Меню

Здоровье это целостное многомерное динамическое состояние

Целостное, многомерное динамическое состояние

Скачать
презентацию Общественное (популяционное) здоровье >>

Здоровье. Щедрина А.Г. (2003): Здоровье – это целостное, многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Структура индивидуального здоровья человека (по А.Г. Щедриной): Уровень и гармоничность физического развития; Резервные возможности человека; Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; Наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития; Способность выводить метаболиты («шлаки») Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Слайд 4 из презентации «Общественное и индивидуальное здоровье» к урокам физкультуры на тему «Здоровье человека»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке физкультуры, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Общественное и индивидуальное здоровье.ppt» можно в zip-архиве размером 588 КБ.

Здоровье человека

«Общественное и индивидуальное здоровье» — Психологическое здоровье. Симптомы тревоги. Целостное, многомерное динамическое состояние. Формирование здоровья детей. Обобщенное представление понятия «здоровье». Репродуктивное здоровье российского населения. Здоровье зависит от комплекса факторов. Репродуктивное поведение. Суммарный коэффициент рождаемости.

«Здоровье мужчины» — Проблемы репродуктивного возраста. Старение. Ультразвуковое исследование. Биокоррекция. Портрет современного подростка. Семявыносящие протоки. Биологически активные добавки. Коррекция биодобавками. Профилактика. Инсулинорезистентность. Симптомы. Профилактическое средство. Здоровье. Препарат. Функции сердечно-сосудистой системы.

«Физическое здоровье человека» — Менеджмент. Образ жизни. Ценное наследство. Физическое здоровье человека. Состояние здоровья. Человек. Удовлетворены ли вы состоянием своего здоровья. Факторы риска для здоровья. Здоровье. Факторы риска. Управление здоровьем.

«Факторы здоровья человека» — Факторы. Условия и образ жизни. Медицинское обеспечение. Здоровый образ жизни как система. Состояние окружающей среды. Организм человека. Эксперты Всемирной организации здравоохранения. Факторы, влияющие на здоровье человека. Наследственность и среда. Генетические факторы. В медицинской профилактике заболеваемости выделяют три уровня.

«Индивидуальное здоровье человека» — Неофициальная классификация степеней здоровья. Здоровье с позиций ВОЗ. Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях. Что такое здоровье. Здоровье человека — это качественная характеристика. Поддержание и восстановление здоровья. Здоровье человека. Критерии общественного здоровья. Соотношение различных факторов, влияющих на здоровье.

«Здоровье — богатство человека» — Здоровье – наше богатство. Влияние социальной среды. Вредные привычки. Правильное питание. Нагрузка на зрение. Алкоголь. Плохой аппетит. Основа здорового образа жизни. Активная деятельность. Активный отдых. Серьезные факторы стресса. Воздействие электромагнитного излучения. Можно ли прожить жизнь здоровым человеком.

Всего в теме «Здоровье человека» 25 презентаций

Источник

Здоровье это целостное многомерное динамическое состояние

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ

Макаренко В. К . — к.п.н., доцент Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского (ПГПУ)

Григорьева О. Д. — старший преподаватель (ПГПУ)

Тома Ж. В. — к.п.н., доцент (ПГПУ)

(Связь с авторами может быть осуществлена через редакцию журнала)

Ключевые слова: здоровье, человек, проблема, факторы, программа, образ жизни.

Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Здоровье — это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. Отсюда возникает необходимость воспитания культуры здоровья и формирование основ здорового образ жизни у человека.

Культура здоровья — важнейшая составляющая общей системы культуры. Она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна лишь только в здоровом обществе, которая, как утверждают ученые, осуществляется в настоящее время и будет проходить в волнах теории культурного освоения мира. Мы понимаем, что понятие культуры здоровья объемно и многофакторно, поэтому выделим лишь некоторые позиции: 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления и сохранения здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего здоровья; 5) развитие навыков психофизической саморегуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек.

Читайте также:  Вред здоровью от свалки

Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [4]. В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни.

В. А. Фролов выделяет понятие «здоровье населения», рассматривая его как статистическое, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями [6].

Ю. П. Лисицин рассматривает понятие «общественного здоровья» как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье, с точки зрения автора, является результатом социально-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения [6].

В. П. Казначеев рассматривает понятие «здоровье популяции», под которым он понимает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека. Здоровье — это:

— процесс сохранения, развития физических свойств, потенций психических и социальных;

— процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности [6].

По мнению П. Л. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих судьбу человечества глобальных проблем является проблема «качества» народонаселения, под которым он подразумевает комплекс медико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей: физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества и т. п. [5].

Очевидно, если говорить о категории «здоровье» в представлении гигиенистов, то необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей и т.п., входящих в орбиту категории здоровья, четко вычленять те из них, которые определяют воспроизводство, формирование, потребление, восстановление здоровья, а также характеризующие здоровье как процесс и как состояние.

Решение вопросов здоровья требует учета целого ряда факторов, к которым относятся:

1. Правовые , которые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье, определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан.

