Меню

Здоровье это определение для детей кратко

Что такое здоровье?
статья на тему

Статья «Что такое здоровье?» раскрывает виды здоровья, особенности показателей, относящихся к самооценке человеком своего текущего здоровья, а также способы оценки здоровья в виде различных методических подходов.

Скачать:

Вложение Размер
seminar_chto_takoe_zdorove.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика)

Структурное подразделение «Детский сад «Звездочка»

«Что такое здоровье?»

средней группы «Буратино»

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека . Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается. в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку. осуществлять его биологические и социальные функции».

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

Здоровье может характеризовать :

Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения — здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).

Потенциал общественного здоровья — мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья — соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.

Субъективные показатели, относящиеся к самооценке
человеком своего текущего состояния здоровья.

1. Самочувствие, активность, настроение человека – это
своеобразный барометр состояния центральной нервной системы и многих функций внутренних органов. Обычное нормальное
самочувствие человека – это ощущение бодрости, жизнерадостности, желание работать, учиться, высокая работоспособность.

2. Ночной сон . Во время сна человек отдыхает. Восстанавливаются функции организма, прежде всего центральной нервной системы. Нормальным считается сон, наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, длительностью 7-8 часов. После такого сна человек ощущает себя отдохнувшим, характерно чувство бодрости. Многие отклонения в состоянии здоровья, особенно центральной нервной системы, еще не
проявляющиеся другими симптомами, сразу же сказываются на
сне. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания
или ранним пробуждением среди ночи. После такого сна нет ощущения бодрости и свежести.

3. Аппетит. При хорошем функционировании всех органов и систем, при адекватных физических нагрузках обмен веществ, происходит более активно. Поэтому здоровый человек
не жалуется на свой аппетит, чаще даже приходится прибегать
к разумному ограничению. Но аппетит не устойчив, он зависит от качества пищи, легко нарушается при недомогании, болезнях, перенапряжении.

4. Наличие болезненных ощущений . Это могут быть головные боли, общая слабость, головокружение, ощущение сердцебиения, одышка, боли в мышцах и другие признаки.

Объективные показатели здоровья человека выражаются
в таких критериях, которые проявляются независимо от воли
человека, могут быть определены другим человеком и сравнимы с предыдущим состоянием и с нормативными характеристиками. К объективным относят массу тела, окружности тела
и его частей, динамометрию кисти и становую, частоту и ритмичность пульса и дыхания, температуру тела, окраску кожи,
характер потоотделения, устойчивость внимания, координацию
движений и т.д.

Важным дополнением к объективной самооценке показателей здоровья может быть реакция и режим восстановления отмеченных показателей. Чаще всего для этого используется частота сердечных сокращений на дозированную физическую нагрузку (например, 20 приседаний за 30 секунд или переход из положения лежа на спине в положение стоя).
Длина тела (рост) – важный показатель физического развития человека. Измерение длины тела имеет большое значение для вычисления показателей, характеризующих правильность,
пропорциональность телосложения. Рост у мужчин продолжается
до 25 лет, у женщин до 21-22 лет.
Масса тела – может изменяться в течение дня, поэтому
желательно определять ее в одно и то же время. При анализе
показателя имеет значение его соответствие «идеальному весу».
Существует несколько способов расчета «идеального веса». Самый распространенный и близкий к истинному определяется путем
вычитания из показателей длины тела (в см) условных величин:
— при росте меньше 165 см вычитается цифра 100,

— при росте 165 – 175 см —————— «—————— 105,

— при росте свыше 175 см ————— «—————— 110.

В результате получается идеальный вес в килограммах.

По другой методике «идеальный вес» (в кг) равен: произведению длины тела в см на окружность грудной клетки (в см),
деленному на 240.

Превышение идеального веса на 10% говорит об избыточной массе тела, что является фактором риска для развития многих заболеваний. Если вес на 10% и более ниже идеального, говорят о пониженном питании.

Функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Осуществляется измерение параметров и характеристик деятельности двух основных функциональных систем организма в состоянии относительного покоя
и после выполнения какой-либо нагрузки. Если при этом дается стандартная нагрузка, то величина и характер изменения
параметров сравнивается со стандартизованными нормами и
делаются выводы о степени тренированности данной системы
и организма в целом. Кроме того, сопоставление их с предыдущими результатами позволяет сделать выводы об эффективно-
сти физкультурно-оздоровительных мероприятий:

А) пульс – исключительно важный показатель, отражающий деятельность сердечно-сосудистой системы. Частота пульса
у здорового, мужчины равна 70-75 уда-
рам в минуту, у женщин – 75-80 ударам.

