Меню

Здоровье детей у родителя инвалида

Здоровье детей у родителя инвалида

Многие семьи постоянно сталкиваются с рядом различных проблем, потому как далеко не всегда складываются благоприятные условия для полноценного функционирования семьи. Именно поэтому необходима защита различных категорий населения, вне зависимости от их пола, возраста и социального положения. Особой проблемой является то, когда родители воспитывают детей при различных физических или умственных недостатках.

Люди с ограниченными возможностями. Что мы о них знаем? Это та категория населения, которая нуждается в особой защите со стороны государства, а также различных социальных структур. К сожалению, бывают такие ситуации, когда ребенок воспитывается в семье инвалидов, а это имеет свою специфику и требует постоянной работы специалистов. Дети могут быть полноценными особами без каких-либо физических или умственных проблем, но это значит, что полноценного воспитания они все равно не получают. Если родители ребенка ограничены физически, то в таком случае будут отсутствовать различные активные игры всей семьей, поездки за город и мероприятия с веселыми занятиями, которые отлично влияют на атмосферу в семье и ее единство.

Если у детей родители с проблемами зрения, то старшим членам семьи очень тяжело будет научить малышей читать и писать, но нет неразрешимых проблем, ведь можно нанять репетитора, что отлично разбирается в письме, литературе, а также поможет научиться считать. Но такая ситуация подходит в том случае, если у семьи есть деньги на такого педагога, поэтому власть должна помнить о таких семьях и помогать им в сложных жизненных ситуациях. Много времени можно потратить на воспитание детей, имея отклонения в физиологии или деятельности центральной нервной системы, но намного проще и эффективнее будет работа опытных педагогов.

Дети из таких семей нуждаются в работе психолога, ведь очень часто общество ведет себя очень неадекватно по отношению к тем, кто отличается от массы, а если одноклассники увидят таких родителей, то сложно будет избежать психологической травмы ребенка. Семьи людей с ограниченными возможностями могут функционировать и развиваться полноценно, но эта категория семей как раз и называется — семьи, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Это означает, что сами они решить свои проблемы не могут.

Дети очень быстро в таких семьях взрослеют, ведь очень рано приходится осознавать, что твоя помощь нужна родителям, а игры могут временно подождать. Но есть огромный плюс в развитии детей из семьи, где воспитание проводится родителями-инвалидами, потому как такие дети очень умные, самостоятельные очень хорошо приспособлены к жизни.

Что должны помнить окружающие о семьях инвалидов?

1. Родители-инвалиды и их дети точно такие же, как и другие представители общества, поэтому стоит научиться воспринимать их адекватно.
2. Если вы имеете возможность, то всегда откликнетесь на просьбу этой категории населения. Возможно, вы сможете помочь детскими игрушками, организацией праздника для таких семей или же просто имеете знания, которыми хотите поделиться. Но, ни в коем случае, не проявляйте жалость к родителям-инвалидам и их детям, ведь это будет акцентом на их социальном статусе.

3. Если имеете свободное время, то обязательно задумайтесь о волонтерстве. Сегодня есть масса общественных организаций, которые богаты идеей, но не имеют достаточного финансирования. Такие организации часто помогают детям инвалидов адаптироваться в обществе. Не будьте равнодушными к проблемам окружающих.

4. Бывают также и родители-инвалиды, которые лишены родительских прав. Если вы имеете возможность, подарите такому ребенку счастливую семью. Во многих странах усыновление стало нормальным явлением, ведь, как гласят лозунги социальных реклам — «Не бывает чужих детей».

Что нужно помнить родителям-инвалидам?

1. Ваш ребенок ничем не отличается от других детей. Старайтесь максимально грамотно донести эту мысль вашему ребенку. Общайтесь по интернету или по телефону с родителями одноклассников ребенка, чтоб всегда быть в курсе того, как он ведет себя с другими детьми.

