Меню

Здоровье детей задача общая

«Забота о здоровье детей — задача общая!»
материал на тему

Конспект индивидуальных бесед по ЗОЖ

Скачать:

Вложение Размер
zabota_o_zdorove_detey1.docx 17.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Забота о здоровье детей — задача общая!»

Фундамент здоровья детей закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового человека большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Большое внимание должно уделяться выполнению режимных моментов, определенной продолжительности занятий, сбалансированному питанию, полноценному сну, пребыванию на свежем воздухе, соблюдению санитарно-гигиенических условий : проведению влажной уборки, проветриванию помещений, тепловому режиму, освещению, правильному подбору мебели оборудования.

Вопросы воспитания детей сложны и многообразны, но самое главное, чтобы ребенок вырос здоровым. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец не являются сами по себе критериями здоровья. Главная его суть — в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям. Здорового ребенка легче воспитывать.

Огромное значение имеют врожденные данные, а они в большей степени зависят от здоровья родителей.

В дошкольном учреждении периодически проводятся профилактические врачебные осмотры детей. Путем проведения антропометрических измерений оценивается физическое развитие детей, проводится распределение детей по группам здоровья.

Проводится вакцинация детей с целью профилактики инфекционных заболеваний. Пострадавшим и заболевшим детям оказывается необходимая медицинская помощь. Существует метод, способствующий укреплению здоровья и правильному воспитанию – это соблюдение режима дня. Кормить ребенка, укладывать его спать, выводить на прогулку надо в одни и те же часы и у ребенка будет крепкий сон, хороший аппетит, бодрое настроение. Режим способствует благоприятному течению всех процессов, правильному развитию нервной системы.

Сочетание гигиенических условий, режима, полноценного питания, разумного питания, разумного закаливания, систематических физических упражнений, спорта, своевременных профилактических прививок и всяческое предохранение от встречи с инфекционными больными – вот почти полный арсенал средств, обеспечивающих здоровье и правильное развитие ребенка.

При соблюдении рационального режима у ребенка вырабатываются условные реакции на каждый элемент режима. Организм как бы заранее готовится к новому виду деятельности. Например, если всегда соблюдаются часы приема пищи, то еще до начала еды начинают выделяться пищеварительные соки, появляется аппетит, пища лучше переваривается и усваивается. Если ребенок ложится спать в один и тот же час, то в центральной нервной системе к этому времени начинает нарастать сонное торможение и ребенок быстро засыпает. Глубоко ошибаются родители, которые считают, что надо приучать детей спать в любой обстановке. Конечно, ребенок в конце концов уснет и под шум телевизора и звуки радио, но уснет наверняка позже, невольно прислушиваясь к этим звукам, и сон его скорее всего не будет глубоким. Систематическое недосыпание, неполноценный сон – одна из частых причин повышенной возбудимости детей, снижения их памяти и внимания, сопротивляемости организма к различным заболеваниям, необоснованных капризов, плаксивости. Очень полезен сон на свежем воздухе.

Пища является единственным источником, с которым ребенок получает все вещества, необходимые для построения его клеток и тканей, и энергию, обеспечивающую двигательную активность, поддержание температуры тела, работу внутренних органов и нервную деятельность ребенка.

Полноценное сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ : белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов в оптимальных соотношениях, обеспечивающих правильное разностороннее развитие детей. Важно правильно распределить пищевые продукты в рационе ребенка в течение суток. В первую половину дня рекомендуются мясные блюда, так как для усвоения они требуют большого количества пищеварительных соков, молочно-растительная пища, блюда из круп и фруктов рекомендуются на полдник и ужин. Жидкость в рацион детей должна быть включена в таком количестве, которое полностью удовлетворило бы их потребности.

Если питание построено неправильно и пищевые вещества поступают в детский организм в недостаточном количестве или неправильном соотношении, то происходит задержка физического и психического развития ребенка, возникают нарушения в структуре и функции его органов.

Физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной работы. Установлена связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням.

Недостаток движений отражается на состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов, нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.

Вот почему активные дети болеют реже. Большинство из рекомендованных в работе с детьми движений укрепляет опорно-двигательный аппарат, тренирует различные мышечные группы, что гарантирует правильное развитие организма ребенка, стройную осанку, хорошую координацию движений. Появившаяся в детском возрасте неправильная осанка, может привести к образованию стойких деформаций костной системы. Надо помнить, что неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит. Ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Работу по формированию правильной осанки следует вести со всеми детьми.

Следует быть внимательным к позам детей во всех видах их жизнедеятельности, воспитывать прочную привычку к правильному положению тела и в организованных занятиях и самостоятельных играх, во время сна.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия необходимо проводить регулярно. Это утренняя гимнастика, спортивные упражнения, подвижные игры, физкультминутки под музыку, физкультурные досуги, индивидуальная работа с детьми. Проводить занятия в игровой форме, в виде стандартных занятий, развлечений, двигательной и коррегирующей гимнастики, использовать элементы дыхательной гимнастики.

