Меню

Здоровье это определение гигиена

Гигиена. Конспект лекций
Владимир Николаевич Шилов, 2009

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гигиена. Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Лекция 1. Гигиена как наука

1. Предмет и задачи гигиены

Гигиена (от греч. Hygieinos — здоровый) — наука, изучающая влияние условий, в которых находится человек, на его здоровье и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий, сохранению здоровья.

Научной разработкой проблем сохранения здоровья и оптимизации условий труда занимается гигиена, а организацию и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий осуществляет санитарно-эпидемиологическая служба.

Основными задачами гигиены являются:

• разработка предупредительного и текущего санитарного надзора;

• разработка санитарного законодательства;

• обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха;

• охрана здоровья детей и подростков;

• участие в разработке основ рационального питания;

• санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.

Основой гигиены служат гигиенические нормативы — предельно допустимые концентрации (ПДК) и уровни (ПДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) для воздуха населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, обеспечения высокой работоспособности.

Гигиена как раздел медицины, изучающий связь и взаимодействие организма с окружающей средой, тесно соотносится со всеми дисциплинами, обеспечивающими формирование гигиенического мировоззрения врача: биологией, физиологией, микробиологией, клиническими дисциплинами. Это дает возможность широкого использования методов и данных этих наук в гигиенических исследованиях с целью изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека и разработке комплекса профилактических мероприятий. Гигиеническая характеристика факторов среды и данные об их влиянии на здоровье в свою очередь способствуют более обоснованной диагностике заболеваний, патогенетическому лечению.

Гигиена включает в себя ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область гигиенической науки и практики: коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена и др. Особое место занимает самостоятельная гигиеническая дисциплина — общая гигиена. Как пропедевтическая дисциплина общая гигиена раскрывает основные положения учения об окружающей среде, закономерностях влияния природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а также определяет направление оздоровительных мероприятий.

2. Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования

Изучение взаимодействия организма и окружающей среды производится посредством гигиенической методологии, охватывающей сумму методов и методик.

В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов окружающей среды — это методы санитарного обследования и описания, физические, химические и биологические методы, а также методы санитарной экспертизы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.

Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения начинается обычно с санитарного описания. По результатам углубленного санитарного обследования разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков и их отрицательного влияния на здоровье и санитарные условия жизни. Так, например, осмотр водоемов позволяет открыть возможные источники загрязнения воды, наметить пути к пресечению дальнейшего загрязнения, определить дебит водоисточника и др.

Метод санитарного описания также широко используется при изучении условий жизни в населенных местах — жилищных, производственных, бытовых и др. Санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда. К ним относятся: водоисточники, почва, воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха, больничные и школьные учреждения и др.

Источник

33)Понятие « Здоровье». Значение гигиены в осуществлении мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваемости населения.

Здоровье-это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В настоящее время из гигиены выделился такой курс, как валеология – наука, изучающая закономерности формирования высокого уровня здоровья. Закономерностям формирования патологического процесса всегда уделялось большое внимание, но недостаточное внимание уделялось проблемам, связанным с условиями, факторами и закономерностями, определяющими условия формирования высокого уровня здоровья.

Существует 3 уровня здоровья: общебиологический, поцуляционный, индивидуальный.

Общебиологический уровень здоровья — это интервал, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального опти­мума. При этом система не переходит на патологический уровень саморе­гуляции.

Общественное (популяционное) здоровье — это коллективное здо­ровье, здоровье групп населения, популяции. Оно характеризуется

1.Демографическими показателями — рождаемость, смертность, ес­тественный прирост или убыль населения, средняя продолжитель­ность жизни, инвалидность

2.Медико-статистическим показателями — заболеваемость

3.Показателями физического развития

Индивидуальное практическое здоровье — это состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои социальные и биологические функции, не переходя на патологический уровень саморегуляции.

Основными категориями для оценки индивидуального уровня здоро­вья являются структура, функция и адаптация. Структура характеризует­ся показателями физического развития и нервно-психического статуса. Функция оценивается по состоянию функционирования отдельных сис­тем организма. Адаптационные резервы выявляются биохимическими, физиологическими способами.

Здоровье (ВОЗ) – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Личная гигиена является частью общей гигиены.

