Меню

Здоровье дошкольников как главная ценность

Здоровье — главная ценность ребенка

марина двукраева
Здоровье — главная ценность ребенка

Здоровье ребенка

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка

Сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением [О. Б. Казина].Понятие «здоровье» имеет множество определений, но самым популярным, и пожалуй, наиболее емким следует признать определение,данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [Е. И. Торохова].

Здоровье – это механизм адаптации жизненного потенциала, это расширение зон применения жизненных сил [Е. А. Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» ].

Культура имеет множественный смысл: «возделывание, воспитание, образование, развитие». Исходя из этих представлений, следует, что именно посредством воспитания формируется человек, как культурное существо.

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России [по словам кандидата медицинских наук Л. В. Баль «Педагогу о здоровом образе жизни детей» c.3] стало общепризнанным фактом. Число здоровых детей при выпуске из дошкольного учреждения составляет 5-10%; увеличивается число функциональных отклонений у каждого ребенка. Хронические заболевания «помолодели» [Т. С. Яковлева «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» с. 8] и выявляются уже в 3-4-летнем возрасте. Необходимо признать, что ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. В связи с этим особую актуальность приобретают любые профилактические усилия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей [С. В. Барканов, кандидат педагогических наук «Педагогу о здоровом образе жизни детей» с. 4].

Важнейшим профилактическим направлением работы является формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья, а система образования остается единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение.

В современном ДОУ есть ряд программ, в рамках которых ребенок получает определенные знания о здоровом образе жизни, о культуре здоровья, приобретает необходимые жизненные навыки и умения. Но из-за формального, отстраненного от реальной жизни ребенка обучения, эти знания мало применяются самим ребенком. Знать – еще не значит использовать.

Проблема ухудшения здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Многие специалисты говорят сегодня о психической, биологической, физической деградации. Создается генная инженерия. Накопленные нарушения в здоровье уже в третьем поколении передаются по наследству [Е. А. Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. С. 6 ]

Сказать, что проблема ухудшающегося здоровья детей не волнует наше общество, нельзя. Напротив, предпринимаются разнообразные попытки исправить положение, найти наиболее эффективные пути, методы, технологии. Занимаются этим как ученые, так и практики. Эти проблемы волнуют и практических работников ДОУ, ежедневно осуществляющих оздоровительно-воспитательный процесс.

В вопросах воспитания культуры здоровья детей требуются энциклопедические знания. Это и педагогика и психология, валеология, физиология. Социология и другие науки. Они необходимы как родителям, так и педагогам.

Также существует ряд проблем в организации работы с детьми, тормозящих получение положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми. Причины проблем в ДОУ примерно одинаковы. Это непрофессионализм педагогов (в ДОУ приходят педагоги школ, недооценка значимости дошкольного возраста в дальнейшем развитии личности, отсутствие конкретных знаний по психологии, физиологии, социологии, валеологии. Недостаточен контакт педагогов с родителями и прочее [Е. А. Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» с. 9].

Анализ состояния здоровья детей показывает, что дошкольное учреждение посещают дети, имеющие 2 и 3 группы здоровья. Число детей с хроническими заболеваниями примерно 29%, с функциональными отклонениями 69%, 1-ую группу здоровья имеет 2% детей. По словам к. п. н. Н. Н. Ефименко, в настоящее время «нормальным» стало ненормальное развитие малышей.

