Теория долгой жизни Николая Амосова
Амосов Николай Михайлович (1913 — 2002) – известный российский и украинский хирург-кардиолог, писатель, доктор медицинских наук, академик, автор новаторских методик в кардиологии, дискуссионных работ по геронтологии, проблемам искусственного интеллекта и рационального планирования общественной жизни.
Николай Михайлович утверждал, что «от далеких предков нам досталось не только тело, требующее тренировки, но и психика, точнее, биологические чувства, способные превращаться в пороки, или, поделикатнее, в недостатки. Первый из них — это лень. Второй эффект: жадность. Назовем осторожнее жадность на еду. Третье качество: страх». У Амосова всегда было два жизненных принципа: никогда ничего не проси и не позволяй душе лениться. В 80 лет Николай Амосов придумал собственный рецепт преодоления старости.
Главное в нем — увеличение нагрузок на организм. Ежедневная зарядка — около трех тысяч движений. Половина из них с пятикилограммовыми гантелями. Плюс к этому строгая диета. Не более тысячи калорий в сутки.
Свою систему великий хирург кратко изложил в работе «Моя система здоровья». «Количество здоровья» — вот что нужно. Количество здоровья можно определить как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем. В свою очередь, эти резервные мощности следует выразить через «коэффициент резерва»». Суммарные резервные мощности» являются не только важнейшей характеристикой состояния здоровья как такового, они не менее важны для определения отношения организма к болезни.
Для долгой жизни, утверждал Амосов, необходимо тренировка всех органов организма. Но при этом он призывал помнить о простых истинах, касающихся тренировки:
Первая — постепенность. Каждый день или каждую неделю прибавлять на определенный процент от уже достигнутой функции.
Вторая — субмаксимальные нагрузки. Периодически пробовать максимум и использовать нагрузки несколько меньше максимальных.
Третья — многократность повторения. Она, однако, не заменяет наращивания нагрузок.
Четвертая — есть тренировки на длительность и есть на максимум. Для одних обязательны многократность, для других важнее наращивание максимальных нагрузок.
Пятая — перетренировки опасны.
«Оптимальная жизнь — жить долго и с высоким уровнем душевного комфорта (УДК). Он складывается из приятных и неприятных компонентов всех чувств — как биологических, так и социальных. Для стимула нужно получить максимум приятного при минимуме неприятного».
По мнению Николая Михайловича, старение человека происходит по нескольким причинам:
1. В генах закодированы программы обмена, роста, развития, размножения, воспитания детей и стадного поведения. Ведущей программой является выживание индивида — питание и защита. У современного человека эта закономерность нарушена.
2. Второй причиной, ускоряющей запрограммированное старение, является накопление «помех» в виде отложения в клетках неактивных и вредных веществ в количествах, зависящих от среды обитания и поведения индивида.
3. Третьей причиной является детренированность мышц и следующее за этим ослабление функций внутренних органов, а также нервной и эндокринной систем.
Старение является результатом исчерпания программы размножения и действия физической среды, создающей помехи. В результате уменьшается дееспособность индивида, общество отвечает сокращением «платы за труд». Это детренирует организм и еще уменьшает дееспособность. Так возникает порочный круг, ускоряющий старение, приводящий к болезням и смерти. Идея его состоит в том, чтобы разорвать порочный круг связи старения и детренированности, возникающий в результате возрастного уменьшения потребностей, возможностей и стимулов к труду со стороны общества. Сделать это можно волевыми интенсивными физическими упражнениями или соответствующим продуктивным трудом. Это отразится на отношениях с обществом и позволит продлить активную жизнь на 5, а может и на 10 лет.
В оздоровительную систему по Амосову входят следующие компоненты: тренировка сердца, искусство дыхания, рациональное питание, «система напряжения и здоровье» (режим, память, расслабление, сон, голодание и т.д.). В системе физкультурного оздоровления придерживался системы дыхания К.П. Бутейко и системы физической тренировки К. Купера. Четко разграничил и описал виды тренировок, а также факторы, влияющие на продление жизни: ходьба, бег, гимнастика, взаимосвязь здоровья и секса. Второе направление в системе Амосова – это его личный эксперимент по омоложению, который он описал в десятках научных статей и книг.
Афоризмы Н.М. Амосова:
Годы идут, а им не веришь. Оценки меняются, и старику кажется, что он думает, как молодой
***
Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек. Без этого немыслимы никакие разговоры о здоровом образе жизни.
***
Здоровье — это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.
***
Добыть и сохранить здоровье может только сам человек.
