Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей
статья (7 класс) по теме
Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_zdorovya_rebenka-_vazhneyshaya_zadacha_roditeley..doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Поэтому первоочередной задачей учителей и родителей должно быть укрепление здоровья, предупреждения утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у наших детей.
Занятия в школе резко повышают нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы и умственным трудом. Школьник утомляется — и это нормально. Вам ,родителям, важно сделать эту утомляемость не фатальной, а ,скорее, минимальной. Работоспособность детей в среднем школьном возрасте подвергается циклическим колебаниям в зависимости от времени суток, дня, недели, времени года.
Для предупреждения утомляемости, её снижения чрезвычайно важно для учащихся выполнения ими режима дня. Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха – тогда нервная система быстро истощается. Наступает утомляемость ребенка. Организация сна и бодрствования –важная часть семейного воспитания.
Правильно организовать режим дня школьника –
-это обеспечить ему достаточный по продолжительности сон; время подъема и отхода ко сну должно быть строго установленным;
-предусмотреть регулярный приём пищи –желательно в одни и те же часы;
-установить определенные часы приготовления уроков;
-выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности. Помощи семье.
Несмотря на достигнутые успехи медицины, всё ещё имеют широкое распространение и вызывают особую тревогу инфекционные заболевания.
Для того ,чтобы лучше знать меры предупреждения инфекционных заболеваний, необходимо дать некоторые сведения о них.
Инфекционные заболевания возникают в результате проникновения в организм болезнетворных микроорганизмов (микробов, вирусов), которые при благоприятных для них условиях (например, ослабление организма человека) начинают бурно размножаться. Ответная реакция организма человека и проявляется в виде болезни.
Надо иметь в виду два обстоятельства. Между заражением (или так называемым контактом с больным) и проявлением болезни проходит определенный период (инкубационный период), который может колебаться в значительных пределах, в зависимости, от болезни, от нескольких часов до нескольких месяцев. Поэтому не у всех детей болезнь может проявляться одновременно. Значит, уже при одном случае заболевания должна возникнуть настороженность.
Многие инфекционные болезни имеют довольно четко выраженную сезонность. Поэтому все родители должны помнить, что в осеннее- зимний период чаще вспыхивает грипп, летом- дизентерия.
Что же можно сделать для предупреждения заболевания гриппом?
Известно, что под влиянием свежего воздуха и солнца за 20-30 мин. Количество микробов уменьшается на 70-80%. Вот почему особенно во время вспышек гриппа так важно проветривать комнаты, изоляция от коллектива и т. д.
Другая группа болезней носит название острых кишечных инфекций. Болезни эти могут распространятся несколькими путями.
Например, через загрязненную воду, пищу, фрукты, овощи. Поэтому очень важно следить за употреблением в пищу желательно вымытых овощей и фруктов. Загрязненная вода может служить источником многих заболеваний, среди которых, помимо дизентерии, одной из наиболее опасных,- вирусный гепатит.
Особенно осторожно нужно быть в летнюю пору во время походов, экскурсий. Питьевую воду нужно носить с собой в закрытой посуде.
Вторая проблема, решение которой важно для предупреждения кишечных инфекций,- мытье рук, и в первую очередь перед едой и после посещения туалета.
Третья группа инфекционных болезней связана с животными, которые являются переносчиками болезней: комары например, переносят малярию, блохи чуму, слепни — сибирскую язву, кошки — стригущий лишай.
Для предупреждения таких заболеваний надо убедить детей не брать в руки животных, не ласкать бродячих кошек и собак.
Итак, каковы же основные направления предупреждения инфекционных болезней:
— общее оздоровление организма;
— создание в школе и дома благоприятных условий, препятствующих распространению болезней;
— своевременное выявление недуга и изолирование заболевшего ребенка.
Жизнь наша развивается противоречиво. С одной стороны, переселение в комфортабельные квартиры, освобождение от тяжелого физического труда, облегчение всей жизни, а с другой стороны появление новых опасностей; многоэтажные дома с балконами и большими окнами, которые страшно открыть, бетонные ступени, асфальтированные дороги и наполненные машинами улицы, в каждой квартире электричество, газ и множество сложных бытовых приборов и приспособлений. В этой обстановке даже уменьшение числа детей в семье и организованная забота о них не спасают положения: детский травматизм неизбежно растет.