В связи с этим, актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве, так как сформированная культура поведения, здоровый

Читайте также:  Факторы сохранения психологического здоровья педагога

образ жизни, а также знания, навыки и умения в дальнейшим станут крепким фундаментом для активной жизненной позиции и положительной мотивации к охране своего здоровья во взрослой жизни. Впервые о необходимости валеологической культуры и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Мечников Илья Ильич. Он считал. Что само главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью. И отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни. Очевидно, что становление культуры здоровья человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов. Необходимо формировать культуру здоровья детей так как в настоящее время проблема стоит очень остро. В дошкольных учреждениях слабо и бессистемно проводится пропаганда здорового образа жизни. Дети зачастую несамостоятельны в выполнении правил самообслуживания, умывания, ребенок не может выполнять правила этикета, не устанавливает связи между совершаемым действием и состоянием организма «Я буду, чтобы быть…». Дети не уверены в себе, требуется напоминание взрослого о соблюдении порядка, зачастую непосредственная помощь, а также не развит интерес к выполнению правил культуры здоровья. Академик Е.Чазов утверждает: «Непросто избавиться от привычек, закрепленных годами. Вот почему так важно формировать навыки здорового образа жизни с детства».

«Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры» Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Фотосессия спортивных будней в детском саду Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач,стоящих.

Источник

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

наталия мамонтова
Формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье обоснованы педагогические условия эффективности процесса формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Описано исследование по проверке эффективности педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: ценности здорового образа жизни, дети старшего дошкольного возраста, методы формирования ценности здорового образа жизни.

Здоровье является одним из важнейших компонентов благополучия человека, одним из неотъемлемых его прав, независимо от возраста. Право каждого ребенка на здоровый рост и развитие закреплено в Конвенции о правах ребенка.

На сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. В данной социально-экономической обстановке для большинства людей наиболее важны материальные блага, нежели здоровье, поэтому одной из главных государственных задач является создание престижа здоровья и здорового образа жизни. Основы здоровья должны закладываться в период формирования личности человека, таким периодом является дошкольный возраст. Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в рамках образовательной области «Физическое развитие», является становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

В современной педагогике проблема разработки идеи ценности здоровья в работе с детьми рассматривается многими отечественными исследователями. В работах Г. А. Хакимовой, Е. В. Фроловой рассматриваются педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста. Т. Г. Карепова предлагает внедрение системы воспитания привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста. И. В. Кривошеина, И. М. Новикова [4] в своих работах рассматривают пути формирования здоровьесберегающей компетентности у детей дошкольного возраста.

Такие отечественные психологи, как Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, М. В. Матюхина, В. Д. Шадриков на основании психического развития дошкольников выявили, что именно старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания ценностного отношения к здоровью.

Читайте также:  Справка организация образовательного процесса школьников с ограниченными возможностями здоровья

Именно в старшем дошкольном возрасте происходит возникновение соподчинения мотивов, формирование произвольного поведения, развитие самосознания, формирование внеситуативно-личностной формы общения, становление познавательной деятельности.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости организации в дошкольной образовательной организации целенаправленной работы по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, можно выделить существующее противоречие между необходимостью воспитания здорового поколения и поиском путей не только создания необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка, но и формирования ценностей здорового образа жизни.

Гипотеза исследования заключалась в том, что процесс формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным,если созданы следующие педагогические условия:

— произведен отбор содержания, методов работы по формированию ценностей здорового образа жизни;

— в образовательную практику включен комплекс мероприятий, позволяющего детям овладеть системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни и умений его ведения.

В ходе исследования была проведена опытно-поисковая работа, цель которой заключалась в проверке эффективности педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 31» города Ульяновска. В качестве испытуемых выступили дети старшей группы в количестве 20 человек.

Для решения поставленных задач опытно – поисковая работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Целью констатирующего этапа стало выявление исходного уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Методы,использованные на констатирующем этапе:

1. анализ педагогической практики в старшей группе по реализации образовательной области «Физическое развитие» [2];

2. беседа «Что такое здоровье, с целью выявления уровня представления о здоровье детей старшего дошкольного возраста и наблюдение, направленное на выявление особенностей отношения детей к практическим действиям, способствующих сохранению и укреплению здоровья, разработанные Г. А. Хакимовой [5];

3. рисуночный тест «Что такое здоровье, с целью определения уровня эмоционального отношения к проблемам здоровья детей старшего дошкольного возраста, разработанный О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатовым и адаптированный Г. А. Хакимовой;

4. методы математической обработки данных

Представленные результаты показывают, что высокий уровень сформированности ценностей здорового образа жизни имеют – 18, 95 % детей, средний уровень – 64,15 % детей и низкий – 16,9 % детей.

