Доклад для выступления на пед. совете на тему: «Здоровье – это движение».
материал
Доклад для выступления на пед. совете на тему:
«Здоровье – это движение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_-_eto_dvizhenie.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для выступления на пед. совете на тему:
«Здоровье – это движение».
Темп современной жизни очень высок, каждому человеку многое хочется узнать, всему научиться. Сегодня люди каждый день находятся в относительно неподвижном состоянии 6-8 часов. Кровь в организме замедляет движение за счет сужения сосудов, питание клеток головного мозга и других органов уменьшается. Появляется усталость, недомогание, ломота, головные боли.
Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовит одежду и т.д. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения.
Движение – это здоровье! Физическая активность – это обязательное условие нормального функционирования организма человека. Недостаток движения также опасен для человека, как и недостаток витаминов, минеральных веществ, кислорода.
Движение помогает нашему организму быть здоровым – развивает мышцы, укрепляет опорно-двигательный аппарат, сердце, нервы, сосуды. Кроме этого движение помогает нам быть стройными и красивыми.
Физическая активность нужна всем: больным — чтобы быстрее выздороветь, здоровым — чтобы оставаться таковыми долгие годы, детям – чтобы правильно развиваться и расти, молодым людям и людям среднего возраста – чтобы надолго сохранить молодость, пожилым людям – чтобы жить полноценной жизнью вне зависимости от возраста.
Природа создала наше тело для движения. Только двигаясь, мы чувствуем, что живём. А как именно мы это чувствуем? И что делать. Если большую часть своего времени мы проводим в положении сидя, а движение при этом приносит боль и дискомфорт.
Сейчас можно наблюдать совершенно противоположную картину, которая характеризуется снижением физической активности за счет упрощения передвижения, условий работы. Нужно заметить, что в большей степени сегодня развитие направлено на активизацию мыслительных процессов. Максимум комфорта и минимум движений – жизненное кредо многих людей, живущих в нынешнее время. Ограждая себя от лишних шагов, люди совершают огромную ошибку, полагая, что тем самым они себя оберегают. Соответственно, наше тело постоянно находится в спокойном состоянии. И с годами оно теряет свою гибкость, атрофируется мышечная масса. Всё это можно назвать гиподинамией. Гиподинамия – это малоподвижный образ жизни и болезнь современного человечества двадцать первого века. Она является результатом избавления человека от физических нагрузок и труда . В течение долгих веков человечество не знало этой напасти, но три-четыре последних поколения страдают от недостатка двигательной активности, получая в результате букет разнообразных болезней: нарушение опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения. Плюс ко всему, гиподинамия негативно отражается на психической деятельности: появляется вялость, сонливость либо бессонница, снижается умственная работоспособность. Хоть на улице новый век, человек все так же нуждается в физических нагрузках, ведь это заложено самой природой и с ней не нужно спорить. Необходимо реализовывать потребность в движении, прислушиваться к своему организму.
Что произойдёт, если человек не будет двигаться?
Можно привести наглядный пример, который покажет важность предназначения движения. Даже дети знают, что птицы умеют летать. А вот если птенец не получит возможности летать, сможет ли он осуществлять этот процесс, став взрослой птицей? Нет. А если запереть птицу в клетке, какое состояние здоровья у нее будет? Конечно, ничего хорошего из этого не получится. Или, к примеру, если поймать лесную птицу, которая жила на свободе, бороздила просторы, и посадить ее в клетку, но при этом поить, кормить, всячески опекать, что с нею станет? Ей такая неволя не понравится, пусть даже человек приложит массу усилий и заботы. Через какое-то время птица заболеет и даже может умереть. Почему? Потому что у нее есть прирожденное свойство – летать, без которого ее жизнь становится неполноценной.
Для человека движение не менее важно, к тому же у людей оно более разнообразное: бег, прыжки, ходьба, занятия гимнастикой, плавание. Все это и есть двигательная активность, если ее ограничить, то это для человека будет настоящим наказанием.
Нынешний век «подарил» человечеству очень коварное заболевание, называемое гиподинамией. Малоподвижность можно уверенно назвать бичом современных людей, особенно, проживающих в больших городах.