2. Если вы не имеете достаточно возможности для общего досуга с ребенком, то обратитесь за помощью к властям или в общественную организацию. Вы имеете полное право на помощь учителей по основным дисциплинам, социальных педагогов, психологов и медиков.

3. Всегда поощряйте успехи своего ребенка. Так он поймет, что имеет такие же права как и его одноклассники и друзья и у него будет повод собой гордиться.

4. Научите ребенка уважать вас. Он должен понимать, что вы, имея определенные физические ограничения, умеете быть интересным. Найдите хобби по душе, возьмите работу на дом или вступите в общество инвалидов, которые едины в своих взглядах и стремлениях.

5. Максимально уделяйте внимание вашему ребенку. Очень часто дети инвалидов страдают от недостатка внимания и чувствуют себя ущемленными. Ребенок любит вас вне зависимости от ваших физических особенностей, поэтому не отталкивайте от себя малыша, любите его и согревайте родительским теплом.

Если говорить более конкретно, то семьи, где воспитывают детей родители-инвалиды, могут функционировать отлично, но важна помощь со стороны власти, социальных служб, общественных организаций и т.п. К сожалению, во многих странах сегодня очень печальная ситуация с финансированием семей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Именно поэтому родителям-инвалидам необходимо создать коалицию для защиты свои прав и прав их детей.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник

Если в семье ребенок-инвалид

Рож­де­ние ребен­ка в семье все­гда радость для любя­щих забот­ли­вых роди­те­лей. В мир при­шел новый чело­век, им пред­сто­ит научить его все­му, под­го­то­вить ко взрос­лой жиз­ни и в опре­де­лен­ный момент отпу­стить… Сколь­ко радо­сти и слез попо­лам, сколь­ко эмо­ций, надежд, ожи­да­ний… Но ино­гда слу­ча­ет­ся и так, что рож­де­ние ребен­ка ста­но­вит­ся сте­ной, кото­рая раз­де­лит жизнь на “до” и “после”, и все счаст­ли­вые меч­ты, все надеж­ды раз­би­ва­ют­ся о жест­кое сло­во: “инва­лид”.

Читайте также:  Что показывают часы здоровья

Ребе­нок родил­ся с инва­лид­но­стью, или стал инва­ли­дом из-за несчаст­но­го слу­чая или забо­ле­ва­ния. Как жить даль­ше? Что делать?

Такая ситу­а­ция — стресс для всех чле­нов семьи. Фак­ти­че­ски она озна­ча­ет, что всем при­дет­ся очень силь­но поме­нять свою жизнь, и все инте­ре­сы семьи будут теперь направ­ле­ны на реа­би­ли­та­ци­он­ные или под­дер­жи­ва­ю­щие дей­ствия это­го ребен­ка. Жизнь может поме­нять­ся настоль­ко кру­то, что неко­то­рые семьи вынуж­де­ны поме­нять город, а неко­то­рые и стра­ну про­жи­ва­ния, что­бы быть бли­же к реа­би­ли­та­ци­он­ным цен­трам и кли­ни­кам. Но поме­нять жилье это пол­бе­ды. Глав­ное — не сло­мать­ся самим.

Пси­хо­ло­ги отме­ча­ют, что основ­ная мас­са семей с детьми-инва­ли­да­ми делит­ся на три группы:
пер­вая — пас­сив­ные. Роди­те­ли или недо­по­ни­ма­ют всей серьез­но­сти про­бле­мы, или закры­ва­ют­ся от нее, делая вид, что ее не суще­ству­ет. Им так пси­хо­ло­ги­че­ски лег­че спра­вить­ся со стрес­сом. К сожа­ле­нию, в таких семьях мер по реа­би­ли­та­ции ребен­ка-инва­ли­да прак­ти­че­ски не при­ме­ня­ет­ся, роди­те­ли избе­га­ют раз­го­во­ров о воз­мож­ном лече­нии и под раз­ны­ми пред­ло­га­ми ищут спо­со­бы его не про­во­дить. Такие семьи, как пра­ви­ло, замы­ка­ют­ся в себе, отка­зы­ва­ют­ся от обыч­ной жиз­ни, сво­дят на нет обще­ние с друзьями.

