Меню

Здоровье фактор эффективности деятельности

Здоровье фактор эффективности деятельности

Физическое и психическое здоровье человека зависит от его адаптации к окружающей среде, а регулятивную функцию адаптации выполняют состояния организма и психики человека. Перенапряжение приспособительных механизмов приводит к возникновению болезни при действии на организм интенсивных и длительных раздражителей. Воздействие факторов среды на человека происходит при активном участии его психики.

Профессиональное здоровье, согласно определению, введенному военным врачом, доктором медицинских наук А.В. Пономаренко в 1992 г. применительно к летчикам, – это способность организма сохранять компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности [8]. В дальнейшем специалисты по психологии здоровья стали определять профессиональное здоровье (для любой профессиональной деятельности) как «интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность» [9, с. 508].

В качестве критерия профессионального здоровья исследователи рассматривают работоспособность, которая определяется как «максимально возможная эффективность деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма, с учетом ее физиологической стоимости» [10, с. 71].

Исходя из этого, в дальнейшем профессиональное здоровье мы рассматриваем как определенный уровень характеристик человека–профессионала, специалиста (включая социально-психологические характеристики его личности), отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность.

Сохранение у человека профессионального здоровья при одновременном обеспечении результативности труда связано с психологической профессиональной адаптацией человека. Индикаторами нарушения адаптации (признаками дезадаптации) является, с одной стороны, возникновение негативных психических состояний человека, с другой – снижение эффективности его деятельности. Указанные индикаторы, как мы покажем далее, связаны между собой.

Под психологической профессиональной адаптацией понимается становление и сохранение динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда». Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и «микросоциальное» окружение.

Эффективность – это всегда отношение ценности результатов – к ценности затрат. Эффективность труда предполагает сравнение (арифметически – операция деления) полученного результата (эффекта) с теми затратами, которые необходимо произвести для получения данного эффекта. Результаты могут быть позитивными (запланированными) или негативными (неожиданными). Затратная же сторона включает не только цену расходуемых для достижения результата внешних ресурсов (сырьевых, энергетических, финансовых, временных), но и – обязательно» – физиологические и психологические показатели («цену» деятельности). «Цену» деятельности мы связываем с расходованием внутренних ресурсов человека.

Психологи предлагают различать объективные и субъективные результаты труда (А.К. Маркова, 1996; Г.В. Суходольский, 2008 и др.). К объективным показателям относятся: производительность; трудоемкость; качество; надежность и др. К субъективным (психологическим, личностным) показателям труда относят: заинтересованность человека в труде; удовлетворенность трудом; социальный статус (формальный и неформальный), достигнутый человеком в труде; уровень притязаний; самооценку.

К «затратным» показателям, определяющим психологическую (и психофизиологическую) цену труда, относятся следующие: величина психической нагрузки; степень напряженности психических функций и процессов, обеспечивающих получение нужного результата; уровень стресса; негативные психические состояния, возникающие в процессе труда и являющиеся его следствием (психическое утомление, напряжение, монотония, снижение мотивации, тревожность, фрустрация и т.д.). Такие состояния являются следствием адаптивной реакции организма и психики на предъявляемые к нему требования по выполнению трудовых (и профессиональных) задач.

При этом сохранение результативности деятельности, производительности труда происходит, по мнению А.Б. Леоновой, за счет истощения внутренних ресурсов и влечет за собой потенциальную и реальную опасность нанесения ущерба здоровью человека [6]. Чем выше «цена» деятельности и чем большей мобилизацией физиологических и психологических ресурсов она поддерживается, тем больше будет отсроченная во времени «расплата», выражающаяся в ухудшении показателей здоровья работающего человека. Поэтому негативные психические состояния человека (даже при сохранении его производительности и качества труда) следует рассматривать как признаки дезадаптации.

Ряд зарубежных авторов (R. O’Donnell, F. Eggemeier, 1986; L. Prinzel, R. Parasuraman, F. Freeman, M. Scerbo, P. Mikulka, A. Pope, 2003) для описания психического напряжения оператора в процессе выполнения профессиональной деятельности используют следующую формулу: «психическое напряжение = психическая нагрузка – способности индивида» (приводится по [7]). Мы согласны с обоснованной критикой этой формулы В.А. Машиным, указывающего, что в ней отсутствуют «такие переменные, влияющие на психическое напряжение, как мотивация, субъективный выбор целей и стратегий выполнения» [там же, с. 89–90]. Однако нам представляется, что приведенная формула демонстрирует не количественные, а качественные (смысловые) связи психической напряженности с профессиональной (трудовой) нагрузкой и ресурсной составляющей человека-профессионала, обеспечивающей успешность его профессиональной адаптации. Тем эта формула и интересна.