Более того, это касается не только слабости мышц рук, ног, недостаток движения влияет на работу миокарда, причем очень негативно. Это значит, что люди, которые любят проводить много времени на диване, оказываются в зоне риска, ведь им грозит инфаркт, инсульт, нарушение сердечного ритма.
На обмен веществ гиподинамия также оказывает влияние, поскольку начинают откладываться жировые отложения. Это процесс естественный, потому что при малоподвижности количество потребляемой энергии превышает количество потраченной, организм начинает экономить запасы и откладывает их «на всякий случай». Жировые клетки можно назвать нахлебниками, которые требуют долю кислорода, питательных веществ, но взамен ничего не отдают. Рано или поздно, но по причине наличия избыточной жировой ткани, у человека появляется сердечная недостаточность, артериальная гипертония, сахарный диабет, другие болезни.
Что касается опорно-двигательного аппарата, то здесь влияние малоподвижности вполне очевидное: искривление позвоночника, плохая осанка, остеохондроз. А еще постоянные ноющие боли в спине, прострелы, существенное ограничение подвижности позвоночника. То есть человек буквально превращается в робота, которому уже пора на свалку: каждое движение дается с трудом и приносит болезненные ощущения.
Плюс ко всему, недостаток нагрузок на опорно-двигательный аппарат приводит к ослаблению других компонентов:
- ослабевает связочный аппарат – появляются частые вывихи, растяжения связок;
- из костей вымывается кальций – в результате у человека часто случаются переломы, причем возникают они не по причине чрезмерного физического воздействия;
- суставы плохо функционируют.
Это еще не весь перечень последствий недостатка двигательной активности, поэтому нужно понимать, что без движения человек не может полноценно жить. Жизнь превращается в существование, болезненное, безрадостное, серое и не очень длительное. Человек как птица, пусть он не умеет летать, но движение ему подарила природа, а от такого щедрого дара нельзя отказываться!
Современный темп жизни, как правило, не дает нам заниматься физическими занятиями даже в минимальных количествах. Но это только на первый взгляд. Ведь в большинстве своем мы просто боимся. Боимся, что физическая активность – это обязательно изнурительные тренировки, а это совершенно не так! Мы забываем про пешеходные прогулки, про занятия танцами, про велопрогулки, про активные игры на свежем воздухе, про плавание. А ведь все это и многое другое приносит нам удовольствие и является прекрасной тренировкой для нашего организма. Занятия физкультурой должны обязательно приносить человеку удовлетворение и радость. И начинать нужно хотя бы с малого.
Современная женщина порой загружена работой и домашними делами, что выделить время на занятия спортом кажется просто не реальным. Пусть так, но посвятить себе полчаса 2-3 раза в неделю наверняка сможет каждая, даже самая занятая. Тем более, что современные спортивные центры предлагают массу интересных занятий — любая женщина сможет подобрать себе занятие по душе. Нет времени посещать тренажерный зал или бассейн, не беда, гимнастика перед телевизором не менее эффективна для профилактики гиподинамии, чем занятие в группе.
Если все же желание заниматься спортом у вас отсутствует напрочь, не стоит расстраиваться. Бороться с гиподинамией вполне можно и в повседневной жизни, не прилагая ни каких особых усилий. Например, откажитесь от лифта. Вы увидите каких результатов вы добьетесь, всего-навсего поднимаясь и спускаясь каждый день пешком на несколько этажей. Идете в магазин? Не садитесь в автобус и не берите такси. Небольшая прогулка пешком, да еще с некоторой нагрузкой в виде сумок – отличная профилактика гиподинамии.
Включите дома музыку и просто с удовольствием двигайтесь под любимые ритмы. Танцуйте в одиночестве или привлеките к этому занятию родных — главное, чтобы движение приносило вам радость. Больше гуляйте. Замечательно, если у вас есть ребенок, ходите на прогулку вместе. Бегайте, играйте в снежки или мячик, подобное времяпровождение принесет пользу всей семье. Если же у вас нет детей, или они просто уже выросли, заведите собаку. С собакой необходимо гулять как минимум два раза в день, а это в общей сложности не менее полутора часов в день.
