Предмет и задачам патофизиологии, общее учение о болезни, предболезни, здоровье
ЛЕЧЕБНЫЙ, ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ, МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТЫ
Вариант 1.
1. Основным ограничением патофизиологического эксперимента являются:
различия между структурными и функциональными характеристиками организма человека и животного;
необходимость задействования большого количества животных;
опасность выполнения экспериментов.
2. Для типового патологического процесса не характерно:
развитие по общим закономерностям вне зависимости от вызвавших его патогенных причин;
закономерность его развития зависит от локализации;
формирование в процессе онтогенеза.
3. К частной патофизиологии относятся следующие вопросы изучения:
патология опухолевого роста;
патология периферического кровообращения и микроциркуляции;
патология кислородной недостаточности
4. С помощью метода «раздражения» установлено:
стимуляция блуждающего нерва вызывает брадикардию;
введение инсулина обуславливает гипогликемию;
удаление печени вызывает гипогликемию;
бласттрансформация лимфоцитов происходит при добавлении митогена.
5. Клиническими выражениями ремиссии являются:
частичное, обратное развитие болезни;
полное исчезновение клинических проявлений болезни;
временное ограничение жалоб, при сохранении морфологических и структурных нарушений;
скрытое прогрессирования болезни.
6. Выберите наиболее точное и полное определение понятия «нормы». Норма — это:
оптимальное состояние живого организма в каждой конкретной ситуации;
норма и здоровье одинаковые понятия;
антоним понятия «болезнь»;
среднестатистическое значение параметров гомеостаза, измеренных у здоровых индивидуумов.
7. Укажите наиболее типичную характеристику понятия «норма»
конкретный переменчивый оптимум;
определяется на генетическом уровне;
это – реактивность живого организма;
8. Выберите наиболее полное и точное определение понятия «здоровье».
синоним понятия «норма»;
среднее статистическое значение параметров гомеостаза из ряда измерений;
идеал существования для какого-либо животного;
отсутствие болезней или физических дефектов, ограничение трудоспособности;
9. Выберите наиболее полное и точное определение понятия «болезнь».
определенное приспособление к действию болезнетворных факторов;
нарушение системы регуляции и адаптации под действием повреждающего фактора;
состояние, основным признаком которого является боль;
повреждение морфологических структур организма при сохранении его функционирования.
10. Наиболее точно и полно понятие «патологическая реакция» можно определить как:
синоним понятия «патологический процесс»;
синоним понятия «болезнь»;
реакция, сопровождающаяся длительным нарушением регуляции функций организма;
кратковременная необычная реакция организма на какое-либо воздействие.
Источник
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического занятия по теме «Общее учение о болезни, предболезни, здоровье»
ГОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
Кафедра патологической физиологии
на ЦМК медико-биологических дисциплин
Председатель: д. м.н., профессор
« __ » _____________ 200__ г.
на методическом совещании кафедры
Зав. кафедрой: д. м.н., профессор
«___» _______________ 200 г.
по подготовке и проведению практического занятия
по теме «Общее учение о болезни, предболезни, здоровье»
Продолжительность занятия 3 академ. час.
Владивосток, 2008 г.
1. Тема: «Общее учение о болезни, предболезни, здоровье».
2. Мотивация: Здоровье и болезнь – это наиболее общие категории медицины, ее центральные понятия, качественно различные, особые формы взаимодействия организма и внешней среды. Для лучшего отражения сущности болезни необходимо, прежде всего, знать понятия здоровье, норма, учитывать процессы и защитно-приспособительные механизмы, поддерживающие гомеостаз организма.
3. Цель обучения, воспитания и развития: Знать понятия здоровье, болезнь, предболезнь. Знать критерии, классификацию, стадии, исходы и осложнения болезни. Знать возрастные особенности возникновения и течения болезней. Знать особенности поддержания гомеостаза детского организма, формирования и течения болезней у детей. (пед. фак.). Знать причины болезней связанных с производственной деятельностью человека (мпф).
На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых.
4. Задачи обучения и воспитания:
4.1. Студент должен знать:
1. Понятие «здоровье», «предболезнь», «болезнь». Номенклатура и классификация болезни.
2. Патологический процесс, патологическое состояние, патологическая реакция. Типические патологические процессы.
3. Признаки болезни. Характер течения болезни. Рецидивы, ремиссии. Исходы и осложнения болезни.
Студент должен уметь: выявлять различные виды патологических процессов и состояний по клинико-лабораторным данным. Уметь воспроизводить на подопытных животных отдельные звенья патогенеза различных патологических процессов, формирующих болезнь.