Если же в указанной формуле ее результат (разность), обозначенную как «психическое напряжение» рассматривать в качестве негативного состояния, возникающего в у человека в труде и являющегося признаком профессиональной дезадаптации специалиста, а вычитаемое, обозначенное как «способности индивида», рассматривать в качестве профессионализма – интегрального свойства человека-профессионала, то преодолеваемая специалистом «психическая нагрузка» (уменьшаемое) характеризует некоторый положительный эффект профессионального труда. А это уже вполне корректное соотношение.

Мы считаем допустимым использование подобных «алгебраических формул», в которых, пусть редуцированно, но наглядно выражается сущность взаимосвязей между рассматриваемыми явлениями. А ироническое сравнение их с известной формулой «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» является деструктивным.

Вернемся к предмету нашего рассмотрения – связям профессионализма, эффективности деятельности и профессиональной дезадаптации («цены» деятельности – как признаку нарушения профессионального здоровья).

Прологарифмировав известное выражение эффективности (итог деления результата на затраты), получим разность в следующей интерпретации: Эффективность деятельности (как целесообразной активности человека) равна результатам, обеспечиваемым его способностями (к труду, к преодолению нагрузки) за вычетом потерь, связанных с преодолением дезадаптирующих влияний среды. Или, применительно к профессионалу, это можно выразить кратко:

«Эффективность деятельности» = «Профессионализм» – «Дезадаптация»

При этом под профессионализмом мы понимаем интегральное свойство человека, обеспечивающее ему возможность выполнять систематически, качественно и эффективно сложную деятельность при самых разнообразных условиях. как особое свойство человека [2].

Это означает, что если человек является профессионалом, то его деятельность должна быть устойчивой, эффективной, надежной и качественной. Снижение основных объективных показателей деятельности (прежде всего эффективности, характеризующейся отношением полезных результатов к их «цене») является признаком профессиональной дезадаптации.

В 2001 г. нами был предложен комплексный подход к оценке эффективности труда, учитывающий четыре вида критериев: экономические, социальные, психологические и «социально-экологические» [1]. (Отметим, что последний из названных критериев в частном случае, – для обслуживающей и помогающей деятельности в системе «человек-человек», – именуется как «клиентоцентрированный»).

Читайте также:  Цинковый сплав опасен для здоровья

При этом экономическая составляющая эффективности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата (производительностью труда, «выработкой» и др.). Психологическая составляющая определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная составляющая характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в которой работает специалист), к социальным издержкам этой группы. Так называемая «социально-экологическая» (или, иначе, «клиентоцентрированная») составляющая характеризует степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем.

Такой подход позволяет связать индивидуальную эффективность труда специалиста с эффективность коллектива и организации в целом, используя сопоставимые критерии. В дальнейшем была разработана методика построения интегрального критерия эффективности совместной деятельности (как аддитивной целевой функции указанных частных критериев). Интегральный критерий позволяет, используя весовые коэффициенты при частных критериях, определить, с одной стороны, «слабые места» в результативности труда отдельных специалистов (и подгрупп), с другой – степень адаптации (или нарушения ее, то есть дезадаптации) этих специалистов по рассматриваемым критериальным признакам [3].

Таким образом, эффективность деятельности является показателем (критерием) профессиональной адаптации человека. При анализе феномена профессиональной адаптации/дезадаптации следует учитывать, что профессионал – это человек в целом (индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность). Соответственно, его профессиональную адаптацию следует рассматривать на различных уровнях: адаптацию индивида – к условиям физической составляющей профессиональной среды (профсреды); адаптацию личности – к условиям социальной составляющей профсреды; адаптацию субъекта труда – к операционально-функциональным требованиям профсреды. Индивидуальность обеспечивает «смещение акцентов» профессионала на те компоненты деятельности и профессиональные задачи, при выполнении которых человек наиболее успешен. Человек как индивидуальность адаптируется путем реализации собственного, индивидуального стиля, который представляют собой интегральное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности) [4].