Если общая гигиена направлена на укрепление здоровья всего населения или здоровье популяции, то личная гигиена направлена на укрепление индивидуального здоровья.

Однако личная гигиена имеет и общественное значение. Несоблюдение требований личной гигиены в повседневной жизни может оказывать неблагоприятное влияние на здоровье окружающих (пассивное курение, распространение инфекционных заболеваний и гельминтозов и т. д.).

Поддержание чистоты тела обеспечивает нормальное функционирование кожи.

Через кожу путем излучения, испарения и проведения организм теряет более 80% образующегося тепла, необходимого для поддержания теплового равновесия. На коже рук находится более 90% общего количества микроорганизмов поверхности тела.

Одним из важнейших элементов личной гигиены и здорового образа жизни является физическая культура. Простейшими видами физической культуры должны заниматься все здоровые взрослые и дети. Для людей, страдающих хроническими заболеваниями, физические упражнения должны быть адаптированными.

Важное место занимает сон, обеспечивающий полноценный отдых ( ЦНС, органов чувств, скелетной мускулатуры). Во время сна происходит торможение нервной деятельности, клетки коры большого мозга усваивают пищевые вещества, восстанавливают тонус и накапливают энергию. Сон не менее 7-8 часов в сутки. Исключить алкоголь, курение и пассивное курение, наркотики, переедание.

Источник

ГИГИЕНА

Гигиена (греч. hygieinos здоровый) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека. Она включает ряд самостоятельных дисциплин — коммунальную гигиену (см.), гигиену труда (см.), гигиену питания (см.), гигиену детей и подростков (см.) и др.

Гигиена связана с физиологией, патофизиологией, эпидемиологией, токсикологией, физикой, химией, а также с социально-экономическими науками, т. к. на здоровье человека наряду с природными факторами влияют социальное устройство общества и его классовая структура.

Задача Гигиены — предотвращение заболеваний населения, оздоровление условий труда и быта, охрана и оздоровление окружающей среды (см.). При разработке оздоровительных мероприятий советские гигиенисты исходят из диалектической взаимосвязи организма и окружающей среды.

Великий русский физиолог И.М.Сеченов писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Идеи Сеченова получили дальнейшее развитие в трудах И. П. Павлова, особо отметившего значение гигиены в замечательных словах, сказанных на торжественном собрании, посвященном памяти С. П. Боткина: «Только познав все причины болезни, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т. е. в гигиену в широком смысле слова» (Полное собрание трудов И. П. Павлова, т. III, стр. 358).

В задачи Гигиены входит разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора (см.), научное обоснование мероприятий по сан. благоустройству населенных мест (см.), гиг. регламентация условий труда и отдыха человека (см. Труд, Охрана труда), а также сан. экспертиза качества воды (см.), продуктов питания (см. Пищевые продукты) и разнообразных предметов бытового обихода. Видное место в гиг. исследованиях занимает научное обоснование гигиенических нормативов для воздуха населенных мест и производственных помещений, воды, продуктов питания, строительных материалов, предметов одежды, обуви и материалов для их изготовления. Гигиенисты принимают непосредственное участие в разработке основ сан. законодательства. Реализация гиг. правил и норм, а также осуществление контроля за выполнением требований сан. законодательства являются главной задачей деятельности сан.-эпид, службы.

Читайте также:  Дай бог путину владимиру здоровья

При гиг. исследованиях применяются физ., хим., физиол., токсикол., бактериол., радиол, и санитарностатистические методы.

Г. является одной из самых древних наук. Элементы сан. законодательства можно обнаружить в исторических документах народов Индии, Египта, Китая и других народов древнего мира. Археологические раскопки, произведенные в Индии, показывают, что за 3000 лет до н. э. населенные места в долине р. Инд располагали общественными банями и благоустроенными рынками.

В китайском сборнике песен и гимнов Ши-цзин, составленном в 11 — 7 вв. до н. э., приводятся сведения, относящиеся к сан. культуре населения (требования к воде, жилищу, продуктам питания, гигиене населенных мест). Археол. изыскания показали, что территории китайских поселений подвергались сан. мелиорации, на площадях и улицах имелись мостовые, жилые дома отапливались внутристенными трубами — «канами».

