Выступление на педсовете по теме: «Здоровый образ жизни. Его принципы и составляющие»
Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.
Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих авангардных призывов звучало понятие “любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости”. Чтобы что-то любить, надо это знать. И чтобы помочь разобраться в основах здорового образа жизни, его принципах и составляющих, мы сегодня проводим этот педсовет.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.
Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами.
Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.
Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.
Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.
Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.
А что такое ЗОЖ?
Здоровый образ жизни и его принципы.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.
Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.
В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).
Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.
К социальным принципам здорового образа жизни относятся:
- эстетичность;
- нравственность;
- присутствие волевого начала;
- способность к самоограничению.
Эстетика ЗОЖ.
Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.
Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.
Нравственность ЗОЖ.
Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.
Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себя.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- закаливание организма;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни
Воспитание культуры поведения:
- Гигиена тела;
- Культура питания;
- Культура общения;
- Воспитание нравственности;
- Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Физическая культура и спорт:
- Физкультурные досуги и развлечения
- Дни здоровья;
- Занятия в спортивных секциях;
- Обучение плаванию и праздники на воде;
- Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта;
- Встречи со спортсменами.
Работа с родителями:
- Совместная систематическая работу ОУ и семьи;
- Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;
- Родительские собрания, беседы, лекции;
- Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
- Консультационная служба “Семья” (помощь специалистов: психолога, логопеда инструктора по физической культуре, педиатра, педагога).
Внедрение новых технологий:
- Использование новых методик по физическому воспитанию (универсальный спортивный тренажерный комплекс “Обезьянник”, спортивный тренажер “Змейка”, дидактическая развивающая игра “Пирамидки”);
- Применение универсальной программы “Тропинка”, разработанной лабораторией медико-физиологических проблем обучения Красноярского института повышения квалификации работников образования.
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:
- Комплексное закаливание (солнечные ванны, водные процедуры, обливание ног);
- Лечебная физкультура;
- Укрепляющая фитотерапия;
- Контроль часто болеющих детей;
- Физиолечение – тубус-кварц, ингалятор, УФО;
- Массаж – лечебный, профилактический.
Учебно-воспитательная работа:
I. Обучение детей.
1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
- Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
- Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
- Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).
- 2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
- Физкультминутки во время занятий;
- Проветривание и влажная уборка помещений;
- Аромотерапия, витаминотерапия;
- Функциональная музыка;
- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
3. Специально организованная двигательная активность ребёнка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, “тропа здоровья”, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.
4. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностики состояния физического и психологического здоровья детей: фитотерапия, ингаляция, ЛФК, массаж, психогимнастика, тренинги. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивные оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.
II. Работа по преемственности с д/с:
круглые столы по сотрудничеству;
молодецкие игры “Школьники и дошколята”;
школьный концерт для ребят-дошколят.
III. Работа с педколлективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения:
- поиск новых форм и структур;
- Осознание того, что уровень здоровья ребёнка за время его пребывания в школьном учреждении – это основной показатель деятельности учителя, школьного учреждения; Высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
- Творческого совершенствования, знание основ здоровья, ЗОЖ;
- Знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
- Владение методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;
- Способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности;
- Здоровье самого учителя.
- Здоров ли наш учитель? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”. У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы – это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель – напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой – отдыхающим, собой – любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.
Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Закажите своему компьютеру-памяти радость, удовлетворение, сознательно возвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости.
Пропишите себе рецепт оздоровления (мы ведь лукавим, говоря, что не знаем правил здорового образа жизни и путей избавления!). и вновь – творите! К примеру, сделав утром зарядку, похвалите себя.
Вы не работаете в этот момент, вы отдыхаете. Вы не инструкции выполняете, вы живёте.
Оздоровительные мероприятия:
- Отбор детей в оздоровительные группы;
- Профилактические прививки;
- Ионизация воздуха при помощи люстры Чижевского;
- Лечебный свет “Дюна – Т” (использование инфракрасного и красного цвета);
- Физиопроцедуры (тубус-кварц), ингаляции;
- Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;
- Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
- Строгое соблюдение норм санпина;
- Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”);
- Группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников;
- Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели.)
