Меню

Здоровье это состояние полного физического психологического

Психическое и физическое здоровье человека

Содержание:

Главный человеческий ресурс – это физическое и психическое здоровье. Эти понятия тесно взаимосвязаны и рассматривать их лучше в комплексе, как симбиоз физиологии и психологии.

Психическое здоровье человека — это состояние психологического благополучия, комфорта человека в системе отношений к себе, другим и обществу в целом.

Психическое здоровье (оно же – душевное) включает следующие моменты:

  • психическое равновесие;
  • психологическую гармонию и адаптивность;
  • здоровое восприятие реальности и осознание совершаемых поступков;
  • стремление к цели и работоспособность;
  • полноценная семейная и сексуальная жизнь;
  • умение управлять своим поведением в окружении людей;
  • ответственность за себя и близких;
  • развитие личности, ее автономность и уверенность в себе;
  • адекватное поведение и выражение эмоций без «социальной маски»;
  • принятие себя и других людей;
  • познание своего «я» и адекватная самооценка.

Под физическим здоровьем понимается физиологическое состояние, контроль за собственным телом. Оно включает:

  • отсутствие болезней и их симптомов;
  • развитие тела и натренированность;
  • отсутствие внешних увечий или дефектов;
  • способность к сексу и репродукции (воспроизводству потомства);
  • нормальное физиологическое и генетическое развитие;
  • слаженное функционирование организма, органов и систем органов;
  • нормальное физическое самочувствие.

Под здоровьем подразумевается состояние полного физического, психического и социального благополучия. Обычно же, в это понятие включают только отсутствие болезней и физических дефектов.

Каждый человек должен проявлять заботу о себе, выработать комплекс полезных привычек и навыков. Довести полезные тренинги и практики до автоматизма и следовать им на протяжении жизни. Это поможет не выглядеть, а быть успешным, здоровым и счастливым.

Источник

ЗДОРОВЬЕ

Различают здоровье населения и здоровье индивидуума.

Здоровье населения рассматривается большинством исследователей как понятие статистическое и достаточно полно характеризуется комплексом демографических показателей — рождаемостью (см.), смертностью (см.), детской смертностью (см.), уровнем физического развития (см.), заболеваемостью (см.), средней продолжительностью жизни, а также специальными социально-биол. исследованиями. При этом учитывается, что демографические показатели находятся в определенной зависимости от условий существования исследуемых коллективов: характера окружающей среды, условий труда, его интенсивности, продолжительности рабочего дня, величины реальной заработной платы, обеспеченности продуктами питания, одеждой и жильем, сан. состояния территории, а также от уровня развития здравоохранения.

Понятие «здоровье индивидуума» не является точно детерминированным, что связано с большой широтой индивидуальных колебаний важнейших показателей жизнедеятельности организма, а также с многообразием факторов, влияющих на 3. человека. При этом современной наукой еще не установлены основные факторы, определяющие состояние 3. индивидуума. В этом причина многочисленных попыток сформулировать наиболее общее определение понятия «здоровье».

Влияние социального фактора на 3. человека исключительно велико. Нередко социальные моменты могут оказывать большое воздействие на течение биол, процессов. Недаром в преамбуле устава ВОЗ записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Однако это определение до нек-рой степени спорно. Во-первых, понятие «полное социальное благополучие» очень широко и зависит не только от индивидуальных взглядов, но и от сформировавшихся социальных отношений в конкретной стране, а во-вторых, социальная полноценность человека далеко не всегда определяется его биологическим состоянием.

Некоторые исследователи вводят понятие «абсолютное здоровье», к-рое они рассматривают как идеальное, не существующее в реальных условиях состояние организма, служащее своеобразной точкой отсчета, аналогично тому как в физике приняты понятия «равномерное прямолинейное движение», «абсолютно черное тело». Такая модель создает условия для углубленного изучения проблемы здоровья индивидуума. Но поскольку эта модель абстрактна, в практической медицине она не может быть использована. В то же время необходимы определенные критерии или показатели, на основе которых медицина, особенно при диспансеризации, могла бы решить вопрос о состоянии 3. конкретного индивидуума.