Многочисленные архитектурные памятники и письменные документы Древнего Египта свидетельствуют о наличии в этой стране относительно высокого уровня сан. культуры. Древние египтяне верили в воздействие могучих сил природы на все проявления жизни. Здоровье и болезни, жизнь и смерть в их представлении были связаны с такими факторами окружающей среды, как воздух и вода.

О развитии Г. в античном мире свидетельствуют трактаты Гиппократа «О воздухе, воде и почве» и особенно «О здоровом образе жизни». Говоря о причинах, порождающих болезни, Гиппократ указывал на важное значение условий, окружающих человека. В предупреждении и лечении болезней он видное место отводил гиг. мероприятиям.

Древний Рим, унаследовавший греческую культуру, перенял и личную гигиену, физ. упражнения, рациональное питание. Большое развитие получили в Древнем Риме водопроводные и канализационные сооружения, общественные бани (термы), сан. наблюдение за качеством пищевых продуктов на рынках. Конечно, всеми благами сан. культуры в Риме и его владениях преимущественно пользовались патриции.

Народы Средней Азии создали своеобразную культуру, свидетельствующую об относительно высоком уровне сан. знаний. На территории Древнего Хорезма обнаружены остатки благоустроенных городов, обеспеченных водой и простейшими устройствами сбора и удаления нечистот.

Ученый и врач Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) оставил многочисленные труды, среди которых особое место занимает Канон врачебной науки (см.), состоящий из 5 книг. Этот труд в течение многих столетий был обязательным руководством при изучении медицины не только в странах Востока, но и в западноевропейских ун-тах. В гиг. разделах «Канона» содержатся указания по Г. жилища и одежды, питания детей и стариков.

Большие достижения в области сан. культуры народов глубокой древности почти полностью были преданы забвению в эпоху феодализма. Об этом свидетельствуют исторические описания средневековых городов Европы, не имевших даже элементарных сан.-техн. устройств.

Известный перелом в области Г. населенных мест намечается . лишь в конце 14 в., когда в Греции и Италии были обнародованы эдикты о благоустройстве городов, надзоре за продажей съестных припасов и упорядочении водоснабжения населения. Осуществление сан. мероприятий в городах средневековой Европы было вызвано опустошительными эпидемиями чумы, холеры и тифов.

В истории медицины высоко оценивается Салернский кодекс здоровья (см.), представляющий собой свод гиг. правил и предписаний.

В эпоху Возрождения возросло внимание к проблемам личной и общественной Г., что нашло известное отражение в «Утопии» Томаса Мора (1516) и в «Городе солнца» Томмазо Кампанеллы (1623).

В период перехода от феодализма к капитализму развитие мануфактурного производства привлекло внимание передовых людей этой эпохи к изучению условий труда и влияния их на профзаболевания. В 1700 г. выходит знаменитый труд Б. Рамаццини «О болезнях ремесленников». Автор этого произведения, изучая заболевания ремесленников и рабочих мануфактур, показал связь между условиями труда и заболеваемостью. Предшественниками Рамаццини, на труды которых он в известной мере мог опереться, были Парацельс, уроженец Швейцарии, врач и химик, и Г. Агрикола, нем. врач, геолог и металлург. В 1742 г. вышло сочинение Зюссмильха (J. P. Sussmilch, 1707—1767) «Божественный порядок в изменении человеческого рода». В этом сочинении указывалось, что на рождаемость и смертность населения оказывают влияние окружающие человека природные, бытовые и культурные условия. В 1797 г. вышла в свет книга иенского профессора К. Гуфеланда «Макробиотика, или Искусство продления жизни». Гуфеланд ставил макробиотику выше лечебной медицины, подчеркивая вспомогательный характер последней. В произведении нем. ученого И. Франка, приглашенного в 1804 г. в Россию и назначенного в 1805 г. профессором и ректором Медико-хирургической академии, «Полная система медицинской полиции» говорилось о необходимости государственных мероприятий в области здравоохранения.

Достаточно высоким для своего времени был уровень сан. культуры древнерусских городов. В Новгороде, Суздале и Москве существовали деревянные мостовые (10—12 вв.). Были устроены водопроводы в Соловецком монастыре, Троице-Сергиевской (16 в.) и Киево-Печерской (17 в.) лаврах. В Москве самотечный водопровод из свинцовых труб построен в 1631 г.