Возможны два принципиально различных пути его предотвращения. Первый состоит в стремлении взрослых обезопасить жизнь, убрав от ребенка опасности или ребенка от них. Дети при этом остаются в неведении: они не знают, что в окружающей жизни есть опасности, и вырастают неосторожными. Они не умеют обращаться с опасными предметами и будут беспомощными в любой опасной обстановке.
Но возможен другой путь: сознательно готовить ребенка к встрече с опасностями, которые всегда были, есть и будут в жизни, чтобы он:
— знал опасности, которые могут ему встретиться и был бы поэтому сам осторожен и других мог предупредить;
— умел обращаться с опасными предметами, инструментами, веществами;
— был сильным, ловким, сообразительным, чтобы выходить из сложных и опасных положений;
— знал меру своих возможностей; чтобы чувствовать границу допустимого риска.
На долю ребят среднего школьного возраста приходится более 40% случаев детского травматизма. Подростки как правило склонны к опасным шалостям, интересуются пиротехникой, участвуют в драках и т. д. Поэтому и травмы у них бывают тяжелые. Например, сотрясение головного мозга и другие повреждения головы составляют 30%, переломы костей 40%, ранения внутренних органов, обширные ожоги, серьезные травмы мягких тканей, укусы животных- 27%; травмы глаз-3%.
Тяжелые повреждения ребенок получает при падении с высоты ( окна, балкона, крыши, дерева, качелей, велосипеда ), или на ровном месте ( по невнимательности ), зацепившись за проволоку, трубу, порог, корень дерева, поскользнувшись, попав в яму, траншею, открытый люк, колодец.
Около 15% травм подростки получают в результате неисправности бытовых и электроприборов, а также повреждения электропроводов в подъездах, подвалах, улице.
Ранения острыми предметами ( ножом, топором, пилой, молотком ), всего из-за неправильного обращения с этими предметами. Больше всего ранений ребята получают от осколков стекла в водоемах, песке.
На первый взгляд кажется, что несчастный случай происходит неожиданно. Однако, анализируя большой материал о пострадавших детях, можно выявить типичные опасные ситуации, в которые попадают дети. Чтобы предотвратить эти ситуации, нужна в школе и дома профилактика детского травматизма.
Систематическое обучение правилам безопасности, безопасного поведения, их показ и тренировка- основа профилактики травматизма детей. Детям нужно не только рассказывать о правилах поведения, но и показывать безопасные способы выполнения таких распространенных в обыденной жизни действий, как нарезание хлеба, чистка овощей, открывание консервных банок, разогревание пищи и т. д.
Если запрещать все, то это, наоборот, может привести к обратному эффекту.
Травмы, получаемые результате падений, составляют всех повреждений, случающихся в доме и во дворе. Следует не просто запрещать детям лазать по деревьям ( они все равно это делают ), надо их научить осторожности, рассказать о недопустимости некоторых действий ( раскачиванию на тонких деревьях, избегать сухих и тонких сучков и т. д.
Что же может помочь нашим детям укрепить здоровье?
Прежде всего- это благоприятный психологический климат в семье. Ваши отношения с ребенком должны сложиться так, чтобы он всегда был уверен: дома его поймут, посоветуют как поступить в той или иной ситуации, а не ограничатся нравоучениями. Стать не просто родителями, но и друзьями своих детей — задача трудная, но выполнимая.
Продуманный, здоровый режим, спокойная обстановка, интересные для подростка и посильные для него занятия, доброжелательность и понимание со стороны окружающих его людей, контроль за состоянием его здоровья – основные условия того, что ребенок, школьник будет расти и развиваться благополучно.
Источник
«Забота о здоровье детей — задача общая!»
материал на тему
Конспект индивидуальных бесед по ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zabota_o_zdorove_detey1.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье детей — задача общая!»
Фундамент здоровья детей закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового человека большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Большое внимание должно уделяться выполнению режимных моментов, определенной продолжительности занятий, сбалансированному питанию, полноценному сну, пребыванию на свежем воздухе, соблюдению санитарно-гигиенических условий : проведению влажной уборки, проветриванию помещений, тепловому режиму, освещению, правильному подбору мебели оборудования.
Вопросы воспитания детей сложны и многообразны, но самое главное, чтобы ребенок вырос здоровым. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец не являются сами по себе критериями здоровья. Главная его суть — в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям. Здорового ребенка легче воспитывать.
Огромное значение имеют врожденные данные, а они в большей степени зависят от здоровья родителей.
В дошкольном учреждении периодически проводятся профилактические врачебные осмотры детей. Путем проведения антропометрических измерений оценивается физическое развитие детей, проводится распределение детей по группам здоровья.
