ЗДОРОВЬЕ
Различают здоровье населения и здоровье индивидуума.
Здоровье населения рассматривается большинством исследователей как понятие статистическое и достаточно полно характеризуется комплексом демографических показателей — рождаемостью (см.), смертностью (см.), детской смертностью (см.), уровнем физического развития (см.), заболеваемостью (см.), средней продолжительностью жизни, а также специальными социально-биол. исследованиями. При этом учитывается, что демографические показатели находятся в определенной зависимости от условий существования исследуемых коллективов: характера окружающей среды, условий труда, его интенсивности, продолжительности рабочего дня, величины реальной заработной платы, обеспеченности продуктами питания, одеждой и жильем, сан. состояния территории, а также от уровня развития здравоохранения.
Понятие «здоровье индивидуума» не является точно детерминированным, что связано с большой широтой индивидуальных колебаний важнейших показателей жизнедеятельности организма, а также с многообразием факторов, влияющих на 3. человека. При этом современной наукой еще не установлены основные факторы, определяющие состояние 3. индивидуума. В этом причина многочисленных попыток сформулировать наиболее общее определение понятия «здоровье».
Влияние социального фактора на 3. человека исключительно велико. Нередко социальные моменты могут оказывать большое воздействие на течение биол, процессов. Недаром в преамбуле устава ВОЗ записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Однако это определение до нек-рой степени спорно. Во-первых, понятие «полное социальное благополучие» очень широко и зависит не только от индивидуальных взглядов, но и от сформировавшихся социальных отношений в конкретной стране, а во-вторых, социальная полноценность человека далеко не всегда определяется его биологическим состоянием.
Некоторые исследователи вводят понятие «абсолютное здоровье», к-рое они рассматривают как идеальное, не существующее в реальных условиях состояние организма, служащее своеобразной точкой отсчета, аналогично тому как в физике приняты понятия «равномерное прямолинейное движение», «абсолютно черное тело». Такая модель создает условия для углубленного изучения проблемы здоровья индивидуума. Но поскольку эта модель абстрактна, в практической медицине она не может быть использована. В то же время необходимы определенные критерии или показатели, на основе которых медицина, особенно при диспансеризации, могла бы решить вопрос о состоянии 3. конкретного индивидуума.
Как для теоретической, так и для практической медицины чрезвычайно важно определить понятие «практическое здоровье» или «норма», отклонения от границ которых можно считать болезнью, патологией. Некоторые авторы считают, что «норму» невозможно точно определить, поскольку каждый человек представляет собой «отклонение от нормы» [Уилльямс (R. Williams)] или же потому, что «все люди — инвалиды разного рода, и все их благополучие держится на огромной сети больниц и госпиталей» [Рамсей (P. Ramsay)]. Другие исследователи слишком широко определяют понятие «нормы», что не вызывает возражения с философской и биол, точки зрения, но затрудняет использование определения в практической медицине. Так, напр., В. Петленко пишет: «Норма есть биологический оптимум живой системы, то есть она представляет собой интервал оптимального функционирования живой системы. Этот интервал имеет подвижные границы, в рамках которых сохраняется оптимальная связь со средой, а также согласованность всех функций организма» (см. Норма). Однако и в практической, и в теоретической медицине приходится исходить из среднестатистического представления о норме. Но такой подход предполагает определенную степень субъективизма, а установленная таким путем норма не может быть постоянной в течение длительного времени; она должна углубляться и уточняться в связи с новейшими достижениями мед. и биол, науки. Так, исследования биоритмов, проведенные в 70-е гг. 20 в., показали, что даже на протяжении суток ряд важных физиол, показателей (напр., количество тромбоцитов, лейкоцитов и др.) подвержен столь значительным колебаниям, что они могут маскировать проявления патологии. Не менее существенно влияние сезонных и метеорол, факторов. Для органов, «жестко запрограммированных» в рамках циклической активности, напр, для сердца, определение многих показателей, в частности критериев метаболизма, должно проводиться применительно к фазам этого цикла. Поэтому по мере расширения мед. и биол, знаний понятие «норма» уточняется.
Хотя 3. представляет собой состояние, противоположное болезни, оно не имеет четких границ, т. к. существуют различные переходные состояния. 3. не исключает наличия в организме еще не проявившегося болезнетворного начала или субъективных колебаний в самочувствии человека. В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек», у к-рого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности. Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения 3. еще не указывает на отсутствие болезненного состояния, т. к. перенапряжение защитно-приспособительных механизмов, само по себе не нарушая 3., может привести к возникновению болезни при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей. Расстройства адаптации организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды являются переходными состояниями между 3. и болезнью (см.).