Археол. раскопки показали, что древнерусские города имели радиально-кольцевую планировку. Центральная часть города (кремль) обеспечивалась водопроводом и примитивной системой сбора и удаления нечистот. Нередко встречались деревянные мостовые, а также дорожки для пешеходов. В городах Древней Руси при застройке предусматривалось создание больших площадей, отсутствовавших в западноевропейских городах раннего средневековья.

В литературных памятниках Древней Руси можно обнаружить ряд гиг. указаний. Так, в документе, датированном 1624 г., говорится о необходимости «смотрения за печением и продажей хлеба». Мытье в банях было широко распространено в городах Древней Руси. Древний Новгород уже в 12 в. выделялся своим благоустройством. В Москве в 1650 г. было запрещено выливать на улицы помои и нечистоты (на 130 лет раньше, чем в Париже). В трудах М. В. Ломоносова вопросы Г. нашли отражение в письме «О сохранении и размножении российского народа» (1761) и сочинении «Первые основания металлургии или рудных дел». В этих произведениях затронуты вопросы Г. народного быта и питания населения, мореходства в северных морях, освещены проблемы гигиены труда в горнорудной промышленности. Существенный вклад в развитие гиг. знаний внесло Вольное экономическое об-во, созданное в 1765 г. Оно проводило конкурсы на гиг. темы. В трудах этого об-ва публиковались такие актуальные для своего времени сочинения, как «Об очищении воздуха в жилищах» В. X. Фриде, «Показание нового средства, как воду во время путешествий на море от порчи предохранять и гнилую воду делать опять к питью удобной» Т. Ловица, «О способах очищения воды» П. Карачарова.

Развитие капитализма, рост промышленного производства, увеличение числа городов и населения в них обусловили повышение внимания со стороны врачей к вопросам сан. состояния населенных мест. Этому способствовали революционные требования рабочих масс, недовольных условиями труда и быта, сан. неблагоустройство городов, распространение эпидемий, затрудняющих торговлю и создающих помехи в промышленном производстве. Успехи естествознания также содействовали усилению внимания к проблемам Г. Так создавались предпосылки перехода от эмпирического направления в Г. к экспериментальному изучению гиг. и сан. проблем. Развитие техники в свою очередь способствовало решению таких сан.-техн. задач, как строительство водопроводов и очистных сооружений, замена местного отопления центральным, оборудование жилых зданий механической вентиляцией и т. д.

Развитие экспериментального направления в Г. связано с именем М. Петтенкофера — создателя нем. школы гигиенистов. Руководства по гигиене Петтенкофера и Цимссена (H. W. Ziemssen, 1882), К. Флюгге (1889), М. Рубнера, Грубера, Фиккера (М. Rubner, М. Gruber, Р. М. Ficker, 1912) были переведены на русский язык и получили широкое распространение в России. В середине 19 в. был опубликован труд англ. гигиениста Э. Паркса «Руководство к практической гигиене», в к-ром нашло отражение экспериментальное направление в гиг. исследованиях. Существенный вклад в развитие гиг. науки внес видный англ. гигиенист Дж. Саймон. Во Франции и за ее пределами получили широкое распространение труды А. Беккереля (1877), Леви (М. Lewi), А. Лаверана, Роше (A. Rochaix).

Читайте также:  Состояние здоровья составление теста

В 1867 г. в России на I съезде естествоиспытателей и врачей был заслушан доклад Н. Здекауэра на тему «Естествознание в гигиене». В этом докладе был представлен обширный материал о связи естественных наук и Г., к-рая к тому времени достигла значительных успехов. Участниками съезда были видные гигиенисты страны: А. П. Доброславин, А. И. Якобий, С. П. Ловцов и др. На III съезде естествоиспытателей и врачей (1871) был впервые поставлен вопрос об изучении сан. состояния страны. На IV съезде (1873) была организована секция сан. статистики. Оформление Гигиены как университетской дисциплины является заслугой А. П. Доброславина — организатора Об-ва охранения народного здравия и редактора первого гиг. журнала «Здоровье». А.П.Доброславин возглавил в 1871 г. впервые организованную кафедру гигиены в Медико-хирургической академии. Из этой кафедры вышли русские гигиенисты: С. В. Шидловский, М. Я. Капустин, В. Ф. Нагорский, В. А. Левашев и др.