вто­рая — актив­ные. Актив­ные роди­те­ли гото­вы горы свер­нуть, что­бы если уж не выле­чить, то облег­чить состо­я­ние сво­е­го ребен­ка. Они гото­вы пре­одо­леть любые пре­пят­ствия на этом пути, они посто­ян­но ищут спе­ци­а­ли­стов, испы­ты­ва­ют новые мето­ди­ки лече­ния, гото­вы на любые тра­ты в поис­ках самых совре­мен­ных пре­па­ра­тов, они не боят­ся опе­ра­ций и про­це­дур. Семья сохра­ня­ет широ­кий круг обще­ния, про­дол­жа­ет вести актив­ную соци­аль­ную жизнь. Все инте­ре­сы семьи будут под­чи­не­ны инте­ре­сам ребенка-инвалида.

тре­тья — раци­о­наль­ные. Такие роди­те­ли не пря­чут­ся от про­бле­мы, но и не пре­вра­ща­ют ее в идею фикс. Они после­до­ва­тель­но выпол­ня­ют все реко­мен­да­ции спе­ци­а­ли­стов, про­хо­дят поло­жен­ное лече­ние, но не про­яв­ля­ют свер­ху­си­лий в этом направ­ле­нии. Уде­ляя доста­точ­но вре­ме­ни ребен­ку-ива­ли­ду, они не забы­ва­ют и об осталь­ных чле­нах семьи, нико­го не обде­ляя вниманием.

Боль­шин­ство семей с ребен­ком-инва­ли­дом нахо­дят­ся в состо­я­нии непре­рыв­но­го дис­ком­фор­та, что свя­за­но с неопре­де­лен­ность, с посто­ян­но испы­ты­ва­е­мым чув­ством тре­во­ги за буду­щее боль­но­го ребен­ка, за буду­щее семьи в целом. Мно­гие отме­ча­ют, что испы­ты­ва­ют ощу­ще­ние душев­но­го хао­са, что им труд­но пере­ори­ен­ти­ро­вать свою преж­нюю “нор­маль­ную” жизнь на новую. Неред­ко един­ствен­ным добыт­чи­ком в семье ста­но­вит­ся отец, а мать вынуж­де­на уха­жи­вать за ребен­ком. К име­ю­щим­ся соб­ствен­ным про­бле­мам еще могут доба­вить­ся про­бле­мы соци­аль­но­го харак­те­ра. К сожа­ле­нию, в нашем обще­стве на инва­ли­дов все еще косо смот­рят. Роди­те­ли могут запре­щать сво­им здо­ро­вым детям общать­ся с ребен­ком-инва­ли­дом. Сосе­ди по подъ­ез­ду могут выска­зы­вать неудо­воль­ствие шумом, кото­рый может про­из­во­дить ребе­нок-инва­лид. Если “осо­бый” ребе­нок в обще­ствен­ном месте начи­на­ет неадек­ват­но себя вести, то порой мате­ри при­хо­дит­ся выслу­ши­вать нелест­ные выска­зы­ва­ния в свой адрес, либо все вре­мя при­хо­дит­ся пояс­нять, что малыш осо­бый и может пове­сти себя не вполне адек­ват­но. Все это очень тяже­ло для роди­те­лей, такие момен­ты созда­ют угне­та­ю­щую обста­нов­ку в семье.

Как быть роди­те­лям “осо­бо­го” ребен­ка? Вос­пи­та­те­лям ребен­ка-инва­ли­да необ­хо­ди­мо преж­де все­го не под­да­вать­ся эмо­ци­ям и пани­ке, ина­че они не смо­гут сде­лать ниче­го полез­но­го ни для сво­ей семьи, ни для сво­е­го ребен­ка. Как бы страш­но не зву­ча­ло сло­во “инва­лид­ность”, и с ней люди живут. Да, мно­гое при­дет­ся поме­нять, но это не зна­чит, что отныне вам будут недо­ступ­ны про­стые радо­сти жизни.