2. Социально-экономические факторы , обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.

3. Образовательно-воспитательные факторы , обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении.

4. Семейные факторы , связанные с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни.

5. Медицинские факторы , которые направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.

6. Культурологические факторы , связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.

7. Юридические факторы — обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступления и/или его угрозы, грозящих жизни и здоровью граждан.

8. Экологические факторы , обусловливающие адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.

9. Личностные факторы , которые ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за свое здоровье.

Факторы, определяющие формирование здоровья населения («вход системы»), должны изучаться комплексом общественных и естественных наук; показатели здоровья («выходные» сигналы системы) — прерогатива медицинской науки, основа врачебной деятельности. Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, иными словами — управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни и пр.), так и о конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. нашего столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Используя последние, Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности РФ в Федеральных концепциях «Охрана здоровья населения» и «К здоровой России» определила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (в скобках — данные ВОЗ):

Читайте также:  Физкультурно оздоровительная работа с детьми с учетом состояния здоровья

— генетические факторы — 15-20% (20%);

— состояние окружающей среды — 20-25% (20%);

— медицинское обеспечение — 10-15% (8%);

— условия и образ жизни людей — 50-55% (52%).

Величина вклада отдельных факторов разной природы на показатели здоровья зависит от возраста, пола и индивидуально-типологических особенностей человека.

В процессе формирования культуры здоровья важное место занимает обучение здоровью. Высоким потенциалом в этой области обладает учитель физической культуры.

Проведенный нами научно-методический анализ позволяет констатировать, что одним из критериев эффективности работы педагогов должен стать уровень культуры здоровья учащихся.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач для жизни общества обуславливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. С этой целью нами было проведено исследование мнения учащихся Пензенского колледжа управления и промышленных технологий имени Е. Д. Басулина по вопросам культуры здоровья. Для этого была разработана анкета, включающая десять вопросов. В анкетирование приняли участие студенты 1, 2, 3, 4 курсов. Всего было задействовано 96 человек. Исследование носило сравнительный характер и проводилось с целью выявления субъективного отношения учащихся к состоянию своего здоровья, выявление знаний по формированию культуры здоровья, а также отношению к занятиям физической культурой и спортом.

Анализ обобщенных результатов показал, что:

учащиеся 1 и 4 курсов оценивают свою успеваемость на «хорошо» и «отлично» (соответственно — 70 % и 52 %), а учащиеся 3 и 4 курсов — на «удовлетворительно» (соответственно — 60 % и 67 %);

большинство учащихся всех курсов субъективно оценивают состояние своего здоровья на «хорошо» (соответственно — 70 %; 70 %; 61 %; 76 %);

затраты времени на учебные занятия и самоподготовку в течение суток составляют у большинства опрошенных — 6 — 7 часов (соответственно — 92 %; 81 %; 75 %; 79 %);

бюджет свободного времени в сутки у большинства учащихся 1, 2 курсов составляет 5 и более часов (соответственно — 65 % и 52 %), а учащихся 3, 4 курсов — 2 — 3 часа в сутки (соответственно — 86 % и 83 %);

во внеурочное время большинство учащихся 1, 4 курсов занимаются физической культурой и спортом нерегулярно, 19 % учащихся 2 курса не занимаются физической культурой вообще;

большинство учащихся 1 — 4 курсов считают, что их двигательный режим достаточен для нормальной жизнедеятельности организма (соответственно — 93 %; 62 %; 83 %; 92 %), хотя нашлись и такие, среди студентов 2, 3 курсов, которые на данный вопрос ответили «отрицательно» (соответственно — 14 % и 10 %);

большинство учащихся 1, 3, 4 курсов пропускали учебные занятия по болезни за последний год обучения от 4 до 10 дней (свыше 10 дней — 37 % учащихся 2 курса и 40 % — 3 курса, 37 % — учащихся 1 курса не пропускали учебные занятия по болезни);

почти 100 % учащихся всех курсов считают физическую культуру и спорт необходимым элементом поддержания здоровья (соответственно — 100 %; 91 %; 96 %; 95 %);

несмотря на вышеизложенное утверждение затраты свободного времени на занятия физической культурой и спортом в течение недели составляют у большинства опрошенных студентов 1 — 3 курсов всего 2 — 4 часа и только у 47 % учащихся 4 курса затраты свободного времени на занятия физической культурой и спортом составляют 6 — 8 часов в неделю;

большинство из опрошенных учащихся всех курсов в понятие культуры здоровья вкладывают представление о здоровом образе жизни (соответственно — 54 %; 46 %; 40, 5 %; 47 %), 47 % учащихся 4 курса вкладывают в понятие культуры здоровья всю полноту ответственности за сохранение здоровья.

Проведенное нами исследование показало, что:

— большинство опрошенных учащихся связывают здоровье и здоровый образ жизни с занятиями физической культурой и спортом;

— преобладающее большинство опрошенных учащихся связывают понятие культуры здоровья с представлениями о здоровом образе жизни и значениями о способах укрепления здоровья.