Исследования Ф. Ф. Эрисмана и его учеников [Г. В. Хлопин, С. Ф. Бубнов, С. С. Орлов, Н. К. Игнатов, П. П. Белоусов (т. 5, доп. материалы), А. Д. Соколов, М. С. Уваров] явились крупным вкладом в развитие всех отраслей Г. Развиваясь столь же интенсивно, как и в западноевропейских странах, гиг. наука в России имела и свои особенности. Русские гигиенисты 19 в. широко применяли санитарно-статистические методы исследования. Ф. Ф. Эрисман и московские земские санврачи (Е. А. Осипов, П. И. Куркин, С. Ж. Богословский) создали русскую школу изучения состояния здоровья и заболеваемости населения на основе учета и гиг. оценки демографических данных.

Самобытный характер развития гиг. мысли в России был связан с деятельностью земских сан. учреждений. Статистические методы изучения сан. состояния населенных мест и здоровья населения характеризуют этот земский период развития Г. и сан. дела в стране. Земские и городские санврачи выполнили ряд исследований, посвященных медико-топографическим описаниям различных районов России, сан. благоустройству населенных мест, состоянию водоснабжения и сан. охране водоемов. Этот период в развитии отечественной Г. характеризуется острой борьбой со сторонниками отрыва Г. от активного участия в практической сан. деятельности с уходом гигиенистов в лаборатории.

Видную роль в развитии гиг. мысли и обобщении сан. опыта сыграли пироговские съезды, на которых при участии гигиенистов обсуждались наиболее актуальные вопросы гиг. науки и сан. практики. На II Пироговском съезде (1887) была принята предложенная Ф. Ф. Эрисманом обширная программа изучения сан. состояния жилищ, исследований воздуха, воды и почвы. Видное место в трудах пироговских съездов занимали вопросы сан. статистики. Перед первой мировой войной по инициативе Пироговского об-ва созывались совещания эпидемиологов, бактериологов и санврачей для обсуждения мер борьбы с эпидемиями. В решениях совещаний подчеркивалась необходимость тесной увязки противоэпид. деятельности с мероприятиями по оздоровлению населенных мест.

Большой вклад в развитие Г. внес Г. В. Хлопин. Живя и работая на рубеже двух исторических эпох в развитии нашей Родины, он явился связующим звеном между советскими гигиенистами и передовыми сан. деятелями дореволюционной России. Из сан. деятелей дореволюционной России (в т. ч. земских и городских) выделяется группа будущих организаторов здравоохранения и сан. дела после Великой Октябрьской социалистической революции — Н.А. Семашко, 3. П. Соловьев, А. Н. Сысин, Н. И. Тезяков, А. Н. Марзеев. Из школы Г. В. Хлопина вышли В. А. Углов, В. А. Яковенко, Н. Ф.Галанин, В. А. Виноградов-Волжинский, Е. Ц. Андреева-Галанина, П. Н. Ласточкин и др. В СССР гигиена развивалась в соответствии с требованиями программы РКП (б), принятой в 1919 г. на VIII съезде партии, где были особо подчеркнуты профилактические задачи советского здравоохранения, определены содержание и направление деятельности сан. органов страны и работы научно-исследовательских учреждений. В программе партии было сказано об оздоровлении населенных мест, о постановке общественного питания на научно-гигиенических началах, об организации мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней, о создании сан. законодательства. На основе решений VIII съезда РКП(б) и строилось сан. дело в стране.

В 1921 г. Наркомздравом и Наркомвнуделом был созван специальный съезд санврачей, инженеров и архитекторов для разработки мероприятий по оздоровлению населенных мест. Широкая программа этого съезда охватывала вопросы коммунальной санитарии в городах и сельских местностях. В докладе А. Н. Сысина были сформулированы конкретные предложения по оздоровлению населенных мест и организации государственного сан. надзора.

Важной вехой в истории строительства сан. организации явился VI Всероссийский съезд эпидемиологов, бактериологов и санврачей (1922). В резолюции этого съезда было записано, что в тяжелых сан. условиях послевоенного времени деятельность сан. органов РСФСР выдвигается на первое место. На VII съезде эпидемиологов и санврачей были определены задачи планомерного оздоровления страны.

В период восстановления народного хозяйства страны задачи Г. решались в соответствии с лозунгом «От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда и быта». На V Всероссийском съезде здравотделов в июне 1924 г. Н. А. Семашко поставил вопрос о необходимости сосредоточить внимание органов и учреждений здравоохранения на вопросах оздоровления труда и быта.