ВЫВОД: педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:
- В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
- Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
- Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
- Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Здоровый образ жизни, под которым подразумевается, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
Источник
Публичное выступление с элементами мастер класса «Если хочешь быть здоровым, закаляйся!»
Галиуллина Айгуль
Публичное выступление с элементами мастер класса «Если хочешь быть здоровым, закаляйся!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 3 с. СЕРАФИМОВСКИЙ ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Новые векторы развития дошкольного образования»
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД С ЭЛЕМЕНТАМИ МАСТЕР-КЛАССА:
«Если хочешь быть здоровым – закаляйся!»
инструктор по физической культуре Галиуллина Айгуль Раисовна
г. Туймазы, 2018г.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я инструктор по физической культуре детского сада № 3 с. Серафимовский, по совместительству воспитатель.
В чем, по-моему мнению, состоит основная миссия воспитателя?
Здоровье-главное сокровище ребенка, сохранить и приумножить это сокровище -вот моя главная миссия! Мне важно, что родители доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.
Тема выступления, которое я предлагаю вам сегодня – «Если хочешь быть здоровым — закаляйся!»
Актуальность. Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха, и за счет этого предотвратить частые заболевания.
Цель моего выступления: обобщить и систематизировать наши с вами представления о проведении закаливающих процедур в ДОО: бодрящей гимнастики после сна, массажных ковриков, игрового массажа.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — это здоровье. Для начала,я хотела бы спросить у вас: «Что же такое – здоровье?»
Здоровье – это красота.
Здоровье – это то, что нужно беречь.
Здоровье – это сила и ум.
Здоровье – это самое большое богатство.
Когда говорят о здоровом образе жизни, то закаливание – это первое, что приходит в голову. Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий. Какие закаливающие мероприятия проводите вы?
• Подвижные игры в помещение и на прогулке.
• Массаж тела после сна.
• Зарядка после сна.
• Игры с водой (умывание, мытье рук).
Предлагаю остановиться на ряде мероприятий,проводимых мной:
1. Массаж ступней ног. Оказывает стимулирующее воздействие не только на мышцы ног, он благоприятен для всего организма в целом.
2. Хождение по закаливающим дорожкам. Массаж всей ступни способствует повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
3. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
-Воздух — наиболее доступное средство закаливания в любое время года.
-Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма.
-Водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством.
4. Гимнастика после дневного сна- это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодровствованию.
А теперь я предлагаю вам превратиться в детей и пройти закаливающие процедуры после дневного сна.
Он всегда, везде со мной.
«Закаляйтесь!» — всем велит.
— Комплекс закаливающих упражнений у кровати.
Тянемся мы до макушечки
Мы растем, растем – выросли (тянемся вверх)
Щечки мы сейчас натрем и веснушки соберем. (щиплем щеки и нос)
Солнце село на макушку (коснуться головы,
Мы пощиплем наши ушки. (массаж ушных раковин)
Тянем вверх, тянем вниз, солнце село на карниз (руки за голову).
Наши плечи поднялись, вверх – вниз, вверх – вниз, прямо руки затряслись (поднимаем плечи вверх-вниз)
Надуваем мы живот, сдулся он наоборот! (вдох животом)
Мы его опять надули, подержали так и сдули. (держим живот надутым и сдуваем0
— Сейчас ноги разомнем, а потом гулять пойдем. (ходьба на месте)
(выход из спальни)
— Ходьба по дорожкам в групповой комнате по кругу босиком
Дятел жил в дупле пустом, (Дети похлопывают ладонями по спине)
Дуб долбил, как долотом.
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поколачивают по спине пальцами.)
Долбит дятел крепкий сук.
Клювом, клювом он стучит, (Постукивают по спине кулаками.)
Дятел ствол уже долбит.
Дятел в дуб всё стук да стук, (Постукивают по спине рёбрами ладоней.)
Дуб скрипит: «Что там за стук?»
Дятел клювом постучал, (Поглаживают спину ладонями.)
Постучал и замолчал,
Потому что он устал!