Регулярная физическая активность вскоре принесет свои плоды — вы сами почувствуете, как ваши мышцы станут более крепкими, а тело — подтянутым и привлекательным, наладится работа внутренних органов. Уйдет лишний вес, а с ним и желание лежать на диване. А отдых пусть станет приятной наградой за проделанную работу по сохранению собственного здоровья.
В итоге, хочется сказать: вряд ли найдется такой человек, который не хотел бы быть здоровым, не хотел себя всегда прекрасно чувствовать и быть полным энергии. Но почему желание иметь здоровое тело в корне расходятся с тем, что люди для этого делают, а точнее говоря не делают Прогулки, утренняя зарядка, прыжки через скакалку – всё это позволяет держать тело в отличной форме, дарит бодрость и энергию.
В каждом человеке природа заложила потребность в движении. Движение очень важно не только для укрепления здоровья, но и для его сохранения, иначе наше тело может «заржаветь».
Источник
Педсовет о здоровьесбережении
методическая разработка на тему
Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_o_zdorovesberezhenii_2014.doc | 340.5 КБ |
Предварительный просмотр:
педагогического совета № 3 от 25 февраля 2015г.
«Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни»
Подготовила старший воспитатель
Щаклина Наталия Викторовна
Вид педсовета: тематический
Форма проведения: интерактивное общение, КВН.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья; систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста.
1.Анализ созданных условий в детском саду.
2.Изучение современных технологий здоровьесбережения и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
2.Выработка алгоритма деятельности
3.Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения.
1. Опрос педагогов для оценки и самооценки профессионализма «Развитие двигательной активности дошкольников в режиме ДОУ».
2. Анкетирование родителей по теме: «Здоровый образ жизни»
3. Выставка «Нетрадиционное спортивное оборудование».
1.Отчёт о выполнении решения предыдущего педсовета.
Ответственный: заведующий Булатова Т.А.
2. Выступление заведующего в режиме интерактивного общения по теме: «Здоровье дороже богатства».
Ответственный: заведующий Булатова Т.А.
5. Памятки для воспитателей «Система оздоровительной работы».
Ответственный: ст.воспитатель Щаклина Н.В.
6. Вынесение решения педагогического совета.
Ответственный: заведующий Булатова Т.А.
Ход педагогического совета:
«Здоровье дороже богатства» – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: «Путь к здоровью – это…» (блиц опрос педагогов)
Мы уточнили, что путь к здоровью — это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % — это образ жизни. И этот так называемый «контрольный пакет акций» — вот эти самые 50-52 % — в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь на нашем педсовете .
В целом в дошкольных учреждениях сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса в детском саду. Попробуем разобраться, что для этого необходимо?
II. Основная часть ст. воспитатель Щаклина Н.В.
Сегодня в нашем зале присутствует две команды знатоков здоровьесберегающих технологий. Команды, представьте, пожалуйста, своих капитанов, скажите название команды и девиз.
За правильные ответы каждой команде будет выдаваться фишка, в конце игры фишки будут подсчитаны и объявлена команда-победитель.
Итак, начинаем нашу игру.
Представим здоровье ребёнка в виде чудесной планеты, которую мы должны беречь, охранять от всех напастей и невзгод ( Выставляется модель).
Для начала нам нужно выяснить, что же такое здоровье?
Упражнение «Ассоциации»: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребёнка? Педагоги озвучивают ассоциации, ведущий педсовета записывает на полосках и выставляет вокруг модели «Здоровье ребёнка». После того, как ассоциации названы, подводится итог, обобщающий ответы.
Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия»
Основное внимание мы уделим физическому здоровью ребёнка. Чтобы выстроить действенную систему физкультурно-оздоровительной работы нужно знать, что для жизни и здоровья человека, и ребёнка в частности, является самым главным. Попробуйте определить, на каких «трёх китах» держится жизнь и здоровье ребёнка? (выставляется модель «ТРИ кита»)
Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма (на моделях «китов» прикрепляются опознавательные значки, обозначающие: «сердечко» — сердечно-сосудистую систему, «облачко» — дыхательную систему, «цветочек» — иммунную систему).
Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка.
Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения. Может показаться, что всё это для нас не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность?
Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их,пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.д) .
Какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка? (бег) Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай!» (пословица выставляется под первым «китом»).
Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Задача воспитателя разнообразить задания по бегу, для того, чтобы у детей не снижался интерес к этому виду движений. Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками. Педагоги называют: бег в одиночку (обычный, на носках, широким шагом, с высоким подниманием колен и др.), бег в различных построениях (в колонне по одному, по два, врассыпную), в разных направлениях (вперед, по кругу, змейкой и др.), с изменением темпа, (с ускорением, на скорость), с дополнительными заданиями и т.д. Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника. Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так: при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
Каждой из команд предлагается задание:
1.Показать комплекс упражнений для профилактики сколиоза.
2.Показать комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
3.Показать комплекс упражнений для профилактики нарушения зрения.
Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе! Напомните мне, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? ( ответы педагогов ) Поэтому под вторым «китом» мы поместим фразу: «Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день».
Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке.
Педагоги озвучивают виды активности, ведущий педсовета записывает их и закрепляет под фразой (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа над ОВД, самостоятельная двигательная активность и т.д.).
Из всего сказанного вытекает второе утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду : повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
Каждой из команд предлагается задание:
1.Показать комплекс дыхательной гимнастики.
2.Показать точечный массаж.
3.Показать комплекс гимнастики после сна.
А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, — об иммунной системе. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включает систему иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Назовите их, пожалуйста! ( Ответы педагогов ) Правильно, не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» ( поговорка прикрепляется под третьим «КИТОМ »).
В каждом дошкольном учреждении используются разнообразные здоровьесберегающие технологии, составлен свой комплекс закаливающих мероприятий, универсальных, эффективных и доступных для детей дошкольного возраста. Однако при их проведении всегда нужно соблюдать определённые правила. Давайте озвучим правила, регулирующие проведение закаливающих мероприятий.
Педагоги называют: постепенность, учёт состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребёнка, системность, эмоциональная и физическая привлекательность для ребёнка.
Из всего сказанного можно сделать ещё один вывод: органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
Каждой из команд предлагается задание:
1.Дать определение понятию «здоровьесберегающие технологии», озвучить её цель. восп.Попова О.В.
2.Перечислить виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ. муз.руководитель Гаврюшина Н.С.
3. Дать понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду», сформулировать цель данной технологии. воспитатель Черникова З.И.
Уважаемые педагоги, мы с вами определили три утверждения, на которых в первую очередь должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду:
1.При проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.
2.Повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.
3.Органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребёнка.
Как вы думаете, этого будет достаточно для того, чтобы сделать систему физвоспитания в детском саду действительно оздоровительной для наших детей? На что ещё мы должны обратить внимание? (ответы педагогов) Врач Николай Михайлович Амосов говорил, что «нельзя обрести здоровье, сделав 10-12 упражнений, или пройти пешком километр за 20 минут». Суть оздоровительных физических упражнений заключается в системном наращивании резервных мощностей организма. Отсюда и четвёртое утверждение: регулярность физических нагрузок способствует нарастанию резервных мощностей организма ребёнка.
III. Подведение итогов и проект решения педагогического совета.
Уважаемые коллеги, мне бы хотелось услышать ваше мнение по поводу этих утверждений. Могут ли они, став основой физвоспитания в ДОУ, решить проблему заболеваемости дошкольников? ( ответы педагогов ).
Для того чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье. А нам — педагогам-дошкольникам необходимо:
— Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т.д.)
— Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности
— Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами
— Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений.
Предлагаю внести эти предложения в решение нашего педсовета.
1. Создать картотеку здоровьесберегающих технологий для ДОУ.
Ответственный: ст.воспитатель Щакалина Н.В. Срок: 1 сентября 2015 года.
2.Воспитателям всех возрастных групп:
2.1.Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба и т.д.)
Ответственный: воспитатели всех групп.
2.2.Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности.
Ответственный: ст. медсестра Самойлова Е.В.
2.3.Рационально сочетать физкультурные занятия с технологиями здоровьесбережения.
Ответственный: воспитатели всех групп.
2.4.Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных физических упражнений.
Ответственный: воспитатели всех групп.
1.Елжова Н.В. «Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ». — Ростов-на-Дону: Еникс, 2008 г.
2.Змановский Ю.Ф., Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века». – Москва: АРКТИ, 2001
Источник