Коллективизация сельского хозяйства вызвала усиление внимания к вопросам гигиены села. В послевоенные годы был создан Ин-т гигиены села в Саратове, в задачу к-рого входит научная разработка вопросов с.-х. труда, изучение проф. патологии, производственного и бытового травматизма, разработка гиг. проблем планировки и реконструкции колхозного села.

Первые итоги перестройки гиг. науки были подведены на XIII Всесоюзном съезде гигиенистов, эпидемиологов и санврачей (1956). В программных докладах были определены основные гиг. проблемы, намечены пути их решения. Особое внимание съезд уделил экспериментальным исследованиям по научному обоснованию гиг. нормативов (см. Нормативы гигиенические).

В новой программе КПСС, принятой XXII съездом партии в октябре 1961 г., еще раз была подтверждена основная задача советского здравоохранения — «Предупреждение и решительное сокращение болезней, ликвидация массовых инфекционных заболеваний». В программе КПСС предусмотрен еще один важный пункт — о дальнейшем увеличении продолжительности жизни советских людей.

В декабре 1969 г. Верховным Советом СССР были утверждены «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении». В этом законодательном акте видное место занимают гиг. проблемы: сан. охрана водоемов и почвы (см. Санитарная охрана водоемов, Санитарная охрана почвы), борьба с загрязнением атмосферного воздуха населенных мест (см. Санитарная охрана атмосферного воздуха). Закон устанавливает, что сан.-эпид, благополучие населения СССР обеспечивается рядом комплексных сан.-гиг. и сан.-противоэпид, мер, а также системой государственного сан. надзора. В законе оговорены права органов сан. надзора в отношении планировки строительства и последующего содержания населенных мест и промышленных предприятий. Первостепенное гиг. значение имеют статьи закона, касающиеся эффективной очистки, обезвреживания и улавливания вредных отбросов и отходов промышленного производства. Государственное значение придается борьбе с городским и производственным шумом.

В принятом законе нашли отражение основные положения гиг. науки и сан. практики. Реализация сан. статей его требует не только проведения необходимых сан. мероприятий, к осуществлению которых готовы органы сан. надзора, но и развертывания гиг. исследований, вооружающих сан. практику научно обоснованными рекомендациями.

Успешные полеты пилотируемых космических кораблей по околоземной орбите и планируемые экспедиции на другие планеты поставили на повестку дня разработку проблемы жизнеобеспечения человека в космическом пространстве. Так зародилась новая отрасль гиг. науки — космическая гигиена (см. Космическая медицина).

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» (1960) говорится о необходимости широкого развития исследований по обоснованию нормативов во всех областях Г. как основы профилактических мероприятий. В постановлении Совета Министров СССР «О государственном санитарном надзоре в СССР» также отмечается государственное значение гиг. нормативов. Советские принципы и методы гиг. нормирования стали образцом строго научного подхода к изучению вредных воздействий некоторых факторов окружающей среды на здоровье населения и для зарубежных гигиенистов. Многие из разработанных в СССР нормативов приняты СЭВ и вошли в сан. законодательство стран социалистического содружества.

Деятельность человека всегда приводила к изменению окружающей среды. Но с особой остротой вредное воздействие научно-технического прогресса на природу выявилось тогда, когда вторжение в экологическое равновесие биосферы приобрело опасные для человечества размеры. Стихийная урбанизация в сочетании с интенсивной индустриализацией создала такие условия, когда процессы самоочищения воздуха, воды и почвы уже не в состоянии справиться с поступлением в биосферу загрязнений, объем которых быстро растет. Нерегулируемое использование природных ресурсов влечет за собой интенсивное загрязнение воздушной среды и водных ресурсов, накопление в почве вредных для здоровья веществ, поступление их в продукты питания и т.п.

Читайте также:  Мусоросжигательные заводы вред для здоровья

В нашей стране, где преимущества социалистического строя обеспечивают исключительно благоприятные возможности для научно-техн. прогресса, проблема изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека является вполне разрешимой.