Поскольку каждая из частных составляющих эффективности деятельности обеспечивается своей подсистемой индивидуальных качеств человека, то возможными являются варианты, при которых человек может быть высокоэффективен по одному критерию (например, по показателю экономической эффективности, характеризующемуся высокой «выработкой»), малоэффективен по другому критерию (например, по показателю социальной эффективности, характеризующему его «посредственный» вклад в психологическую атмосферу группы) и совершенно неэффективен по какому-то еще критерию, значимому для предприятия (например, проявлять полную неспособность к установлению долгосрочных отношений с клиентами).

Это означает, что специалист может быть, например, адаптирован к операционально-функциональным компонентам профсреды (обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками и др.), в то же время проявлять признаки дезадаптации к социальным компонентам профсреды, и одновременно быть совершенно неадаптированным к условиям, требующим проявления особых психологических качеств при взаимодействии с клиентами. Снижение частного критерия эффективности говорит о проявлении профессиональной дезадаптациии человека, но только в рассматриваемом аспекте. Лишь при устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к профессии. При таком подходе адаптивность (как способность человека к адаптации) связывается с согласованием целей и результатов его профессиональной деятельности.

В.Н. Дружинин рассматривал отношение успешности к «цене» деятельности как меру способности к данной деятельности [5]. Считаем возможным использовать понятие «эффективность профессиональной адаптации», как отношение успешности адаптации (или, в субъективном ее выражении, удовлетворенности профсредой) к психофизиологическим затратам («цене» деятельности). Таким образом, эффективность адаптации может рассматриваться как особая способность человека к социально-профессиональной адаптации, или иначе, его адаптивность. Обеспечивается она адаптивным ресурсом человека.

Человек-профессионал, помимо того, что он эффективен в своей деятельности, может сохранять устойчивую работоспособность в трудных условиях. Профессионализм – системное свойство человека-профессионала, включает в себя адаптивный потенциал (ресурс), обеспечивающий сохранение профессионального здоровья при необходимой результативности труда. Этот ресурс не безграничен, его исчерпание приводит к ухудшению физического и психического здоровья. Первыми индикаторами, позволяющими диагностировать угрозу здоровью, являются негативные психические состояния человека.

Источник

Вопрос 1. ЗДОРОВЬЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Здоровье и его слагаемые. Здоровье… Как часто в последнее время нам приходится слышать это слово. Что же оно означает? В словаре С.И. Ожегова под здо-ровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Хотя однозначно оценить, что же такое здоровье, весьма сложно. То, что одни считают нормальным здоровьем, другие могут воспринимать как нездоровье. По мнению С.А. Волкова, «здоровым можно считать человека, который как минимум, способен адекватно решать профессиональные, семейные и личные проблемы».

Согласно материалам ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Рубеж веков ознаменован актуальностью проблемы здоровья во всех ее аспектах.

* стремительный темп научно-технического прогресса;

* высокий ритм жизни;

* информационные и эмоциональные перегрузки;

*экологическое неблагополучие и многие другие факторы современной жизни.

Все это привело к резкому росту так называемых «болезней века» (сердечно-сосудистых, онкологических, язвенных, психических и прочих заболеваний). Резко возросло число алкоголиков и наркоманов. Возможно, эти болезни являются следствием неспособности многих людей быстро адаптироваться к бурным изменениям условий жизни. Что и говорить, нелегка жизнь современного человека. Но вдвойне она нелегка для управленца.

Современный руководитель (специалист) работает, как правило, в условиях:

* ненормированного рабочего дня;

*постоянного давления со стороны подчиненных и вышестоящего начальства;

* вынуждающих идти на риск;

* одновременного решения нескольких разноуровневых задач.

Вот почему руководитель находится в стрессовом состоянии почти постоянно. Систематические перегрузки и вытекающие из них состояния напряжения становятся для руководителя все более обычными. Если ему не удается вырваться из состояния сверхвозбудимости и перенапряжения в течение длительного времени, то у него может появиться опасность развития какого-либо заболевания. Как же уберечь себя от этого преждевременного старения и заболеваний?

Прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, разберемся, что же включают слагаемые здоровья.

Обычно выделяют три вида здоровья:

Физическое здоровье представляет собой устойчивое функциональное состояние организма, обеспечивающее успешную жизнедеятельность человека (жизнедеятельность как отдельных тканей, органов и систем, так и всего организма в целом). Важно отметить, что устойчивое функциональное состояние рассматривается в пределах возрастной нормы.