Во время физической нагрузки частота пульса увеличивается:
при малых нагрузках до 140 уд/мин.,
при средних —«—— до 160-180 уд/мин.,
при больших —«— свыше 180 уд/мин.

Здоровому человеку не следует превышать нагрузку, при
которой частота пульса больше той, которая рассчитывается
по формуле: 220 минус возраст человека. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет 65-90%
от максимально допустимой для данной возрастной группы.

Б) Проба с 20 приседаниями. Проба является стандартизованной нагрузкой, она проста и показательна для определения степени тренированности.
Перед ее выполнением подсчитывается частота пульса в
покое. Производятся 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд
(ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед). Определяется частота пульса сразу после выполнения нагрузки, через одну, две и
три минуты после приседаний. Оценивают пробу по проценту
учащения пульса по отношению к исходному и по длительности
восстановления частоты пульса до исходной величины.
При учащении пульса на 25% состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее; на 50-75% — удовлетворительное; более чем на 75% — неудовлетворительное.
Восстановление частоты пульса до исходной величины
происходит в норме за 1-3 минуты.

В) Проба с задержкой дыхания. Сначала подсчитывается
число вдохов за 30 сек и умножается на 2. В норме в состоянии
покоя частота дыхания у взрослого человека от 9 до 12-16 вдохов в одну минуту. При подсчете необходимо стараться дышать
в естественном ритме. Затем проводится проба, которая дает
представление о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной
систем: необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и за-
метить время максимально возможной задержки дыхания в сек.
После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох.
Результаты пробы оцениваются по трехбальной шкале.

На вдохе: 39 сек. – неудовлетворительно, 40-49 сек. – удовлетворительно, свыше 50 сек. – хорошо.

На выдохе: 34 сек. – неудовлетворительно, 35-39 сек. — удовлетворительно; свыше 40 сек. — хорошо.

Желательно вести дневник самоконтроля, в который
периодически вносятся все или некоторые показатели. Подобный дневник значительно облегчает определение динамики
показателей в процессе занятий физкультурно-оздоровительной
деятельностью, повышает заинтересованность в занятиях.

Одним из новых методических подходов к решению задач
контроля за количеством здоровья является диагностика третьего состояния, называемая донозологической , которая получила
распространение в практике массовых профилактических обследований населения (В.П. Казначеев, Р.М. Баевский, Г.Л. Апанасенко). Донозологическая диагностика основана на представлении о тесной связи между адаптационными возможностями организма и заболеваемостью и позволяет выделить четыре группы
лиц с разным уровнем адаптационных возможностей организма:

1) с удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды;

2) с напряжением механизмов адаптации;

3) с неудовлетворительной адаптацией;

4) со срывом адаптации.

Р.М. Баевский предложил в качестве критерия адаптационных возможностей организма определять индекс функциональных изменений (ИФИ), для вычисления которого требуются
лишь данные о частоте пульса (ЧП), артериального давления
(САД, ДАД), росте (Р), массе тела (МТ) и возрасте (В):
Доврачебный скрининг, основанный на ИФИ, при всей
своей простоте обеспечивает системный подход к оценке функционального состояния системы кровообращения как индикатора адаптационных возможностей всего организма. На основании
полученного значения ИФИ каждый индивидуум может быть отнесен к одной из четырех групп по степени адаптации; чем выше
условный бал ИФИ, тем выше вероятность развития патологических отклонений.

Отвечая на вопрос: «Что такое здоровье?» — хочется дать один простой ответ – отказ от излишеств . Увы, нам давно навязывают неправильные идеалы, в числе которых идеал излишеств – ешь больше и вкусней, ходи в клубы, пей алкоголь. Такова суровая правда жизни. Поэтому для здоровья необходимо кушать и жить умеренно.
На здоровье и духовное, и физическое крайне негативно влияет излишняя эмоциональность и стрессовые ситуации. Конечно, от стресса никто не застрахован, но человек должен установить контроль над собственными эмоциями . Помните, что хороший врач не тот, кто лечит болезнь, а тот, кто ее не допускает. Человек сам себе лекарь, и если он полюбит себя в полной мере и будет заботиться о своем здоровье, то никакие болезни ему не страшны.