Таким образом, сформированность ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 31» соответствует среднему уровню. В связи с этим, мы разработали комплекс мероприятий, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления формирующей работы и получения достоверных результатов дети старшейгруппы были разделены на 2 подгруппы: контрольную и экспериментальную.

Цель формирующего этапа состояла в апробации педагогических условий формирования ценностей здорового образа жизни у группы детей старшего дошкольного возраста.

Для обеспечения реализации обозначенных условий был произведен отбор содержания, методов работы по формированию ценностей здорового образа жизни.

На основе анализа научно-методической литературы были отобраны наиболее эффективные методы работы с дошкольниками:

формирования сознания – индивидуальные и групповые беседы. Например, «Витамины на грядке», «Здоровая пища», «Знакомимся со своим организмом»

• организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнения на закрепление навыков сохранения и укрепления здоровья

• игровой — дидактические игры. Например, «Где живет витаминка?», «Что нужно сердцу?», «С чего начинается утро?» и др.

Для реализации второго условия гипотезы разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста:

-беседы с игровыми и сюжетными элементами для совместной деятельности педагога и детей. Например, «Витамины на грядке», «Здоровая пища», «Знакомимся со своим организмом»

-дидактические игры, направленные на формирование здорового образа жизни. Например, «Где живет витаминка?», «Что нужно сердцу?», «С чего начинается утро?» и т. д.

Читайте также:  Все витамины полезны для здоровья детей

На контрольном этапе для выявления результативности опытно-экспериментальной работы было проведено повторное диагностическое обследование детей контрольной и экспериментальной групп. Содержание заключительной диагностики аналогично констатирующему этапу.

Согласно данным этого обследования, мы можем утверждать, что предложенный комплекс мероприятий по формированию ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста дал положительный результат.

Таким образом, при сравнении уровней сформированности ценностей здорового образа жизни у детей старшей группы на констатирующем и контрольном этапах, можно сказать, что количество детей с высоким уровнем в экспериментальной группе увеличилось на 10%, количество детей со средним уровнем осталось прежним, а с низким уменьшилось на 10%. В контрольной группе наблюдаются также изменения,но они не столь значительны: количество детей с высоким и низким не изменилось, со средним увеличилось на 5%.

1. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. 2004. № 17. С. 24.

2. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников: учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2006. 96 с.

3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы.Волгоград: Учитель, 2016. 170 с.

4. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 96 с.

5. Полтавцева Н. В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании: монография. «ФЛИНТА», 2011. 262 с.

6. Хакимова Г. А., Гребенюк Г. Н. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: монография.Нижневартовск: Изд –во Нижневарт. гуманит. ун-та. 2010. 175 с.

7. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2004. 64 с.

Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Воспитатель подготовительной группы: Шлыкова Е. В. Дошкольный возраст.

Привитие ценностей здорового образа жизни детям старшего дошкольного возраста Актуальность. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями Слайд 1 Слайд 2 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит,.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Воронина Наталья Александровна воспитатель детского сада «Солнышко» МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Формирование здорового образа.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (сообщение для воспитателей) Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – та ценность,.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы) ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (опыт работы) Автор работы: Абросова Светлана Дмитриевна.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста (Слайд 1) 1. Добрый день уважаемые коллеги! (Слайд 2)Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить.

Педагогический проект по формированию у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫДвижение – это жизнь. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и осмысленно действовать в нём, обретает.

Проект в подготовительной группе «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» Фотоотчёт. Порохненко Татьяна Владимиров Проект долгосрочный, проходил с сентября по декабрь. Целью проекта было формирование у дошкольников.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами МБДОУ «Детский сад № 388»,.

Источник

Adblock
detector