***
Источник
Здоровье это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций
Вопросы здорового образа жизни людей, и особенно молодежи, имеют исключительное значение. Статистические данные и оценки, характеризующие здоровье населения и складывающуюся в настоящее время демографическую ситуацию в России, показывают серьезность положения. Именно поэтому проблемам сохранения и укрепления здоровья людей в России были посвящены масштабные Всероссийские форумы (2005, 2006) «Здоровье нации — основа процветания России» , которые собрали ведущих ученых, руководителей органов законодательной и исполнительной власти, представителей общественных организаций и деловых кругов.
В.А.Садовничий, ректор МГУ, академик РАН, президент Российского союза ректоров в своем выступлении на открытии форума в 2006 г. сказал: «Сверх задача образования — это, безусловно, развитие каждого молодого человека как высококвалифицированного профессионала, гражданина, чувствующего свою ответственность за судьбу России. Мне кажется, что главная составляющая этой задачи — сохранить наше молодое поколение здоровым. Нынешняя демографическая ситуация в России — демографический кризис. Это отчасти связано с образом жизни, пропагандируемым некоторыми СМИ: агрессивная реклама алкоголя, табака. За последние 10 лет количество токсикоманов среди детей и подростков увеличилось в 10 раз. Каждый второй мальчик и каждая четвертая девочка в возрасте до 16 лет регулярно употребляют алкогольные напитки. Настоящим бедствием становится для России табакокурение, где возрастная планка курящих опустилась до 12 лет и ниже. Эти явления, безусловно, способствуют росту умственно отсталых подростков. Многие вузы страны это уже ощущают в достаточно полной мере на вступительных экзаменах.
Стремительно стареет население страны. Впервые в 1999 году число лиц пенсионного возраста превысило число детей до 16 лет. С 1989 по 1999 годы число детей сократилось с 36 до 30,3 миллионов, а число пенсионеров выросло с 27,2 до 34,4 миллионов.
Если говорить об отдаленной перспективе, то в случае скатывания России к демографической катастрофе, действительно, со всей очевидностью встанет вопрос, а сохранится ли молодежь, желающая учиться?
Да, государство в лице руководителей своих образовательных учреждений должно нести ответственность за состояние здоровья обучающейся молодежи. А что же сами молодые люди?
Нельзя не согласиться с известным врачом-педиатром Лео Бокерия , который, выступая на том же форуме (2006), сказал: «Здоровье является сферой взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и личности. Ничуть не умаляя заинтересованности государства и общества в здоровом гражданине и их ответственности за это, необходимо признать, что интересы и ответственность личности здесь играют решающую роль, поскольку именно от образа жизни человека более чем на 50% зависит его здоровье» . Именно интересы и ответственность самой личности.
Какое же сегодня состояние здоровья у студентов? Определенную картину состояния здоровья студенческой молодежи дают результаты мониторинга, проводимого ежегодно, в частности, в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М.Губкина (А.О.Егорычев и др., 2006). Он показал, что безопасный уровень здоровья (БУЗ) имеют 7% студентов; 30% — средний; 27% — ниже среднего; 36% — низкий. За последние 3 года БУЗ в этом вузе снизился на 4-6%. К концу 2-го курса уровень здоровья студентов повышается лишь на 1-2 балла (тестирование по Г.Л.Апанасенко, 2000). При переходе на 1 разовые в неделю занятия физическими упражнениями, уровень здоровья возвращается к уровню 1 семестра. Наиболее высокие показатели уровня здоровья у девушек, занимающихся аэробикой, а у юношей — занимающихся баскетболом. Но даже самые эффективные средства в объеме учебной программы не позволяют достичь БУЗ (12 баллов). Только студенты, занимающиеся дополнительно во внеучебное время (в спортивных секциях, самостоятельно, в группах здоровья и т.п.), могут достичь БУЗ. Их уровень двигательной активности в объеме 4-7 часов достаточен для достижения БУЗ.
Как видим, положение удручающее и необходимо срочно менять отношение к здоровью, и в, первую очередь, самим студентам.
В 2006-2007 учебном году в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) впервые провели комплексное обследование всех первокурсников, поступивших на дневное отделение. Результаты оказались неутешительными. Об этом заявила ректор СПбГУ Людмила Вербицкая: «В среднем по университету абсолютно здоровых, не имеющих хронических заболеваний первокурсников оказалось лишь 9,8%. Нас очень беспокоит эта ситуация. Она означает, что уже в школе будущие студенты приобретают огромное количество заболеваний. Об этом, я думаю, необходимо говорить на ближайшем заседании Государственного совета». Это про первокурсников. А как со здоровьем у студентов не первокурсников? Как показывает анализ состояния здоровья студентов многих вузов в различных регионах страны, в процессе обучения у них наблюдается отрицательная динамика состояния здоровья. (И.В.Ефимова и др., 2003).
