Фундаментальные понятия философии сестринского дела.
Философия и сестринское дело. Какая между ними связь? Зачем сестринскому делу философия? И что такое философия сестринского дела? Эти вопросы обсуждались на I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля – 14 августа 1993 г. в Голицино, вводятся новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности, философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях:
- Пациент
- Сестра, сестринское дело
- Окружающая среда
- Здоровье
Пациент – человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.
Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющей сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу..
Сестринское дело – часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, паука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровым в изменяющихся условиях окружающей среды.
Окружающая среда – совокупность природных социальных психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.
Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.
Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать поощрять его через издания законодательных актов.
Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы с пациентом. Сестра, разделяющая данную философию, принимает на себя следующие этические обязанности:
— не причинять вреда
— уважать обязательства других, держать слово
— уважать право пациента на самостоятельность цели, к которым стремится сестра, т.е. результаты ее деятельности называются этическими ценностями (идеалами):
— здоровая окружающая среда
Философия сестринского дела определяет и личные качества м/с — добродетели – определяющие, что является добром, а что злом в людях: знание, умение, сострадание, милосердие, терпение, целеустремленность.
Конечная цель сестринского дела – это помощь пациенту и его семье, но важнейшими средствами достижения этой цели является забота, уход и выхаживание.
Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 3783 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Конспект теоретического занятия по теме 1
Название | Конспект теоретического занятия по теме 1 |
страница | 6/6 |
Дата публикации | 17.02.2015 |
Размер | 0.81 Mb. |
Тип | Конспект |
h.120-bal.ru > Документы > Конспект
Здоровье — динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации. |
«Здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» (ВОЗ).
Помимо определений 4 основных понятий, необходимо знать и значения других терминов, существенных для сестринского дела.
Человек — целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.
Медицинская сестра — специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую работу.
Убеждения и ценности, на которых основывается сестринское дело, должны становиться важными также и для других работников системы здравоохранения. Они включают:
- уважение личности каждого человека; убеждение, что люди являются сложной целостностью (холизм);
- признание факторов, которые влияют на опыт человека в отношении здоровья и болезни;
- потребность укреплять и сохранять здоровье на протяжении жизни;
- убеждение, что люди имеют право на участие в принятии решений относительно получаемого ухода.
Именно эти убеждения и ценности сестринского дела заложены в его философии.
Этическими элементами философии сестринского дела являются этические обязанности, ценности и добродетель (совершенство).
Медицинская сестра, разделяющая принятую философию сестринского дела, принимает на себя следующие этические обязанности: говорить правду, делать добро, не причинять вреда, уважать права пациента, уважать обязательства других (членов бригады), держать слово, быть преданной своему делу, уважать право (пациента) на самостоятельность.
Этическими ценностями (на которых также основана философия), определяющими цели, к которым стремится медицинская сестра, являются профессионализм, здоровье, здоровая окружающая среда, независимость, человеческое достоинство, забота (уход).
Добродетель (совершенство) определяет личные качества, которыми должна обладать хорошая медицинская сестра. Добродетель — это черты характера, которые располагают человека к хорошим поступкам: сострадание, милосердие, терпение, целеустремленность.
Конечная цель сестринского дела — это помощь пациенту и/или его семье, но важнейшими средствами достижения этой цели являются забота, уход и выхаживание.
Если кто-то выбирает профессию медицинской сестры, он принимает на себя обязанность придерживаться тех ценностей, на которых основана философия сестринского дела. Этический кодекс медицинской сестры России, принятый в 1997 г. Ассоциацией медицинских сестёр России, отражает современные этические принципы, нормы и стандарты, обязательные в профессиональной деятельности медицинских сестёр.
Основными принципами ухода являются:
- обеспечение безопасности пациента;
- конфиденциальность;
- уважение к пациенту и поддержание его чувства собственного достоинства;
- общение;
- поддержание независимости пациента;
- обеспечение инфекционной безопасности.
Принимая философию ухода, медицинская сестра должна осуществлять уход в рамках этих принципов.
Философия сестринского дела предполагает очень конкретные обязательства перед пациентом. Так, в одном из отделений госпиталя в г. Лидс (Великобритания) философия ухода была сформулирована так:
Восстанавливать здоровье в тех случаях, когда это возможно.
Обеспечивать пациенту комфорт и поддерживать в нём чувство достоинства.