Т. о., состояние 3. может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клин., физиол., биохим, показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорол. условий. По-видимому, в самых общих чертах можно определить 3. индивидуума как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.
Научная организация охраны 3. отдельных лиц и коллективов людей должна основываться на профилактике, в частности на повышении защитных свойств организма человека, на укреплении наследственной устойчивости к воздействию вредоносных факторов, а также на создании условий, предупреждающих возможность контакта человека с различными патогенными раздражителями. Среди профилактических мероприятий одно из главных мест занимает охрана окружающей среды (см.).
Советское здравоохранение стремится всемерно развивать, сохранять и укреплять 3. человека. В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом СССР 19 декабря 1969 г., сказано: «Охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства. Охрана здоровья населения — обязанность всех государственных органов и общественных организаций. Граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества». Коммунистическая партия Советского Союза придает исключительно большое значение охране 3. советских людей. В отчетном докладе Центрального Комитета КПСС XXV съезду КПСС говорится: «Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье советских людей».
Новая Конституция СССР (1977) затрагивает основы жизни каждого человека — это право на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, на жилище и др.
Впервые в истории человечества Конституция СССР гарантирует советским людям право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медпомощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды, сохранению в чистоте воздуха и воды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Библиография: Адо А. Д. и Царегородцев Г. И. Борьба материализма и идеализма в учении о здоровье и болезни человека, М., 1970; Добровольский Ю. А. Здоровье населения мира в 20 веке, М., 1968; Общество и здоровье человека, под ред. Г. И. Царегородцева, М., 1973; Петленко В. П. Философские вопросы теории патологии, М., 1971; Петровский Б. В. Здоровье народа — важнейшее достояние социалистического общества, М., 1971; Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни, под ред. Г. И. Царегородцева, М., 1975.
Источник
Здоровье это отсутствие болезни болезненных состояний болезненных изменений
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Тем не менее, изучение феномена здоровья позволяет сформулировать ряд аксиоматических положений:
— в абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье — идеал;
— каждый человек здоров условно, ибо ни один человек не бывает вполне здоровым на протяжении всей жизни;
— каждый человек может быть здоров лишь в определенных условиях, поскольку есть подходящие и не подходящие жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного человека, могут быть совершенно неподходящими для другого.
При всей важности понятия здоровья его однозначное определение до сих пор остается проблематичным. Число попыток решить эту задачу значительно, но решение, которое устроило бы всех, пока не найдено. Очевидно, причина кроется в том, что данная категория обладает сложной интегративной природой и требует комплексных научных исследований.
Самостоятельным вопросом проблемы здоровья является классификация и анализ уже предложенных определений. В этой связи привлекает внимание работа П.И. Калью [4], в которой представлено около 80 дефиниций здоровья, предложенных представителями разных научных школ и направлений. Собранный П.И. Калью перечень является далеко не полным, но даже он поражает многообразием трактовок и разнородностью признаков, использованных при выявлении сущностных характеристик данного понятия.
Опираясь на выводы, сделанные П.И. Калью, мы обозначили те определения здоровья, которые доминируют:
1) нормальная функция организма на всех уровнях его организации (от генетических до организменных структур); нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2) динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3) способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4) способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
5) отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
6) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил.
Изучение сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, показывает, что все определения можно представить несколькими моделями:
— медицинская модель — предполагает такое определение, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья (отсутствие болезней и их симптомов);
— биомедицинская модель — рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;
— биосоциальная модель — в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, рассматриваемые в единстве, но при этом последним отдается предпочтение;
— ценностно-социальная модель — здоровье рассматривается как ценность, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей, участие в труде и социальной жизни.
