Меню

Здоровье это для детей школьного возраста

Здоровье школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_shkolnika.docx 18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровье школьника».

Здоровье человека, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его жизнедеятельности.

Среди факторов, негативно влияющих на здоровье и развитие детей в системе образования, выделяют как низкий уровень культуры здоровья в обществе, ведущий к нездоровому образу жизни, так и факторы образовательной среды школы. Во многом, конечно, винить можно образ жизни современных школьников.

Характеризуя образ жизни петербургских школьников , необходимо отметить ряд негативных изменений за анализируемый период (данные за последние 10 лет).

Т енденции, характеризующие образ жизни школьников Санкт-Петербурга :

  • в настоящее время у 70% детей школьного возраста отмечается недостаточная двигательная активность, более половины учащихся вообще не занимаются физической культурой;
  • нарушения структуры и режима питания (43,6% старшеклассников питаются без режима, когда захотят; 68,3% из них не едят в школе);
  • нарушения структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов занятий (компьютер и ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе во всех возрастных группах;
  • возрастание риска употребления психоактивных веществ (о результатам анкетирования у 42,9% большинство сверстников курят, у 36,2% — употребляют алкоголь, у 8,4% — пробовали наркотики);
  • снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни. И что немаловажно, зачастую здоровый образ жизни среди подростков просто считается немодным.

Характеризуя проблемы участников образовательного процесса, необходимо отметить проблему профессионального здоровья и образа жизни педагогов школ Санкт-Петербурга.

По результатам исследований СПбАППО на выборке 1207 педагогов Санкт-Петербурга в 2000-2007 гг. средний возраст педагогов 42,3 лет, средний педагогический стаж 19,0 лет; из них с высшим образованием 89,7%. Только 46,2% из них имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости, 28,7% имеют высокий уровень нейротизма, 66,3% педагогов имеют высокий уровень личностной тревожности. Наблюдается значительное снижение эмоциональной устойчивости с увеличением педагогического стажа и возраста (за первые 10 лет стажа – почти в два раза). 75% педагогов считают свое здоровье удовлетворительным или плохим.

Как показывают результаты исследования, проведенного кафедрой психологии СПбАППО в ноябре 2009 — январе 2010 года на выборке из 3312 педагогов ОУ города, 69% педагогов испытывают чувство усталости на работе, 54% — нарушения сна, 45% — подавленное настроение, 42% — повышенное артериальное давление, аритмию.

В то же время мало кто систематически и целенаправленно занимается своим здоровьем, оправдывая это необходимостью больших материальных затрат (19% опрошенных), отсутствием времени (16%), нехваткой силы воли (13%), наличием более важных дел (11%), отсутствием соответствующих условий (11%).

Среди способов поддержания крепкого здоровья 29% педагогов просто избегают вредных привычек, лишь 8% самостоятельно занимаются физическими упражнениями, 6% посещают врача с профилактическими целями, 4% практикуют специальные оздоровительные системы.

Такое отношение педагогов к своему здоровью определяет и их отношение к здоровью учащихся: по данным мониторинга РСОКО, в котором участвовали 448 педагогов, 78% из них считают здоровье учащихся удовлетворительным или плохим; 63,6% считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе. В то же время только 25,7% педагогов осознают необходимость собственного повышения квалификации в области здоровья; 24,5% — проведения внеклассной работы в этой области, 43,8% — создания службы здоровья. Подавляющее большинство считают уместными в школе массовые мероприятия (75,3%).

Тем не менее, по статистике на сегодняшний день проблемы со здоровьем у каждого пятого первоклассника, а 40 % выпускников имеют более 2 диагнозов. По данным РАМН, сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! А до 70% старшеклассников страдают хроническими заболеваниями. Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения.

Более 30% детей имеют отклонения в физическом развитии. И этот показатель постоянно растет. Отмечается снижение физической силы у подростков. К примеру, лишь 50% из них в состоянии выполнить возрастные нормативы физической подготовки.

За последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет — на 65%. Нарушения здоровья у 30% школьников средних и старших классов приняли хронический характер. Наиболее часто встречаются заболевания органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, зрения, возросло число психических расстройств.

Отмечается, что в течение последних 15 лет число школьников, имеющих проблемы со здоровьем, постоянно увеличивается. Это крайне тревожная тенденция.

По мнению экспертов, «дети испытывают колоссальные нагрузки в школе и дома», при этом их двигательная активность постоянно снижается из-за массового увлечения компьютерами.

Кроме того, серьезной проблемой является неправильная организация питания. Половина школьников не завтракают ни дома, ни в школе. Около 17% детей имеют лишний вес, в то время как у 20% ребят наблюдается дефицит массы тела.

Чтобы этого избежать, родителям нужно внимательно следить за здоровьем ребенка с самых первых дней учебы. А в то время, когда дети находятся в школе, эта ответственность автоматически перекладывается родителями на нас – педагогов.

В продолжение разговора о здоровьесбережении школьников хочу поговорить о проблемах медицинского обслуживания в школах. Известно, что медицинское обслуживание в школах, мягко говоря, идет не в ногу со временем. Во многих школах медицинская деятельность осуществляется «приходящими» мед. работниками из лечебно-профилактических учреждений. Соответственно медицинские работники находятся в школах эпизодически, а не в течение всего учебного дня, поэтому не выполняют в полном объеме работу в соответствии с перечнем обязанностей медицинских работников, обслуживающих детей в школах. Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья обучающихся, оказание первой медицинской и врачебной помощи. Как все мы хорошо понимаем, помощь такого рода может потребоваться внезапно. Но как можно быть уверенным в своевременном ее оказании (речь идет и об учителях и о родителях), если работники медицины в школах в большинстве своем «приходящие».

Реализация Закона «Об образовании» требует наличия медицинского персонала во всех образовательных учреждениях. Но за последние пять лет наблюдается резкий спад количества медицинского персонала в школах и детских садах. Во многих образовательных учреждениях один специалист обслуживает 3-4 учреждения, что не позволяет обеспечить медицинский контроль в течение всего дня.

Исходя из сложившейся ситуации, я считаю, что единственное (но немаловажное), что мы (педагоги) можем сделать, это проявить повышенное внимание к уровню культуры здоровья наших учеников и максимально привлечь родителей к этому процессу. Ведь многие родители даже не подозревают, как много они могут сделать для поддержания и сохранения здоровья своих детей.

Помимо всех известных нам методов работы в этом направлении (в начальной школе – зрительные физминутки, смена видов деятельности, поддержание осанки и т.д.) можно найти много интересных форм работы в оздоровительном направлении школьников. Сейчас многие из нас получили часы внеурочной деятельности, в рамках которой можно проводить специальные мероприятия в этом направлении. Если таких часов нет, можно проводить классные часы или включать эту работу в сами уроки (в физ.паузы или в отдельные упражнения). Это могут быть беседы с детьми о зрении, осанке, компьютерах, телевизорах, правильном питании, словом, обо всем, что сможет повысить уровень их знаний о собственном здоровье.

Сейчас, в век компьютерных технологий, появились даже специальные электронные приложения, направленные на обучение детей культуре здоровья. Большинство из них, к сожалению, на английском языке

Современные дети много времени проводят за компьютерными играми, почему бы не сделать их увлечение чуть более полезным.

Источник

Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Источник

Читайте также:  День здоровья сценарий мероприятия презентация
Adblock
detector