Научные исследования и врачебные наблюдения показали, что воздух, солнце и вода используются для повышения защитных сил организма ребенка. Закаливание является средством укрепления организма. Комплекс закаливающих процедур должен входить в общий режим дня ребенка на протяжении всего года. Все закаливающие процедуры необходимо проводить, соблюдая основные правила закаливания – регулярность, постепенность, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Закаливающие процедуры тренируют защитные силы организма, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Таким образом, благоприятные условия, созданные для физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка, могут принести пользу лишь при условии правильной организации всей его жизни, систематического руководства его поведения.

Источник

ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ – ЗАДАЧА ОБЩАЯ
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей. С. Я. Эйнгорн. Современное понимание здоровья — это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Все понимают значение здоровья для человека, но его качество постоянно ухудшается и становится проблемой общества. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу нужно решать с самого детства. Проблема воспитания здорового ребенка это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Технология укрепления и развития здоровья дошкольника обеспечивается не только системой медицинских, психолого-педагогических мероприятий, но и специальной здоровьесберегающей организацией жизни ребенка в детском саду. Для этого необходимо, чтобы сам режим пребывания ребенка, организация его жизненного пространства, характер отношений, методы воспитательной работы в образовательном учреждении способствовали его физическому развитию, формировали осознанное отношение к своему здоровью, пониманию смысла и значения самостоятельных действий для настоящего и будущего физического благополучия. Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа с детьми в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Способы достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны пронизывать всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются: — охрана и укрепление здоровья детей. — формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств. — создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности. — воспитание потребности в здоровом образе жизни. — обеспечение физического и психического благополучия. Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания. Это включает в себя: гигиенические факторы (гигиена одежды и помещения, режим, рациональное питание), физические упражнения(спортивные игры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, плавание), закаливание в повседневной жизни и специальные меры закаливания. Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в детском учреждении должна проводиться в следующих направлениях: — создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей — комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач вместе с медицинскими работниками. — воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи Работа по этим направлениям дает возможность заложить фундамент здоровья ребенка. Для полноценного физического развития детей, удовлетворении потребности в движении в дошкольном учреждении должны быть созданы определенные условия. В групповых комнатах выделено достаточно места для активного движения, физкультурные уголки наполнены разнообразными пособиями в том числе и изготовленные своими руками. Должны быть оборудованы спортивные залы и площадки на улице с различным спортивным инвентарем. Все это повышает интерес к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий. Особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физических занятий: традиционные занятия, занятия-соревнования, занятия с играми разной подвижности, занятия с элементами танцевальных движений, занятия серии «здоровье». Где детям прививаются навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Но нельзя лишать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в играх используя возможности оборудования на участке детского сада и во всех других видах детской деятельности. Наряду с правильной организацией предметной среды окружающей ребенка, способствующей увеличению двигательной активности детей вне занятий, воспитание здорового ребенка возможно обеспечить только при условии взаимодействия медицины и педагогики. Вся работа по физическому развитию должна строиться с учетом индивидуальной физической подготовки и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Медицинские работники должны вести контроль за местами, где проводятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состоянием оборудования и пособий. Давать рекомендации по проведению закаливающих процедур в соответствии с возрастом и физическим развитием детей. В системе воспитания здорового ребенка следует особое внимание уделить проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению и снижению заболеваемости. Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Для того чтобы не допустить ухудшения состояния здоровья ребенка, необходимо соблюдать основные принципы закаливания: — проводить закаливающие процедуры, если ребенок здоров. — не допускать проведения процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоций ( страха, плача) — учитывать индивидуальные особенности детей, возраст. — постепенность и последовательность. — систематичность и постоянство. — комплексное использование всех природных факторов. В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в этом вопросе, им не всегда удается решить многие вопросы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья. Основное средство воздействия – пропаганда здорового образа жизни. Эффективной формой работы с родителями являются вечера вопросов и ответов, индивидуальные беседы, участие в днях здоровья и совместных праздниках. Все это повышает авторитет дошкольного учреждения и обеспечивает тесный контакт и хорошие взаимоотношения с родителями. Совокупность комплексных мероприятий проводимых в ДОУ, направленные на обеспечение физического развития детей дают свои результаты. Снижение заболеваемости, высокий уровень развития физических качеств, перемена группы здоровья на более высокую. Одним из показателей результативности можно рассматривать подготовку детей к обучению в школе. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе позволяет ребенку полноценно проявлять себя в жизни. Дошкольный возраст – наилучшее время для проявления человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. От того, как проведет ребенок этот отрезок жизни, будет зависеть многое. Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на форуме «Детские салы — детям».

Здоровье дороже богатства.А здоровый ребенок — это радость и счастье для родителей, поэтому забота о здороье ребенка должна стоять на первом месте.

Конспект индивидуальных бесед по ЗОЖ.

Статья о важности воспитания здорового образа жизни с дошкольного возраста.

Публикация в сборнике по итогам IV Международной научно — образовательной конференции»Актуальные проблемы современной педагогической науки» на базе Казанского федерального университета в соавтор.

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку — к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребён.

Здоровье – извечная мечта людей, залог счастливой и продолжительной жизни, которая во многом зависит от самого человека. Согласно исследованиям специалистов, 80% болезней взрослых заложены в дет.

Источник

Читайте также:  Мнемотаблицы по теме мое здоровье
Adblock
detector