Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
статья (окружающий мир) по теме
Данный материал содержит краткое обобщение опыта работы по изучению раздела «Мы и наше здоровье» на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_22_noyabrya.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у младших школьников
представлений о здоровом образе жизни
на уроках окружающего мира»
Макар Ольга Алексеевна, учитель начальных классов,
МОУ гимназия №7 г. Чехова
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. На сегодняшний день можно сказать, что у учащихся и их родителей не в полной мере сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Прежде всего, это объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Именно поэтому школьное обучение и воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени зависит от разнообразия используемых методов в образовательно-воспитательном процессе, учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов, личного примера педагога и родителей.
В своей деятельности, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, я использую различные формы и методы работы с учащимися, как во внеурочной деятельности, так и непосредственно в процессе обучения практически на всех учебных предметах. Прежде всего, эта работа касается уроков окружающего мира в первом, втором и третьем классе, когда изучаются темы, связанные со строением и функционированием человеческого организма, охраной здоровья и профилактикой вредных привычек. Форму и место проведения данных занятий стараюсь максимально разнообразить – занятия организуются не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, на экскурсии и просто на природе. Это традиционные комбинированные уроки, тематические уроки Здоровья, уроки-путешествия, уроки-КВН. Среди методов работы наиболее перспективными считаю занимательные беседы, творческое рисование, дидактические и сюжетно-ролевые игры, инсценирование проблемных ситуаций, викторины, анкетирование, просмотр фильмов, чтение и обсуждение печатных познавательных материалов, диспуты и дискуссии. Особое место в данной работе уделяю методу создания индивидуальных и коллективных исследовательских и творческих проектов.
Предлагаемые ниже виды работы на уроках окружающего мира по конкретным учебным темам ориентированы непосредственно на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Темы уроков окружающего мира в 1 классе:
«Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
- дидактические игры «К нам пришёл Незнайка», «Загадки с грядки» (здесь необходимо использование иллюстрационного дидактического материала);
- творческое рисование «Полезные подарки Матушки-Землицы» ( рисование может быть прекрасным методом исследования восприятия темы детьми ).
«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»
- практическое занятие «Чистые руки» (демонстрация процесса правильного мытья рук, обоснование необходимости гигиенических требований по уходу за кожей) ;
- практическое занятие «Чистые зубы» (показ последовательных этапов чистки зубов, необходимых принадлежностей данного процесса);
- сюжетно-ролевые игры «В гостях у Зубной щётки», «Советы сестрицы Водицы» (используются элементы театрализации);
- творческое рисование «Улыбка должна быть красивой и здоровой» ( вполне вероятно, при выполнении данной работы дети смогут выразить мысли, которые им трудно выразить с помощью слов).
«Зачем мы спим ночью?»
- беседа «Сон – лучшее лекарство» (беседа — очень нужная форма работы детей, д ети должны высказаться максимально полно, обосновывая свою точку зрения, доказывая, споря);
- творческое рисование «Придумываю сны» (методика «Нарисуй и расскажи» очень нравится младшим школьникам, такой способ самопознания учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и желаний).
Темы уроков окружающего мира во 2 классе:
«Строение тела человека»
- ролевая игра «Как устроено наше тело» (включаются элементы театрализации: «выступают» Клетка кожи, Клетка мышцы, Клетка крови и т.д.);
- беседа «Что может делать наш мозг» (с использованием материалов печатных познавательных источников).
«Если хочешь быть здоров!
- анкетирование «Как сохранить здоровье» (с последующим обсуждением результатов на совместным классном родительском собрании);
- составление памятки «Что любят наши зубы» (предварительно проводится самостоятельная работа в группах);
- практическое занятие «Красивые ногти» (демонстрация основных правил по уходу за ногтями для учащихся младшего школьного возраста);
- практическое занятие « Внешний вид» (предполагается работа в парах);
- тематическое рисование «Мой день – мои дела» ( творческая проработка темы «Режим дня»);
- индивидуальный исследовательский проект «Здоровая пища для всей семьи»;
- индивидуальный исследовательский проект «Мой комплекс утренней разминки».
«Поговорим о болезнях»
- диспут «Кто помогает тебе быть здоровым?
(примерные вопросы диспута: Кто из вас хочет быть здоровым? Что такое здоровье? От чего и от кого зависит здоровье людей? Кто должен помогать, здоровью — сам человек или другие люди — какие и почему? Может ли человек сам помогать здоровью — своему и других людей? Как он может это сделать? Как лучше заботиться о своем здоровье — одному или вместе и почему? Помогает ли здоровью дружба? и т.д.);
- инсценировка «Врачебный приём» (возможно использование литературных произведений С. Михалкова, К. Чуковского, Г. Сапгира и других);
- коллективный проект «Письмо заболевшему товарищу» (творческая работа в группах по определённой проблемной ситуации).