Поощрять независимость там, где это возможно.
Давать возможность пациенту раскрыть весь его потенциал.
Выявлять все физиологические, социальные и духовные потребности пациента.
Планировать уход и обсуждать план ухода с пациентом и/или всей его семьёй.
Помните! Мы здесь для вас, говорите с нами в любое время, помогайте нам помогать вам».
В другом (онкологическом) отделении этого же госпиталя философия ухода была несколько иной:
«Наше отделение способно обеспечить высочайшие стандарты сестринского ухода, используя холистический подход.
Мы уверены, что вам будут предоставлены необходимые уход и внимание. Мы стремимся обеспечить вашу независимость.
Мы прибегаем к такому решению проблем, где мы совместно оцениваем и планируем уход для удовлетворения ваших потребностей.
Наша цель — дать вам и вашим родственникам возможность выбора сестринского ухода и содействовать решению спорных вопросов.
Мы надеемся на взаимную поддержку персонала и пациентов».
Во многих госпиталях текст философии ухода вывешен так, чтобы все его видели и могли с ним ознакомиться. В некоторых госпиталях пациенты и (или) их близкие обязательно получают на руки текст философии ухода данного лечебного отделения.
- Сестринская деонтология.
Медицинская деонтология (от греч. deontos — должное, надлежащее и logos — учение) — наука о профессиональном поведении медицинского работника. Сам термин «деонтология» был введен в обиход в начале XIX века английским философом Иеремией Бентамом для обозначения науки о профессиональном поведении человека.
Задолго до введения термина основные принципы, регламентирующие правила поведения врача и медицинского работника, содержались в письменных источниках, дошедших из глубины веков. Уже в индийском своде законов Ману «Веды» перечислены правила поведения врача. В античные времена огромное влияние на развитие принципов поведения медицинского работника оказала знаменитая «Клятва» основоположника научной медицины Гиппократа. Любопытно отметить, что за всю историю развития медицины только в 1967 г. на II Всемирном деонтологическом конгрессе в Париже было сделано первое и единственное дополнение к клятве Гиппократа: «Клянусь обучаться всю жизнь».
На формирование и развитие принципов медицинской деонтологии, как и медицинской этики, на протяжении всей истории оказывали влияние сложившиеся в данном обществе политический строй, социально-экономические и классовые отношения, национальные и религиозные традиции и др.
Основными задачами медицинской деонтологии являются:
- изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;
- исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;
- изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным;
- устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. Медицинский работник, в частности медицинская сестра, должен строго хранить врачебную тайну.
Под врачебной тайной понимают следующее:
- сведения о больном, полученные медицинским работником от больного или в процессе лечения и не подлежащие разглашению в обществе;
- сведения о больном, которые медицинский работник не должен сообщать больному (неблагоприятный исход болезни, диагноз, наносящий психологический ушерб больному, и т.д.
При решении вопроса о врачебной тайне иногда приходится учитывать, не наносит ли это ущерб обществу. В тех случаях, когда само сохранение врачебной тайны может принести вред обществу или окружающим больного лицам (например, при венерических, инфекционных, психических заболеваниях и т.д.), медицинский работник должен принять необходимые меры, не нанося при этом психологического ущерба больному.
Проводником сестринской деятельности в повседневной сестринской практике служит этика.
Греческое слово «этика» означает «обычай», «нрав», «характер». Это название Аристотель дал новой науке, объектом которой служит мораль, нравственность.
«Этика-это область философии, которая определяет, что правильно и что неправильно в профессиональном поведении, где добро и где зло». (М.Фаулер)
Медицина и врачевание во все времена были основаны на сплаве специальных знаний, умений и этических положений.
Мораль – это нормы, правила поведения, т.е.то, что воздействует на человека извне.
Нравственность – это внутренняя потребность человека, воспитанного на определенных правилах морали.
Мораль – это сторож снаружи, а нравственность – это сторож внутри, наша совесть, наши нравственные устои. Мораль- -это долг, ответственность пред другими, а совесть – это ответственность перед самим собой.
