Меню

Здоровье детей раннего возраст

Статья на тему: «Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ»
статья (младшая группа) на тему

В данной статье говорится о сохранении и укреплении здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
sohranenie_i_ukrepleniya_zdorovya_detey_rannego_vozrasta.docx 17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста с 2-3 лет в условиях ДОУ»

Автор: Лакомова И.П.

Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для решения этой задачи в ДОУ внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Они занимают одно из важнейших направлений в психолого-педагогическом сопровождении воспитанников в условиях реализации ФГОС.

В связи с этим перед педагогами образовательного учреждения остро встаёт проблема по реализации комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Особенно актуальна, на мой взгляд, она для воспитателей, работающих в группах детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду. Так как в это время на фоне психологического стресса происходит ослабление иммунной системы ребёнка, что приводит к резкому повышению заболеваемости и удлинению периода адаптации детей к ДОУ.

Учитывая особенности организации педагогического процесса в группе для детей раннего возраста и с целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников, особенно в период адаптации к ДОУ, считаю необходимым создать условия для реализации двигательной активности детей. Для решения данной проблемы выделила два основных направления в своей работе:

1. Непосредственное взаимодействие с детьми;

2. Преобразование предметно-развивающего пространства группы.

Ведущими отечественными педагогами и психологами отмечается, что современный ребенок чаще всего находится в статическом положении. Причиной тому являются долгие просмотры мультфильмов, игра на компьютере. По этой же причине дети дошкольного возраста меньше находятся на свежем воздухе, что отрицательно сказывается на их здоровье. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением остро встал вопрос о максимальном увеличении времени детской подвижности в ДОУ.

Для решения поставленной задачи в своей работе использую:

1. Комплекс утренней гимнастики, продолжительностью 3-5 минут. Считаю, что только систематическое проведение утренней гимнастики способствует: тренировке крупных групп мышц, активизации обменных процессов, созданию благоприятных условий для питания всех клеток и тканей организма.

Для того чтобы физические упражнения не превращались для малыша в рутинную работу, организую утреннюю гимнастику в виде интересной, увлекательной игры. Чаще всего игровые комплексы утренней гимнастики сопровождаются весёлой детской музыкой, потешками, прибаутками.

Учитывая комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса, комплексы утренней гимнастики соответствуют теме недели, что позволяет повторить и закрепить с детьми изучаемый материал в непринуждённой игровой форме.

2. Занятия по физической культуре, продолжительностью 8-10 минут. В соответствии с требованиями ООП ДОУ, Программой развития ДОУ, Сан Пин организую занятия по физической культуре 3 раза в неделю, а также особое внимание уделяю двигательной активности детей на улице. Всю двигательную активность малышей, также планирую и организую в соответствии с комплексно-тематическим планированием. Чтобы привлечь детей, разбудить интерес к занятиям физкультурой в работе часто использую сказочный сюжет, привлекаю кукол, изображающих сказочных и мультипликационных героев.

3. Комплекс пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В последнее время педагогами наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей в раннем возрасте, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Поэтому мы ввели в комплекс утренней гимнастики элементы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику мы выполняем сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Проводить их лучше эмоционально в игровой форме.

У детей дошкольного возраста необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Пальчиковая гимнастика должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.

4. Предметно-развивающая среда. Не маловажным является и предметно-развивающая среда, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста. С целью систематизации физкультурно-оздоровительной работы в группе создан спортивный уголок, где представлена наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей, картотека подвижных игр, картотека пальчиковых игр, картотека по утренней гимнастике, стихи о спорте. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: карусель, корзина для метания предметов, ворота, различные массажные дорожки, футбольные ворота, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, обручи, комплект разноцветных кеглей и шаров, массажные мешочки, флажки, погремушки, кубики, платочки, комочки разноцветные; природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время. Для организации подвижных игр в уголке размещены эмблемы и шапочки различных сказочных героев.

Таким образом, рациональное использование и гармоничное сочетание здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости дошкольников и уменьшению адаптационного периода в детском саду.

Источник

10 фактов о развитии детей раннего возраста как социальной детерминанты здоровья

Факт 1

Умственное и биологическое развитие в течение первых лет жизни зависит от качества его стимулирования в окружающей ребенка среде на уровне семьи, общины и общества. Развитие детей раннего возраста (РДРВ), в свою очередь, является детерминантой здоровья на протяжении всей жизни. Эти факты, вместе взятые, делают развитие детей раннего возраста социальной детерминантой здоровья.

Факт 2

Решение проблем РДРВ означает создание условий для всестороннего физического, социально-эмоционального, языкового и познавательного развития детей, начиная с пренатального периода и до 8 лет.

Факт 3

Для развития детей раннего возраста имеют большое значение безопасные, сплоченные, ориентированные на детей районы, общины и селения.

Факт 4

Для улучшения состояния развития детей раннего возраста глобальное сообщество должно непрерывно улучшать условия для надлежащего воспитания детей в семьях путем обеспечения экономической надежности, гибких графиков работы, информации и поддержки, а также охраны здоровья и качественного ухода за детьми.

Факт 5

Необходимо устранить препятствия на пути доступа к программам и службам, доказавшим свою эффективность в поддержке физического, социально-эмоционального, языкового и познавательного развития детей раннего возраста.

Факт 6

Развитие детей необходимо стимулировать и поддерживать, а также оказывать помощь в их воспитании в то время, когда их родители отсутствуют. Высококачественная забота о детях и обучение детей раннего возраста могут повысить вероятность их успехов в дальнейшей жизни.

Факт 7

Развитие детей раннего возраста является краеугольным камнем развития человека и должно занимать центральное место в наших подходах к оценке успешности сообществ. Благодаря применению сопоставимых подходов к оценке состояния развития детей раннего возраста во всем мире сообщества смогут оценить свои успехи.

Факт 8

Для достижения успехов в области развития детей раннего возраста необходимо партнерство не только международных, национальных и местных организаций, но и семей во всем мире.

Факт 9

Многие участники международного сообщества развития согласны с тем, что выживание детей и развитие детей не противоречат друг другу, но финансирование программ в международном сообществе развития до сих пор не отражает этого понимания.

Факт 10

Среди всех социальных детерминант здоровья РДРВ является самым простым для понимания экономическими лидерами сообществ, так как улучшенное РДРВ означает не только лучшее здоровье, но и более продуктивные трудовые ресурсы, сокращение расходов на уголовное судопроизводство и понижение давления на сеть социальной безопасности в других областях. Национальные и международные финансовые и денежно-кредитные институты должны признать, что расходы на развитие детей раннего возраста являются инвестициями и сделать это соответствующей составной частью своей политики.

Источник

Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста

Елена Юбко
Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и совместно с родителями воспитанников, ведь детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием.

Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Формами организации оздоровительной работы,являются:

самостоятельнаядеятельностьдетей,

двигательно-оздоровительные минутки,

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами,

физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему,

Дни здоровья,

В своей работе использую программу и методики физического воспитания и развития детей авторов, которые рекомендованы программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

В группе оборудован «Уголок здоровья», оснащенный необходимым оборудованием для успешного физического воспитания ребенка, оформлена картотека стихов сопровождающих физические упражнения, картотека подвижных игр, пособия для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко использую подвижные игры, пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников определила приоритеты в режиме дня.

Первое место принадлежит физкультурно-оздоровительной работе.К ней относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок.

Второе место в двигательном режиме детей занимает непосредственно организованная деятельность по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. В группе своевременно осуществляется проветривание и влажная уборка, обеспечивается оптимальный температурный режим, дети находятся в соответствующей температурному режиму и типу деятельности одежде и обуви. Перспективный и календарный планы разрабатываются с учётом как индивидуальных психофизических особенностей так и группы в целом.

Для повышения интереса ввожу увлекательные игровые упражнения, использую рифмованные фразы, которые повышают интерес детей и помогают правильно выполнить упражнение, например, «Мы на пальчиках идем, прямо голову несем», или «Побежали, побежали, никого не обогнали», а также систематически один раз в месяц, провожу спортивные развлечения и досуги, два раза в год провожу спортивные праздники, где дети закрепляют полученные ранее двигательные навыки.

Третье место отвожу самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

В группе разработан план мероприятий по оздоровлению детей, который согласован со старшей медсестрой ДОУ.

Для профилактики и коррекции плоскостопия, дети, проснувшись, проходят по ребристым дорожкам, шнуру, дорожке с палочками, выполняют комплекс специальных упражнений после сна. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

Стараюсь как можно больше находиться с детьми на свежем воздухе.

Как известно в ходьбе участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, вырабатывается правильная осанка, тренируются дыхательная и сердечнососудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться.

Во время прогулок дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Занятия бегом улучшают работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогают более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. Игры на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни. Оздоровительный бег – одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы. Привычка бегать помогает получить ежедневную дозу движений, необходимую для нормальной жизнедеятельности организма.

Прыжки, как и бег — неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений.

Считаю, что двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаю зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости.

Веду активную работу с родителями в данном направлении, так как «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Родители принимают участие в спортивных совместных мероприятиях. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях довожу до сведения родителей как оценивать здоровье ребенка, в группе имеется подборка различных гимнастик, подвижных игр, упражнений, рекомендую литературу.

Вся эта работа позволяют постепенно приобщить детей к здоровому образу жизни.

«Здоровье ребенка». Консультация для педагогов Здоровье ребенка Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья (физического, психического, социального).

Первый день в бассейне охранение и укрепление здоровья дошкольников — одна из актуальнейших проблем нашего времени. Здоровье – это не только отсутствие болезней.

Источник

Читайте также:  Основы формирования здоровья детей учебник кильдиярова макарова лобанов
Adblock
detector