Темы уроков окружающего мира в 3 классе:
- викторина «Что? Где? Когда?» по теме «Что мы знаем о нашем организме?»
(с использованием всех правил и атрибутов одноимённой телевизионной программы);
- беседа с детским школьным врачом.
- беседа «Что такое биоритмы?» (с использованием фрагментов научно-познавательных фильмов);
- игра «Поле чудес» по теме «Наши органы чувств» (с использованием всех правил и атрибутов одноимённой телевизионной программы);
- исследовательский проект «Беречь глаз, как алмаз» (по желанию учащихся возможна индивидуальная или групповая форма разработки).
«Надёжная защита организма»
- дидактическая игра «Опасно – неопасно» (предполагается использование иллюстрационного материала);
- тренинг «Если кожа повреждена» (отработка этапов оказания первой медицинской помощи при повреждениях кожных покровов);
- инсценировка «В царстве гигиены» (возможно использование литературных произведений А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова и других авторов);
- творческий проект «Правила Чистюли» (по желанию учащихся возможна индивидуальная или групповая форма разработки).
«Опора тела и движение»
- беседа «Что такое двигательный голод» (с использованием фрагментов научно-познавательных фильмов);
- разучивание комплекса физических упражнений ( занятие, интегрированное с уроком физической культуры);
- встреча с тренером ДС «Олимпийский»;
- тренинг «Стройная осанка» (ознакомление с правилами оптимального положения тела при различных видах деятельности, а также с комплексом общих развивающих упражнений, направленных на формирование здоровой осанки).
- творческое рисование на тему «Удивительные превращения пищи в организме» (занятие проводится после изучения дополнительного научно-познавательного материала по данной теме);
- исследовательские групповые проекты «Полезная и вредная еда», «Правила здорового питания».
«Дыхание и кровообращение»
- беседа «В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков» (с использованием фрагментов научно-познавательных фильмов и печатных источников);
- тематическое рисование ««Великий труженик и волшебные реки» ( творческая проработка темы «Кровеносная система человека»);
- исследовательский проект «Правила безопасного дыхания» (по желанию учащихся возможна индивидуальная или групповая форма разработки) ;
- разучивание комплекса физических упражнений ( занятие, интегрированное с уроком физической культуры).
«Умей предупреждать болезни»
- диспут «Что такое хорошо и что такое плохо» (возможно совместное с родителями и учащимися обсуждение роли полезных и вредных привычек в повседневной жизни школьника);
- сюжетно-ролевая игра «Нужна помощь, и немедленная» (практическое ознакомление с правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи );
- проект «Я и мое здоровье» (может быть представлен как зачётная работа по данному тематическому разделу).
«Здоровый образ жизни»
- анкетирование «Правила безопасной жизни» (обобщение имеющегося опыта школьников и вновь приобретённых знаний по теме );
- сюжетно-ролевые игры «Я и вредные привычки», «Моя сила воли» (с использованием элементов психодрамы или театрализованного проигрывания ситуаций, закрепляющие ролевые стереотипы — умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.);
- инсценировка «Хорошее здоровье превыше всего!» (может быть разработана и представлена как комплексное воспитательное мероприятия для начальной школы);
- исследовательский проект «За здоровьем – на природу!» (может быть представлен как зачётная работа по данному тематическому разделу) ;
- творческий проект «Каким я хочу быть» (с ориентацией на влияние здорового образа жизни в становлении человеческой личности; аналогично может быть представлен как зачётная работа по данному тематическому разделу).
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. — М.: ООО «ВАКО», 2004 г. – 235 с.
- Шукшина С.Е. Я и моё тело. — М.: Издательство «Школьная пресса», 2004 г. — 46 с.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток. — М.: ООО «ВАКО», 2005 г. – 204 с.
- Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: «Просвещение», 1986 г. — 175 с.
- Нетопина С.А. Школьникам об учёбе и отдыхе. -М.: «Просвещение», 1983 г. – 79 с.
- Мадорский Л. Р., Зак А. З. День младшего школьника. – М.: «Физкультура и спорт», 1988 г. – 31 с.
Источник
Материалы по окружающему миру по теме «Здоровый образ жизни»
план-конспект занятия (окружающий мир, 1 класс) по теме
Конспекты уроков и презентация по окружающему миру по теме «Здоровый образ жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока №1 по окружающему миру по теме «Здоровый образ жизни» | 20.23 КБ |
Конспект урока № 2 по окружающему миру по теме «Здоровый образ жизни» | 22.45 КБ |
Презентация к уроку № 2 | 966.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «БУДЬ ЗДОРОВ»
Цикл «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» (ФГОС-2)
Учителя: И.В. Дружинина, О.А. Шарко
Урок №1 ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕ (урок-открытие)
Цель: Дать представление о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни
- Подготовка инструкторов для проведения физминуток
- Работа с советом класса по определению тем стихотворений, самостоятельный выбор стихов детьми.
I. — Писатель Михаил Шолохов говорил, что оно «всему голова», выдающийся русский деятель Виссарион Белинский утверждал, что без него «невозможно и счастье», а народная мудрость гласит, что его «ни за какие деньги не купишь».
— Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (о здоровье) . Тема нашего разговора – здоровье. Как вы понимаете, что такое здоровье?
II . Высказывания детей (записываются на доске) :
— здоровье – это красота и сила
— здоровье – это когда не болеешь
— здоровье – это жизнь
— здоровье – это хорошее настроение
— здоровье – это когда ты добрый и бодрый
— здоровье – это когда человек не болеет
III . — Вы сформулировали свои определения здоровья, давайте посмотрим, как объясняет понятие «здоровье» толковый словарь (работа с толковым словарём : дети находят определение здоровья» Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма» )
IV. — Считаете ли вы это определение полным? Может быть, вам хочется его дополнить или расширить ? (в ходе обсуждения определение дополняется детьми)
V. – Считаете ли вы себя здоровым человеком? Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек?
Игра «Кто больше» (дети называют признаки, характеризующие здорового человека)
VI. Оздоровительная минутка (проводится ребятами – инструкторами)
VII. – Как вы думаете, с какой целью на уроках проводятся такие двигательные минутки? (чтобы дать организму отдохнуть, позаботиться о своём здоровье) Что ещё надо делать для сохранения и укрепления здоровья? (заниматься спортом, делать зарядку, правильно питаться, употреблять витамины, вести здоровый образ жизни)
VIII. – А как вы понимаете, что такое здоровый образ жизни?
Высказывания детей (записываются на доске) :
— здоровый образ жизни – это правильное питание
— здоровый образ жизни – это режим дня
— здоровый образ жизни – это физкультура и зарядка
— здоровый образ жизни – это когда всё делаешь для своего здоровья
— здоровый образ жизни – это витамины
— здоровый образ жизни – это когда не курят
— здоровый образ жизни – это если не ругаются и со всеми вежливые
— здоровый образ жизни – это когда все рады друг другу, когда вместе играют
— Если подвести итог тому, что вы сказали, можно сделать вывод, что ЗОЖ – это такой образ жизни каждого человека, при котором он стремится сделать всё необходимое для сохранения и укрепления своего здоровья
IX . – Ребята из совета класса самостоятельно выбрали и подготовили со своими друзьями несколько стихов о здоровом образе жизни (дети читают стихи)
За здоровьем отправляйся!
- Люди с самого рожденья
Жить не могут без движенья.
Станем крепче мы и лучше.
Распланируй весь свой день
Строго по порядку.
Сам себе я помогу.
X. — Вы перечислили сейчас много компонентов ЗОЖ. Это и соблюдение режима дня, и отсутствие вредных привычек, и активное движение, и зарядка, и здоровое питание. Как считаете, возможно ли сохранить здоровье, соблюдая только один из этих компонентов? (Нет: высказывания детей)
XI. — Кто из вас придерживается правил ЗОЖ? А почему это не всегда получается? К чему может привести несоблюдение норм и правил ЗОЖ? (К болезням, плохому самочувствию). Вспомните своё состояние, когда вы больны (плохо, высокая температура, боль, кружится голова) Хочется ли вам поскорее поправиться? Почему? (Хочется играть, гулять, учиться). Возможно ли вам, ещё не очень большим детям, следить за своим здоровьем? Может быть, это должны делать взрослые: родители, учителя, врачи? (следить за своим здоровьем должны мы сами, а взрослые могут нам только помочь ). Значит, вы сами творцы своего здоровья , и то, каким будет ваше здоровье, зависит прежде всего от вас.
XII . – Давайте прямо сейчас почувствуем, как замечательно быть здоровым человеком, как приятно поиграть вместе, подвигаться, посмеяться
Подвижная игра «Ручеёк» (музыкальное сопровождение)
XIII. – Подведём итог сегодняшнему уроку здоровья. В начале нашего разговора почти все вы сказали, что считаете себя здоровым человеком, однако позже выяснилось, что каждый из вас знаком с тем, что такое болезнь. По собственному опыту вы знаете, что болеть — плохо, а быть здоровым – хорошо.
— Чему научились сегодня?
— Какие открытия сделали?
— Что показалось особенно интересным?
— Что нового хотите узнать ещё?
XIV . Оцените своё участие в нашей беседе, прикрепив магнит с улыбкой на определённую ступеньку лесенки-схемы.