Источник

Конспект НОД «Что такое здоровье?»

СВЕТЛАНА ШИШОВА
Конспект НОД «Что такое здоровье?»

1. Организационный момент.

— Ребята, давайте, скажем друг другу здравствуйте. Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали «Здравствуйте».

Это — значит здоровье желаю. Здравствуйте! — Ты скажешь человеку. Здравствуй! — Улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет.

2. Актуализация знаний.

— Сегодня я хотела поговорить на очень важную тему — о здоровье. Как вы думаете, что такое здоровье? (ответы детей). — Здоровье – это бесценный дар, который получает человек при рождении. — Ребята, я сейчас вам расскажу одну старую легенду. (звучит спокойная лирическая музыка).

Давным — давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек.Один из Богов сказал: — Человек должен быть сильным.Другой сказал: — Человек должен быть умным.А третий сказал: — Человек должен быть здоровым. «Если все это будет у человека, он будет подобен нам» — подумали Боги. И решили они спрятать главное, что есть у человека — здоровье. Стали думать — решать — куда бы его спрятать? Один предложил спрятать здоровье в глубокое синее море, другой — на высокие горы.А третий бог сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов! (заканчивает звучать музыка).

— Значит, здоровье — то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Здоровье — это сила, хорошее настроение, когда все у нас получается. Я открою вам маленький секрет – наше здоровье можно сравнить с цветком, у которого много лепестков. Давайте посмотрим эти лепестки.

— Первый лепесток – это СИЛА. (Открываю первый лепесток) Я приглашаю вас на разминку. Сделаем разминку – держим ровно спинку. Голову назад, вперед, влево, вправо, поворот. Руки вверх, поднять прямые. Вот высокие какие! Еще выше потянулись, вправо-влево повернулись. А теперь танцует таз. Посмотрите-ка на нас! Этим славным упражнением поднимаем настроение. Дальше будем приседать – дружно сесть и дружно встать. Прыгать нам совсем не лень, словно мячики весь день.

— Посмотрите, сколько сил стало в ваших руках! Сразу видно – силушки прибавилось. Дети, какие мышцы стали у вас? (ответы детей). — А настроение? (ответы детей). — Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой? (ответы детей). — Правильно, ребята. А чтобы сила была, надо заниматься спортом.

— Второй лепесток – это СПОРТ. — Ребята, посмотрите, какие виды спорта вы узнали? (показ иллюстраций). — Молодцы, много видов спорта назвали. — А теперь давайте поиграем. Я называю вид спорта,а вы изображаете действие: 1. Бокс. 2. Футбол. 3. Плавание. 4. Лыжный спорт. — Молодцы, поиграли. — В мире нет рецепта лучше. Будь со спортом неразлучен. Очень важен спорт для всех. Он – здоровье и успех. — Помните об этом, ребята.

3. Затруднение ситуации.

— Третий лепесток — ВОЗДУХ. — Чтобы узнать, как называется третий лепесток нашего здоровья, я покажу вам фокус. (проводится эксперимент). — Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит? (ничего нет) — Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из бутылочки беги. (Опускаю бутылочку в воду и нажимаю на нее, из бутылочки бегут пузырьки).

4. Введение нового.

— Как вы думаете, что за невидимка сидел в бутылке? — Это воздух. Без воздуха ни одно живое существо не могло бы жить на земле. Без дыханья жизни нет, Без дыханья мерзнет свет, Дышат птицы и цветы, Дышит он, и я, и ты. (провести еще раз эксперимент с участие детей). — Давайте выполним с вами упражнения на дыхание. (выполняем дыхательные упражнения). 1. «Подышим одной ноздрей». Правую ноздрю закрываем указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую сделать тихий выдох. (3 раза). 2. «Одуванчик» — поставить руку перед собой. Сделать вдох через нос и длительный выдох через рот «подули на одуванчик».

— Скажите, почему мы выполняем дыхательные упражнения? Чтобы организм обогатился кислородом. Чтобы закалять свой организм и т. д. — Ребята, воздух насыщен кислородом — это чистый свежий воздух. А где еще мы можем брать кислород? (ответы детей) — Правильно, гуляя по свежему воздуху, в парке, в лесу. Прогулки очень полезны! Так как же называется третий лучик здоровья? (Воздух) (Открываю третий лучик здоровья)

Четвертый лепесток ЧАСЫ.

