СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
статья по логопедии
Материал предназначен для педагогов (логопедов и воспитателей) для использования на занятиях и в режимные моменты. Раскрывает специфику использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние ГОДЫ устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. У многих детей речевые нарушения сочетаются с неврологическими: ММД, ГГС, общая моторная неловкость, гиперактивность и т.д.
В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровье сберегающая практика.
Исходя из выше сказанного, в коррекционной работе необходимо использовать следующие способы сохранения и оптимизации здоровья детей на логопедических занятиях.
- Физкультминутки и игры на развитие координации речи с движением необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, активизировать дыхание и речь, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребёнка, снять статическое напряжение.
- Немаловажное значение в этом вопросе имеют и логоритмические упражнения, которые способствуют преодолению речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
- Ещё одним средством укрепления и сохранения здоровья, и вы с этим, несомненно, согласитесь, является развивающий массаж. Благоприятное воздействие массажа на организм человека (как местное, так и общее) отмечают многие авторы. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействии на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. В своей работе мы с воспитателями используем следующие виды развивающего массажа:
- Самомассаж лица и шеи;
- Самомассаж кистей и пальцев рук;
- Самомассаж биологически активных точек (зон).
Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным комплексам подобраны стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняли упражнения молча, по показу взрослого, а затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривали текст. Позже они уже могли произносить тексты самостоятельно. Основные задачи в применении этого вида работ заключается:
- В более избирательном воздействии на отдельные группы мышц, иннервацию нервов;
- Нормализацию мышечного тонуса, и стимуляции активного движения;
- Улучшении регуляции вегетативных функций и обменных процессов.
4. Уже не ново, что формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. А следовательно работа по развитию мелкой моторики должна проводиться не только в группах для детей с речевыми нарушениями, но в группах для детей с нормальным речевым развитием. Кроме того, доказано, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Следовательно, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Таким образом, мы в своей работе используем, помимо самомассажа кистей и пальцев рук, следующие игры и упражнения:
- Пальчиковая гимнастика;
- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:
Например: упражнения на «пальцеходе» (с пуговицами),
Ходит цапля по болоту
На прогулку, на работу —
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам.
- Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие.
Например: «Ладонь – кулак» Руки, как глазки,
Словно из сказки
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!
«Ищет птичка» — «пальчики здороваются»:
Ищет птичка и в траве,
И на ветка, и в листве,
И среди больших лугов
Мух, червей, слепней, жуков.
- Упражнения с различными предметами и без них (массажные палочки, массажные шарики «Су – Джок», счётные палочки, фасоль, чётки, бусы, пробки, обычные счёты, прищепки и т.д).
- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей (упражнения с эспандером, со стопором).
5. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию и нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания. голосоподачи, голосоведения в логопедической практике.
В своей работе я использую методики А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, Волковой Л.С., Мухиной направленные на восстановление этой важной функции. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Здоровье сберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с ОНР, разработанная этими авторами, направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей с речевой патологией, на развитие физических качеств и двигательной активности, на целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления ТНР, на оптимизацию коррекционного процесса. В процессе выполнения заданий закрепляется правильная артикуляция звуков, синхронизация произнесения звука с движениями пальцев рук, глаз, формируется зрительно – пространственная ориентация, способность к переключению.
6. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!
Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
С этой целью мы в своей работе используем специально подобранные упражнения на расслабление определённых частей тела всего организма.
- «Злюка успокоилась». Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть)
Источник
О речевом здоровье ребёнка
методическая разработка по теме
Данный материал раскрывает особенности формирования речи дошкольников и младших школьников; охватывает вопрос о гигиене органов речи и условиях развития правильной речи у детей. Родителям даны рекомендации по воспитанию культуры детского голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_rechevom_zdorove.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуально! Полезно! Доступно!
Речь- показатель психического здоровья человека, его интеллекта. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности познать действительность ; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.
Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков), начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе.
При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребёнка грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной.
Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:
- Высокая пластичность мозга ( способность быстро переключаться на новую
артикуляцию звука, повышенная подражательность речи взрослых.) - Способность всё превращать в игру. ( дети охотно играют в разные игры с применением
речи и тем самым достигают более быстрых успехов в ней. - Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками,
механически многократно повторяют их . они охотно играют в звуки, подмечают различия
между ними, заучивают слова, потешки, стишки. Овладев правильным произношением того
или иного звука, дети радуются, гордятся победой, демонстрируют новый звук перед
окружающими и ждут одобрения. Они перестают стесняться , становятся более
общительными. - Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий
не упорядочились и легко поэтому затормаживаются.
Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти.
Возможно, не лишне напомнить, что речевой аппарат — это органы дыхания, т.е. лёгкие, бронхи, трахеи, органы голосоподачи и голосоведения, т.е. гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей , т.е. глотка, носоглотка, нос, рот.
Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего ребёнка? Не выдаётся ли вперёд нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите его врачу-ортодонту, т.к. от прикуса зависит чистота произношения
Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про язычок с любыми сюжетными импровизациями.
-язычок живёт в домике, который называется ротик. Покажи!
-в домике есть двери: зубки и губки. Язычок встаёт рано утром и выбегает из домика.
-каждое утро язычок делает зарядку- бегает по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.
-затем язычок чистит зубки- кончиком языка погладить нижние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.
-язычок завтракает. Ест манную кашу: мня-мня-мня.
— язычок садится на лошадку и едет в гости к тётушке Щёчке, (предполагается пощёлкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно).
-у тётушки идёт ремонт и язычок помогает красить потолок и стены (кончиком языка погладить нёбо и внутреннюю поверхность щёк.)
-тётушка угостила язычок вкусным вареньем (широкое движение языком по верхней и нижней губе.)
— язычок покачался на качелях в парке (попеременные движения языком то к носу, то к подбородку.)
-язычок сел на лошадку и поехал домой.
Гигиена голоса и условия формирования правильной речи
Родителям надо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. Полезны игры :
-дуть на ватные шарики, катая их по столу;
-дуть на лёгкие карандаши, бумагу;
-сдувать со стола ( или руки) пушинки, бумажные снежинки;
-надувать резиновые игрушки, мыльные пузыри;- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю и т.д.
-для развития плавного речевого выдоха произносить на одном выдохе «один», затем «один два», далее «один два три», и т.д. не доводя число слов до перенапряжения .( нельзя
допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложение с постепенным наращиванием числа слов в нём.
Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание . ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием .
Серьёзная задача родителей — воспитание культуры детского голоса.
Долгий и напряженный крик, плач, доходящий до «закатывания», чрезмерно напрягает органы речи и может надорвать ещё очень нежные и слабые голосовые связки. Голос станет хриплым, срывающимся, ребёнок может навсегда лишиться чистого, гибкого и приятного голоса , а, следовательно, и хорошей речи. Такой крик отрицательно скажется и на нервной системе.
Вреден для голоса и нервной системы также излишне громкий и долгий , неудержимый смех. Такой смех надо вовремя прервать , успокоив ребёнка или переключив его внимание . Песни, которые поёт ребёнок, должны соответствовать возрастным голосовым (без слишком низких и высоких нот) и умственным возможностям ребёнка.
Музыкальное сопровождение не должно заглушать пения, чтобы не побуждать этим детей напрягать голос.Без аккомпанемента ребёнок лучше прислушивается к мелодии. Полезно временами петь и без слов.( ля-ля-ля и т.п.)
Короче говоря, надо приучать ребёнка при всех условиях и видах речи и пения не превышать возможностей своего голоса.В этом отношении большое значение имеет голос окружающих, которому ребёнок невольно подражает.Родители же иногда разговаривают резким и повышенным голосом как между собой, так и с ребёнком.
Если ребёнок говорит слишком громко, крикливым или резким голосом, то прежде всего надо постараться успокоить его, разъяснить ему, что он может навсегда испортить и даже потерять свой голос, что такой голос неприятен для окружающих.
В иных случаях следует обратиться к врачу — невропатологу.
Ребёнку 4-5-6 лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шёпотом. Например, игра «Эхо»: взрослый произносит слово громко, а ребёнок повторяет его тихо. И наоборот, что очень полезно.
