Научные основы здорового образа жизни
Рубрика: Общая педагогика
Дата публикации: 27.02.2016
Статья просмотрена: 6146 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. А. Научные основы здорового образа жизни / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/757/ (дата обращения: 09.06.2021).
Образ жизни — одна из важнейших биосоциальных категорий, дающая представление о жизнедеятельности человека. Образ жизни — это «лицо» человека и в то же время один их критериев общественного прогресса.
При анализе образа жизни обычно рассматриваются его составные части (виды деятельности): профессиональная, общественная, социально культурная, бытовая и др. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главным в об разе жизни человека является то, как он живет (или социальная группа), каковы основные способы и формы его жизнедеятельности, ее направлен направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т. п. Образ жизни, будучи обусловлен в значительной степени социально-экономическими условиями, находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, со стояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется многообразие вариантов образа жизни различных людей.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей конкретного человека (категория в боль шей степени экономическая).
Качество жизни характеризует самоощущение человека в обществе (преимущественно социальная категория).
Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, соответствующий психологии и психофизиологии личности (социально-психологическая категория).
Отсюда поведение у людей разное, и зависит оно в значительной степени от воспитания.
Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях; выражает определенную ориентированность деятельности личности на укрепление и улучшение собственного здоровья и здоровья окружающих. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности имеет сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств и прежде всего тем, что:
1) государство на сегодняшний день в недостаточной степени воздействует на мотивацию человека вести здоровый образ жизни;
2) отношение общества к здоровью — один из показателей его развития, и то, что в нашем обществе здоровье не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека, является следствием его низкой культуры.
Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. При этом иметь следует в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредоточивать усилия лишь на преодолении факторов риска — возникновения различных заболеваний, на борьбе с алкоголизмом, курением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями. Важно поддерживать все то, что «работает» на формирование здорового образа жизни.
Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно им, образ жизни — это выбор самого человека, касающийся пути и способа того, как ему жить. Этот выбор в значительной степени зависит от конституциональных характеристик индивида. Основной закон валеологии, представляющий собой результат многовекового опыта врачей, педагогов, психологов, гласит: образ жизни человека должен соответствовать его конституции. Как известно, конституция человека — это генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды, в которой реализуется наследственный потенциал. Именно конституция человека определяет основные законы его индивидуальной жизни. Конституция всегда индивидуальна, поэтому сколько людей, столько и вариантов образа жизни. Конституция человека включает в себя следующие составные части:
Рефлексивная конституция — генетическая память (наследственность), эпигенетическая память (эмбриональный путь развития), иммунная память (память о перенесенных заболеваниях), нейронная память (память, фиксируемая нейронами).
Генотипическая конституция — «наследственный паспорт» (геномная характеристика, хромосомная система человека), определяющий регенерационные способности нашей морфологии.
Фенотипическая конституция — понятие, связанное с наследственной структурой костно-мышечного и жирового габитуса человека. Под габитусом подразумевается внешний вид человека — особенности телосложения, осанки, цвета кожи, выражения лица и т. д., — по которому можно судить о состоянии его здоровья, в том числе об имеющихся заболеваниях или о предрасположенности к ним.
Иммунная конституция — система глобулиновой защиты, в основе которой лежит механизм антиген-антительных связей, определяющих характер и интенсивность иммунологических реакций.
Нейронная конституция — состояние неврологической реактивности, определяющее базисные основы обучения, приобретения знаний; это базисная основа эмоций и волевых процессов, определяющих наше здоровье и нашу неврологическую симптоматику.
Психологическая конституция определяет психологический тип личности, ее характер и темперамент.
Лимфогематологическая конституция отвечает за особенности лимфотока и группу крови; эти особенности имеют геномный, конституциональный характер и определяют интенсивность метаболизма и энергетики организма.
Гормонально-половая конституция характеризует существенный момент во всех поведенческих реакциях человека. Половое поведение определяется взаимодействием определенных мозговых структур с половыми гормонами (андрогенами при мужском половом поведении и эстрогенами при женском половом поведении).
Энерго-акупунктурная конституция — это специфика системы так называемых энергоканальных связей в организме.
Системное представление о конституции человека дает интегральную характеристику, лежащую в основе всех валеологических представлений. Здоровый образ жизни — это жизнь по законам своей конституции. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции.
Совершенно очевидно, что реализация принципов здорового образа жизни сопряжена с социально-экономическими и поведенческими особенностями жизни индивида.
К основным принципам здорового образа жизни относятся:
социальный принцип: образ жизни должен сочетать в себе эстетическое, нравственное и волевое начало;
биологический принцип: образ жизни должен соответствовать возрасту, способствовать поддержанию энергообеспеченности и ритма функционирования организма, укреплению сил; здоровый образ жизни не приемлет излишеств.