Очень важно воспринимать себя здоровым человеком. Не случайно бытует поговорка: пока человек не задумывается о своем здоровье, он здоров.

Физическое здоровье, как правило, связывают с биологическим (функциональным) возрастом, то есть с функциональной зрелостью организма. Критерии биологического возраста меняются в зависимости от периода развития и включают:

* морфологические критерии (скелетная и зубная зрелость, зрелость форм тела, его пропорций, развитие первичных и вторичных половых признаков);

Читайте также:  Онтогенез человека его репродуктивное здоровье

* функциональные критерии (зрелость центральной и вегетативной нервной системы и опорно-двигательного аппарата);

* биохимические критерии (ферментативные, гормональные и цитохимические показатели).

Психическое здоровье оценивается по трем основным критериям:

В нашем случае, применительно к здоровью, под адаптацией понимается способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (например, пищеварения, выделения и др.), способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы содержания индивидуальной адаптации существуют, но есть и общие для всех людей закономерности. Критерием успешной адаптации является способность человека жить в современных геосоциальных условиях.

Социализация применительно к здоровью понимается в трех основных проявлениях:

* во-первых, человек реагирует на другого человека, как на равного себе («Другой такой же человек, как и я»);

* во-вторых, человек признает существование норм в отношениях между людьми («Между людьми существуют определенные нормы взаимоотношений и я руководствуюсь ими»);

* в-третьих, человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония («Я — единственный, но не одинокий; я нуждаюсь в окружающих, я — среди себе подобных»).

Таким образом, критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я — дру-гие».

Индивидуализация (индивидуация) понимается как способность:

* во-первых, осознавать собственную неповторимость и индивидуальность, как ценность и не позволять разрушать ее другим людям;

* во-вторых, сопоставлять свою индивидуальность с проявлениями индивидуальности других людей.

Таким образом, критерием успешной индивидуализации (индивидуации) является способность человека относиться к самому себе и к окружающим как к индивидуальностям.

Рассмотрев слагаемые психического здоровья, можем сделать следующий вывод. Психически здоровый человек характеризуется его возможностями адап-тации, социализации и индивидуализации. Эти возможности есть у каждого человека, а степень их реализации определяется социальной ситуацией, то есть теми ежедневными условиями развития человека, в которых он реализует себя, свои мысли, возможности, желания, качества.

Несколько слов о духовном здоровье человека.

К основным его признакам и показателям относятся следующие:

* воспринимая жизнь как ценность, человек стремится к созданию в ней новых ценностных качеств. Состояние поиска охватывает человека помимо его воли и индивидуальных усилий, и человек ищет его истоки вне своих сил, в сферах, лежащих выше их;

* гуманистические способы воздействия на себя и на окружающих (поощрения, наказания, прощения);

* целостность внутреннего мира, которая задается системой правил и суждений, принятых для себя человеком осознанно (так называемая «жизненная фи-лософия»);

* переживания постоянной радости от жизни как таковой.

Духовное здоровье проявляется в связи человека со всем миром и выражается в:

* чувстве красоты и мировой гармонии;

* чувстве восхищения и благоговения перед жизнью.

Наиболее плодотворны исследования духовного здоровья представителями гуманистической психологии. Так, А. Маслоу считал, что люди, здоровые духовно, обладают особыми характеристиками, которые отличают их от других людей по ряду показателей. Эти люди удовлетворили свои потребности в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении и поэтому могут стремиться к самоактуализации, то есть к свершению своей миссии, призвания, судьбы, стремления к единству своей личности.

К характеристикам здоровых людей, подтвержденным наблюдениями А. Маслоу, можно отнести следующие:

1. Объективное восприятие реальности. Духовно здоровые люди менее эмоциональны и более объективны в восприятии реальности, терпимы к противоре-чивости и неопределенности. Они приветствуют сомнение и нехоженые пути.

2. Полное принятие себя, других и природы. Духовно здоровые люди принимают себя такими, какие они есть как на психическом, так и на физиологическом уровне и ощущают при этом радость жизни (у них хороший аппетит, сон, секс). С пониманием они относятся к основным биологическим процессам в организме. Подобным образом они воспринимают других и человечество в целом.

3. Непосредственность, простота и естественность поведения. Как точно заметил М.Е. Литвак (1997), с этими людьми общаться так же просто, как и с японской техникой. Однако эта простота общения не означает, что они доступны для каждого в любой момент и что они так же просты «внутри».

4. Увлеченность и преданность какому-либо делу (центрированность на проблеме, а не на себе). Духовно здоровые люди привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую считают для себя жизненной миссией. Говоря словами А. Маслоу, они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.

5. Независимость и потребность в уединении. Они очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и в одиночестве, общении с собой.

6. Автономия, независимость от культуры и окружения. Они больше полагаются на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. В этом смысле они самодостаточны, то есть независимы на самом деле, а не в смысле заявления своей позиции.

7. Свежесть оценки и восприятия. Духовно здоровые люди каждый день своей жизни воспринимают как захватывающее и волнующее событие.

Для них восприятие сотой радуги так же прекрасно и восхитительно, как и восприятие первой радуги в жизни.

8. Вершинные или мистические переживания. Эти люди способны переживать моменты сильного волнения или высокого напряжения, экстатические со-стояния. Когда они переживаются? В кульминационные моменты любви и интимности, творчества, озарения, открытия и слияния с природой.

9. Общественный интерес, чувство сопричастности, единения с другими, доброжелательность. Это выражается в сострадании, симпатии и любви ко всему че-ловечеству (часто в виде отношения старшего брата к младшему).

10. Глубокие межличностные отношения. У этих людей узок круг общения, так как настоящее общение, состояние духовного единства с другими требует времени и усилий. Однако их общение отличается глубиной переживаемых чувств. Кроме того, для этих людей характерно высокое чувство эмпатии, сопереживания.

11. Демократический тип характера. У этих людей нет предубеждений к другому классу, расе, религии, полу, возрасту, профессии, сексуальной ориентации, прочим атрибутам статуса. Они с готовностью учатся у любого, если только у него можно чему-то научиться. В то же время они не считают всех без исключения равными. А. Маслоу писал: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти».

12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни они более определенны, последовательны и тверды, чем другие, в отношении того, что правиль-но и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. В то же время для них порой сам процесс значит больше, чем цель, пусть и очень благовидная.

Читайте также:  Как часто можно делать наркоз кошке без вреда для здоровья

13. Философское чувство юмора. Эти люди предпочитают доброжелательный, философский юмор, высмеивающий глупость человечества в целом, в отличие от других людей, которые могут получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных. Юмор духовно здоровых людей вызывает улыбку, а не смех.

14. Креативность, творческий подход к жизни. Для них характерна естественная и спонтанная креативность, позволяющая будничное дело осуществлять каждый раз по-новому. Кроме того, их творческий подход проявляется прежде всего в повседневных делах, а не как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Вот почему А. Маслоу как-то заметил, что в первоклассном супе больше творчества, чем во второсортной поэзии.

15. Сопротивление окультуриванию. Они в гармонии со своей культурой, вместе с тем сохраняют определенную внутреннюю независимость от нее. Они традиционны и ничем не отличаются от других, пока требования культуры не затрагивают их основные, базисные ценности.

Сказанное выше может привести к заключению, что здоровые духовно люди — ангелы. У них есть недостатки и, как другие люди, они несовершенны. Однако они напоминают нам, что потенциал психологического роста человека, его возможности стать духовно здоровым гораздо выше, чем те, которых достигло человечество.

В приложении к главе содержится «Опросник личностной ориентации», позволяющий определить степень самоактуализации и духовного здоровья чело-века.

Здоровье человека: от чего оно зависит? Разберемся, от чего же зависит наше здоровье (особенно физическое). Опираясь на данные Всемирной организации здравоохранения, можно выделить четыре группы обобщенных факторов, влияющих на состояние нашего здоровья.

* Экологически благоприятная среда (20 %; со временем вклад этого фактора будет увеличиваться).

* Медицинское обеспечение (10 %; со временем вклад этого фактора будет уменьшаться).

* Образ жизни человека (50 %). Образ жизни — это целостная совокупность особенности повседневной жизни людей, определяемая:

* индивидуальными психическими особенностями;

* потенциалом здоровья, заложенным в каждом человеке;

* семейными и местными обычаями;

* стандартами жизни, характерными для данного социального слоя, данного региона, данного государства (например, житель города или деревни, житель Западной или Восточной Европы, житель СНГ и др.).