Нель­зя ска­ты­вать­ся в два состо­я­ния: в состо­я­ние несчаст­ной жерт­вы и в состо­я­ние бро­не­транс­пор­те­ра, сме­та­ю­ще­го на сво­ем пути все.

Пер­вые отка­зы­ва­ют себе во всех радо­стях и тра­тят вре­мя на нытье: “Ах, мой сын (моя дочь) инва­лид, как же это страш­но и ужас­но, как же нам тяже­ло, какие же мы несчаст­ные”. Такой пес­си­мизм отни­ма­ет силы, люди вме­сто того, что­бы бороть­ся, тра­тят силы на бес­ко­неч­ные жало­бы, само­ко­па­ние, и неред­ко созда­ют ситу­а­цию, не соот­вет­ству­ю­щую истин­но­му поло­же­нию вещей в худ­шем смыс­ле. Они пре­уве­ли­чен­но ост­ро реа­ги­ру­ют на инва­лид­ность сво­е­го ребен­ка, хотя все может быть и не настоль­ко страшно.

Вто­рая груп­па роди­те­лей, напро­тив, укло­ня­ет­ся в дру­гую край­ность. Они живут под деви­зом “Я мать (отец), и я сде­лаю для сво­е­го ребен­ка все!”, не видя за этим стрем­ле­ни­ем нужд дру­гих чле­нов семьи, дру­гих сво­их детей, кото­рые могут ока­зать­ся забро­шен­ны­ми и обде­лен­ны­ми вни­ма­ни­ем. Зача­стую про­ве­де­ние реа­би­ли­та­ци­он­ных мер и посто­ян­ные поезд­ки по спе­ци­а­ли­стам пре­вра­ща­ют­ся в само­цель, когда лече­ние уже начи­на­ют про­во­дить не ради того, что­бы помочь ребен­ку, а ради само­го про­цес­са, ради само­утвер­жде­ния, ради искуп­ле­ния вины: я делаю, я езжу, я про­би­ваю, зна­чит, я хоро­ший родитель.

Ни та, ни дру­гая пози­ция не явля­ют­ся пра­виль­ны­ми. Инва­лид­ность ребен­ка необ­хо­ди­мо при­нять, как факт, в кото­ром вы не винов­ны (за исклю­че­ни­ем пря­мых слу­ча­ев, когда по недо­смот­ру или по неосто­рож­но­сти роди­те­лей был нане­сен вред здоровью).

Нель­зя ото­дви­гать на даль­ний план дру­гих чле­нов семьи. за стрем­ле­ние облег­чить жизнь одно­му ребен­ку вы може­те не заме­тить, как сде­ла­е­те несчаст­ны­ми остальных.

Не отвер­гай­те помощь пси­хо­ло­га и не забы­вай­те о том, что в пси­хо­ло­ги­че­ской реа­би­ли­та­ции нуж­да­е­тесь не толь­ко лич­но вы, но и дру­гие ваши дети и супруг.

Не стес­няй­тесь обра­щать­ся за помо­щью и опы­том в орга­ни­за­ции роди­те­лей детей-инвалидов.

Читайте также:  Группы здоровья детей с обоснованием

А вот сове­ты педа­го­га-пси­хо­ло­га Семе­но­вой Л.В.:

1. Нико­гда не жалей­те ребён­ка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дари­те ребён­ку свою любовь и вни­ма­ние, но не забы­вай­те, что есть и дру­гие члены
семьи, кото­рые в них тоже нуждаются.
3. Орга­ни­зуй­те свой быт так, что­бы никто в семье не чув­ство­вал себя “жерт­вой”,
отка­зы­ва­ясь от сво­ей лич­ной жизни.
4. Не ограж­дай­те ребён­ка от обя­зан­но­стей и про­блем. Решай­те все дела вме­сте с ним.
5. Предо­ставь­те ребён­ку само­сто­я­тель­ность в дей­стви­ях и при­ня­тии решений.
6. Сле­ди­те за сво­ей внеш­но­стью и пове­де­ни­ем. Ребё­нок дол­жен гор­дить­ся вами.
7. Не бой­тесь отка­зать ребён­ку в чём-либо, если счи­та­е­те его требования
чрезмерными.
8. Чаще раз­го­ва­ри­вай­те с ребён­ком. Помни­те, что ни теле­ви­зор, ни радио не заменят
вас.
9. Не огра­ни­чи­вай­те ребён­ка в обще­нии со сверстниками.
10. Не отка­зы­вай­тесь от встре­чи с дру­зья­ми, при­гла­шай­те их в гости.
11. Чаще при­бе­гай­те к сове­там педа­го­гов и психологов.
12. Боль­ше читай­те, и не толь­ко спе­ци­аль­ную лите­ра­ту­ру, но и художественную.
13. Общай­тесь с семья­ми, где есть дети-инва­ли­ды. Пере­да­вай­те свой опыт и
пере­ни­май­те чужой.
14. Не изво­ди­те себя упрё­ка­ми. В том, что у вас боль­ной ребё­нок, вы не виноваты!
15. Помни­те, что когда-нибудь ребё­нок повзрос­ле­ет и ему при­дёт­ся жить
само­сто­я­тель­но. Готовь­те его к буду­щей жиз­ни, гово­ри­те с ребен­ком о ней.

Источник

Психологическое состояние родителей детей с нарушениями здоровья

Особую категорию семей представляют собой семьи, в составе которых присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

К сожалению, проблема таких детей имеет не только медицинский аспект, но также и социальный и психологический аспект [52]. Социальный аспект проявляется в вынужденной изоляции, социальной депривации детей с нарушениями развития, а психологический – отражает изменения личностного плана в виде пониженной самооценки, разбалансировки саморегуляции, дезадаптации к окружающему, угнетающего чувства зависимости от окружающих и т.д.

В современном обществе все еще «неприязнь и страх перед психическим или физическим недугом сохраняются в виде рудиментарных отголосков в сознании и наших современников. В целом наше общество очень медленно избавляется от пренебрежительно-снисходительного отношения к инвалиду и его семье. … Подобное отношение общества к проблеме инвалидности оказывает негативное влияние на внутренний климат семьи и, что самое существенное, на позиции родителей в отношении принятия или отвержения ребенка с отклонениями в развитии. Мотивационно-потребностная сфера родителей как система факторов, определяющих поведение индивида в целом, оказывается в ситуации сильнейшего психологического давления со стороны социума по поводу нормативности и соответствия психофизического статуса ребенка ценностям данного общества» [23].

По-видимому, в первую очередь, именно по этой причине родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают сильнейший психологический стресс, когда впервые узнают о заболеваниях своих детей. «С момента постановки диагноза жизнь в семье изменяется ко­ренным образом. В нашей стране инвалидность ребенка восприни­мается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глу­боко потрясенными и длительное время находятся в «шоковом» состоянии. Они живут в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и вол­нующих вопросов: «Почему мой ребенок не может быть таким же, как и другие дети? Как справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанными с заболеванием малыша? Можно ли его вылечить?» и т.п.» [13, с.201].

В динамике родительского стресса выделяют четыре стадии [10; 11]:

  1. Стадия эмоциональной дезорганизации: состояние шока, растерянности, беспомощности, страха, чувства вины и неполноценности;
  2. Период негативизма и отрицания как попыток защитного устранения эмоциональной подавленности и тревоги: отрицание болезни, сомнения в компетентности врачей, поставивших диагноз, поиск «чудесных средств» исцеления и т.п.;
  3. Фаза горевания: состояние глубокой депрессии, хронические чувства гнева, горечи, отчаянья, безнадежности, иногда суицидальные мысли;
  4. Стадия эмоциональной реорганизации: приспособление, принятие больного ребенка, развитие реалистичного взгляда на болезнь, выработка оптимального стиля жизнедеятельности и взаимодействия с окружающими. Однако далеко не все родители детей с ограниченными возможностями здоровья достигают этой стадии.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, находятся в состоянии не только психологической, но и социальной дезадаптации: болезнь ребенка коренным образом изменяет, а иногда и нарушает не только психологический климат, но и уклад, ход жизни всей семьи. Изменяются как отношения внутри семьи, вплоть до развода супругов (до 1/3 случаев), так и контакты с внешним миром: из-за страха и стыда родителей, а также дефицита времени, как правило, контакты с внешним миром максимально сужаются. Тяжелое заболевание ребенка обедняет личную жизнь и профессиональную деятельность родителей (как правило, в большей степени матерей, т.к. распределение обязанностей в большинстве российских семей носит традиционный характер). «На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни» [11].

Многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья в такой ситуации оказываются не в силах что-либо изменить. Поэтому их положение характеризуется как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик [23; 46], сочетающийся с высокой физической и психологической нагрузкой, вызывающей нередко истощение нервной системы и всего организма. «Никакое описание забо­левания ребенка не дает полного представления о тех переживаниях и трудностях, с которыми сталкиваются родители, воспитывая своего малыша и обеспечивая его необходимым лечением» [44]. Нередко вследствие эмоциональных и физических перегрузок страдает физическое и психологическое здоровье матери.

Читайте также:  Как возместить вред здоровью с виновника дтп

«Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности … Вследствие того, что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним являются длительным патогенно действующим психологическим фактором, личность матери может претерпевать значительные изменения … Депрессивные переживания могут трансформироваться в невротическое развитие личности и существенно нарушить ее социальную адаптацию» [23]. Так, например, для 60% матерей детей с церебральным параличом характерны проявления депрессивного невроза, затяжные не­вротические депрессии, депрессивное невротическое раз­витие личности [46]. Для матерей детей с нарушениями развития характерны такие особенности, как высо­кий уровень тревожности, неуверенность в собственных силах, сниженный фон настроения, низкая активность, обидчиво­сть, ранимость, подавленность, иногда агрессивность, раздражительность, несдер­жанность, ворчливость, недоброжелательность, настороженность [13].

Наиболее характерными качествами для родителей аномальных детей являются сензитивность и гиперсоциализация. «Под сенситивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, обидчивость, выражаемые склонностью все близко принимать к сердцу и легко расстраиваться, а под гиперсоциализацией — за­остренное чувство ответственности, долга, трудность компромиссов. Контраст­ное сочетание сенситивности и гиперсоциализации означает внутреннее про­тиворечие между чувствами и долгом, способствующее возникновению внут­реннего нравственно-этического конфликта. Следующей особенностью является защитный характер поведения, то есть отсутствие открытости, непосредствен­ности и непринужденности в общении, что обусловлено не столько способом выражения эмоций, сколько ранее имевшимся психотравмирующим опытом межличностных отношений» [12, с.76].

Однако некоторые авторы отмечают, что «наряду с боль­шими нагрузками и вытекающими отсюда трудностями для родителей … нельзя не упомянуть также приобретаемую силу характера и по­зитивный опыт, например искренность, толерантность и способность к эмпатии» [53]. Другие авторы, напротив, указывают на обратный характер личностных изменений родителей детей с нарушениями развития: «Неуверенность, застенчивость сменяются упорством, теплота привязанности к близким замещается сухова­тостью и педантизмом, доброта – некоторым бессердечием» [44]. По-видимому, характер личностных изменений варьирует в зависимости от степени тяжести заболевания ребенка [10] и исходных личностных особенностей самих родителей [50]. Однако, к сожалению большинство матерей – 2/3 от общего числа – не справляются с интенсивностью негативных переживаний и «застревают» на четвертой стадии родительского стресса [10].