При очень тихом голосе , что наблюдается у детей физически ослабленных, робких, с ребёнком лучше разговаривать на большом расстоянии — незаметно для себя он будет усиливать свой голос.То же надо делать и при чтении им стихов или рассказывании. Но никогда не следует принуждать его говорить обязательно громко — он станет избегать разговора или превратится в «молчальника».
Ласковость , подбадривание -вот главные рычаги успеха в этом случае.
Охрана органов речи
Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов , с помощью которых она осуществляется.
Как предупредить речевые расстройства?
1.) оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла, ( но не укутывать излишне — это снижает сопротивляемость организма).
- )не давать маленьким детям мелкие предметы.(горох, бусинки и т.д.)
- ) соблюдать гигиену полости рта детей ( полоскать рот, чистить зубы,чтобы размножающиеся микробы не попали в ухо.)
4.надо щадить слух ребёнка, оберегать от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума.
Даже когда ребёнок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух. 5.)если родители заметят, что ребёнок часто переспрашивает, иногда неправильно
понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит, то обязательно следует обратиться к врачу — своевременное лечение всегда приносит исцеление.
6.)короткую уздечку языка (плёночку между кончиком языка и ротовым дном ) лучше
подрезать на 5-6-ом году жизни. С надсечкой уздечки не надо торопиться, можно
попытаться её растянуть. (упражнения на высовывание языка вперёд, облизывание им верхних зубов под губой, подтягивание языка к носу.)
7.)в случае искривления у ребёнка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу — стоматологу. Он выровняет неправильный прикус безболезненно.
8.)своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, лечить болезни,
затрудняющие дыхание: они нередко вызывают ночные страхи, приводящие к
9.)избавление ребёнка от анатомических дефектов не только улучшит его речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.
10.) следить, чтоб дети не перенапрягали голосовые связки — не кричали, не пели слишком громко ( особенно на высоком тоне ), не выходили разгорячёнными на мороз, не пели на холоде.
11.)вреден для голоса пыльный прокуренный воздух. Он вызывает заболевание
голосовых связок. Результат: глуховатый, сиплый, маловыразительный голос ребёнка.
12.)своевременно лечить простуду ( особенно при хрипоте голоса). Во время болезни не разрешать много и громко говорить, запретить пение и т.т
13.)для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нарвной системы.
Было бы ошибочно думать, что из-за дефектов в органах речи обязательно пострадает сама речь. Часто этого не бывает — органы речи приспосабливаются к правильным движениям.
Но всё же дефекты этих органов , особенно резкие, очень мешают как естественному развитию речи, так и устранению её недостатков.
Поэтому необходимо сделать всё, чтобы их ликвидировать, и чем раньше, тем лучше
Рекомендации родителям для развития правильной речи детей.
- Следить, чтобы произносимое ребёнком слово было понятно, (проговаривание всех звуков слова, достаточно громко и слитно, с правильным ударением , с умеренной скоростью)
- Речь должна быть выразительной.
- Речевой голос должен быть музыкальным, приятным на слух.
- Речь окружающих людей должна быть образцом для подражания.
( говорить с ребёнком простым языком, чётко выговаривая все звуки с правильным ударением. Говорить не спеша, выразительно 6 подчёркивая голосом более важные слова и ярко выражая в речи свои чувства, приятным, мелодичным, «тёплым» голосом.)
- Голос лучше всего звучит, когда человек находится в хорошем настроении. При дурном настроении, особенно при гневе, голос подчас становится визгливым, а звуки речи разорванными, жёсткими. Это является вредным примером для ребёнка, травмирует его психику.
- Нельзя допускать, чтобы ребёнок прерывал говорящего. Это не только вредит
воспитанию внимания и вежливого отношения к окружающим, но вредит чёткости и тону речи. - Не употреблять в разговоре с ребёнком грубых слов, слов- «паразитов»,жаргонных выражений.
- Говорить с ребёнком в меру громко, но не крикливо, отчётливее произносить трудные для него звуки, повторять, подсказывать слова с этими звуками.
- Вредно в присутствии ребёнка говорить с окружающими о его речевых недостатках , выражать по этому поводу своё огорчение и отчаяние.
Источник