Верховный Совет СССР утвердил Основы земельного и водного законодательства, в которых нашли отражение ленинские принципы охраны природы. В Совете Союза и Совете Национальностей Верховного Совета СССР созданы комиссии по охране природы. Во всех союзных республиках приняты законы об охране природы и созданы аналогичные комиссии. Выполнение грандиозных планов промышленного и с.-х. строительства в СССР потребует вовлечения в народное хозяйство новых естественных ресурсов. Отсюда возникает задача большой государственной важности — рациональное использование природных богатств нашей страны с предотвращением загрязнения окружающей среды.

В докладе XXV съезду КПСС Председатель Совета Министров СССР тов. А. Н. Косыгин, останавливаясь на направлениях научно-технического прогресса, которые будут играть особую роль в десятой пятилетке, указал, что в совершенствовании технологических процессов получат дальнейшее развитие прогрессивная малооперационная технология (напр., бездоменная металлургия, безверетенное прядение и бесчелночное ткачество) и технологии, максимально экономящие исходное сырье, топливо, материалы и обеспечивающие охрану окружающей среды.

За годы Советской власти Всесоюзное научное об-во гигиенистов стало массовой общественной организацией, к-рая оказывает действенную помощь органам здравоохранения и государственного сан. надзора.

К 1975 г. разработку различных гиг. проблем в СССР вели 15 ин-тов гигиены труда, 2 ин-та общей и коммунальной гигиены (в Москве и Киеве) . Старейшим научно-исследовательским учреждением страны является Московский научно-исследовательский ин-т гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, возникший на базе Московской городской сан. станции, созданной Ф. Ф. Эрисманом в 1891 г. Научно-исследовательская работа в области гигиены осуществляется также во всех ин-тах гигиены и эпидемиологии, а также на кафедрах гигиены мед. ин-тов и ин-тов усовершенствования врачей.

Подготовка студентов-медиков в области Г. ведется на кафедрах общей гигиены мединститутов в течение двух семестров. Программами и учебными планами предусматриваются лекционные и практические занятия на кафедрах общей гигиены для студентов лечебного и педиатрического факультетов (VI и VII семестры).

На сан.-гиг. факультетах подготовка студентов ведется на кафедрах общей и коммунальной гигиены, гигиены труда, гигиены питания, гигиены детей и подростков. Учебными планами перечисленных кафедр предусматривается ок. 30% час. лекционных и 70% час. практических занятий на VII—X семестрах. Помимо этого, студенты сан.-гиг. факультетов проходят стажировку в республиканских, краевых, областных и городских СЭС. Основной задачей обучения студентов сан.-гиг. факультетов является подготовка врачей по санитарному делу. Отсюда и включение в программы и учебные планы таких разделов, как гигиена воды и водоснабжения, очистка бытовых и сточных вод, гиг. основы сан. охраны воздуха и почвы населенных мест и т. д.

Усовершенствование санврачей осуществляется на кафедрах коммунальной и промышленной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков ЦИУ и ГИДУВ. Программы и учебные планы ин-тов усовершенствования предусматривают ознакомление практических санврачей с новыми достижениями гиг. науки и сан. практики. Видное место отводится ознакомлению с деятельностью крупных СЭС и научно-исследовательских институтов. Срок подготовки в ин-тах усовершенствования — 1—2 мес.

В СССР выходят три журнала гиг. профиля: «Гигиена и санитария», «Гигиена труда и профессиональные заболевания» и «Вопросы питания».

Во всех социалистических странах для научных исследований гиг. проблем созданы профилированные научные институты. В частности, Чехословакия располагает двумя гиг. ин-тами: в Праге и Братиславе; в Румынии исследования в области Г. ведутся в Ин-те гигиены и санитарии (Бухарест), в Болгарии проблемы Г. разрабатываются в Научно-исследовательском гигиеническом центре (София).

Вопросы гиг. науки и сан. практики занимают видное место и в деятельности ВОЗ. Созданные ВОЗ комитеты экспертов периодически обсуждают такие актуальные гиг. проблемы, как гигиена окружающей среды, гигиена атмосферного воздуха, гигиена воды и водоснабжения, радиационная гигиена, хим. средства защиты растений (пестициды), сан. просвещение.

В США создано значительное число научно-исследовательских учреждений по изучению гиг. проблем. Из них особого внимания заслуживают центры по изучению состояния окружающей среды, организованные в штате Сев. Каролина и г. Нью-Йорке. Изучение действия пестицидов на организм человека ведется в ряде ун-тов (в штатах Калифорния, Мичиган, Флорида, Орегон и др.)* Исследования по изучению действия выхлопных газов автомобилей производятся в лабораториях Филадельфии, Бостона, Питсбурга. Изучением влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье населения занимаются многие ун-ты и колледжи.