Личностно- и профессионально ориентированное воспитание:
– на всех этапах изучения учебной темы (при работе в учебной и научной библиотеках, при общении на практических занятиях и лекциях между студентами и преподавателем и т. д.), совершенствовать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые врачу для успешной работы с пациентами, общении с коллегами и медицинским персоналом;
– при общении друг с другом, преподавателями формировать элементы общения и профессиональное поведение на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи;
– при подготовке к практическим занятиям (изучение учебной и научной литературы), во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач уметь сопоставлять факты, делать выводы, т. е. формировать основы врачебного (логического) мышления;
– помнить, что основы врачебного мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного (главного звена патогенеза, ведущих патогенетических факторов и др.) и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии. При анализе патологического процесса или заболевания необходимо так же учитывать особенности индивидуальной реактивности, возможности механизмов резистентности и особенности конституции пациента.
4. Этапы проведения занятия
План практического занятия
Основные педагогические технологии
I Вводная часть:
— определение тематики, ее мотивация, цели и задачи занятия, план его проведения;
— вводный контроль исходного уровня знаний студентов
II Основная часть занятия:
— определение общих и индивидуальных заданий для самостоятельной деятельности студентов
— самостоятельная деятельность студентов в учебное время, управляемая преподавателем;
— обсуждение основных и проблемных вопросов в форме дискуссии
— итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение клинических ситуационных задач по теме).
III Заключительная часть занятия:
— подведение итогов занятия;
— текущая аттестация профессиональных знаний, умений, навыков студентов
— определение общих и индивидуальных заданий на СДИ во внеучебное время;
— оглашение плана практического занятия следующего занятия
6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) в учебное время:
1. Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия)
2. Сформулировать цель занятия
3. Контроль исходного уровня знаний
4. Обсуждение решения ситуационной задачи по учебной теме согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5).
5. Выполнить самостоятельное решение ситуационных задач в соответствии с алгоритмом:
– на основании жалоб больного, объективных данных и лабораторных исследований обосновать вид (тип) патологического процесса;
– указать возможные причины его развития и наличие неблагоприятных условий, способствующих развитию патологического процесса;
– проанализировать механизмы развития патологического процесса с выделением главного звена патогенеза, цепи причинно-следственных связей, наличия и механизмов развития порочных кругов;
– рассмотреть и обосновать механизмы развития клинических проявлений (симптомов и синдромов) и лабораторных данных патологического процесса;
– оценить динамику и характер развития патологического процесса (острое и хроническое течение; гипо-, гипер-, нормоэргическое и т. п.);
– показать взаимосвязь между механизмами повреждения и защиты (основываясь на законе диалектики – «единства и борьбы противоположности»);
– охарактеризовать степень «достаточности» защитно-приспособительных механизмов, обосновать их целесообразность в конкретной ситуации (руководствуясь принципом «относительной патогенности» механизмов защиты);
– на основании анализа механизмов патогенеза и динамики развития патологического процесса обосновать его возможности исхода;
– обосновать основы этиотропной и патогенетической профилактики и терапии данного патологического процесса.
7. Задание на самоподготовку.
7.1. Вопросы для повторения, необходимые для успешного усвоения данной темы (истоки знаний):
Целевые установки ответа на вопрос
Понятие «здоровье», «предболезнь», «болезнь».
Норма — понятие, виды относительности нормы. Здоровье – определение. Предболезнь (донозологические и преморбидные состояния). Срыв механизмов адаптации.
Понятие болезнь. Уровни абстракции болезни
Болезнь – понятие. Представление о болезни, как единстве двух противоначал — защиты и повреждения. Уровни абстракции болезни (четыре уровня).
Уметь оценивать понятия патологический процесс, Типовой патологический процесс. Свойства типового патологического процесса. Особенности течения патологических процессов у детей (пед фак). Особенности отличия патологического процесса от болезни.
Понятие патологическое состояние, примеры.
Понятие патологическая реакция. Классификация патологических реакций
Признаки болезни. Характер течения болезни. Рецидивы, ремиссии.
Критерии болезни — её симптомы и синдромы. Острое, подострое, хроническое течение болезни. Рецидив, как проявление обострения патологического процесса. Острое и хроническое течение. Понятие ремиссии. Понятие об осложнении течения заболевания.
Принципы классификации и номенклатура болезней.
Понятие – номенклатура болезней. Охарактеризовать основные виды классификации болезней.
Формы и периоды (стадии) развития болезней
Формы развития болезней по длительности течения. Периоды, стадии развития болезней (инфекционных, неинфекционных).
