«Здоровье — психофизическая гармония»
консультация по теме
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul._zdorove.odt | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №13
на тему: «Здоровье — психофизическая гармония»
воспитатель Гуляева В.Б.
Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье это совокупность ресурсов человека: физических, функциональных, психических и психоэмоциональных. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такие словосочетания, как «здоровье сберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу нужно решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Концепции дошкольного воспитания сказано о том, что именно «в дошкольном возрасте закладываются фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, преображаются физические качества; вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания; приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни». Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала. Возвращаясь к вопросу понимания здоровья, хотелось бы вспомнить профессора Г. Сигериста: «Здоровье – не значит просто отсутствие болезней; это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Замечательные слова подтверждают то, что нельзя определить здоровье ребенка только измерением его роста и веса, или количеством дней, пропущенных по болезни. Вопрос не простой, и не раз исследователи обратились за его решение. И пришли к выводу: без физкультуры никак не обойтись. Любое нарушение комфортного состояния ребенка обязательно проявиться в его двигательной деятельности. В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни нельзя не отметить важность взаимодействия с семьей. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» В. А. Сухомлинский Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
В детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья:
1) Поддерживать у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.
2) Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.
3) Помочь ребенку осознавать свои поступки. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».
4) Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.
5) Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.
Источник
Педсовет «Здоровье — это психофизическая гармония»
Екатерина Саукова
Педсовет «Здоровье — это психофизическая гармония»
1. Игровое упражнение «Притча»
Если бы я была добрым волшебником, чтобы я сделала для того, чтобы все дети на земле были бы здоровыми!
«Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек.Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным»,другой сказал: «Человек должен быть здоровым»,третий сказал: «Человек должен быть умным»,Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека, его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. Как вы думаете, куда боги спрятали здоровье?
Один из богов сказал: ««Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь дар богов!»
Итак, тема нашего сегодняшнего педсовета посвящена здоровью:
О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознает важность разумного отношения к своему здоровью…
Продолжите, пожалуйста,фразу: «Путь к здоровью это…» (блиц опрос педагогов).
Мы уточнили, что путь к здоровью – это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает понимать здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
2. Упражнение «Ассоциации»: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребенка? После того, как ассоциации названы, подводится итого, обобщающие ответы. Здоровый человек – это человек, успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. Психически здоровые дети уверены в себе, легко общаются со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в познании окружающего мира.
3. Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Необходимо разделиться на 2 команды: (кружки красного цвета на правую сторону) это команда – «родители», (кружки желтого цвета) – «воспитатели». Каждая команда участников отвечает на предложенные вопросы с точки зрения родителей и с точки зрения воспитателей.
• Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
• Назовите факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.
• Что вы делаете для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка?
• Каким образом у ребенка проявляется потребность в психической разрядке?
• Что входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта? (музыка – терапия, сказка – терапия, арома – терапия и т. д.).
Эффективность физкультурно-оздоровительнойработы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, учителем-логопедом.
Психологическое здоровьеребенка включает в себя следующие компоненты жизнедеятельности:
1. состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
2. адекватное социальное поведение;
3. умение понимать себя и других;
4. более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
5. умение делать выбор и нести за него ответственность.
Иными словами, психологически здоровые дети находятся в состоянии внутреннего благополучия, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных психологических проявлений и обеспечивает поведение, адекватное окружающей обстановке. Психически здоровые дети уверены в себе, легко общаются со сверстниками и взрослыми, принимают активное участие в познании окружающего мира.
Очень важно помнить, что именно взрослые несут ответственность за развитие и психологическое здоровье детей, особенно на начальных этапах их жизни. И именно заботливое отношение к ребенку, внимание к его потребностям, любовь и уважение позволят сформировать из ребенка сильную, успешную, психологически здоровую личность.
Что могут сделать педагоги для формирования психологического здоровья у своих воспитанников?
1) обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку);
2) обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
3) формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка).
К факторам, формирующим психологическое здоровье,относятся:
наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья;
в целом положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешных форм поведения и эмоционального реагирования;
как можно более ранее формирование у ребенка установки на позитивное мировосприятие, формирование умения находить разные источники положительных эмоций, способности к самостоятельному сохранению душевного равновесия, т. е. Развитие саморегуляции ребенка;
умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка взрослых.
В дошкольном учреждении оно зависит от многих причин:
1. Состояние ребенка в период посещения ДОУ
2. Особенности взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ
3. Особенности взаимоотношений с детьми группы
4. Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ
5. Обстановка в семье
Признаки стрессового состояния у ребенка:
• Трудность засыпания и беспокойный сон.
• Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла.
• Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
• Беспокойство и непоседливость.
• Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых.
• Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь.
• Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.
• Игра с половыми органами.
• Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук.
• Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения.
• Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.
Конспект интегрированного музыкального занятия «Зимние узоры» в рамках экологического проекта «Гармония музыки и природы» «Зимние узоры» Интегрированное занятие №3 в рамках творческого проекта «Гармония музыки и природы» Программное содержание: развивать творческие.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Лаборатория почемучек. Здоровье зубов — здоровье всего тела» Цель: формировать умение детей заботиться о своем здоровье, учить ответственно относиться к состоянию зубов. Задачи: — формировать умение.
Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в рамках проекта «Гармония музыки и природы» Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать.
Педсовет «Что такое здоровье человека?» “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им,.
Педсовет по игровым технологиям Педагогический советУчите детей, играя!Составила: Бычкова Валентина Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Педсовет «Психологический комфорт в ДОУ» Разработала: Секалина Т. В., ГБДОУ детский сад №72 комбинированного вида Калининского района СПб Педсовет «Психологический комфорт в ДОУ».
Стихотворения: «Чехарда» и «Детства гармония» Хочу поделиться стихами. ***Чехарда*** Как-то раз, чехарда приключилась, Небо в море случайно свалилось… Но, ничуточки не испугалось,.
Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе «Все на карнавал» в рамках проекта «Гармония музыки и природы» Программное содержание: продолжать знакомить детей с чертами изобразительности в музыке, углублять знания детей о средствах музыкальной.
Установочный педсовет «Чудесный огород» Тема: «Установочный педсовет-2019». Название педсовета: ««Чудесный огород». Цель: подведение итогов работы за 2017-2018 учебный год, результаты.
Весенняя поэтическая экскурсия в рамках экологического проекта «Гармония музыки и природы» «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце»Весенняя поэтическая экскурсия Цель: воспитывать у детей.
Источник