Проводится вакцинация детей с целью профилактики инфекционных заболеваний. Пострадавшим и заболевшим детям оказывается необходимая медицинская помощь. Существует метод, способствующий укреплению здоровья и правильному воспитанию – это соблюдение режима дня. Кормить ребенка, укладывать его спать, выводить на прогулку надо в одни и те же часы и у ребенка будет крепкий сон, хороший аппетит, бодрое настроение. Режим способствует благоприятному течению всех процессов, правильному развитию нервной системы.
Сочетание гигиенических условий, режима, полноценного питания, разумного питания, разумного закаливания, систематических физических упражнений, спорта, своевременных профилактических прививок и всяческое предохранение от встречи с инфекционными больными – вот почти полный арсенал средств, обеспечивающих здоровье и правильное развитие ребенка.
При соблюдении рационального режима у ребенка вырабатываются условные реакции на каждый элемент режима. Организм как бы заранее готовится к новому виду деятельности. Например, если всегда соблюдаются часы приема пищи, то еще до начала еды начинают выделяться пищеварительные соки, появляется аппетит, пища лучше переваривается и усваивается. Если ребенок ложится спать в один и тот же час, то в центральной нервной системе к этому времени начинает нарастать сонное торможение и ребенок быстро засыпает. Глубоко ошибаются родители, которые считают, что надо приучать детей спать в любой обстановке. Конечно, ребенок в конце концов уснет и под шум телевизора и звуки радио, но уснет наверняка позже, невольно прислушиваясь к этим звукам, и сон его скорее всего не будет глубоким. Систематическое недосыпание, неполноценный сон – одна из частых причин повышенной возбудимости детей, снижения их памяти и внимания, сопротивляемости организма к различным заболеваниям, необоснованных капризов, плаксивости. Очень полезен сон на свежем воздухе.
Пища является единственным источником, с которым ребенок получает все вещества, необходимые для построения его клеток и тканей, и энергию, обеспечивающую двигательную активность, поддержание температуры тела, работу внутренних органов и нервную деятельность ребенка.
Полноценное сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ : белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов в оптимальных соотношениях, обеспечивающих правильное разностороннее развитие детей. Важно правильно распределить пищевые продукты в рационе ребенка в течение суток. В первую половину дня рекомендуются мясные блюда, так как для усвоения они требуют большого количества пищеварительных соков, молочно-растительная пища, блюда из круп и фруктов рекомендуются на полдник и ужин. Жидкость в рацион детей должна быть включена в таком количестве, которое полностью удовлетворило бы их потребности.
Если питание построено неправильно и пищевые вещества поступают в детский организм в недостаточном количестве или неправильном соотношении, то происходит задержка физического и психического развития ребенка, возникают нарушения в структуре и функции его органов.
Физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной работы. Установлена связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням.
Недостаток движений отражается на состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов, нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.
Вот почему активные дети болеют реже. Большинство из рекомендованных в работе с детьми движений укрепляет опорно-двигательный аппарат, тренирует различные мышечные группы, что гарантирует правильное развитие организма ребенка, стройную осанку, хорошую координацию движений. Появившаяся в детском возрасте неправильная осанка, может привести к образованию стойких деформаций костной системы. Надо помнить, что неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов, затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит. Ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр. Работу по формированию правильной осанки следует вести со всеми детьми.
Следует быть внимательным к позам детей во всех видах их жизнедеятельности, воспитывать прочную привычку к правильному положению тела и в организованных занятиях и самостоятельных играх, во время сна.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия необходимо проводить регулярно. Это утренняя гимнастика, спортивные упражнения, подвижные игры, физкультминутки под музыку, физкультурные досуги, индивидуальная работа с детьми. Проводить занятия в игровой форме, в виде стандартных занятий, развлечений, двигательной и коррегирующей гимнастики, использовать элементы дыхательной гимнастики.
Научные исследования и врачебные наблюдения показали, что воздух, солнце и вода используются для повышения защитных сил организма ребенка. Закаливание является средством укрепления организма. Комплекс закаливающих процедур должен входить в общий режим дня ребенка на протяжении всего года. Все закаливающие процедуры необходимо проводить, соблюдая основные правила закаливания – регулярность, постепенность, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Закаливающие процедуры тренируют защитные силы организма, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Таким образом, благоприятные условия, созданные для физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка, могут принести пользу лишь при условии правильной организации всей его жизни, систематического руководства его поведения.
Источник