Меню

Здоровье это учебник физкультуры

Курс лекций по физической культуре
Н. Е. Ветков, 2015

В пособии рассмотрены основные понятия, средства, формы и методы физической культуры и спорта. Теоретический материал изложен как формирующий мировоззренческую и научно-практическую основу знаний о физической культуре и спорте. Пособие отражает значительную потребность общества к вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья. Данное пособие соответствует учебной программе «Физическая культура» и отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта. Предназначено преподавателям физической культуры и спорта, а также студентам всех специальностей для изучения теоретических основ физической культуры.

Оглавление

  • Тема 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества
  • Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс лекций по физической культуре предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Основы здорового образа жизни

1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.

2. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.

3. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.

4. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.

5. Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные требования к организации здорового образа жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

6. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.

1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие

Здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия, обеспечивающего полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций (а не только отсутствие болезней).

Физическое здоровье это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.

Психическое здоровье — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием психических отклонений и обеспечивающее адекватную регуляцию поведения в окружающих условиях.

Социальное здоровье — это система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.

Здоровый образ жизни единство всех форм и способов жизнедеятельности личности, ее условий и факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Здоровье — это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам (В. И. Дубровский).

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К факторам, определяющим здоровый образ жизни, можно отнести следующие: режим труда и отдыха, рациональное питание, здоровый сон, активная мышечная деятельность, закаливание организма, профилактика вредных привычек, знание требований санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая регуляция.

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном — в конечном счете, определяются уровнем здоровья.

Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом: 1) здоровье — это отсутствие болезней; 2) «здоровье» и «норма» — понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы.

Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.

В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться на субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы.

Поэтому, качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям — признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.

Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности.

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.

В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. Уровень здоровья и физического развития — одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей: оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности.

Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности — все это показатели общей культуры человека.

Источник

Физическая культура с основами здорового образа жизни — Ципин Л.Л.

Год выпуска: 2002

Жанр: Лечебная физкультура

Описание: В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в настоящее время действует примерная учебная программа по физической культуре для высших учебных заведений различного профиля, которая содержит теоретический, практический и контрольный разделы. Теоретический раздел программы предусматривает овладение системой научно-практических знаний в области физической культуры и здорового образа жизни, формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Многолетний опыт преподавания теоретического раздела программы показал, что при его освоении возникают определенные трудности как у недавних выпускников физкультурных вузов, работающих преподавателями на кафедрах физической культуры, так и у студентов, проходящих обучение на этих кафедрах. В первом случае они связаны с необходимостью комплексного и сжатого изложения обширного теоретического и методического материала, а также недостаточной разработанностью некоторых вопросов, в частности, использования физических упражнений при подготовке к конкретному виду трудовой деятельности. Во втором случае процессу обучения не способствует сложившееся у многих студентов нефизкультурных вузов представление о том, что если человек когда-либо сталкивался с физическими упражнениями, то он уже достаточно компетентен в данной области, хотя обычно это выражается одной фразой — «Надо больше двигаться!». Даже те, кто регулярно тренируется, зачастую слабо разбираются в основах методики физической подготовки. Кроме того, сейчас имеется масса популярной литературы, в которой представлены рекомендации, иногда противоречивые и неоднозначные, по использованию многочисленных тренировочных программ и способов оздоровления. Без соответствующей подготовки ориентироваться в такой литературе сложно. Отрицательно сказывается на обучении неточное или неправильное употребление терминов теории физической культуры, анатомии, физиологии, психологии, которое встречается во многих источниках.
Решить проблему теоретической подготовки студентов в сфере физической культуры и здорового образа жизни призвана помочь специальная учебная литература, в частности, учебник «Физическая культура студента», изданный в 1999 г. В нем подробно, на богатом фактическом материале освещаются принципиальные положения теории физической культуры, включая основы развития физических качеств и обучения двигательным действиям, методику самостоятельных занятий. Вместе с тем, отдельные темы, вызывающие повышенный интерес, касающиеся, например, истории и современного состояния олимпийского движения, содержания распространенных систем физических упражнений, некоторых аспектов здорового образа жизни, нуждаются в более пристальном рассмотрении. Большой объем предлагаемых сведений вступает в заметное противоречие с ограниченным количеством лекционных часов, отводимых на освоение теоретического раздела.
В настоящем учебном пособии предпринята попытка кратко и в доступной форме изложить обязательный материал теоретического раздела программы с необходимыми дополнениями. С целью облегчить восприятие нового материала и чтобы исключить разночтения, основные понятия и определения, а также наиболее важные данные выделены в тексте отдельно. Тема здорового образа жизни занимает среди других центральное место, поскольку физическая культура является, по существу, одним из главных его факторов. Это нашло свое отражение в названии пособия. Особое внимание уделено самоконтролю при занятиях физическими упражнениями. Известно, что именно незнание или несвоевременное применение методов самоконтроля за состоянием функциональных систем организма становится во многих случаях причиной переутомления и, как следствие, травм и других негативных проявлений.
Пособие состоит из шести глав, в которых раскрываются самостоятельные и, в то же время, органически связанные одна с другой, темы. Каждая глава разбита на две части, представляющие собой законченные и рассчитанные на два часа лекции, а названия параграфов могут служить в качестве экзаменационных вопросов. Рубрикация глав построена таким образом, что позволяет оперативно найти в пособии интересующий учебный материал.
При подготовке пособия были использованы работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области физического воспитания, спортивной тренировки и здорового образа жизни: Б. А. Ашмарина, М. Я. Виленского, В. М. Выдрина, В. И. Дубровского, В. И. Ильинича, Л. П. Матвеева, В. Н. Платонова, К. Купера и многих других, а также результаты собственных исследований.