Как для теоретической, так и для практической медицины чрезвычайно важно определить понятие «практическое здоровье» или «норма», отклонения от границ которых можно считать болезнью, патологией. Некоторые авторы считают, что «норму» невозможно точно определить, поскольку каждый человек представляет собой «отклонение от нормы» [Уилльямс (R. Williams)] или же потому, что «все люди — инвалиды разного рода, и все их благополучие держится на огромной сети больниц и госпиталей» [Рамсей (P. Ramsay)]. Другие исследователи слишком широко определяют понятие «нормы», что не вызывает возражения с философской и биол, точки зрения, но затрудняет использование определения в практической медицине. Так, напр., В. Петленко пишет: «Норма есть биологический оптимум живой системы, то есть она представляет собой интервал оптимального функционирования живой системы. Этот интервал имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой, а также согласованность всех функций организма» (см. Норма). Однако и в практической, и в теоретической медицине приходится исходить из среднестатистического представления о норме. Но такой подход предполагает определенную степень субъективизма, а установленная таким путем норма не может быть постоянной в течение длительного времени; она должна углубляться и уточняться в связи с новейшими достижениями мед. и биол, науки. Так, исследования биоритмов, проведенные в 70-е гг. 20 в., показали, что даже на протяжении суток ряд важных физиол, показателей (напр., количество тромбоцитов, лейкоцитов и др.) подвержен столь значительным колебаниям, что они могут маскировать проявления патологии. Не менее существенно влияние сезонных и метеорол, факторов. Для органов, «жестко запрограммированных» в рамках циклической активности, напр, для сердца, определение многих показателей, в частности критериев метаболизма, должно проводиться применительно к фазам этого цикла. Поэтому по мере расширения мед. и биол, знаний понятие «норма» уточняется.

Читайте также:  Божья мать за здоровье

Хотя 3. представляет собой состояние, противоположное болезни, оно не имеет четких границ, т. к. существуют различные переходные состояния. 3. не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала или субъективных колебаний в самочувствии человека. В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек», у к-рого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности. Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения 3. еще не указывает на отсутствие болезненного состояния, т. к. перенапряжение защитно-приспособительных механизмов, само по себе не нарушая 3., может привести к возникновению болезни при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей. Расстройства адаптации организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды являются переходными состояниями между 3. и болезнью (см.).

Т. о., состояние 3. может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клин., физиол., биохим, показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорол. условий. По-видимому, в самых общих чертах можно определить 3. индивидуума как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.

Научная организация охраны 3. отдельных лиц и коллективов людей должна основываться на профилактике, в частности на повышении защитных свойств организма человека, на укреплении наследственной устойчивости к воздействию вредоносных факторов, а также на создании условий, предупреждающих возможность контакта человека с различными патогенными раздражителями. Среди профилактических мероприятий одно из главных мест занимает охрана окружающей среды (см.).

Советское здравоохранение стремится всемерно развивать, сохранять и укреплять 3. человека. В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом СССР 19 декабря 1969 г., сказано: «Охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства. Охрана здоровья населения — обязанность всех государственных органов и общественных организаций. Граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества». Коммунистическая партия Советского Союза придает исключительно большое значение охране 3. советских людей. В отчетном докладе Центрального Комитета КПСС XXV съезду КПСС говорится: «Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье советских людей».

Новая Конституция СССР (1977) затрагивает основы жизни каждого человека — это право на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, на жилище и др.

Впервые в истории человечества Конституция СССР гарантирует советским людям право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медпомощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды, сохранению в чистоте воздуха и воды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Библиография: Адо А. Д. и Царегородцев Г. И. Борьба материализма и идеализма в учении о здоровье и болезни человека, М., 1970; Добровольский Ю. А. Здоровье населения мира в 20 веке, М., 1968; Общество и здоровье человека, под ред. Г. И. Царегородцева, М., 1973; Петленко В. П. Философские вопросы теории патологии, М., 1971; Петровский Б. В. Здоровье народа — важнейшее достояние социалистического общества, М., 1971; Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни, под ред. Г. И. Царегородцева, М., 1975.

Источник

Здоровье физическое, психическое, социальное, профессиональное

1.1 Здоровье физическое, психическое, социальное, профессиональное

Физическое здоровье – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы, обладающей интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование.

Физическое здоровье – это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека, а с другой – обеспечивают индивидуализацию процесса.

В самом общем виде физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

Читайте также:  Вредная информация причиняющая вред здоровью детям

1) уровень физического развития,

2) уровень физической подготовленности,

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Ясно, что физическое здоровье обусловливает жизнеспособность организма человека.

Физическое развитие – это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека (решающее влияние на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции).

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, координационных способностей, гибкости). С помощью физических упражнений, рационального питания, режима труда и отдыха можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении физическое развитие человека.

Примерно до 25-летнено возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличиваются в размерах, совершенствуются функции организма. Затем до 45–50 лет физическое развитие стабилизируется на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесса изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если эти закономерности известны и учитываются при организации процесса физического воспитания.

Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового характера, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья.

Психическое здоровье – способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления. Психическое здоровье наряду с физическим является составляющей общего здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним следует понимать нормальное течение психических процессов. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющей его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. В понятии как психического здоровья, так и физического присутствуют ключевые слова «сила», «мощность», «гармония». Кроме того, для здоровой личности характерна устойчивая Я-концепция – позитивная, адекватная, стабильная самооценка. Эти критерии в прямом и косвенном смысле являются основными при характеристике психического состояния и диагностике психического здоровья.