Главные тенденции здорового образа жизни:
стремление к физическому совершенству;
достижение душевной, психической гармонии в жизни;
обеспечение полноценного питания;
исключение саморазрушающих наклонностей (курение, алкоголизм, наркомания и т. д.);
соблюдение правил личной гигиены;
закаливание организма, его очищение и т. д.
Главные законы здорового образа жизни весьма просты.
Это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: к развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Пренебрежение этим законом грозит срывами, стрессами и другими печальными последствиями.
В старину силачи тренировались своеобразным способом. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался; постепенно, день за днем, увеличивалась и нагрузка атлета.
Этот закон является важнейшей особенностью функционирования всех живых организмов. Ученые установили, что более сорока различных процессов в организме человека подчинено суточным ритмам. Общим правилом является работа в дневное время, а отдых — ночью. Любая работ» через определенные промежутки времени (45 минут) должна прерываться отдыхом (10–15 минут). Для переваривания пищи требуется примерно 3 часа. Поэтому рекомендуется есть через каждые 3–4 часа, лучше всего 4 раза в день.
Этот закон здоровья заключается в том, что, добиваясь поставленной цели, нужно одновременно соблюдать постепенность, систематичность и ритмичность, учитывая при этом свои индивидуальные особенности и общие биологические закономерности.
Для студента важно не только сказать «нет» наркотикам, алкоголю и табаку, но и выработать умения и навыки здорового образа жизни даже при отсутствии постоянного надзора со стороны бабушки и мамы. Плохо организованный труд на любом рабочем месте может принести только вред физическому или психическому здоровью человека. В студенческие годы важно продумать и разумно спланировать свою учебную деятельность и отдых, это позволит многое успеть, сохранив при этом бодрость и активность.
Похожие статьи
Особенности формирование здорового образа жизни среди.
Здоровье населения, его сохранение и укрепление, рост продолжительности жизни и сокращение смертности всегда были и остаются в центре внимания социальной политики государства.
Оценка показателей здорового образа жизни среди студентов.
Актуальность проблемы. Охрана здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач общества, поскольку в последние десятилетия в стране прослеживается выраженная негативная тенденция к ухудшению его здоровья.
Понятие достойного уровня жизни (правовой аспект)
Ключевые слова: достойный уровень жизни, качество жизни, права человека и гражданина, минимальный размер оплаты труда. В сложных кризисных условиях, падения курса национальной валюты.
Показатели качества жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»
Рассматривая уровень жизни и качество жизни, можно провести между ними четкие границы. Здесь уже уровень жизни однозначно является одним из показателей качества жизни.
Ключевые слова: здоровье, образ жизни, мотивация, питание.
Формирование здорового образа жизни посредством занятий. Важным профилактическим фактором в укреплении здоровья человека является здоровый образ жизни. Кроме того, занятия любым видом спорта формируют характер.
здоровый образ жизни, ценностное отношение, здоровье.
здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.
Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья.
здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.
Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт.
Здоровый образ жизни — это, прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический. «Здоровый дух — в здоровом теле», забота о здоровье как высшей ценности — основные категории, определяющие содержание данного феномена.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)– это рациональный образ жизни.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – это такой образ жизни, который в наибольшей степени соответствует индивидуальным особенностям человека и который способствует формированию, укреплению и сохранению его здоровья
Источник
Представление о здоровье в современной науке
Дата публикации: 01.04.2014 2014-04-01
Статья просмотрена: 5663 раза
Библиографическое описание:
Литовченко, О. С. Представление о здоровье в современной науке / О. С. Литовченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 697-699. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9970/ (дата обращения: 09.06.2021).
(г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.)
В последние годы как за рубежом, так и в нашей стране в сознании общества активно складывается качественно новое отношение к понятию «здоровье». Через познание источников здоровья и их улучшение можно не только предупредить возникновение болезней, но и совершенствовать личность в целом, т. е. забота о здоровье является процессом сохранения и формирования психических и физических возможностей человека.
Здоровье — самостоятельное и междисциплинарное явление, которое требует глубокого исследования, формирования современной концепции здоровья и моделей сопровождения здоровья человека. При отсутствии систематизированных и четких представлений о феномене здоровья и не удастся преодолевать поверхностные оценочные суждения при решении данной проблемы.
Понятие «здоровье» сложилось в далекой древности и поначалу оно относилось в основном к физическому состоянию человека: здоровый человек — значило — не больной человек. Здоровье понималось как нормальное состояние организма, при котором хорошо функционируют все его органы [6]. С формированием общества и разных наук, данное понятие наполнилось новым содержанием, а понятие «здоровый» стали сопоставлять с образом жизни индивида, его психическим состоянием и духовным развитием.
Роль здоровья в жизни человека отобразилась и в развитии языка народа. Наиболее общеупотребительным приветствием стало «здравствуйте», что значит не что иное, как пожелание здоровья. Это же означает и воинское приветствие младшего по званию старшему: «Здравия желаю». Прощаясь, люди нередко произносят «будь здоров!», а также спешат сказать эти слова тому, кто неожиданно чихнул. Здравицей именуется краткая торжественная речь с пожеланием здоровья. Оценивая нечто положительно люди нередко восклицают: «вот здорово!». Стали общеупотребительными такие выражения, как, к примеру, «здоровая семья», «здоровый быт», «здоровый климат», «здоровый образ жизни» и многие другие. От слова «здравие», вышедшего ныне из употребления, образовано много других понятий: «здравоохранение» — как система государственных и общественных мероприятий, «здравница» — как лечебно-профилактическое учреждение, «здравый», «здравомыслящий» — как разумный и правильный и т. д.
Множество поговорок и пословиц связано с оценкой значения здоровья в жизни общества. Народная мудрость гласит: «Здоровью цены нет», «болезнь человека не красит». Известный русский писатель и врач В.Вересаев так оценил здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять — значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих и обстановки; оно — высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» [1, с.43]. Великий немецкий философ А.Шопенгауэр отводил здоровью безоговорочно первое место среди наиболее значимых ценностей и говорил о том, что ради здоровья надлежит поступиться всем прочим [8].
Наука о здоровье человека играет огромную роль для развития современного знания, не меньшее, чем, к примеру, биология, химия или физика. А по своей практической значимости данная проблема является одной из сложнейших вопросов современной науки. При всей значимости понятия «здоровье», как отмечают исследователи, не так-то просто дать ему исчерпывающее определение, а их сейчас в науке сформировалось больше 80. Однако такого, которое бы всех устроило, пока еще не сформулировано. Обобщая мнение исследователей феномена здоровья, можно сказать, что здоровья в абсолютном смысле не существует и, по существу, оно является идеалом. Каждый индивид здоров условно и каждый индивид в определенных условиях может быть здоровым.
Опираясь на ряд научных работ, где была сделана попытка установить сущностные элементы здоровья, Г. С. Никифоров, выявил несколько концептуальных подходов к дефиниции данного понятия [4,с.87].
Рассмотрим и проанализируем некоторые подробнее из них:
1. Здоровье является нормальной функцией организма на всех уровнях его организации.
При подобном подходе нормальное функционирование организма в целом выступает как один из ключевых компонентов феномена «здоровье». Для всех анатомических, физиологических, биохимических характеристик человеческого организма подсчитываются среднестатистические показатели нормы. Организм считается здоровым, если данные показатели его функций не отклоняются значимо от их известного среднего состояния. Отклонение от нормы считается развитием болезни. Но не всякое отклонение от нормы — это болезнь. Граница между болезнью и нормой не отчётлива и в довольно индивидуальна. То, что для одних — норма, для других является уже болезнью. И потому в науке введен термин «предболезнь». Так обозначают переходное состояние от здоровья к болезни. Состояние «предболезни» хоть и имеет определенные патологические признаки, но однако не нарушает здоровья.
2. Здоровье является динамическим равновесием организма и его функций с окружающей средой.
Такой признак, как равновесие, вообще в определении здоровья встречается с давних времен. Древнегреческий философ, математик и врач Пифагор понимал под здоровьем равновесие и гармонию, а под болезнью —их нарушение. Гиппократ считал человека здоровым, если у него между всеми органами тела имелось равновесное соотношение, а Г.Спенсер определял здоровье как результат, который установил равновесие внутренних отношений к внешним.
3. Здоровье является способностью организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям существования в окружающей среде, способностью поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая разностороннюю и нормальную жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
Данный признак является тоже очень распространенным в определениях здоровья. Тут сделан акцент на адаптацию, как на один из самых главных и универсальных признаков биосистемы.
4. Здоровье является отсутствием болезни, болезненных изменений и болезненных состояний.
Данный признак здоровья настолько очевиден, что именно с ним традиционно связывают здоровье. Он основан на простой логике: здоровы люди, не нуждающиеся в медицинской помощи.
5. Здоровье является способностью к полноценной реализации узловых социальных функций.
Данный признак также употребляется во многих определениях здоровья и отмечает значимость участия индивида в социальной деятельности.