Максимальный диапазон приспособления человека с определенной наследственностью может быть расширен благодаря вышеперечисленным факторам, различными способами укрепления и сохранения здоровья, а также систематическими занятиями на оздоровительных мероприятиях.

Проведенные нами наблюдения и анкетирование показали, что преобладающее большинство учащихся колледжа соотносят понятие здоровья и здорового образа жизни с физической культурой и спортом. Поэтому для приобщения учащихся к здоровому образу жизни важно использовать эту взаимосвязь и рассматривать физическое воспитание как средство приобщения подростков к здоровому образу жизни и формированию у них ценности своего здоровья.

Читайте также:  Горячая линия карты здоровья

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обуславливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы.

Многолетние наблюдения за учащимися и личный опыт работы по физическому воспитанию и лечебной физической культуре показал необходимость проведения специальных занятий по формированию культуры здоровья.

Из разнообразных форм внеурочной деятельности мы выбрали клуб «Я выбираю здоровье». По мнению И. П. Иванова [7] такая форма внеурочной деятельности наиболее эффективна, поскольку объединяет единомышленников и целенаправленно ведет к расширению знаний в области здоровья и способах его укрепления.

Для решения поставленных задач нами была разработана «программа» -ориентир, в которую вошли теоретический, практический разделы и ожидаемый результат.

В теоретический раздел включены следующие темы:

1) Здоровый образ жизни и его характеристика;

2) Осознание базовых ресурсов своего организма;

3) Понятие о психофизической тренировке (ПФТ) и саморегуляции;

4) Методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек;

5) Способы укрепления здоровья.

В графе планируемый результат сформулированы задачи для каждой темы и конечный результат.

Примерная «программа-ориентир» по формированию культуры здоровья

Наименование тем занятий

Планируемый результат

Теоретический раздел

Здоровый образ жизни и его характеристика

Сформировать понятие о здоровье и здоровом образе жизни людей

Осознание базовых ресурсов своего организма

Сформировать представление о физическом, биологическом и социальном потенциале человека

Понятие о психофизической тренировке (ПФТ) и саморегуляции

Ознакомит с методикой ПФГ и саморегуляции

Методика позитивного действия в предупреждении вредных привычек

Выработать стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни

Способы укрепления здоровья

Ознакомить с оздоровительными видами физических упражнений

Практический раздел

1 Прогулки на свежем воздухе (оздоровительная ходьба, лыжные и велосипедные прогулки) Приобщить к самостоятельным занятиям 2 Атлетическая гимнастика Разработать индивидуальный комплекс упражнений 3 Ритмическая гимнастика Разработать индивидуальный комплекс упражнений 4 Дыхательная гимнастика Разработать индивидуальный комплекс упражнений 5 Упражнение «стретчинга» Разработать индивидуальный комплекс упражнений 6 Закаливание Сформировать представление о способах закаливания организма 7 Плавание Приобщить к самостоятельным занятиям

Практические занятия проходят по общепринятой методике согласно плану работы по физическому воспитанию в колледже.

1. Культура здоровья — важнейшая составляющая общей системы культуры, которая направлена на преодоление «факторов» риска, возникновение и развитие болезней, а также на оптимальное использование природных и социальных условий в интересах сохранения здоровья.

2. В качестве конкретных показателей культуры здоровья могут быть использованы такие как:

  • различные субъективные и объективные показатели уровня здоровья;
  • уровень самочувствия, активности, настроения;
  • степень мотивации и готовности вести здоровый образ жизни;
  • активность занятий спортивно-оздоровительными упражнениями.

3. Наиболее важными факторами, обеспечивающими формирование культуры здоровья, являются:

  • самосознание, саморазвитие и самореализация;
  • умение справляться со стрессовыми ситуациями;
  • оптимально питание;
  • сон;
  • рациональная двигательная активность;
  • отсутствие вредных привычек;
  • психо-сексуальная и половая культура;
  • высокая медицинская активность.

4. Возможность вести здоровый образ жизни и формировать культуру здоровья зависит:

  • от пола, возраста и состояния здоровья;
  • от условий обитания (климат, жилище);
  • от экономических и социальных условий;
  • от наличия полезных привычек;
  • от направляющей деятельности наставника.

5. Проведенное нами исследование показало, что большинство учащихся соотносят понятие здоровья и здорового образа жизни с занятиями физическими упражнениями.

6. В ходе исследования было выявлено, что преобладающее большинство учащихся вкладывают в понятие культуры здоровья представление о здоровом образе жизни и знания о способах укрепления здоровья.

7. Разработанная тематика внеурочных занятий по формированию культуры здоровья расширит круг знаний в области здоровья и способах его укрепления и будет эффективна в том случае, если работу в данном направлении проводить систематически и целенаправленно.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) //Теория и практика физической культуры. — 1990. — №1. — С. 14 — 25.

4. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.

6. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. — М.: Владос, 2000. — 192.с.

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Источник

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector