных нарушений, что является крайне негативным в период морфофункционального развития организма.

В целом, факторы риска, связанные с поведением, имеют значительное разрушающее воздействие на состояние здоровья растущего организма, его формирование и его уровень в будущем. Исключение влияния данных факторов возможно только усилиями самого человека, его волеизъявлением, что имеет прямую связь с уровнем его ответственности в своих поступках и осознанности своих действий.

Таким образом, деятельность образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся должна быть спроецирована на основной вид предоставляемых услуг – образовательные услуги, в связи с чем ключевой идеей этой деятельности является личностное развитие субъектов образовательного процесса (прежде всего обучающихся) с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, присвоение обучающимися социально приемлемых норм и моделей поведения, связанных со здоровьем и образом жизни, реализация каждым ребенком индивидуальной траектории развития собственного здоровья.

1. Леван Т.Н. Формирование здоровья детей и молодежи с позиций педагогики // Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: Коллективная научная монография / Под ред. Т.Н. Леван. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 8-26.

2. Леван Т.Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде: учебно-методическое пособие / Т.Н. Леван. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 224 с.

3. Макеева А.Г. Научно-методические аспекты проблемы формирования основкультуры здоровья у детей и подростков // Профессиональная компетентность педагога в реализации здоровьесозидающей функции: Коллективная научная монография / Под ред.Т.Н. Леван. – Новосибирск: СибАК, 2013. – С. 71-89.

4. Третьякова Н. В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения / Н. В. Третьякова, В. А. Федоров. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 208 с.

Источник

Читайте также:  Польза печени минтая для здоровья консервы
Adblock
detector