Образ жизни охватывает:

* формы использования свободного времени;

* формы удовлетворения материальных и духовных потребностей;

• нормы поведения людей в типичных ситуациях.

При столь важном значении образа жизни стоит пристальнее присмотреться к факторам, поддерживающим физическое здоровье.

К ведущим из них обычно относят:

О дыхании мы как-то не задумываемся, пока здоровы органы дыхания. Оно выполняется автоматически, хотя при желании мы можем им управлять. В организме физиологические и биохимические процессы происходят без участия сознания и управляются вегетативной нервной системой.

На дыхание давно обратили пристальное внимание на Востоке. На Западе и у нас — значительно позже. Одни говорят, что надо дышать глубже, другие считают, что полезней неглубокое дыхание (по методу Бутейко). При напряженной физической ра-боте нужно глубокое дыхание для обеспечения кислородом биохимических процессов. Дыхание по методу Бутейко, когда в организме накапливается углекислота, выводит организм как бы на грань, за которой начинают раскрываться резервные возможности организма. Оно эффективно при многих заболеваниях, но им нельзя пользоваться постоянно.

Йоги отработали разные варианты дыхания (пра-наямы), включающие четыре примерно равных по времени этапа: вдох — пауза — выдох — пауза. Длительность этапов подбирается индивидуально, но обычно по 4—8 с на этап, с постепенным увеличением до 10—14 с. Такое дыхание оказывает оздоравливающее и даже омолаживающее воздействие.

В последнее время много внимания уделяется проблеме питания.

Существуют разные способы питания — сыроедение, растительная монодиета, вегетарианство, животная монодиета, смешанное питание. Доказано, что применим любой способ, но менее эффективным является последний.

Существуют несколько заповедей питания:

* питайся четыре раза в день и регулярно;

* потребляй только продукты живой природы. Причем главное внимание следует уделять свежим фруктам и овощам (по возможности сырым) и так называемой клетчатке (хлеб грубого помола, с отрубями и др.). Жиры рекомендуется употреблять не более 80 г в день и стараться, чтобы они были ненасыщенными, то есть растительными и не жареными. До минимума необходимо свести потребление сахара и соли. То, что мы употребляем в пищу, в среднем должно усваиваться на 80—90 %. Жиры задерживают и снижают это усвоение до 60 %, а овощи и фрукты — увеличивают на 10—15 %;

* ешь, когда голоден. До половины пищи, принятой без аппетита, разлагается и превращается в яд;

* разнообразие пищи должно быть максимальным в течение недели и минимальным в одной трапезе;

* не забывай о соках (лучше натуральных) и питьевой воде (лучше талой или родниковой). Ежедневный прием жидкости должен составлять не менее 1—2 л;

* и, пожалуй, главное — индивидуально подбирай для себя ту пищу, в которой нуждается тело.

Движение составляет основу жизни. В наибольшей степени потребности организма в движении реализуются в различных видах физических упражнений и ходьбе. Максимальный эффект достигается при выполнении большого количества циклических движений не очень высокой интенсивности. Главное при этом не просто увеличивать силу и гибкость тела, а усилить саморегуляцию организма.

Проще всего ввести в свою жизнь физические упражнения, увеличив ежедневную двигательную активность. Быстрая ходьба — дешевая, простая, безо-пасная и самая популярная форма упражнений. Замените ходьбой все автомобильные поездки на близкие расстояния. Эффективным и веселым способом, позволяющим сжигать лишние калории, являются танцы и участие в спортивных состязаниях. Доступным и эффективным видом физических занятий является медленный бег, так как именно он обеспечивает антигравитационный режим (из-за наличия фазы полета). Благодаря кровотоку и газообмену в легких лучше удаляются шлаки, улучшается работа эндокринной и нервной систем. Состояние легкого положительного стресса создает адаптационные механизмы для более сложных стрессовых воздействий и способствует укреплению иммунной системы.

Медленно и постепенно увеличивайте интенсивность своих тренировок. Тогда вас не будет пугать необходимость прилагать к занятиям большие усилия (а боясь этого, люди часто прекращают занятия спортом). Пусть нагрузка на ваших тренировках растет естественно, в соответствии с вашими желанием и потребностью. Немедленно прекратите занятия, если они станут вызывать у вас чувство дискомфорта, слабость или болезненные ощущения.

Источник

Adblock
detector