Особенно тяжело родители детей с ограниченными возможностями здоровья переживают те стадии развития ребенка, «которые у здоровых детей являют­ся типичными, например время, когда дети учатся ходить или говорить, поступ­ление в школу или пубертатный возраст» [53, с.55].

Парадоксально, но с точки зрения психологического состояния в лучшем положении оказываются те родители детей с нарушениями развития, которые сами имеют заболевания [50 и др.]: ими болезнь ребенка воспринимается как норма и не является психотравмирующим обстоятельством.

Неблагоприятное психологическое состояние родителей детей с нарушениями здоровья усугубляется от необходимости сдерживать свои эмоции, от невозможности осуществить эмоциональную разрядку: «они считают, что им нельзя выражать свое раздражение, душевную боль и бессилие. Они же не могут вести себя так, как будто они не любят ребенка, который больше всех страдает от заболевания. … родители таких детей скрывают свою печаль, чтобы ее не истолковывали неправильно» [21, с.51].

Особо тяжелые переживания испытывают родители детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Эти дети относятся к группе недостаточного развития, включающей варианты психического дизонтогенеза, для которых специфичным является недостаточность по отношению к средненормативному развития всех (тотальное) или отдельных (парциальное) психических функций и их базовых составляющих [43]. Дети с тяжелыми нарушениями интеллекта относятся к группе детей с тотальным недоразвитием. Для них характерно запаздывание сроков психомоторного, психоэмоционального и речевого развития (эти параметры характеризуются грубым несоответствием возрастным показателям), а также грубая социальная незрелость.

Н.Я.Семаго и М.М.Семаго выделяют три типа детей с тотальным недоразвитием [43]:

  1. Простой уравновешенный, характеризующийся относительной уравновешенностью в поведении ребенка в сочетании с непосредственностью реакций, в норме свойственной детям более младшего возраста. Скорость выполнения заданий и выносливость в процессе осуществления деятельности могут приближаться к нормативным, но самоконтроль деятельности малодоступен, критичность к ее результатам снижена.
  2. Аффективно-неустойчивый, характеризующийся выраженной импульсивностью поведения и деятельности в целом, трудностями организации поведения, немотивированными перепадами настроения от эйфории к дисфории и наоборот. Такие дети быстро пресыщаются, и на фоне пресыщения чаще всего возникают аффективные вспышки агрессии.
  3. Тормозимо-инертный, характеризующийся вялостью, заторможенностью, низким уровнем психической активности. Часто при этом типе дизонтогенеза отмечается органическое поражение центральной нервной системы (в частности, эпилепсия). Такие дети часто плаксивы, с трудом вступают в контакты, мало пресыщаемы, склонны к монотонной однообразной деятельности и могут испытывать даже дискомфорт при ее прерывании.

Особенности ребенка-инвалида с тяжелыми нарушениями интеллекта не могут не отразиться на психологическом состоянии родителей. Во-первых, во многих случаях диагноз ребенка исключает возможность полного выздоровления, а во-вторых, если большинство других тяжелых заболеваний детей вызывают в обществе сочувствие, то болезни, связанные с нарушениями интеллекта, воспринимаются социумом негативно, с насмешкой. Поэтому «Родители умственно отсталых детей чрезвычайно боятся и стыдятся диагноза, поставленного их ребенку. Они используют все возможности для его изменения на другой, по их мнению, более приемлемый и «щадящий» (детский церебральный паралич и др.)» [23]. По той же причине родители детей с нарушениями интеллекта проявляют в среднем значительно более низкий уровень социальной активности в сравнении с родителями детей с сенсорными нарушениями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и т.д.

Источник

Adblock
detector