Заметим, что в определении понятия здоровья в одном случае акцентируется внимание на его состоянии, в другом — здоровье рассматривается как динамический процесс, в третьем — причастность здоровья к какой-то одной категории не абсолютизируется. В этой связи наиболее приемлемым можно признать определение здоровья, даваемое В.П.Казначеевым [3]. Ученый считает, что здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
В ХХ в. одной из характерных черт научного познания стало системное мышление. Большое влияние на становление системной теории оказали труды не только философов, но и психологов — Б.Г.Ананьева, М.Я.Басова, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева и др. Среди авторских точек зрения на идею системности в рассмотрении человека особой конструктивностью отличается позиция Б.Ф.Ломова, согласно которой человек — это сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных уровнях функционирования — биологическом, психологическом и социальном. На каждом из них здоровье человека имеет особенности своего проявления. На биологическом уровне под здоровьем понимается динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды (У.Кэннон, А.А.Маркосян, Н.И.Пирогов, Г.Спенсер, А.Тхакер и др.). Представления о сущности здоровья на психологическом уровне пока еще далеки от желаемой ясности, однако на данном уровне вопросы здоровья так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое (Б.В.Зейгарник, С.С.Корсаков, А.Ф.Лазурский, Б.Перэ, Л.Л.Рохлин и др.). Переход от психологического к социальному уровню довольно условен. По мнению Б.Ф.Ломова [5], психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существует. Иначе говоря, человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Разумеется, на психическое здоровье оказывают влияние разнообразные социальные связи. При этом последствия воздействий могут иметь как негативный, так и позитивный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы.
Понимание природы воздействия разнообразных факторов на состояние здоровья и болезни на вышеуказанных уровнях представляет собой непростую задачу. Но еще более сложным является раскрытие взаимосвязи этих уровней, что особенно важно с позиции системного подхода.
Человеческий организм — сложнейшая система, состоящая из огромного числа образующих ее компонентов и форм связей между ними. В таких условиях вероятность отклонения от нормы в функционировании присущих организму механизмов различной природы вполне реальная. При этом эти отклонения могут носить преходящий характер либо протекать не столь интенсивно, чтобы можно было говорить о выраженном и опасном развитии болезнетворного процесса. За счет внутренних ресурсов, адаптационных и компенсаторных возможностей организма появляющиеся в нем патологические изменения могут не достигать критического значения, и потому не скажутся на его работоспособности. В таком случае принято говорить о практически здоровом человеке. Однако отсутствие объективных признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о безболезненном состоянии организма.
По мнению специалистов, около 80% всех заболеваний берет начало в психической дисгармонии [1]. Абсолютно здоровые, совершенно свободные от каких-либо психических нарушений люди составляют сегодня не более 35% населения. Поэтому содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья — одна из главных задач психологии здоровья. В то же время следует иметь в виду, что не все нарушения, связанные с психологическим уровнем, могут квалифицироваться как наступление болезни. У психически здоровых лиц следует различать те или иные предболезненные состояния, которые могут проявляться как дезадаптации. В таком состоянии вероятность заболевания повышается, но это вовсе не означает, что предболезнь следует отождествлять с самой болезнью. Скорее, это одна из степеней здоровья, и потому прямое отождествление ее с болезнью недопустимо.
Проведенные к настоящему времени исследования показали, что свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. В психологии под личностью чаще всего понимается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Иначе говоря, здоровая личность психически устойчива.
Б.С. Братусь [2] предлагает рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как имеющее сложное уровневое строение. По его мнению, высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, то есть уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень — уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. Как считает автор, каждый из названных уровней, имея свои критерии протекания, должен иметь и особые закономерности этого протекания. Так, первый уровень обусловлен биологическими характеристиками, а второй и третий — социальными условиями.
Рассматривая личность как биосоциальный организм, А.Ф.Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию.
Дж. Энгель предложил биопсихосоциальную модель, основанную на системном подходе к функционированию индивида не только на биологическом, но и личностно-психологическом уровне, где реализуются социальные связи с людьми, входящими в непосредственное социальное окружение.
Если здоровье рассматривать через призму жизнедеятельности человека, то болезнь, как правило, угрожает лицам со следующими личностно-психологическими особенностями:
— решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, чрезмерно и напряженно работающим, отличающимся повышенным чувством ответственности, долга, высоко требовательным к себе лицам;
— педантичным, прямолинейным, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;
— предрасположенным к «застреванию» на отрицательных эмоциях, самобичеванию, скрытым, подавляющим эмоции;
— трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни, нестойким в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимым, тревожным и мнительным.
Таким образом, понятие здоровья тесно связано с индивидуально-психологическими характеристиками человека.
А.Адлер, один из основателей холистической (целостной) системы индивидуальной психологии, рассматривал здорового человека как интегративную целостность в рамках социальной системы. Целостность, по А.Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Психологический рост — это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Путь к здоровью — это конструктивное стремление к совершенству и сильное общественное чувство.
Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека. Оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека.
- Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания.- СПб., 1996.
- Братусь Б.С. Психология личности.- М., 2000.-С. 398-400.
- Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.- М., 1983.
- Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация.- М., 1988.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.,1984.
Источник