Рефлексия «Талисман здоровья»
В заключение, я хочу сказать вам большое спасибо, мне очень приятно было с вами общаться. И поэтому, я хочу с вами поделиться талисманом здоровья. Подержите его в своих руках, наполните его своим позитивом и настроем на ЗОЖ. А теперь пусть каждый из нас пожелает соседу справа что-то хорошее и отдаст ему свой «талисман» (по кругу). Наша ниточка не прервалась.
Спасибо за внимание!
1. Агаджанова С. Н. Закаливание организма дошкольника; Детство-Пресс — Москва, 2011. — 469 c.
2. Баранова С. В. Укрепление организма; Единение — Москва, 2007. — 435 c.
3. Белопольский Ю. А. Массаж, гимнастика и закаливание с мамой; Эксмо — Москва, 2010. — 736 c.
4. Бурцев Николай Правильное закаливание детей от рождения до школы; Феникс — Москва, 2013. — 128 c.
5. Голубева Л. Г., Прилепина И. А. Закаливание дошкольника; Просвещение — Москва, 2007. — 229 c.
6. Голубева Л. Г., Прилепина И. А. Закаливание малыша; Просвещение — Москва, 2007.- 868 c.
1. Голубева, Л. И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей // Дошкольное воспитание. — 2011.- № 1.- С. 44-48.
2. Кузнецова, М. Р. Современные пути оздоровления дошкольников / М. Р Кузнецова// Дошкольное воспитание. – 2009.-№ 11. – С. 14-19.
3. Озерова, О. Закаливание — оптимальный способ сохранения и укрепления здоровья / О. Озерова // Сборник материалов совместной преподавательско — студенческой научно-практической конференции. — 2006. — №23. — С. 125-131.
5. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина // Дошкольное воспитание. — 2012.- № 11.- С. 10-23.
6. Шишкина, В. А. Современные пути оздоровления дошкольников / В. А. Шишкина // Дошкольное воспитание. — 2011.- № 11.- С. 14-19.
Прикреплённые файлы:
vystuplenie-s-master-klasom_f886m.pptx | 3153,86 Кб |
Конспект занятия «Если хочешь быть здоров» Воспитатель обращает внимание детей на то, какими они стали большими, быстрыми, ловкими и предлагает поговорить о том, как бы ь здоровыми.
Физкультурный досуг «Если хочешь быть здоров — закаляйся» Физкультурный досуг «Если хочешь быть здоров — закаляйся!» Провела: инструктор по физической культуре Ефремова Е. А. ,г. Москва, ГБОУ Школа967.
Фотоотчет «Если хочешь быть — здоров!» «Здоровье — это полное физическое, психологическое и социальное благополучие»Особое место в здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определённому.
Фоторепортаж краткосрочного проекта физкультурно-оздоровительной направленности «Если хочешь быть здоровым» В рамках проекта «Если хочешь быть здоровым» для воспитанников старшего дошкольного возраста прошла неделя здоровья. Вся деятельность детей.
Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в старшей группе «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» Образовательная область физическое развитие. Место проведения: спальная и игровая комнаты группы. Пояснительная записка В условиях дефицита.
Летний оздоровительный проект «Закаляйся, если хочешь быть здоров» Участники проекта — дети старшей группы » Гномики» Воспитатель — Королева Лариса Анатольевна 1июня в детском саду № 114 в г. Калининграде,.
Проект «Если хочешь быть здоров — закаляйся!» Педагогический проект: «Если хочешь быть здоров — закаляйся!». Паспорт проекта: Автор проекта воспитатель Явникова Валентина Михайловна.
Проектная деятельность во второй младшей группе «Если хочешь быть здоровым — ешьте утром кашу» Тема проекта «Наш друг — каша» Проблемное поле проекта: Исследования показали, что неправильное питание может увеличить вероятность развития.
Развлечение по ЗОЖ «Если хочешь быть здоров» Развлечение: «Если хочешь быть здоров» Подготовила:воспитатель Костина Татьяна Викторовна д\с №40 г. Тамбов. Цель: расширять представления.
Консультация для родителей «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» Естественные силы природы (солнце, воздух, вола) являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода.
Источник