Меню

Здоровье для профессии стюардесса

Профессия бортпроводник: риски в небе

Мы продолжаем «летную» тему. На этот раз публикуем материал Киры Магид о профессии бортпроводника.

Многим пассажирам кажется, что профессия стюардессы – романтическая и интересная, позволяет посмотреть мир, путешествовать в разные города и страны. Однако в реальности все далеко не так просто.

«Это ежедневный тяжёлый труд, который по большей части связан не с самолётами, а с людьми. Поэтому, приходя в эту профессию, нужно любить не авиацию, а людей в первую очередь», – говорит Юлия Аксенова, много лет проработавшая стюардессой.

Летая в самолетах гражданской авиации разных компаний, мы видим обсулуживающих нас приятных девушек, реже – молодых людей. Всех их отбирают по существующим в профессии правилам: им нужно быть в возрастном промежутке 18-30 лет, хотя часто работодатель устанавливает планку до 25 лет.
Девушки обычно имеют вес от 54 до 65 кг, а рост от 165 до 175 см. Для стюардов параметры веса соответствуют необходимому росту 170 – 185 см. Конечно, для нанимателей важен внешний вид бортпроводников, восприятие их пассажирами, однако «правильный» вес и рост помогают также осуществлять проводникам необходимые при работе действия.

Стюардесса-грузчик

«Конечно, стюардесса должна быть сравнительно изящной, чтобы двигаться между креслами, расходиться с пассажирами, — считает заслуженный летчик СССР Олег Смирнов. — Если многие пассажиры боятся летать, то красивая, стройная стюардесса может успокоить душевные волнения человека». Однако важно, прежде всего, чтобы стюардесса смогла выполнять типичные для ее работы функции, была сильной.
По словам Смирнова, бортпроводницы и бортпроводники должны уметь действовать в чрезвычайных ситуациях, таких как возникновение пожара на борту или посадка в океане. Их учат, как обращаться с дебоширами, с которыми могут столкнуться в полете.

Если у самолета сломалось шасси во время посадки, стюардесса за считанные секунды на надувных трапах должна всех пассажиров высадить с борта самолета на землю.

«Она должна этот трап быстро привести в рабочее состояние: нужно тяжелейший груз выбросить за борт. И потом всех пассажиров по этому трапу отправлять на землю. Последним самолет покидает командир корабля, но пассажирскую кабину последними покидают стюардессы», — рассказал летчик.
Другой авиатор, заслуженный пилот России Михаил Марков, подтвердил, что «первая обязанность бортпроводников — не разносить напитки, а помочь в аварийной ситуации поддавшемуся панике салону, удержать дисциплину и порядок и при эвакуации уложиться в стандарты. Это работа тяжелая, поэтому после семи с половиной лет им дают право на льготу».

Интересно, что бортпроводники обучаются замещать летчиков и даже умеют вести судно, если пилоты вдруг не смогут выполнять свои функции.


Здоровье в воздухе

Бортпроводники больше летчиков подвержены озоновому заражению, так как их работа связана с высокой физической нагрузкой.
Поскольку стюарды в полете физически активны, они ощущают воздействие озона раньше и более часто, чем летный состав или пассажиры того же самого рейса во время озонового заражения.

Женщины – стюардессы подвергаются также опасности развития новообразований в молочной железе, так как им приходится много работать при искусственном освещении. Этот фактор подавляет выработку гормона мелатонина, что повышает риски. Также, возможно, дело – в ионизирующем излучении, которое на высоте выше, чем на земле.

Медики говорят, что за год члены экипажей подвергаются облучению в 1,5 раз большему, чем работники ядерной энергетики.

Поэтому специалисты советуют ожидающим ребенка женщинам-стюардессам для защиты от радиационного излучения и себя и ребенка, просить руководство об отпуске. Особенно важно это для тех, у кого период полетов занимает много времени, на дальние расстояния или полярные маршруты.
Бортпроводникам необходимо периодически проходить профилактические или лечебные процедуры для защиты типичных для этой профессии заболеваний костно-мышечной системы. Большинство бортпроводников испытывают постоянную боль в спине, шее, руках и ногах. К таким симптомам приводит большое количество однотипных повторяющихся движений и продолжительное нахождение в неудобной позе.

Шум, вибрация, перепады давления, температуры, постоянная нехватка кислорода, стресс, нервные и физические перегрузки за несколько лет работы делают для их здоровья типичными варикоз, проблемы с сердцем, слухом, зрением, двигательно-опорным аппаратом.

Ходьба по воздуху

Если летчики во время рейса сидят в кабине, то бортпроводники почти все время находятся на ногах. В течение подъемов и спусков самолета и при попадании самолета в «воздушные ямы», бортпроводники должны продвигаться по наклонному полу. В некоторых самолетах салон находится в наклонном положении примерно 3% от всего времени нахождения в воздухе. Легкие полы салонов провоцируют эффект отталкивания во время ходьбы, и этот фактор создает дополнительный стресс у проводника.

И, наконец, тележки, которые передвигают стюардессы, весят от 100 до 140 кг. Такую тележку приходиться везти по длинному салону, в то время когда плохая конструкция тормозных механизмов многих видов тележек может травмировать опорно-мышечный аппарат бортпроводника из-за постоянно повторяющихся движений. Сейчас многие (но далеко не все) авиакомпании предпочитают закупать новые типы тележек, спроектированных с учетом эргономических принципов.

Читайте также:  Крепкого здоровья счастья мира добра

Эргономической проблемой, которая влияет на здоровье проводника, является и частая необходимость подавать или переносить тяжелые или объемные предметы в ограниченном пространстве или когда тело находится в неудобной позе.

Часто бывает, когда стюарда застает в такой позе или просто при движении попадание самолета в турбулентную зону. Здесь требуется умение крепко держаться на ногах.

Одна из стюардесс со стажем рассказала, что когда самолет попал в турбулентную зону, ее метнуло между потолком и полом несколько раз, и она сломала ногу в двух местах, когда на нее упала барная тележка.

Проходящие тест бортпроводники рассказывают, что их проверяют на устойчивость к турбулентности, сажая в специальное вращающееся кресло, раскручивают в течение нескольких минут, а потом предлагают пройти по прямой линии и не оступиться.

Стрессы в воздухе

Кроме всего прочего, в работе стюардессы испытывают огромные психологические нагрузки.

Во-первых, встречаются пассажиры – люди «с характером» и особо подверженные стрессам. Их нужно спокойно обслужить, держа себя самих в руках, успокоить, если придется, а, бывает, и применить силу. Бортпроводники рассказывают, что приходится терпеть и разнообразные физические и словесные оскорбления.

Во-вторых, проводники сталкиваются с требующими особенного внимания детьми, инвалидами. Бывает, что кто-то внезапно почувствовал себя плохо во время полета и ему нужно оказать немедленную помощь.

Они также загружены большим объемом подготовительного перед полетом объема работы, что тоже вызывает нервно-эмоциональное напряжение, как и нехватка необходимого обеспечения (недостаточное количество обедов, напитков и т.д.) и оборудования.

Эксперты подтверждают, что во всех отношениях, бортпроводник – это вредная для здоровья профессия: на ногах приходится проводить по 10 часов в сутки, надо двигать тяжести, не спать ночами и при этом – находить в себе силы не срываться на людях. При чрезвычайной ситуации салон самолета всегда последними покидают бортпроводники.

Чтобы смягчить тяготы, и пилотам и стюардессам в длительных полетах полагается до 5 часов отдыха. Чтобы отдых был как можно более эффективным, авиакомпании создают все необходимые условия. Для экипажа предусмотрены спальные места для сна. В зависимости от самолета комната для отдыха находится под пассажирским салоном, над ним или же в нем самом.

Проводники многих авиакомпаний рассказывают, что для того, чтобы отдохнуть, они иногда за несколько недель до необходимого полета заказывают выходные. Но в небольших авиакомпаниях, даже, если их разрешают, то за пару дней до «той самой даты» их могут отменить срочным нарядом.

Влияние частой смены климатических зон и часовых поясов, перепады температуры, давления, физическое напряжение, работа стоя и на ходу, недостаток кислорода и вибрация провоцируют нарушения здоровья бортпроводников. Поэтому стюардессы выходят на пенсию уже в 45 лет, а мужчины могут летать до 50.

И все же, даже зная и испытывая тяготы профессии, поток претендентов на работу проводниками не иссякает – по словам молодых людей, их привлекает романтика профессии.

Источник

Одиночество, ранняя пенсия и потерянное здоровье. Вся правда о работе стюардесс

Многие считают, что работа бортпроводников и стюардесс – это романтика в небе, путешествия за счет компании, хорошая зарплата и ранняя пенсия. Однако за этой профессией стоит опасность, серьезная нагрузка на организм, а зачастую даже одиночество. Корреспондент сайта «Медиазавод» побеседовал со стюардессами, которые рассказали о закулисье своей деятельности.

«Вы знаете, в нашей работе нет ничего хорошего. Даже если ты попал в бизнес-класс. Постоянная трата нервов, ответственность за жизнь пассажиров и угробленное здоровье. В перерывах между полетами, мы просто спим или стараемся проводить время с близкими. Иногда можно позволить себе выпить бокал вина. Есть и свои плюсы, конечно. Если знаешь английский, будешь летать в другие страны, если не знаешь, то по стране. Однако сейчас сложно устроиться без языка, на собеседовании жестко спрашивают. Плюс нужно хорошее здоровье, иначе ВЛЭК (врачебно – летняя экспертная комиссия – примечание редакции) просто не пройдешь. Но своя романтика есть. Если ты попал в ряды стюардесс, вряд ли ты будешь счастлива где-то на другой работе. Все минусы перекрываются плюсами», — рассказала журналисту сайта «Медиазавод» стюардесса авиакомпании «Уральские авиалинии.



В числе плюсов — возможность увидеть другие страны, да и сама по себе деятельность необычная. В стюардессы не берут кого угодно. Все претендентки проходят жесткий отбор. Причем комиссия учитывает не только образованность, но и внешние данные. Именно поэтому зачастую про бортпроводниц говорят: «все красивые, как на подбор». И все бы ничего, но стюардесса Елена Панфилова (ФИО изменены по просьбе девушки) рассказала журналисту сайта «Медиазавод», что работа в небе обрекла ее на одиночество, опровергая слухи о частых романах в небе. По словам девушки, постоянные перелеты минимизируют возможность завести отношения.

Читайте также:  Дана оценка состояния здоровья

«Я не знаю, кто пускает эти слухи, что мы практически вешаемся на каждого пассажира. Нет, конечно. Нас за этого могут просто уволить. В авиацию надо приходить, когда уже есть семья. У меня, например, ее, просто нет. Да и когда? Между полетами я отдыхаю. В нашей компании все более организованно, чем у других, но и ответственности гораздо больше. Нужно держать бренд, марку компании. Когда выйду на пенсию, наверное тогда и буду думать о детях», — поделилась стюардесса авиакомпании «Аэрофлот».

По словам Елены Плотниковой, действительно, здоровье у стюардесс должно быть очень крепким, поскольку не каждый сможет выдержать многочасовые полеты, разные часовые пояса и время суток. «Для бортпроводника ставить будильник на любое время — норма», — говорит сотрудница авиакомпании. Однако, как утверждает девушка, о небе она мечтала с детства. И первое ее собеседование в жизни было как раз-таки на должность стюардессы.

«Нельзя забывать, что давление в небе совершенно другое, а также радиация, которую мы получаем, летая несколько дней подряд. Бортпроводницы уходят на пенсию рано и это правда. Но если у тебя здоровье позволяет, врачи пропускают, то в небе ты точно надолго. После списывания с бортпроводниц, многие уходят на землю в свою авиакомпанию, она поможет в трудоустройстве. Если уж говорить о том, что жалею я или нет, я отвечу, что нет. В жизни нельзя ни о чем жалеть. Даже если меня не будет в авиации, это будет прекрасный этап моей жизни. Нужно любить дело, которым ты занимаешься», — делится стюардесса авиакомпании «Уральские Авиалинии».

Работа в воздухе – далеко не сахар, утверждают девушки. Практически весь полет они проводят на ногах, что зачастую в дальнейшем приводит к проблемам со здоровьем. Поэтому на пенсию женщины уходят в 45, а мужчины в 50 лет. Но любовь к профессии настолько сильна, что стюардессы и стюарды готовы жертвовать здоровьем, отношениями и отсутствием детей ради дела всей своей жизни.

Фото: Елена Плотникова; открытые интернет-источники

Источник

Профессиональные заболевания стюардесс

Стюардессы помогают обеспечить безопасность и комфорт пассажиров авиакомпаний. Работа стюардессы даёт возможность увидеть весь мир и познакомиться с разными людьми. В то же время, бортпроводники проводят дни и недели вдали от дома, работают днями и ночами, в выходные и в праздники. И при этом мы привыкли к их улыбкам, вежливому отношению и профессионализму.

Рабочая среда и образ жизни негативно отражаются на состоянии здоровья стюардесс. В этом материале мы рассмотрим основные профессиональные проблемы со здоровьем бортпроводников, которые требуют внимания.

Новообразования молочной железы и меланома

Некоторые исследования показывают, что у стюардесс несколько выше риск развития рака молочной железы. Учёные связывают это с работой ночью (эта вероятность также увеличивается у женщин, которые трудятся в ночную смену). Вероятно, дело в том, что приходится работать при искусственном освещении, это подавляет выработку гормона мелатонина, что повышает риски. Также, возможно, дело в ионизирующем излучении, которое на высоте немного выше, чем на земле.

За год члены экипажа подвергаются облучению в 1,5 раза большему, чем люди, работающие в ядерной энергетике.

По всей видимости, у бортпроводников выше риск развития рака кожи. Ионизирующее излучение, работа ночью, возможно, имеют значение в этом случае, но взаимосвязь до сих пор точно не установлена.

Как снизить свои риски развития рака?

Высыпаться, поддерживать нормальный вес, заниматься спортом, не употреблять алкоголь или хотя бы придерживаться нормы. Если есть возможность — кормить грудью больше года. Если в семье есть случаи рака молочной железы или меланомы, проконсультируйтесь с маммологом, он скажет, относитесь ли вы к группе риска в связи с генной мутацией.

Чтобы защититься от рака кожи, не загорайте, используйте солнцезащитный крем с защитой не меньше 15. В часы, когда солнце светит особенно сильно, оставайтесь в тени, надевайте одежду, которая прикрывает руки и ноги, носите шляпы с широкими полями, а также очки, которые блокируют ультрафиолет.

Раз в год проводите самоосмотр на предмет подозрительных родинок: асимметричных, больше 6 мм в диаметре, разноцветных, растущих, с неровными краями.

Как защититься от радиации?

Чтобы защититься от радиации, реже летайте на дальних рейсах, так как они проходят на большей высоте. Постарайтесь избегать и рейсов, маршруты которых пролегают через полюсы.

Нарушения сна

Работа ночью грозит не только раком, но и нарушениями сна. Между тем, сон и режим дня очень важны для нормального функционирования организма (иммунной системы, обмена веществ, работы мозга и т. п.).

  • Постарайтесь по максимуму сохранять режим дня и спать в одно время, когда это возможно.
  • Сделайте так, чтобы во время сна в комнате было совсем темно: закройте плотно все шторы, подоткните щели между дверью и дверной коробкой, выключите или накройте часы со светящимся циферблатом.
  • Если необходимо, используйте маску и беруши.
  • Для качественного сна в спальне должно быть прохладно, матрас и подушка должны быть удобными.
  • Не пейте кофе за 5 часов и алкоголь за 2–3 часа до сна (нередко спиртное используют как снотворное, что делать категорически нельзя, так как это приводит к зависимости и ухудшению качества сна).
  • За 1,5 часа до сна не используйте телефон, планшет или компьютер.
Читайте также:  Брошюры здоровье полости рта

Если при соблюдении этих правил есть трудности с засыпанием, обратитесь к терапевту или сомнологу. Хроническое нарушение циркадных (суточных) ритмов приводит к усталости, изменениям настроения, депрессии, травмам на работе.

Депрессия и алкоголизм

Отсутствие режима дня, нарушения сна, чувство тревоги по поводу опасных для жизни ситуаций, конфликтные пассажиры или коллеги, непредсказуемые изменения в графике работе, разлука с близкими — всё это способствует хроническому стрессу и как следствие депрессии или алкоголизму. Поэтому крайне рекомендуется не забывать о себе, найти поддержку, как можно больше общаться с близкими и заниматься любимыми делами, а также спортом, хорошо питаться и спать достаточно. Если какой-то раздражающий фактор на работе можно изменить, то не стоит терпеть, а лучше обратиться к начальнику и всё с ним обсудить: от этого зависит ваше психическое здоровье.

В одном из исследований было показано, что у бортпроводников самоубийства случаются в 1,5 раза чаще, чем в целом в популяции. Смерть в результате алкоголизма также наступает в 2,5 раза чаще.

Вот некоторые симптомы алкогольной зависимости:

  • вы пьёте больше, чем планировали,
  • алкоголь вредит работе и отношениям,
  • вы чувствуете вину после употребления алкоголя,
  • ваши близкие или коллеги говорят вам, что вы слишком много пьёте.

Нормой для мужчин считается не больше 28 г чистого спирта в день, у женщин это 14 г. Зачастую справиться с алкоголизмом можно и самостоятельно, но всегда проще обратиться к наркологу, который облегчит борьбу с зависимостью.

Если вы часто думаете о смерти, это может быть тревожным признаком. Чувство беспомощности, безнадёжности, разрыв контактов с друзьями и семьёй, рискованные поступки, потеря интереса к вещам, которые раньше были значимыми, подавленность — всё это серьёзный повод обратиться к врачу.

Потеря слуха

Работа в авиации связана с воздействием шума и, соответственно, риском ухудшения слуха. По приблизительным оценкам, на взлёте шум достигает 65 децибел, во время полёта — 80–85 дБ, при приземлении — 75–80 дБ. Опасным считается воздействие 85 дБ в течение 8 часов или больше.

Постарайтесь реже находиться в самых шумных зонах самолёта: в хвосте, около и позади двигателей. Больше узнать о вреде шума и способах защиты вы можете в отдельной статье.

Инфекции

Во время полёта бортпроводникам приходится общаться с большим количеством людей. Это может привести к заражению различными инфекциями — через предметы или воздух. Поэтому старайтесь чаще мыть или дезинфицировать руки, особенно после контакта с пассажирами. Не прикасайтесь грязными руками к лицу.

Заболевания костно-мышечной системы

Боль в спине, шее, руках и ногах бывает у большинства бортпроводников. К таким симптомам приводит большое количество однотипных повторяющихся движений и продолжительное нахождение в неудобной позе. Старайтесь разнообразить свои действия, делать перерывы и не перенапрягаться. Это будет хорошей профилактикой заболеваний костно-мышечной системы.

Репродуктивные проблемы

У стюардесс могут быть проблемы с зачатием из-за нарушения режима дня: сбивается менструальный цикл и овуляция. У бортпроводниц также несколько повышен риск выкидыша. Но не во всех случаях, а если женщина в первом триместре:

  • Провела на работе больше 15 часов в то время, когда обычно спит.
  • Подверглась воздействию солнечных космических лучей (всплеск радиации). Однако это случается нечасто: стюардессы застают такие события в небе раз в несколько лет.
  • Выполняла много тяжёлой физической работы, в том числе стояла больше 8 часов в день и наклонялась больше 25 раз в день.

Раньше к профессиональным заболеваниям стюардесс и стюардов относили хронический бронхит и другие респираторные заболевания. Это было связано с тем, что на борту разрешалось курить, и пассивное курение приводило к различным заболеваниям. Однако сейчас такой проблемы уже нет.

Для записи на консультацию к врачу в медицинский центр «ПрофМедЛаб» звоните по телефону +7 (495) 308-39-92.

Источник

Adblock
detector