Читайте также:  Как пользоваться разделом здоровье

Содержание учебного пособия

«Физическая культура с основами здорового образа жизни»

Источник

Понятия: «физическая культура», «спорт», «здоровье», «здоровый образ жизни»

Ознакомление с историей развития физической культуры как части культуры личности. Рассмотрение основ лечебной физкультуры. Исследование особенностей массового спорта и спорта высших достижений. Определение понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.08.2015
Размер файла 24,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятия: «физическая культура», «спорт», «здоровье», «здоровый образ жизни»

Глава 1. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры

1.1 Развитие физической культуры

1.2 Физическая культура личности

1.3 Лечебная физкультура

Глава 2. Спорт — явление культурной жизни

2.1 Спорт — часть физической культуры

2.2 Массовый спорт

2.3 Спорт высших достижений

Глава 3. Здоровье и здоровый образ жизни

3.1 Определение понятия «здоровье»

3.2 Здоровый образ жизни

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. Недаром в народе говорят: » Здоровому все здорово!», об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. И чтобы укрепить своё здоровье, продлить себе жизнь, люди стали с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни: закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Поэтому целью данной контрольной работы является определение понятий спорт, физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Дать определения понятий: спорт, физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни.

3. Показать роль физической культуры и спорта в оздоровлении не только личности, но и общества в целом.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта — одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

Глава 1. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры

Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества, далеко неоднозначен, тесно связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание».

1.1 Развитие физической культуры

Существует множество определений термина «физическая культура». Физическая культура (в наиболее обобщенном виде) — это совокупность достижений в создании и использовании специальных средств, методов и условий физического совершенствования человека. Она является продуктом сознательной деятельности общества. На каждом историческом этапе физическая культура изменяется в зависимости от общественной формации и наследует культурные ценности, созданные человеком на предыдущих этапах. физический культура здоровый спорт

Физическая культура — это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая культура использует возможности индивидуума, естественные силы природы, достижения наук о человеке, конкретные научные результаты и установки медицины, гигиены, анатомии, физиологии, психологии, военного дела и др. Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию.

Развитие физической культуры можно проследить с древнейших времен. Результаты научных исследований позволяют сделать вывод, что из трудовых движений, жизненно необходимых действий человека физическая культура выделилась в почти самостоятельный вид человеческой деятельности в период от 40 до 25 тысячелетий до н.э. Появление метательного оружия, а в дальнейшем и лука, способствовало необходимости подготавливать добытчиков пищи, воинов, развивать и совершенствовать уже в каменном веке появившимися системами физического воспитания, двигательные качества как залог успешной охоты, защиты от врага и т.д. Физическая культура первобытного периода, развивая стойкость, твердую волю, физическую подготовку каждого члена племени, воспитывала у соплеменников чувство общности в защите своих интересов.

Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции, где «неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать» (Агеевец В.У., 1983), физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах, где преподавались гимнастика, фехтование, верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой — с 15-летнего. Примером, характеризующим уровень развития физической культуры в этих государствах, являлись организация и проведение Олимпийских игр.

Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами: философ Платон — кулачный боец, математик и философ Пифагор — олимпийский чемпион, Гиппократ-пловец, борец.

Мифические герои, обладающие сверхъестественными физическими и духовными способностями, были у всех народов: Геракл и Ахиллес — у греков, Гильгамес — у вавилонян, Самсон — у иудеев, Илья Муромец, Добрыня Никитич — у славян. Люди, возвеличивая их подвиги, победы в состязаниях, борьбе со злом и силами природы, стремились сами быть здоровыми, сильными, умелыми и трудолюбивыми, что, естественно, отражалось и на особенностях воспитания, физического воспитания, культуры физической.

Для средних веков характерно военно-физическое воспитание. В капиталистическом обществе наибольшего развития достиг спорт, как составная часть физической культуры.

Физическая культура русского народа отличалась большим своеобразием и самобытностью. В физических упражнениях, распространенных среди русских в ХIII-XVI вв., был ярко выражен их военный и полувоенный характер. Верховая езда, стрельба из лука, бег с препятствиями были на Руси любимыми развлечениями. Массовое распространение имели также кулачные бои, долгое время игравшие большую роль в качестве одной из основных народных самобытных форм физического воспитания.

В эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые применятся в России в системе обучения солдат и офицеров. Одновременно физические упражнения вводятся как учебная дисциплина в учебных заведениях. Эти меры явились первыми шагами государства по руководству делом физической культуры.

Читайте также:  Капсулы здоровье щитовидной железы bio iodine

Во второй половине XIX в. среди молодежи начинает развиваться современный спорт в форме спортивных кружков и клубов. Появляются первые спортивные общества и клубы.

Особая роль физической культуры отведена в процессах обучения в виде профессионально-прикладной физической подготовки, цель которой — развитие тех качеств, умений, навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на конкретные трудовые, рекреационные процессы и действия.

На учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, обычно проходящих коллективно, зрелищно, вырабатываются черты характера, в основе которых гражданственность, чувство патриотизма, ответственность за свои поступки, поведение, отношение к семье, работе.

Так, физическое воспитание, органически связанное с идейно-нравственным воспитанием, формирует высокие личностные качества человека и гражданина. Не требует доказательств и тот факт, что нормальное физическое развитие способствует и нормальному развитию и таких качеств, как память, внимание, высокие уровни устойчивости, восприятие, наблюдательность, умственная работоспособность. На занятиях по физическому воспитанию индивидуум усваивает рациональные приемы жизнедеятельности, рациональных действий, правила личной и общественной гигиены, закаливания и т.п., что положительно влияет на умственное развитие, на процесс умственного воспитания, интеллект.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей.

К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение.

К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности и др.

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

1.2 Физическая культура личности

Выделяют понятие физическая культура личности. Это достигнутый уровень физического совершенства человека, его личных качеств, степень использования им приобретенных в процессе занятий физическими упражнениями специальных знаний, умений, навыков, а также физических качеств в повседневной жизни.

Физическую культуру личности характеризуют:

— интерес и мотивация к занятиям физическими упражнениями;

— систематические занятия физическими упражнениями для решения тех или иных задач физического самосовершенствования;

— объем специальных физкультурных знаний, позволяющий с пользой применять их на практике;

— объем усвоенных двигательных умений и навыков;

— разносторонняя базовая физическая подготовленность;

— овладение гигиеническими навыками и приобретение привычек здорового образа жизни;

— владение организационно-методическими умениями проведения самостоятельных физкультурных занятий.

Все компоненты физической культуры личности конкретны и при целенаправленном использовании приносят пользу человеку. Их формирование способствует гармоническому физическому и психическому развитию занимающихся.

Уровень развития физической культуры личности зависит от условий, создаваемых обществом для физического воспитания. Однако основным является целенаправленная, сознательная и систематическая совместная физкультурная и спортивная деятельность занимающегося физическими упражнениями и педагога.