— Четвертый лепесток открываю, ничего не понимаю. Дети, что это? (часы) — Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (ответы детей) — Часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна. — Дети, как вы думаете, что такое режим? (ответы детей) — Режим – это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня. Часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает укреплять здоровье, хорошо и качественно выполнять все свои дела и задания. — А теперь я хочу предложить выполнить задание, которое называется «Утро, день, вечер, ночь» Ребята выходят по двое к доске, и по порядку выкладывают картинки с изображениями детей, занятыми различными видами деятельности в течение дня. — Дети, значит, как называется четвертый лучик здоровья? (Режим дня) (Открываю четвертый лучик)

Пятый лепесток ЗАКАЛИВАНИЕ.

Как вы думаете, для чего люди закаляются? (чтобы быть здоровыми, не болеть). — А как мы с вами закаляемся? (ответы детей: летом принимаем солнечные ванны, моем ноги прохладной водой, закаляемся воздухом, прогулка, делаем самомассаж). — Какие молодцы! Знаете, что люди на всей земле закаляются, чтобы научить свой организм сопротивляться вредным влияниям, научить быть его сильным, а значит выносливым и здоровым. — Давайте сделаем массаж. Девочки и мальчики приготовьте пальчики. Крылья носа разотри 1, 2, 3; 1, 2, 3. Теперь под носом ты потри 1, 2, 3; 1,2, 3. Брови надо причесать 1, 2, 3; 1, 2, 3. Вытри пот теперь со лба 1, 2; 1, 2. Серьги на уши повесь, если есть, если есть. Заколкой волосы скрепи 1, 2, 3; 1, 2, 3. Сзади пуговку найди, растегни, застегни. На шею бусы надевай, примеряй, расправляй. А сюда повесим брошку- краснощекую матрешку. Девочки и мальчики приготовьте пальчики. На них колечки надевайте, перстенечки надевайте. А сюда – браслетики, красивые манжетики. Вот как славно потрудились и красиво нарядились. Осталось ножки потереть и не будем мы болеть.

Шестой лепесток ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться. Пищей сладкой шоколадной ты не увлекайся. Очень кислого, соленного ты остерегайся. Только овощи и фрукты, очень вкусные продукты. — Что значит правильно питаться? (Есть не только вкусную пищу, но и полезную). — Какие полезные продукты вы знаете? (Хлеб, молоко, мясо, овощи, фрукты и др.)

(Воспитатель раздает детям листы с творческим заданием «Полезные и вредные продукты». Дети обводят полезные продукты в круг, вредные – зачеркивают. Рассказывают, почему так выполнили задание).

Седьмой лепесток – хорошее настроение.

Проводится релаксация (сидя на паласе) под музыку.

— Посмотрите, наш цветочек улыбается, радуется за нас, потому что мы нашли спрятанное богами здоровье. Главная наша задача – сберечь его.

Закройте глаза. Представьте, что вы сидите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы отнесете и подарите друзьям. Потяните рук вверх, вдохните и откройте глаза на счет три.

— Ребята, посмотрите, как засияли и засверкали наши лепестки здоровья на солнце.

— Дети, вам понравилось занятие? А что именно понравилось? Что вы узнали нового? О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей) — Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии, то будете здоровыми. А теперь, поиграем в подвижную игру «кто, быстрее?»

Конспект группового занятия педагога-психолога с детьми старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект группового занития педагога-психолога с детьми старшей группы Образовательная область: «Коммуникация». Раздел: Психологическая.

Конспект. Направление: «Я и здоровый образ жизни» Тема: «Что такое здоровье» Направление: «Я и здоровый образ жизни» Раздел: «Охрана здоровья» Тема: «Что такое здоровье» Цель: дать представление о духовном, психическом.

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей второй младшей группы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Что такое хорошо и что такое.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием технологии «Истории карапушек» Цель: формирование положительного отношения к людям. Задачи: 1. Конкретизировать первоначальные представления о хороших и плохих поступках.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: Формировать умение детей решать проблемные ситуации. Учить аргументировать.

Источник

Читайте также:  Вред здоровью твч станка
Adblock
detector