Во Франции изучение окружающей среды проводится в Париже в Национальном ин-те здравоохранения и мед. исследований и в Ин-те радиационной гигиены, в Тулузе в Ин-те по изучению загрязнения атмосферного воздуха.

В систему гиг. учреждений ФРГ входит значительное число ин-тов и лабораторий, находящихся в ведении федерального правительства, ун-тов, правительств земель, научных об-в и промышленных фирм. Все гиг. учреждения ФРГ можно разделить на три категории: научно-исследовательские ин-ты и кафедры гигиены !при ун-тах; ин-ты и лаборатории земель, ведущих контроль за состоянием окружающей среды; гиг. лаборатории промышленных объединений и фирм, не имеющие права контролировать загрязнение окружающей среды.

В Японии вопросами гигиены окружающей среды занимаются в Ин-те гигиены, Ин-те общественного здравоохранения, в Академии гигиены и на ф-те гигиены ун-та Китазато, в Ин-те радиологии.

В Англии изучение проблем Г. сосредоточено в Лондонском ин-те гигиены и тропической медицины при ун-те. Это многопрофильное учебное и научно-исследовательское учреждение сотрудничает с Советом мед. исследований Великобритании.

В Канаде гиг. исследования ведутся в Ин-те микробиологии и гигиены при Монреальском ун-те, в Ин-те гигиены в Торонто и в Центре гигиены окружающей среды в Оттаве.

В Италии гигиенические исследования сосредоточены гл. обр. на ф-тах гигиены в ун-тах.

Наиболее крупные международные ассоциации по Гигиене: Международный комитет по изучению факторов окружающей среды (International Committee for Research and Study of environmental Factors — ICEF); Международная федерация по гигиене, профилактической и социальной медицине (International Federation for Hygiene, preventive Medicine and Social Medicine), Международная медицинская ассоциация по изучению жизненных условий и состояния здоровья (International medical Association for the Study of Living Conditions and Health), Международный союз ассоциаций по предупреждению загрязнения воздуха (International Union of Air Pollution prevention Associations — IUAPPA), Международная ассоциация по водоснабжению (International Water Supply Association — IWSA).

История — Богоявленский H. А. О некоторых элементах гигиены и санитарии в быту Древней Руси, Гиг. и сан., № 3, с. 43, 1948; Грандо А. А. Развитие гигиены в Украинской ССР, Киев, 1975, библиогр.; Заблудовский П. Е. Медицина в России в период капитализма, Развитие гигиены, Вопросы общественной медицины, М., 1956, библиогр.; Лотова Е.И. Русская интеллигенция и вопросы общественной гигиены, М., 1962, библиогр.; Мольков А. В. I Московский медицинский институт и развитие гигиенических наук (К 125-летию I ММИ), М.— Л., 1940; 50 лет Советского здравоохранения, 1917—1967, под ред., Б. В. Петровского, М., 1967; Сысин А. Н. Съезды по гигиене, эпидемиологии и бактериологии в СССР за 30 лет (Исторический обзор), Гиг. и сан., №1, с. 28, 1948.

Учебники, руководства, справочные издания — Габович Р. Д., Познанский С. С. и Шахбазян Г. X., Гигиена, М., 1971; Доброславин А. А. Гигиена, курс общественного здравоохранения, т. 1—2, Спб., 1882—1884; Лаптев А. П. и Малышева И. Н. Руководство к практическим занятиям по гигиене, М., 1975; Минх А. А. Методы гигиенических исследований, М., 1971, библиогр.; он же, Справочник по санитарно-гигиеническим исследованиям, М., 1973; Общая гигиена, под ред. Г. А. Митерева, М., 1973; Учебник гигиены, под ред., А. Н. Сысина, М., 1943; Хлопин Г. Основы гигиены, т. 1—2, М., 1921—1923; он же, Курс общей гигиены, М.— Л., 1930; Эрисман Ф. Ф. Курс гигиены, т. 1—3, М., 1887—1888; The theory and practice of public health, ed. by W* Hobson, L. a. o., 1975, bibliogr.

Источник

Adblock
detector