6. Здоровье является полным физическим, духовным, умственным и социальным благополучием. Это гармоническое развитие духовных и физических сил, принцип единства организма, уравновешенного взаимодействия всех органов и саморегуляции.
Данный признак созвучен с определением здоровья, приведенным в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г. до сих пор использующегося, несмотря на то что он все чаще подвергается критике. Всемирная организация здравоохранения трактует данный термин как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие».
Рассмотрение сущностных характеристик здоровья позволяет выявить четыре ключевые концептуальные модели определения термина здоровья: медицинскую, биомедицинскую, ценностно-социальную и биосоциальную.
Медицинская модель дает определение здоровья, содержащее только медицинские характеристики и признаки здоровья.
Биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений.
Ценностно-социальная модель считает здоровье базовой человеческой ценностью, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей индивида. Данной модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, которое сформулировано ВОЗ.
Биосоциальная модель в понятие «здоровье» включает социальные и биологические признаки. Данные признаки учитываются комплексно, но приоритеты при этом отдаются социальным признакам.
Следует рассмотреть еще одно важное обстоятельство в определении понятия здоровья. Как отмечал П. И. Калью, одними авторами здоровье трактуется как состояние, другими — как динамический процесс, а третьими вообще этот вопрос обходится стороной. Рассматривая данные подходы, П. И. Калью пришел к выводу, о том, что здоровье как состояние анализируется в более ранних определениях данного понятия [2]. Сейчас специалистами все чаще считается, что здоровье выступает как динамический процесс. Но, по-видимому, правы те исследователи, которые при определении здоровья не пытаются абсолютизировать причастность к нему лишь какой-то одной категории — или состояния, или процесса. Так, в частности, академик В. П. Казначеев определял здоровье как динамическое состояние, процесс развития и сохранения его биологических, психических и физиологических функций, социальной активности и оптимальной трудоспособности при максимальной продолжительности жизни [2].
Как бы ни подходили исследователи к определению термина здоровья, их главный интерес направлен на выявление механизмов, обеспечивающих надежность организма как биологической системы, его нормальную жизнедеятельность. Понятие «здоровье» и «надежность» в данном смысле крайне близки. В обоих случаях предполагается отсутствие каких-то значительных нарушений в функционировании организма и его составляющих частей. Много общего и в методах восстановления утраченной нормы.
Так, А. А. Маркосян определяет надежность физиологической системы согласно своей концепции «надежности биологической системы» как биологический закон живого, лежащий в основе конструкции всего организма [3]. Надежность биосистемы обеспечивает также ее способность к адаптации и компенсации на данной основе нарушенных функций, совершенство и быстроту использования обратных связей, динамичность взаимодействия звеньев саморегулирующих подсистем входящих в нее.
Биологическая надежность складывается в процессе онтогенетического и филогенетического развития организма личности. В первом случае она проходит этапы становления, которые в значимой степени определены возрастными этапами онтогенеза и прежде всего — периодом детства. Если данный период был благоприятен, то в зрелом возрасте наблюдается четко выраженная надежность физиологической системы. Но как сложную живую систему человека анализируют не только на биологическом уровне. Не меньшую роль, как видно из определений здоровья, играют социальный и психологический уровни. И на каждом из этих уровней здоровье человека характеризуется особенностями своего проявления.
И если вопрос профилактики здоровья, лечения болезней и укрепления защитных сил организма с давних времен стоит в поле зрения традиционной медицины, то представления о сути и методах обеспечения здоровья, которое связано с социальным и психологическим уровнями, еще не сформировались. Вместе с тем, Г. С. Никифоров указывает, что и в организме, на психологическом уровне действуют механизмы, которые нацелены на поддержание здоровья личности, обеспечение ее надежности [5].
Рассматривая человека как целостную систему, выделяют преимущественно следующие виды его здоровья: физическое (соматическое), психическое, нравственное, социальное [7].Впоследние годы отдельные авторы выделяют как отдельный феномен профессиональное здоровье.
Таким образом, здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие.
В качестве его основных видов выделяют следующие: физическое (соматическое), психическое, нравственное, социальное и профессиональное здоровье.
1. Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 2003
2. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 2008
3. Маркосян А. А. Надежность физиологической системы и онтогенез. // Молекулярные и функциональные основы онтогенеза. / Под редакцией В. П. Махинько. М., 2000
4. Никифоров Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. М., 2000 с..87
5. Никифоров Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. М., 2002
6. Толковый словарь русского языка
7. Тухтарова И. В., Биктимиров Т. З.. Соматопсихология. Хрестоматия., 2006
8. Шопенгауэр А. Афоризмы о житейской мудрости. СПб., 2009
Источник