Во время учебы большое влияние на студентов оказывает личность преподавателя. Поэтому пример здорового образа жизни преподавателей имеет исключительно большое значение в воспитательной и оздоровительной работе с молодежью. Хорошо известно, что личный пример — лучший учитель. Но все ли здесь так благополучно?
В одном медицинском вузе было проведено анонимное анкетирование «Здоровье преподавателей ВУЗа» (Т.Ш.Миннибаев и др., 2006), из которого в отношении курения и употребления алкоголя следовало:
Обратим внимание на то, что в качестве примера состояния здоровья студентов взяты студенты вуза, для выпускников которого физическая подготовка и, в частности, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), имеет большое значение, а в качестве примера отношения преподавателей к курению и алкоголю — преподаватели медицинского вуза, которые профессионально занимаются профилактикой и лечением заболеваний, а также вопросами здоровья. Можно предположить каково положение в других вузах.
Состояние здоровья населения страны тесно связано с демографической ситуацией, особенностями которой в современных условиях (по В.И.Стародубцеву, 2006) являются низкая рождаемость и высокая смертность. Превышение числа умерших людей над числом родившихся в 2004 году составило 790,1 т.
В таблице3.1.1 представлены данные о динамике уровня смертности в России и ее причинах.
Если в России уровень смертности в 50-е годы от болезней системы кровообращения составлял около 220 случаев на 100 т. населения, то в 2004 г. уже — 892,3. В Европе в настоящее время этот показатель равен 170-250 случаям. Как видно, в структуре смертности населения России основное место занимают болезни системы кровообращения (55,8%). Очень важно при этом отметить, что именно методически правильно организованные занятия физическими упражнениями являются лучшей профилактикой этих заболеваний.
Не высоки и показатели продолжительности жизни в современной России. В 2004 году средняя продолжительность жизни составила 65,8 лет (у мужчин — 59,1 года, у женщин — 72,5 года). По этому показателю мы значительно отстаем от зарубежных стран, где средняя продолжительность жизни следующая: Япония -81,9 лет; Франция — 79,8; Испания — 79,6; Германия — 78,7; Греция — 78,4; США — 77,3; Чехия — 75,8; Венгрия — 72,6. По продолжительности жизни женщин Россия в настоящее время занимает 100 место в мире, а мужчин — 134.
В целом демографическая ситуация в России следующая (Ю.М.Комаров, 2006):
Приведенные объективные данные заставляют очень серьезно задуматься над поиском путей выхода из создавшегося положения.
Какие же факторы и как влияют на здоровье людей, а, следовательно, и на демографическую ситуацию в стране?
В табл3.1.3 приведены факторы риска и их вклад в формирование уровня здоровья населения.
Сегодня среди современной молодежи условно можно выделить две взаимно противоположные группы: одни ограничивают свою двигательную активность и игнорируют средства физического воспитания, а другие одержимы высокими спортивными результатами и стремлением использовать для этого максимальные тренировочные и соревновательные нагрузки. И то и другое не способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию человека и готовности к разнообразной деятельности. Поэтому необходимо творческое осмысление теоретических и практических основ существующей системы физического воспитания с учетом необходимости укрепления здоровья молодежи (А.Г.Сухарев, 1991). В этой связи следует отметить, что теория и методика физического воспитания до настоящего времени в основном рассматривала вопросы спортивной тренировки, и явно недостаточно внимания уделялось вопросам применения физических упражнений в целях оздоровления.
Еще в ХIХ веке немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения» .
Что же такое здоровье? Определений здоровья к настоящему времени существует достаточно много. Наиболее часто применяется определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), согласно которому здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Н.М.Амосов (1987), например, вводит понятие «количество здоровья», которое может быть определено резервными возможностями организма, и считает, что здоровье — это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций .
Здоровье следует понимать, как равновесие между организмом и средой в самом широком смысле этого слова, а мера стресса, мера напряжения систем управления, возвращающих нас к равновесию со средой, есть одновременно и мера здоровья, считают Р.М.Баевский и С.Г.Гуров (1988).
По мнению Г.Л. Апанасенко (2000), феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью : «Здоровье — динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость-сохранение особи, репродукция-продолжение рода) и социальных функций».
В настоящее время принято выделять следующие разновидности здоровья (по В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко, 1998):
Источник