Исходы и осложнения болезни.
Перечислить исходы болезни. Типическое и атипическое течение болезней. Выздоровление полное, неполное. Этапы умирания организма.
7.3. Задания для СДС во внеучебное время.
1. Подготовить реферативные сообщения по теме занятия «Предболезнь – роль защитно-приспособительных механизмов»; «Болезнь – от симптома к диагнозу»; «Относительность нормы» с использованием литературных источников (статьи мед. журналов, интернет-источники).
2. Составить ситуационные задачи по теме занятия, с приведением эталона ответа. Задачи принимаются в печатной форме и на эл. носителе. Их содержание и оформление осуществляется согласно общим критериям ситуационных задач по предмету патофизиология.
7.4. Задания для самоконтроля:
Тестовый контроль исходного уровня знаний:
1. Выберите наиболее точное и полное определение понятия «нормы». Норма — это:
1) особое состояние живого организма как целого в каждый отдельный момент его существования;
2) синоним понятия «здоровье»;
3) антоним понятия «болезнь»;
4) среднестатистическое значение параметров гомеостаза, измеренных у здоровых индивидуумов;
5) должное значение параметров гомеостаза.
2. Укажите наиболее типичную характеристику понятия «норма»
1) не изменяется с течением времени;
2) определяется на генетическом уровне;
3) это — индивидуальная реактивность живого организма;
4) может изменяться с течением времени в зависимости от условий окружающей среды;
5) это — идеал существования любого живого организма.
3. Выберите наиболее полное и точное определение понятия «здоровье» из перечисленных. Здоровье — это:
1) синоним понятия «норма»;
2) среднее статистическое значение параметров гомеостаза из ряда измерений;
3) идеал существования для какого-либо животного;
4) отсутствие болезней или физических дефектов;
5) максимальная адаптация к окружающей среде.
4. Выберите наиболее полное и точное определение понятия «болезнь» из перечисленных. Болезнь — это:
1) приспособление к действию болезнетворных факторов;
2) уменьшение адаптации к окружающей среде;
3) состояние, основным признаком которого является боль;
4) повреждение и разрушение структур и функций организма;
5) дезорганизация структур и функций организма.
5. Наиболее точно и полно понятие «патологическая реакция» можно определить как:
1) синоним понятия «патологический процесс»;
2) синоним понятия «болезнь»;
3) составная часть понятия «болезнь»;
4) ограничение адаптации организма к окружающей среде;
5) кратковременная необычная реакция организма на какое-либо воздействие.
6. Наиболее точно и полно понятие «патологический процесс» можно определить как:
1) Сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях, органах или организме;
2) Совокупность морфологических, метаболических и функциональных изменений при развитии болезни;
3) патологическая реакция, «растянутая» во времени;
4) синоним понятия «патологическая реакция»;
5) синоним понятия «болезнь».
7. Основным отличием патологического процесса от болезни является:
1) снижение трудоспособности;
2) наличие одной причины развития;
3) наличие нескольких причин развития;
4) наличие причинных факторов;
5) наличие строгой локализации.
8. Основным отличием болезни от патологического процесса является:
1) наличие одной причины развития;
2) наличие нескольких причин развития;
3) отсутствие строго локализации;
4) наличие предболезни;
5) наличие выздоровления.
9. Наиболее точно и полно понятие «патологическое состояние» можно определить следующим образом. Патологическое состояние — это:
1) Синоним понятия «патологический процесс»;
2) вялотекущий патологический процесс;
3) следствие перенесенного заболевания;
4) следствие нарушений внутриутробного развития;
5) исход выздоровления.
10. Выберите наиболее точное и полное определение понятия «этиология»:
1) учение о болезни;
2) учение о механизмах развития болезней;
3) учение о условиях возникновения болезней;
4) учение о условиях и механизмах развития болезней;
5) учение о причинах и условиях возникновения болезней.
Тестовый контроль итогового уровня знаний:
1. Какие из перечисленных форм патологии можно считать осложнением основного заболевания? а) отёк лёгких при недостаточности левого желудочка сердца; б) синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания при множественных травмах мягких тканей; в) пневмония при иммунодефицитном состоянии; г) ожирение печени при алкоголизме; д) хронический гломерулонефрит после перенесённой ангины; е) деформация суставов при ревматоидном артрите.