Этика – это наука о нравственности, принципах, которыми должны руководствоваться люди в своих поступках. Медицинская этика – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Понятие нравственности издавна считаются честность, доброжелательность, совесть, стыд, храбрость, трудолюбие. Скромность, гуманность. Таким образом, в основе нравственных понятий лежит доброта. В сущности, нравственный кодекс человечество уже создало. Его основные понятия следующие:
— внимание к человеку;
— сочувствие человеку при его неудачах;
— бережное отношение к рабочему и свободному времени других людей;
— общение на языке, понятном для большинства или всех присутствующих;
— сдержанность поведения – не смеяться без причины в присутствии человека, который может думать, что вы смеетесь над ним, и не допускать никаких угроз кому бы то ни было, тем более физических действий;
— забота о покое окружающих – не нарушать тишины своими действиями, словами, техническими средствами;
— терпимость к иным мнениям и вкусам;
— умение выслушать говорящего, не перебивать его и проявлять интерес к его мнению;
— внимание к собеседнику – стремиться больше спрашивать и слушать, чем говорить самому, не навязывать тему разговора о себе как самую интересную;
— стремление помочь, не требуя благодарности, какую бы важную услугу вы ни оказали; при этом вы показываете, что помогли человеку с удовольствием. Без расчета на ответный шаг;
— забота о своем внешнем виде; помните, что неряшливость и невнимательность к себе есть форма неуважения к другим людям, пренебрежение их мнением;
— стремление не привлекать к себе внимания экстравагантностью внешнего вида.
Мед. работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несёт ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом.
Мед. работник должен уметь владеть собой, научится управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость.
Культуру поведения мед. работника можно разделить на два вида:
- Внутренняя культура — это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
- Внешняя культура — приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид и т.п.
Наш соотечественник А.П.Чехов писал: «Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».
В современной медицине слово «больной» в основном относится к людям, находящимся на стационарном лечении, и все чаще заменяется словом «пациент», означающим в переводе с латинского «страдающий», а в переводе с французского «терпеливый», «пассивный», «безучастный».
В современной российской реальности слово «пациент» можно использовать не только потому, что оно стало международным, но и потому, что необходимо большое терпение, чтобы получить медицинскую помощь без излишних материальных и нервных затрат.
Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания.
4. Биоэтика, её предмет.
Заметный научно-технический прогресс позволил медицине за последнее время сделать стремительный рывок в своем развитии. Появились новые мощные лекарственные средства, диагностические и лечебные приборы и установки, возможность пересадки органов и тканей, искусственного оплодотворения женщин, страдающих бесплодием, лечения генетических болезней, реанимации умерши» и т.д.
Всё это потребовало пересмотра многих принципов медицинской этики, в связи с этим В. Поттер в 1971 г. предложил новый термин — «биоэтика» (этика живого) — понятие, определяющее меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения применении научных знаний на практике. Иногда биоэтику определяют как систему исследования этических аспектов проблемных ситуаций и прав человека в современной медицине. Мы будем трактовать её как дисциплину, изучающую моральные стороны взаимодействия медицинского работника и пациента. Предмет изучения биоэтики – моральные и нравственные аспекты взаимоотношений между людьми. Биоэтика рассматривает медицину в контексте прав человека.
Согласно определению Страсбургского симпозиума (1990), биоэтика – наука, изучающая моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии.
Происходящий на наших глазах сдвиг в ценностных ориентациях доказывает актуальность биоэтики, её значимость и для медицин как науки, и для общества в целом. Очевидно, нас уже не удовлетворяет медицинская деонтология, которая ограничивается изучение норм профессионального поведения врача.
Формирование понятия биоэтики связано с расширением спектра новых ценностных ориентации применительно к бытию в целом. Если это понятие рассматривать не только в медицинском аспекте, но и как более широкую и философски глубокую дисциплину, то её нейтральное ядро — отношение к жизни и смерти.
Повышение интереса к биоэтике вызвано рядом причин.
Во-первых, появлением и крупномасштабным распространением биомедицинских и других технологий, обостривших старые проблемы и добавивших новые:
- определение смерти;
- применение пассивной и активной эвтаназии;
- пренатальный диагноз;
- аборт;
- хранение замороженных человеческих эмбрионов;
- пересадка органов и тканей;
- использование людей, животных или фетальной ткани для научного исследования;
- изоляция ВИЧ-положительных и больных другими инфекционными заболеваниями;
- размещение токсичных отходов;
- развитие генной инженерии;
- распределение ресурсов, необходимых для профилактики и. лечения тяжелых заболеваний.
Во-вторых, возросло понимание серьёзности биоэтических и других этических проблем, которые стали широко обсуждаться в прессе, непрофессиональных кругах и т.д.
Источник