Психическое здоровье – важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного, что физическое и психическое здоровье связано самым тесным образом. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека – это система, в которой все элементы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Существенная часть этих взаимодействий происходит через нервную систему, поэтому психическое состояние воздействует на работу внутренних органов, а состояние внутренних органов сказывается на психике.

Психика человека устроена так, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно существующего тем, что обязательно эмоционально окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно значительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы, прошлый опыт.

Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться:

• отсутствием психических или психосоматических заболеваний;

• нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;

• благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные состояния психики – восприятие, внимание, память. Высокая умственная работоспособность – один из показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Социальное здоровье – это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру. Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению. Социальное здоровье измеряется способностью выживания в социально-экономической и политической среде и может быть выражена отношением того, что личность получает от общества и что она дает обществу.

Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками социального здоровья человека являются прежде всего сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Читайте также:  Памятка моя безопасность мое здоровье

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Профессиональное здоровье характеризует функциональное состояние человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.

Главным показателем профессионального здоровья является работоспособность человека. В медицинской практике при отборе людей для профессиональной деятельности чаще всего ограничиваются фразой: «По состоянию здоровья годен (не годен)». Обоснованность такого заключения весьма сомнительна. И не только потому, что пациент может попасть к врачу тогда, когда патологический процесс еще никак не манифестируется (например, начальные стадии атеросклероза или злокачественного новообразования). Речь идет о том, что при таком подходе невозможно дать ближайший и отдаленный прогноз состояния индивида, нет информации о «степенях свободы» его профессиональной активности. В тоже время требования, предъявляемые профессиональной деятельностью, могут быть различными как качественно, так и количественно. В самом деле, один и тот же человек, у которого показатели всех функций в пределах «нормы», может реализовать себя как бухгалтер, инженер, врач, но он не пригоден к выполнению профессиональных обязанностей летчика, водолаза, горноспасателя по причине низких для этих областей деятельности резервов здоровья.

Профессиональная работоспособность определяется тремя группами показателей: физический статус, психологический статус и социальные факторы.

Физический статус чаще обозначается как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются:

1. Физическое развитие, т.е. антропометрические данные – рост, масса, объем грудной клетки, талии, жизненная емкость легких.

2. Физическая подготовленность – сила (в ее различных проявлениях), быстрота, выносливость, координация, гибкость.

3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты – аэробная производительность, оцениваемая по максимальному потреблению кислорода (МПК), анаэробная производительность, оцениваемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170, оценивающий физическую работоспособность.

Психологический статус (часто обозначают как умственную работоспособность). К нему относятся:

1. Степень адекватности состояния психической активности (от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям.

2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переключение, концентрация, устойчивость.

3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективный (идеальный) образ объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него.

4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу.

5. Память (ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению).

6. Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

7. Свойства личности, которые влияют на поведение человека и эффективность его деятельности, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.

Социальные факторы, из которых наиболее важны следующие:

1. Полная или достаточная укомплектованность коллектива.

2. Профессиональная подготовленность специалистов.

3. Материально-техническая обеспеченность.

4. Эффективное управление.

5. Межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе.

6. Мотивация к деятельности.

Таким образом, количество показателей, влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, достаточно велико.

Любая профессиональная деятельность приводит к нарушениям здоровья. Например, у педагогов доминируют заболевания органов дыхания, кровообращения, костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта, нервной системы. Причин этому много, но следует выделить главные: отсутствие постоянного режима дня, достаточной физической нагрузки; повышенный обмен веществ (после урока его интенсивность возрастает на 15–30%, что требует для нормализации 2–3 суток).

Обучение в вузе, которое можно рассматривать как вид профессиональной деятельности, приводит к изменению здоровья студентов. По данным обследования 4 тыс. студентов МГУ, зафиксировано ухудшение состояния здоровья студентов за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов первого курса за 100%, то на втором курсе оно снизилось в среднем до 91,9%, на третьем курсе – до 83,1%, на четвертом курсе – до 75,8%. По данным А.В. Чоговадзе, заболеваемость студентов за годы обучения устойчиво держится на уровне 20–30%.

Нужна смена теоретических и социальных установок на охрану здоровья. Упор необходимо делать не на факторы перехода здорового в больного, т.е. на наличие заболевания, а на резервы здоровья. Контролировать следует психофизиологическое состояние человека, резервы его функциональных возможностей, устойчивость к профессиональным нагрузкам, способность к восстановлению сил. Важным направлением в решении проблемы профессионального долголетия являются воспитание и поддержание мотивации к избранной деятельности. Оценивая результаты врачебной экспертизы, приходится констатировать, что часть болезненных нарушений нервной и вегетативной систем возникает как результат психологического и личностного конфликта из-за несоответствия способностей и мотивов к профессиональной деятельности. Это приводит к истощению духовных сил. Но есть и организационные причины – прежде всего забвение индивидуального подхода, отсутствие перспективы роста.

Источник

Adblock
detector