2. Стадии развития болезней: а) стадия выраженных проявлений заболевания; б) начало болезни; в) продромальная стадия; г) исход болезни
3. Общая нозология включает в себя следующие подразделы: а) общее учение о болезни; б) учение о типовых патологических процессах; в) учение об этиологии; г)учение о социальных аспектах болезни, д) учение о патогенезе, е) учение о типовых формах патологии отдельных органов и систем; ж) учение о реактивности резистентности, конституции
4. В зависимости от биологического значения патологические реакции распределяют на: а) индифферентные (безразличные); б) реакции с абсолютной потенциальной патогенностью при любом заболевании; в) реакции с потенциальной патогенностью; г) реакции, имеющие приспособительное значение; д) сосудистые реакции.
5. Известны следующие критерии классификации болезней: а) по общности патогенеза; б) по виду условий заболеваний; в) по причине заболеваний; г) повиду функциональных нарушений; д) по топографо-анатомическому признаку.
6. К патологическим состояниям относятся: а) ложные суставы; б) коронароспазм; в) стеноз отверстий сердца; г) отсутствие зубов; д) артрит.
7. К осложнениям патологического процесса или заболевания относятся: а) развитие перитонита после прободения язвы стенки желудка; б) развитие гипертонического криза на фоне гипертонической болезни; в) тромбоэмболия на фоне тромбофлебита; г) развитие тромбофлебита на фоне образования тромба; д) билирубинемия на фоне холестаза.
8. Болезни не существуют при: а) наличии только «полома»; б) полном отсутствие «физиологической меры против болезни»; в) наличии «полома» и «физиологической меры против болезни»; г) отсутствии причины; д) наличии причин и условий болезни.
9. К заболеваниям, согласно классификации по социальным критериям относят: а) группа военной патологии; б) болезни адаптации; в) болезни цивилизации; г) профессиональные болезни; д) группа экологических болезней; е) группа по расовой принадлежности.
10. К терминальным состояниям организма относятся: а) преагония; б) судорожный стндром ; в) агония; г) сопор; д) клиническая смерть; е) биологическая смерть.
6 лет, поступил в клинику (детское инфекционное отделение) с жалобами на насморк, кашель, светобоязнь, повышение температуры тела. С 3 дня болезни на внутренней поверхности щек и области коренных зубов появилась гиперемия слизистой оболочки и отслоение эпителия в виде отрубевидных чешуек (симптом Филатова-Коплика). С 4-го дня болезни температура тела резко повысилась, и сначала на лице, а затем на туловище и конечностях появилась сыпь. С 7-го дня температура снизилась до нормальных цифр. Сыпь исчезла в том же порядке, в какой и появилась. После сыпи на несколько дней осталась пигментация и появилась мелкое отрубевидное шелушение. Со слов матери известно, что в детском саду, который посещал мальчик, за 10 дней до его заболевания был зарегистрирован случай кори.
Через какие периоды (стадии) прошло развитие болезни у ребенка? К какой группе относится заболевание ребенка? Какие существуют классификации болезней?
Эталон ответа задачи:
Развитие болезни прошло через 4 последовательные стадии: 1 инкубационный период (скрытый). 2 — продромальный период – с момента начала первых симптомов заболевания, в данном случае — насморк, кашель, светобоязнь, повышение температуры тела, появление на внутренней поверхности щек и области коренных зубов гиперемии слизистой оболочки и отслоения эпителия в виде отрубевидных чешуек (симптом Филатова-Коплика). 3 – период разгара заболевания (с 4 дня болезни) – значительное повышение температуры и сыпь, 4 – реконвалесценция (с 7 дня болезни) – снижение температуры, исчезновение сыпи.
Заболевание относится к группе инфекционных. Классификация болезни по этиологии, патогенезу, топографо-анатомическим особенностям, полу, возрасту, характеру течения, социальным критериям.
7.5. Источники информации:
Список рекомендуемой литературы:
1. Патофизиология: Литвицкий : в 2 т. — М.: ГЭОТАР-МЕD, 2002. — т.с. — т.с.
2. Патологическая физиология. Учебник / Под ред. , , . — М.: Триада-Х, 20с.
3. Красников : вопросы общей нозологии: Учебное пособие. – Владивосток: Медицина ДВ,200с.
4. Основы патологической физиологии / Под ред. — М.: Мед — на, 20с.
5. Лекционный материал.
1. , Чурилов патофизиология (с основами иммунопатологии). Учебник для студентов мед. АУзов. – СПб.: 2005. – ЭЛБИ – СПб, 656 с., илл.
2. Патологическая физиология /Под ред. , . — Т.1. — М.: Медпресс, 20с.: с илл.
3. Баевский P. M. Проблема здоровья и нормы: точка зрения физиолога //Клиническая медицина — 2000. — №4. — С
Источник