Предварительный просмотр:
Модуль «БУДЬ ЗДОРОВ»
Цикл «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» (ФГОС-2)
Учителя: И.В. Дружинина, О.А. Шарко
Урок №2 ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ — В ТВОИХ РУКАХ
(урок-практикум с использованием ИКТ)
Цель: разработка правил сохранения и укрепления здоровья
- Самостоятельная разработка учащимися правил сохранения и укрепления собственного здоровья
- Подготовка детьми сообщений об уходе за полостью рта, о работе здорового организма
- Подготовка педагогами проекта презентации «Твоё здоровье в твоих руках»
- Совместное тестирование детей и их родителей по формуле «вместе читаем и обсуждаем». Тема «Режим дня»
Материал к уроку: интерактивная доска; толковые словари (1 на парту) обработанные данные памятки-теста; материал, подготовленный учащимися для сообшений; магниты с улыбкой
I. – На прошлом уроке здоровья мы с вами сформулировали определения здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ); выделили компоненты ЗОЖ. Мы сделали вывод, что каждый из нас – творец своего здоровья. Прочитайте название нашего сегодняшнего урока (Дети читают: «Твоё здоровье в твоих руках». Урок-практикум) . Как вы думаете, что обозначает слово «практикум» ?
II . – Высказывания детей :
— это работа такая
— это то, что можно попробовать сделать.
– Найдите определения этого слова в толковом словаре
III. – Работа со словарём . Дети находят определение: «Практикум – занятия учащихся, готовящихся к будущей самостоятельной работе»
IV. – Кто догадался , чем мы будем заниматься на уроке?
V. — Высказывания детей:
— будем работать над здоровьем
— подумаем, как лучше сохранить здоровье
— составим специальные правила для здоровья
VI. – Дома вы разрабатывали свои правила здоровья. Познакомимся с ними (ребята рассказывают о своих правилах здоровья) .
VII. – Обратите внимание, что в разработанных вами правилах есть много общего. Заметно, что к своему здоровью вы и ваши родители готовы относиться с уважением. Об этом говорят выполненные вами вместе тесты. Сейчас мы с вами суммируем ваши индивидуальные правила и постараемся выработать общие правила сохранения и укрепления здоровья.
VIII. – Работа с проектом презентации, выведенной на интерактивную доску:
Совместное обсуждение, выработка правил соблюдения гигиенических норм (Правила заносятся на соответствующую страницу презентации)
- Умываться
- Чистить зубы два раза в день
- Мыть руки перед едой, после улицы, после игры с животными
- Проветривать помещение
- Следить за осанкой
- Соблюдать режим дня
- Соблюдать режим труда и отдыха
- Спать не менее 9 часов в сутки
IX. – Ребята подготовили сообщения об уходе за полостью рта (использование таблиц)
X. — Совместное обсуждение, выработка правил активной двигательной деятельности (Правила заносятся на соответствующую страницу презентации)
- Делать зарядку
- Заниматься физкультурой и спортом
- Гулять на свежем воздухе
- Играть в подвижные игры
- Выполнять физкультминутки на уроках и при выполнении домашнего задания
XI. – Примените на практике ваше умение, проведите оздоровительную двигательную минутку. Дайте мышцам подвигаться и отдохнуть
Физкультминутка (проводится детьми-инструкторами)
XII. — Совместное обсуждение, выработка правил закаливания (Правила заносятся на соответствующую страницу презентации)
- Обтираться влажным полотенцем или обливаться водой (сначала прохладной, постепенно переходя к холодной)
- Принимать воздушные ванны
- Принимать солнечные ванны
- Промывать нос солёной водой
XIII. – Давайте послушаем о работе организма здорового человека. Сообщение подготовила ваша одноклассница (использование объёмной книги-таблицы)
XIV. — Совместное обсуждение, выработка правил здорового правильного питания (Правила заносятся на соответствующую страницу презентации)
- Пища должна быть не только вкусной, но и полезной, богатой витаминами
- Необходимо есть фрукты и овощи
- Питаться надо в одно и то же время (желательно 5 раз в день)
- Следует употреблять в соки, морсы и компоты (желательно ежедневно.
XV. – Просмотр заключительного варианта презентации
XVI. – Как вы считаете, ребята, поможет ли выполнение этих правил укрепить ваше здоровье? (Да) Возможно ли соблюдать эти правила частично? (Надо соблюдать в комплексе, иначе не будет пользы) Сегодня вы сами разработали правила сохранения и укрепления здоровья. Эти правила вы непременно разместите в своём портфолио. Теперь вы должны научиться выполнять их и самостоятельно контролировать себя. Обращаясь к каждому, хочу сказать: Помни, ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ – В ТВОИХ РУКАХ!
XV. – Пусть каждый оценит свою активную творческую работу на уроке и разместит магнит на определённом участке графика.
Источник