Высшей формой личной физической культуры считается самостоятельная физкультурная деятельность. Осуществляя физкультурную деятельность, человек познает себя, других людей, окружающий мир. У него развиваются самостоятельность, творчество и инициатива, формируются индивидуальные черты характера, собственное мировозрение.

Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Занятия способствуют также профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте.

1.3 Лечебная физкультура

Физическая активность зависит от функциональных возможностей человека, его возраста, пола и здоровья. В зависимости от состояния здоровья человек использует различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях здоровья — лечебную физкультуру.

Лечебная физкультура — метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Физические упражнения в умеренных дозах содействуют восстановлению механизмов саморегуляции всех жизненных процессов организма при выздоровлении, таким образом «исправляя» дефекты, связанные с той или иной болезнью.

Понятие «физическая культура» подразумевает не только систематическое применение рационально составленных комплексов упражнений, но и хорошую физическую форму.

Физическая культура в первом понимании является ведущим фактором здорового образа жизни, а во втором — его следствием. Как видим, это понятие довольно емкое: объединяя в себе причину и следствие, оно выступает в особом качестве, именуемом физической культурой.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

Глава 2. Спорт — явление культурной жизни

2.1 Спорт — часть физической культуры

«Спорт» — обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений.

Спорт — игровая, соревновательная, творческая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях состязательного соперничества.

Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента.

Современный спорт выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.

Спорт живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека.

Тренированный организм более устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды. Утренняя гимнастика стала наиболее распространенной формой занятий. Атлетическая гимнастика поможет в формировании красивого, пропорционального тела. Ритмическая гимнастика улучшает утилизацию кислорода в тканях организма, ведет к повышению работоспособности, физической выносливости. Плавание улучшает работу внутренних органов, развивает сердечно — сосудистую систему, предотвращает застой венозной крови, обеспечивает ее возврат в сердце. Велосипед незаменим в борьбе с лишним весом. Спортивные игры развивают ловкость, вырабатывают двигательную активность. И наконец, «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай!».

Атлетическая гимнастика, как система упражнений с отягощениями ради укрепления здоровья, исправления недостатков телосложения и осанки зародилась в России. В 1889 г. В.Ф. Краевский основал кружок атлетики в Петербурге. Атлетизм — это не только силовые упражнения, но и разносторонняя физподготовка, включая бег, плавание, игры, акробатику, туризм и т.д.

В словаре В.И. Даля записано: «Атлет-здоровяк, силач, богатырь. «. Вот такая последовательность: сначала — здоровье, затем — сила и, наконец,- телосложение.

Современный спорт подразделяется на массовый спорт и спорт высших достижений.

2.2 Массовый спорт

Массовый спорт — занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений с целью рекреации, укрепления здоровья, повышения работоспособности в условиях физического соперничества.

Занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений, носящими массовый характер, в основе которых — доступность и возрастная приемлемость, объединены в массовый спорт, «спорт для всех».

Цель занятий различными видами массового спорта — укрепит здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

«Спорт для всех» играет важную роль в решении проблем, касающихся целесообразной двигательной активности человека, как неотъемлемого компонента режима, здорового образа жизни.

2.3 Спорт высших достижений

Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.

Цель большого спорта — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных состязаниях.

Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене.

Спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.

Читайте также:  Все про лагерь здоровье

Итак: спорт — составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Глава 3. Здоровье и здоровый образ жизни

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном — определяются уровнем здоровья.

3.1 Определение понятия «здоровье»

Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно классифицировать следующим образом:

1) здоровье — это отсутствие болезней;

2) «здоровье» и «норма» — понятия тождественные;

3) здоровье как единство морфологических, психо-эмоциональных и социально-экономических констант.

Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни.

Поэтому понятие «здоровье» можно определить следующим образом: здоровье — нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровье — это гармоничное единство физических, психических и профессиональных функций человека, способствующее оптимальной реализации его возможностей в разнообразных видах трудовой и общественной жизни.

Всемирной организацией здравоохранения здоровье человека определено как «физическое, духовное и социальное благополучие, а не только отсутствие заболевания или дряхлости».

Физическое здоровье — состояние организма человека, при котором оптимально используются защитно-приспособительные механизмы, противостояние отрицательному влиянию среды.

Психическое здоровье — высокий уровень свойств нервной системы человека, обеспечивающих совместную работу всех систем организма и взаимодействие со средой, отражая с помощью ощущений внешние воздействия, имеющие положительное или отрицательное значение для жизнедеятельности.

Люди издревле верили в снадобья и приметы, искали средства улучшения здоровья, продления жизни. По мнению современных ученых, под здоровьем подразумевается гармоническое единство обмена между организмом и окружающей средой, результат которого — нормальная работа всех органов и систем человека. Критериями здоровья можно считать нормальное состояние нервной, сердечно — сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного и эндокринного аппаратов, мобильность, высокий уровень адаптации к отрицательным факторам внешней среды.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности — все это показатели общей культуры человека.

3.2 Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций.

«Физические упражнения должны прочно войти в повседневный быт каждого человека, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ)

Наши предки жили в тесном контакте, общении с природой и работали синхронно природным ритмам — вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Человек, занимаясь тяжелым физическим трудом, хорошо осознавал, что он сам должен заботиться о восстановлении своего здоровья.

Сегодня человеку продолжает казаться, что здоровье также постоянно, как электро-, водоснабжение, что оно будет всегда, т.к. забота о нем переложена современностью на плечи государства, медицинской отрасли, которые должны поставлять здоровье, как продукты, товары, услуги. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья.

Под здоровым образом жизни понимаются используемые формы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, усиливают адаптивные возможности организма человека, способствуют восстановлению, поддержанию и развитию его резервных уровней, а также выполнению профессиональных функций.

Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности человека, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, само — регуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у человека как часть общекультурного развития.

Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование — условие здорового образа жизни.

Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т.е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. К таким упражнениям относятся плавание, передвижение на лыжах, оздоровительный бег, езда на велосипеде. Кроме того, оздоровительный и тренирующий эффект оказывают спортивные игры, шейпинг, атлетическая гимнастика, аквааэробика, степ-аэробика.

В заключение приведем слова ученого и популизатора здорового образа жизни Поля Брэнгга: «Самое большое открытие современного человека — это умение омолодить себя физически, умственно и духовно!»

Проработав литературу по данной теме, даны и проанализированы понятия определений «физическая культура», «спорт», «здоровье» и «здоровый образ жизни». Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что занятия физической культурой и спортом дарят человеку здоровье, силу, гибкость, умение владеть не только своим телом, но и собой.

Каждый из нас может и должен поддерживать свое здоровье на протяжении всей жизни. Это достигается соблюдением определенного режима труда и отдыха, рациональным питанием, отказом от вредных привычек, но прежде всего — регулярной физической активностью.

Чтобы быть здоровым необходимо двигаться!

Таким образом, физическая культура общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.

Нужно всегда помнить, что здоровье — великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье — всему голова!»

1. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента — М.: Альфа М, 2003 — 417 с.

2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для вузов — 2-е изд., стер. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 608 с.

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебник для вузов.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. — 382 с.

4. Лях В.И. Физическая культура. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.И. Ляха — 7-е изд.- М.: Просвещение, 2012. — 237 с.

5. Полиевский С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье. — М.: Медицина, 1984. — 80 с., ил.

6. Попов С.Н. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. С.Н. Попова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

7. Физическая культура студента: Учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2001. — 448 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Рассмотрение основ формирования, культуры, пропаганды, а также профилактики здорового образа жизни людей. Определение понятия, ценностей и функций физической культуры. Исследование особенностей современной социальной роли физической культуры и спорта.

контрольная работа [1,1 M], добавлен 26.03.2015

Понятие профессионального спорта, его развитие и правовые основы в России. Влияние спорта и физической культуры на здоровый образ жизни. Спорт как средство международного культурного обмена, школа воспитания моральных и психологических качеств и зрелище.

реферат [94,7 K], добавлен 16.10.2011

Понятие «здоровье», его содержание и критерии. Влияние окружающей среды, наследственности на здоровье человека. Особенности культурного развития личности и формирование отношения к самому себе. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни.

контрольная работа [33,1 K], добавлен 12.12.2009

Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни. Структурные группы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.

реферат [21,6 K], добавлен 14.11.2008

Здоровье человека как общественная ценность. Здоровый образ жизни – сложившийся у человека способ организации жизнедеятельности. Факторы, определяющие здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Критерии его эффективности и рекомендации студентам.

реферат [15,0 K], добавлен 13.02.2009

Источник

Adblock
detector